Russian Federation
GRNTI 68.01 Общие вопросы сельского хозяйства
pytayutsya ispol'zovat' kak orudie v konkurentnoy bor'be strany s razvitym agrarnym sektorom, ispol'zuya metody "kollektivnoy diplomatii". Etomu spo-sobstvuet i to, chto osnovnaya massa eksportno-importnyh operaciy s prodovol'stviem, ve-detsya krupnymi transnacional'nymi korporaciyami, imeyuschimi tesnye svyazi s nacional'-nymi pravitel'stvami i osuschestvlyayuschimi lobbirovanie svoih interesov cherez nacio-nal'nye i mezhdunarodnye organy vlasti. V Rossiyu esche malo moschnyh vertikal'no integ-rirovannyh struktur, kak mezhdunarodnye TNK, kotorye mogut vesti effektivnuyu konku-rentnuyu bor'bu. V sel'skohozyaystvennom proizvodstve skoree idet passivnoe prisposoble-nie krest'yan k menyayuschimsya usloviyam, chasto vyrazhayuscheesya v svertyvanii proizvodstva. Razvitym stranam, osnovnym eksporteram prodovol'stviya, seychas vygodnee prodavat' s ubytkom izlishki produkcii, tak kak eto minimiziruet ih izderzhki. Institucional'nye preobrazovaniya v agrarnoy sfere Rossii poka ne poluchili dosta-tochnogo dinamizma. Daleko ne zavershena zemel'naya reforma. Poka v Rossii net ob'ektiv-nyh usloviy, kotorye mogut obespechit' eto, v pervuyu ochered', obschaya ubytochnost' sel'sko-hozyaystvennogo proizvodstva, kak istochnika zemel'noy renty v agrarnom proizvodstve, bez chego nevozmozhno obespechit' normal'noe funkcionirovanie zemel'nogo rynka. Vyyavleno, chto dlya effektivnogo deystviya konkurentnogo mehanizma v agrarnom sektore Rossii nedos-tatochno institucional'nyh preobrazovaniy tol'ko v sfere sobstvennosti, neobhodimo sozdanie sootvetstvuyuschey institucional'noy sredy, vyrazhennoe v edinstve deystviya eko-nomicheskih, pravovyh, social'nyh institutov rynochnogo hozyaystva. Negativnoe davlenie vneshnih usloviy tormozit provedenie strukturnoy perestroyki sel'skohozyaystvennogo proizvodstva.
agrarnyy sektor, instituty rynochnogo hozyaystva, konkurentnyy rynok, sel'skohozyaystvennye proizvoditeli, faktory proizvodstva, fermerskie hozyaystva, hozyaystva naseleniya, eksport prodovol'stviya.
На современном этапе в России сложились особые условия, обуславливающие специфи-ку конкуренции в аграрном секторе России. Это деятельность в условиях кризиса, причиной которого явилось несоответствие институциональных основ российского государства ры-ночному порядку. Выявлено, что действие всех факторов производства пока не способствует развитию эффективной конкуренции. Во-первых, действие технико-экономических факто-ров. Сейчас в аграрном производстве нет резерва финансовых и материально-технических
средств. В отличие от развитых стран, не отлажен инвестиционный механизм. Слабо развита производственная инфраструктура. Большая степень износа (физического и морального) ос-новных средств производства, снижающаяся фондовооруженность отрасли, деградация и выбытие из оборота больших площадей сельскохозяйственных угодий. Во-вторых, незавер-шенность правовых аспектов деятельности. В целом отсутствует строгая система законов, регулирующих конкурентную борьбу на продовольственных рынках. В-третьих, несовер-шенство организационно - управленческих условий. Это несовершенная структура сельско-хозяйственного производства. Несоответствие форм и методов управления требованиям ры-ночного порядка, недостаточное использование в управлении мотивационных факторов. Слабое информационное обеспечение управления производством, слабое развитие интегра-ционных связей в рамках агробизнеса. В-четвертых, несоответствие социально-психологических факторов деятельности аграрного сектора рыночной экономике. Это пси-хологическая и техническая неподготовленность большинства крестьян к самостоятельной деятельности в условиях рынка, отсутствие традиций рыночной этики поведения, навыков конкурентной борьбы.
