THE ROLE OF MARKETING TECHNOLOGIES IN THE MUNICIPAL REGULATION OF THE LABOR MARKET
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the context of the reform of the social sphere development and application of marketing aims to more fully and effectively meet the needs of citizens areas of education, social security and pension been ensured liver, employment, management of specific municipal, ensuring personal safety and protection of personal governmental and non-property rights.

Keywords:
social, labor market, marketing techniques
Text

Потребность в изменении методов и форм работы по оказанию социально значимых услуг населению, включая профессиональное обучение и трудоустройство, объясняет обращение к маркетинговым технологиям в условиях общественных трансформаций в современной Рос- сии. В контексте реформы социальной сферы разработка и применение маркетинга направле- ны на более полное и эффективное обеспечение потребностей граждан территории в образо- вании, социальном и пенсионном обеспечении, трудоустройстве, управлении конкретным муниципальным образованием, обеспечении личной безопасности и защиты личных имуще- ственных и неимущественных прав, реализации и развитии гражданских прав и свобод, на- учном знании, сохранении и укреплении здоровья, саморазвитии и других ценностях, имеющих общественное значение. Важнейшим сегментом общего муниципального рынка выступает рынок труда. Рынок труда рассматривается как система отношений, складывающихся между работодателем и на- емным работником по поводу спроса и предложения рабочей силы и ее воспроизводства, обеспечивающих процесс непрерывного общественного развития. На муниципальном уровне роль маркетинга в системе управления рынком труда заключается в поддержании соответст- вия спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях территории (муниципально- го образования), то есть в решении следующих задач: 1) оперативное изучение и анализ конъюнктуры спроса на рабочую силу и предложение рабочих мест для формирования тру- дового потенциала, соответствующего по своим количественным и качественным характери- стикам требованиям муниципального хозяйства, региона с учетом менталитета населения; 2) обеспечение территории необходимыми кадрами из различных источников, в том числе и за счет межмуниципального (межрегионального) перераспределения; 3) выявление ориентации населения при выборе сферы занятости и места работы; 4) обеспечение муниципальных об- разований эффективной и динамичной занятостью населения (обучение, переобучение, тру- доустройство высвобождаемых работников и незанятых граждан, нуждающихся в трудоуст- ройстве). Важно отметить, что регулирование занятости в направлении сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы предполагает два достаточно самостоятельных направления деятельности местных органов власти: воздейст- вие на спрос рабочей силы и ее предложение. Таким образом, исходным условием регулиро- вания занятости является организация и проведение маркетинга муниципального рынка тру- да, поскольку именно в этом направлении формируются основные комплексы мер по улуч- шению общей ситуации в сфере обеспечения занятости населения конкретного муниципаль- ного образования, и как следствие, укрепление трудовых основ формирования доходов насе- ления. Важным фактором занятости также должна стать способность городской (муници- пальной) службы занятости населения формировать структуру учебной сети, которая в со- стоянии обработать имеющиеся трудовые потоки. Для этого требуется создание системы профессиональной подготовки и переподготовки незанятых граждан, как в учебных заведе- ниях, так и на предприятиях, в учреждениях и организациях. Для реализации положений политики властей на муниципальном уровне необходимо проведение следующих маркетинговых мероприятий: 1) изучение тенденций развития от- раслей, представленных в муниципальном образовании своими хозяйствующими субъекта- ми; 2) формирование условий для развития инфраструктуры цивилизованного муниципаль- ного рынка труда, включая наличие следующих необходимых субъектов: продавцов и поку- пателей рабочей силы, посредников (муниципальные центры занятости, агентства по найму персонала, миграционные службы, профессиональные учебные заведения и т.д.); 3) проведе- ние мониторинга трудовых ресурсов на соотношение спроса и предложения рабочей силы; 4) выявление и формирование условий для поддержания соответствия спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях муниципальных образований; 5) формирование усло- вий для притока квалифицированной рабочей силы в соответствии с имеющимся на нее спросом; 6) разрабатывать маркетинговые планы и программы по развитию рынка труда и т.