student
Russian Federation
Ekaterinburg, Ekaterinburg, Russian Federation
GRNTI 12.01 Общие вопросы науковедения
V rezul'tate analiza raciona studentov ustanovleno, chto ih pitanie ne yavlyaetsya racional'nym. Zhirnye produkty v racione sostavlyayut – 41%, salaty – 20%, molochnye produkty – 13% nahodyatsya molochnye produkty (yogurty, molochnye napitki), ryba i morskie produkty – 5%. 8% studentov perekusyvayut sladkimi produktami, takie kak (shokoladnye batonchiki, gazirovannaya voda), 6% studentov voobsche ne pitayutsya v universitete, 3% studentov perekusyvayut fruktami i tol'ko 9% oproshennyh otdayut predpochtenie polnocennomu racional'nomu pitaniyu. V hode analiza bylo vyyavleno, chto 59% studentov predpochitayut na zavtrak chay ili kofe s buterbrodami i 41% imeyut polnocennyy priem pischi.
racion, pitanie, studenty, pischevye produkty, dieta
Учитывая значимость здоровья молодежи, обеспечивающей будущий экономический, социальный и культурный потенциал страны, изучение состояния питания студентов является актуальной задачей. Предотвратить и не дать развиваться заболеваниям можно, если вести здоровый образ жизни и, правильно питаться.
Среди составляющих здорового образа жизни одной из важнейших является оптимальное, правильное и разнообразное питание, поскольку оно обеспечивает хорошую работоспособность, стойкость к воздействию неблагоприятных факторов и нормальное протекание процессов роста и развития организма.
При умственном труде и слабой мышечной нагрузкой энергетические затраты организма в среднем составляют 2500 ккал в сутки. Условия трудовой деятельности лиц с малой физической нагрузкой, к которым относятся студенты, связаны с высоким нервно – психическим напряжением.
Напряженный ритм жизни современного человека, вызванный вмешательством в его жизнедеятельность новых технологий, автоматизации и компьютеризации многих процессов, огромных информационных потоков, дефицит времени для оперативных решений, загрязнение окружающей среды и многое другое оказывают тяжелые нагрузки на адаптационные системы организма.
Правильное рациональное питание – залог здоровья. Каким должно быть рациональное питание? Во-первых, сбалансированным, во-вторых, умеренным и, в-третьих, разнообразным. К сожалению, многие из людей не уделяют ему соответствующего внимания, а ведь многие заболевания возникают именно из-за этого.
3
Многие факторы цивилизации, привели к распространению гиподинамии (т. е., нарушение функций организма), это стало причиной ожирения, охватившей наше общество. Особую тревогу вызывает дефицит витаминов, как у взрослого, так и у большинства детского населения.
В настоящее время обнаружено, что сбалансированное питание необходимо не только для слаженного роста и стабильного функционального состояния организма, и для поддержания микро биоценоза желудочно-кишечного тракта, способствующего стабильности организма человека к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Состав питательного рациона, в котором преобладают молочные и растительные продукты, способствуют снижению факторов риска, создающих предпосылки для развития дисбактериоза различной этиологии (раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней).
Правильное питание — важнейшая потребность человека. Сбалансированный рацион питания способствует правильному пищеварению, обеспечению потребностей организма в энергии. Недостаточно изучены как особенности состояния здоровья студентов, и факторы, формирующие на этапе профессиональной подготовки.
Исходя из данных Всемирной Организации Здравоохранения, молодые люди до 30 лет составляют свыше 35 % населения в мире. В последние годы наблюдается понижение показателей здоровья среди молодого поколения, значительную часть которого составляют студенты. Что делает актуальным исследование факторов, которые влияют на состояние здоровья человека, такие как рацион питания и режим питания.
При добросовестном отношении к учебе, жизнь студента отличается перенапряжением нервной системы, нежелание следить за своим здоровьем. Во время сессии студент испытывает повышенные нагрузки – хроническое недосыпание, нарушение режима питания, отдыха. Все эти факторы приводит к нервно-психологическим срывам, появлению серьезных проблем со здоровьем, уменьшению работоспособности, снижению устойчивости к простудным заболеваниям, нарушению со стороны внутренних органов. В связи с вышесказанным, необходимо совершенствовать систему мониторинга питания студентов, отслеживать качество питания в условиях специфики их трудовой деятельности.
Цель работы заключается в проведении анализа, и выявление потребностей и желаний студента.
Задача данной работы заключается в исследовании рациона студентов, понятии, что хочет современный студент или, что ему не хватает в своем рационе.
Объектом проведенного исследования стал пищевой рацион студентов, которое изучалось благодаря составлению анкетирования. Студенты, отвечали на вопросы.
Популярны у студентов в современном мире продукты быстрого приготовления, содержащие большое количество различных ароматизаторов, консервантов и красителей.
В современном мире питание студентов наносит непоправимый удар по организму данного слоя населения, это связанно с недостаточным потреблением полезных продуктов питания. Довольно широкую распространенность имеют привычки в пище, обусловленные потреблением так называемого «пищевого мусора» (быстрое писание, фаст-фуд и т.д.).
Изучив анализ между питанием студентов, работоспособностью и образом жизни можно прийти к выводу, что несоблюдение правил здорового питания отрицательно влияет на показатели работоспособности, то есть, к повышению вероятность вредных привычек. Низкая культура питания, недостаточная информированность молодежи в вопросах здорового питания обусловливают необходимость проведения соответствующей санитарно-просветительной работы.