Выявлено, что в последние годы произошли значительные изменения в практике функ-ционирования мирового продовольственного рынка. Обострение конкурентной борьбы при-вело к созданию международной организации, регулирующей конкуренцию на этом рынке. Но положение дел таково, что иногда ВТО пытаются использовать как орудие в конкурент-ной борьбе страны с развитым аграрным сектором, используя методы «коллективной дипло-матии». Этому способствует и то, что основная масса экспортно-импортных операций с про-довольствием, ведется крупными транснациональными корпорациями, имеющими тесные связи с национальными правительствами и осуществляющими лоббирование своих интере-сов через национальные и международные органы власти. В Россию еще мало мощных вер-тикально интегрированных структур, как международные ТНК, которые могут вести эффек-тивную конкурентную борьбу. В сельскохозяйственном производстве скорее идет пассивное приспособление крестьян к меняющимся условиям, часто выражающееся в свертывании производства. Развитым странам, основным экспортерам продовольствия, сейчас выгоднее продавать с убытком излишки продукции, так как это минимизирует их издержки. России же, на данном этапе, выгоднее купить подороже продукты на внутреннем рынке, так как это максимизирует доходы общества и государства в целом. Тем более, что конкурентные цены, складывающиеся на мировом рынке, не всегда отражают истинное положение рыночной конъюнктуры. Дешевый импорт может носить черты монополистического характера, быть мнимым или временным [5].
Институциональные преобразования в аграрной сфере России пока не получили доста-точного динамизма. Далеко не завершена земельная реформа. Пока в России нет объектив-ных условий, которые могут обеспечить это, в первую очередь, общая убыточность сельско-хозяйственного производства, как источника земельной ренты в аграрном производстве, без чего невозможно обеспечить нормальное функционирование земельного рынка. Выявлено, что для эффективного действия конкурентного механизма в аграрном секторе России недос-таточно институциональных преобразований только в сфере собственности, необходимо создание соответствующей институциональной среды, выраженное в единстве действия эко-номических, правовых, социальных институтов рыночного хозяйства. Негативное давление внешних условий тормозит проведение структурной перестройки сельскохозяйственного производства. Пока не удается переломить тенденцию к свертыванию и натурализации сель-скохозяйственного производства. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, других рыночных институтов, обуславливают высокие трансакционные издержки в экономике Рос-сии. Это сдерживает развитие эффективных производственных структур в аграрном секторе. Ведет к тому, что пока на аграрном рынке России преобладают нетипичные субъекты конку-рентной борьбы, такие как крупные коллективные хозяйства, а так же подсобные хозяйства населения [5].
Негативное давление внешних условий не дает возможности фермерским хозяйствам реализовать все потенциальные преимущества, которые заложены в них. Поэтому их роль на продовольственном рынке России пока очень мала. В этих условиях, по нашему мнению, це-лесообразно развитие различных форм кооперации и интеграции в аграрном производстве, в том числе небольших коллективных форм хозяйствования. Мировой опыт хозяйствования доказал эффективность и жизнеспособность такой формы организации производства в сель-ском хозяйстве. Мы считаем, что и в России есть объективные условия для появления и функционирования таких хозяйств. Одновременно необходима вертикальная интеграция производства на основе использования потенциала существующих коллективных хозяйств, агрокомбинатов, образования новых кооперативных форм хозяйствования. Надо ориентиро-ваться на создание таких структур, которые могут вести конкуренцию не только в производ-стве, но и в сфере сбыта продукции. В связи с этим необходимо ускоренное развитие произ-водственной инфраструктуры аграрного производства. Именно она способствует минимиза-ции трансакционных издержек, усиливает конкуренцию на рынке и конкурентоспособность участников этой борьбы. В первую очередь, это развитие финансово-кредитной сферы, раз-витие коммуникаций, информационное обеспечение аграрного производства. Это поможет быстрее реализовать потенциальные возможности российского агропромышленного ком-плекса. Специфика формирования конкурентной среды в аграрной сфере России может быть
раскрыта как: создание соответствующих институциональных условий, адекватных совре-менному рыночному порядку, дающих возможность более полной реализации потенциаль-ных конкурентных преимуществ аграрного сектора России [3].
В реализации этих возможностей важное место занимает участие государства. Рынок аг-рарной продукции подразумевает активное участие государства в формировании конкурент-ной среды в этой отрасли.
Конкуренция в аграрном секторе является результатом действия единства противоречи-вых факторов: максимальной свободы деятельности рыночных сил и значительного воздей-ствия государства на идущие в отрасли процессы, что обеспечивает в целом эффективность общественного производства. Регулирование конкуренции на аграрном рынке в развитых странах представляет собой развитую и дорогостоящую систему. В настоящее время в Рос-сии невозможно обеспечить такую же мощную поддержку аграрной сферы, но можно учесть принципы и методы, используемые для этого. Обобщение теоретических основ и практики государственного регулирования конкурентных отношений в аграрном секторе за рубежом и в России позволяют нам сформулировать следующие направления государственной под-держки формирования конкурентной среды на современном этапе переходного периода. Свои усилия правительство может сконцентрировать для создания благоприятных условий в аграрном производстве и создания системы сбыта для отечественных продуктов питания, в том числе и с привлечением иностранного капитала. Это введение льготного налогового ре-жима для аграрного сектора, ограничение деятельности естественных монополий на аграр-ном рынке, всемерное содействие в становлении и развитии производственной инфраструк-туры, применение протекционистской политики по отношению к внутреннему продовольст-венному рынку. Реализация данных мероприятий предполагает целый комплекс программ и мероприятий. В первую очередь завершение создания законодательной базы, разграничение функций различных государственных органов, что в конечном счете должно привести к по-степенному становлению и укреплению действия конкурентного механизма в аграрном сек-торе экономики России [4].