д. Следует учитывать, что рынок труда напрямую связан с рынком образовательных услуг, т.к. любое образовательное учреждение так или иначе выходит на рынок рабочей силы. Од- нако влияние рынка труда на профессиональное образование не структурировано; пока не сложились механизмы трансформации ситуации на рынке труда в формирование образова- тельных программ, что связано с переходным состоянием данного рынка. Это приводит к появлению диспропорций между структурой подготовки кадров и структурой спроса на них. Поэтому одним из условий устойчивого состояния развития рынка труда являются исследо- вания возможного спроса на содержание, процесс и результаты деятельности образователь- ных учреждений, т.е. маркетинговые исследования. Наряду с этим чрезмерная коммерциализация профессионального образования способна привести к зависимости всей системы высшего образования от платежеспособного спроса населения, что ограничивает его доступность, дестабилизирует развитие. Сейчас спрос на образовательные услуги отражает в основном интересы платежеспособного населения, одна- ко он не способен учитывать необходимую избыточность системы образования по отноше- нию к сиюминутным запросам рынка. Рынок в принципе не способен формировать будущий спрос на профессиональное образование вследствие ограниченности занимаемого им эконо- мического пространства и решаемых им задач. Устойчивый интерес к услугам учреждений высшего профессионального образования без учета предложений на рынке труда объясняет- ся, на наш взгляд тем, что у россиян сложился социальный стереотип ценности высшего об- разования как залога стабильного социального положения гражданина в обществе. С другой стороны, проблема инвестирования в человеческий капитал напрямую связана с нечетким определением результатов при получении образовательной услуги, а также вре- менной задержкой между вложением средств и получением отдачи. Все это создает инвести- ционный риск, т.к. профессиональная подготовка слабо ориентирована на структуру спроса на рынке труда. Низкий уровень информированности абитуриентов, студентов и выпускни- ков о состоянии и динамике рынка труда, о спросе на конкретные специальности, а также воздействие мотива «престижности», сиюминутных предпочтений при выборе специально- сти и возможностей трудоустройства приводят к негативным последствиям. Потребителю предлагаются профессии, но отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить их будущую востребованность. Основными задачами использования маркетинговых технологий являются: организация работы по формированию, выявлению мотиваций, стимулированию и прогнозированию раз- вития целевых муниципальных рынков трудовых ресурсов; сегментирование данного рынка; разработка процедур и технологий эффективного контроля и мониторинга формирования и функционирования рынка труда; осуществление кратко-, средне- и долгосрочного прогнози- рования потребностей, объемов и структуры рынка трудовых ресурсов конкретного муниципального образования, а также формирование системы эффективного оперативного управле- ния этими ресурсами и контроля за их использованием; создание комплекса маркетинга тру- довых ресурсов и формирование системы управления им; разработка интегрированных мар- кетинговых коммуникаций для различных категорий работодателей; обоснование целесооб- разности и результативности формирования службы маркетинга трудовых ресурсов, ее встраивание в существующие структуры действующих органов исполнительной и предста- вительной власти МО; создание информационного обеспечения и анализ функционирования рынка профессионального образования и рынка труда; разработка правил и процедур, мето- дов и подходов стратегического планирования, а также составление и реализация маркетин- говых программ по развитию рынка трудовых ресурсов.

References

1. Kulikova, E. S. Territorial'nyy marketing kak element ravnovesiya ekonomicheskih interesov regiona [Tekst] / E.S. Kulikova // Agrarnyy vestnik Urala. 2015. № 2. S. 84-88.

2. Ruschickaya O.A., Kulikova E.S. Marketingovaya koncepciya strategii razvitiya territoriy. // Agrarnyy vestnik Urala. 2015. № 10 (140). S. 90-92.

3. Ruschickaya O.A. Stozhko K.P., Kruzhkova T.I. Evraziyskaya integraciya: nastoyaschee i buduschee. // Agrarnyy vestnik Urala. 2016. № 03 (145). S. 102-108

Login or Create
* Forgot password?