4
Часто рациональное питание студентов не имеет ничего общего с тем образом жизни, которые они ведут. Молодые люди питаются крайне однообразно – полуфабрикатами, малополезной и небогатой микроэлементами пищей с огромным содержанием в ней консервантов и жиров. Нередки случаи и потребления фаст-фудов иснэков.
Также, помимо фаст-фудов, большую опасность имеет питание всухомятку или перекусывание «на ходу». Это может вызвать острый и хронический гастрит, язву, воспаление кишечника, поджелудочной железы и желчного пузыря. То же можно сказать и о нерегулярном питании – два или даже один раз в день.
Проведя анкетирование студентов с целью оценки их качества питания в период учебного процесса. Результаты опроса показали, чем в период учебы питается студент, и питается ли он вообще:
- 3% – фрукты;
- 9% – полноценно питаются;
- 8% – сладкие продукты;
- 6% – не питаются во время учебы;
- 13% – молочные продукты;
- 20% – салаты;
- 41% – жирные продукты.
В результате анализа студенческих анкет, было выявлено, что питание студентов не является полноценным. Высокое положение в питании студентов занимают жирные продукты, которые составляют – 41%, а именно пиццы, пирожки. Второе место – 20% занимают салаты, которые студенты покупают в столовых и буфетах университета. На третьем месте – 13% находятся молочные продукты (йогурты, молочные напитки). 8% студентов перекусывают сладкими продуктами, такие как (шоколадные батончики, газированная вода), 6% студентов вообще не питаются в университете, 3% студентов перекусывают фруктами и только 9% опрошенных отдают предпочтение полноценному рациональному питанию.
Таблица 1
Частота приемов пищи.
Кратность приемов пищи
Количество студентов
Процент, %
1-2 раза
1
7
3 раза
9
49
4 раза
3
19
5 и более
4
25
Проводя анализ, была выявлена проблема нехватки полноценного утреннего завтрака у студентов, который составляет один из основных приемов пищи и сказывается в дневной работе студента. В ходе анализа было выявлено, что 59% студентов предпочитают на завтрак чай или кофе с бутербродами и 41% имеют полноценный прием пищи. Только полноценный завтрак помогает избежать чувства голода в утренние часы и нормально работать.
Таблица 2
Предпочтения студентов на завтрак.
Завтрак
Количество студентов
Процент, %
Чай (сок, кофе), бутерброды,
10
59
5
На основе данных питания студентов было выявлено, что 58 % студентов предпочитают овощи и фрукты. На втором месте стоят мясо и мясные продукты (23% респондентов). Молоко и молочные продукты преобладают в рационе 11% студентов, рыба и морские продукты – 5%.
Таблица 3
Продукты, употребляемые студентами.
Продукты
Количество студентов
Процент, %
Овощи, фрукты
10
58
Мясо и мясные продукты
4
23
Молоко и молочные продукты
2
11
Рыба и продукты моря
1
5
Судя по данным, налицо факт дефицита в рационе питания студентов продуктов, которые являются основными источниками полноценного белка.
Из этого анализа можно сделать вывод, что у большинства студентов отсутствует рациональное здоровое питание, это становится серьезным фактором риска развития разных заболеваний.
1. Artyuhova S. I. Osnovy pischevoy biotehnologii i nanotehnologii: ucheb. posobie / S. I. Artyuhova. Yu. A. Gavrilova. - Omsk: Izd-vo OmGTU, 2010. - 310 s.
2. Balykova O. P. Issledovanie kul'tury pitaniya studentov vuzov - odnogo iz faktorov formirovaniya zdorov'ya. / O. P. Balykova, A. P. Cybusov, D. S. Blinov // Integraciya obrazovaniya. - 2012. - №2. - S. 95.
3. Komp'yuternaya sistema «Pitanie dlya zdorov'ya i dolgoletiya» / A. M. Bol'shakov, A. Yu. Zhigarev, V. N. Krut'ko, N. S. Potemkina // Trudy ISA RAN. - 2005. - S. 144-169.
4. Vlasova Zh.N., Zhukova T.A. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov // Vestnik buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - № 13.- S. 39-41.
5. Drozhzhina N. A., Osobennosti pischevogo povedeniya studentov Rossiyskogo universiteta druzhby narodov / N. A. Drozhzhina, L. V. Maksimenko, D. I. Kicha // Voprosy pitaniya. - 2012. - № 1.- S. 76-78.
6. Klokov Yu. V. K voprosu o «Produktah zdorovogo pitaniya»/ Yu. V. Klokov, D. H. Kulev // Pischevaya promyshlennost'. - 2013. - № 8. - S. 44-45.
7. Pashkevich S. A. Analiz pitaniya studencheskoy molodezhi vo vzaimosvyazi s osobennostyami zdorov'ya / S. A. Pashkevich, L. V. Podrigalo, Kristof Prusik // Fizicheskoe vospitanie studentov. - 2012. - № 6.- S. 58-62.
8. Formirovanie kul'tury zdorovogo pitaniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah gorodskoy i sel'skoy mestnosti Yuzhno-ural'skogo regiona / A. V. Petrenko, E. A. Goreva, A. A. Zuev, A. A. Bazhenova // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 4. - S. 102-104.