Функционирование в условиях конкурентного рынка предполагает использование про-изводителями всех методов конкурентной борьбы. Это и ведение ценовой конкуренции и не-ценовая конкуренция. Как мы выяснили, одной из причин медленной адаптации сельскохо-зяйственного производства к рыночному порядку, является отсутствие опыта ведения конку-рентной борьбы субъектами производства. Для обеспечения конкурентоспособности, рос-сийскому аграрному сектору необходимо резко увеличить производительность труда, улуч-шить качество продукции, увеличить глубину переработки продовольственных товаров, расширить ассортимент предлагаемой продукции. Для этого необходима оптимизация струк-
туры производства, улучшение стада животных, оптимизация структуры выпускаемой про-дукции. А так же расширение подсобного производства на селе, широкое использование маркетинга, рекламы. При осуществлении рекламной кампании необходима консолидация усилий частных российских фирм, государственных и негосударственных организаций в пропаганде отечественных продуктов. В основе конкурентоспособности наших продуктов, по нашему мнению, должна быть экологическая чистота российских продовольственных то-варов, на основе производства экологически чистого сырья. Для этого необходимо привле-чение в производство достижений науки в области селекции, биотехнологии и других сфер. Все это может позволить в будущем обеспечить конкурентоспособность российских произ-водителей на мировом и отечественном аграрном рынке [1].
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует система мониторинга со-стояния конкурентной среды, показатели и критерии ее оценки. Ощущается серьезный де-фицит глубоких научных исследований состояния конкурентной среды. Немногочисленные исследования, проведенные в последнее десятилетие, основываются на качественных пока-зателях, полученных в результате опросов предпринимателей. Такие исследования не позво-ляют получить количественные оценки уровня конкуренции, однако они дают возможность качественного анализа состояния дел, также необходимого для разработки Программы раз-вития конкуренции.
Свидетельством невысокой интенсивности конкуренции являются низкие показатели мобильности российских компаний – как входа на рынок, так и выхода с рынка. Эти показа-тели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве стран с развитой и раз-вивающейся экономикой [2].
Кроме того, вследствие высоких административных барьеров, необоснованных префе-ренций со стороны государства, высоких транспортных издержек в большей части отраслей и рынков, а также несовершенства антимонопольного регулирования, имеют место искаже-ния конкурентной среды. На сегодняшний день около 20% участников российских рынков не ощущают конкуренции как важного фактора принятия бизнес-решений, и при этом лишь около 37% ощущают острую конкуренцию как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных конкурентов.
Малое развитие конкуренции на рынках Российской Федерации далеко не всегда явля-ется реализацией угроз, связанных со структурой рынка и институциональной средой дея-тельности компаний. В том числе, ответственность лежит и на проводимой конкурентной политике. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использова-лись защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольно-го законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ог-
раничено довольно узким инструментарием, направленным, прежде всего, на устранение правонарушений, а не развитие конкуренции. Более того, чрезмерное ужесточение антимо-нопольного регулирования наоборот может оказать отрицательное воздействие на состояние конкурентной среды, снижая стимулы для предпринимательской деятельности и ограничи-вая эффективные для экономического развития деловые практики.
Перечисленные выше опросы предприятий и аналитические исследования показывают, что препятствиями развития конкуренции являются:
- негативное воздействие государства на состояние конкурентной среды: чрезмерное ко-личество и необоснованность административных барьеров, излишнее государственное регу-лирование, избыточное присутствие государства в экономике, систематическое нарушение органами государственной власти антимонопольного законодательства;
- несоответствие уровня, темпов развития и размещения транспортной и энергетической инфраструктуры потребностям бизнеса;
- недостаток информационного обеспечения рыночных процессов: отсутствие механизмов прозрачного ценообразования и общепризнанных индикаторов цены на рынках однородных товаров.
Недостаточная защита прав собственности снижает стимулы входа на рынки новых участников, искажает стимулы предпринимателей в сторону краткосрочных целей, и не спо-собствует привлечению долгосрочных инвестиций в новые активы, которые должны слу-жить главной движущей силой конкуренции.
В процессе проведения административной реформы снято либо снижено значительное количество административных барьеров, в том числе существенно сокращен перечень ли-цензируемых видов деятельности, часть из них планируется заменить обязательным страхо-ванием, упрощен порядок регистрации организаций и предпринимателей, сокращен перечень товаров подлежащих обязательной сертификации, для отдельных видов деятельности разра-ботан уведомительный порядок начала их осуществления.
Однако на данный момент работа по снижению административных барьеров не завер-шена – значительное количество обязательных процедур и требований подлежат отмене, со-кращению и изменению. Кроме того, подлежат разработке механизмы, препятствующие по-явлению новых административных барьеров.
Опросы предпринимателей показывают, что административные барьеры являются су-щественным, а для некоторых новых и малых предприятий, а также предприятий в сферах деятельности с относительно небольшой нормой рентабельности, запретительно высокими.
В отношениях органов исполнительной власти, с одной стороны, и бизнеса, с другой, остаются нерегламентированные области, создающие риск коррупции. Во многих сферах со-
храняются ограничения входа новых участников на рынки в виде необоснованных разреше-ний, избыточного количества лицензий или мер таможенно-тарифного регулирования. Не полностью разграничены функции по контролю (функции по проведению испытаний, изме-рений, экспертиз) и надзору (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разреше-ний, приостановление деятельности).
Значимой проблемой является нелегальное вмешательство органов власти и их должно-стных лиц в экономические отношения. На региональном и муниципальном уровнях исполь-зуется практика неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискрими-национный подход к оказанию услуг, организация давления посредством использования ад-министративного ресурса и пр. Это подтверждается данными ФАС России, которые свиде-тельствуют о пренебрежении органов власти к антимонопольному законодательству. Так, за последние 2,5 года доля нарушений антимонопольного законодательства органами власти остается чрезвычайно и устойчиво высокой. Почти половина всех дел о нарушении антимо-нопольного законодательства по статистике приходится на долю неконкурентных действий органов власти: 46,2% в 2007 году. При этом количество таких дел по сравнению с преды-дущим годом возросло на 17%, а доля повторных нарушений органами власти составила 22% (2007 г.) в общем количестве выявленных нарушений. При этом очевидно, что значительная часть правонарушений, совершаемых органами власти, остается латентной и не фиксируется статистикой ФАС России.
Нестабильность базовой инфраструктуры может стать серьезным фактором ослабле-ния конкурентоспособности российских предприятий. Центральной причиной этого является незавершенность реформ в сфере электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, а также отсутствие экономических агентов, обладающих необходимыми стимулами и возмож-ностями для того, чтобы поддерживать инфраструктурные сети в рабочем состоянии.
В некоторых отраслях угрозой конкуренции являются структурные диспропорции, как унаследованные от советской системы размещения ресурсов, так и созданные в ходе эконо-мического развития последних лет. В структуре отраслей сохраняется преобладание крупных и сверхкрупных предприятий, при незначительной доле малого и среднего бизнеса. В тече-ние последних десяти лет концентрация производства в ряде отраслей резко повысилась бла-годаря слияниям, а в системе торговли – благодаря конкуренции между крупными сетевыми торговыми организациями.
При этом степень негативного влияния относительно высокой концентрации произ-водства в российской экономике, как правило, преувеличивается. Сам факт высокой концен-трации на рынке не означает заниженного уровня конкуренции. Согласно опросам предпри-ятий малого бизнеса только 22% представителей малых предприятий считают «монополиза-
цию рынка крупными компаниями» угрозой для малого бизнеса. Крупный бизнес может служить фактором развития малого и среднего бизнеса в процессе расширения практики субконтрактации и аутсорсинга.
Система мер по развитию конкуренции должна быть направлена на расширение пред-ложения товаров и услуг на внутреннем рынке за счет снижения обозначенных выше барье-ров, препятствующих увеличению производства и входа новых участников рынка.
1. Rys'myatov A.Z., Sledeva E.A. Monitoring effektivnosti predprinimatel'skoy deyatel'-nosti // Mezhdunarodnyy sel'skohozyaystvennyy zhurnal. 2013. № 5. S.98 - 103.
2. Serkov, A.F. Proizvoditel'nost' truda i konkurentosposobnost' produkcii sel'skogo hozyaystva v Rossii i v drugih stranah // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabaty-vayuschih predpriyatiy. 2012. № 4. S. 7-9.
3. Sokolova L.V. Adaptaciya predpriyatiy k usloviyam rynka. Har'kov: Izd-vo: FORT. 2016. 246 s.
4. Taranov P. M. Rossiyskaya agroprodovol'stvennaya sistema v kontekste konkurentosposob-nosti i prodovol'stvennoy bezopasnosti // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabaty-vayuschih predpriyatiy. 2011. № 10. S. 20 -23.
5. Chupina I. P. Razvitie regional'noy sistemy agroprodovol'stvennoy samoobespechenno-sti v usloviyah konkurentnoy sredy na prodovol'stvennom rynke. Ekaterinburg. Izd-vo Ur-GAU. 2010. 190 s.