ON THE ISSUE OF IMPLEMENTING THE OSH MANAGEMENT SYSTEM IN THE ORGANIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Dlya uspeshnogo vnedreniya sistemy upravleniya ohranoy truda v organizacii sleduet priderzhivat'sya prakticheskih rekomendaciy, soderzhaschihsya v standarte, na osnove kotorogo stroitsya sistema upravleniya ohranoy truda. Sistema upravleniya ohranoy truda (SUOT) – eto edinyy kompleks vzaimosvyazannyh i vzaimodeystvuyuschih mezhdu soboy elementov, ustanavlivayuschih politiku i celi v oblasti ohrany truda u konkretnogo rabotodatelya i procedury po dostizheniyu etih celey.

Keywords:
sistema menedzhmenta, ohrana truda, kompleks, bezopasnost' truda, standart, SUOT.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано правительством, работодателями и работниками.
Основными задачами СУОТ являются:
• гарантия безопасной эксплуатации производственного оборудования, технологических процессов, зданий и сооружений;
• обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
• выбор оптимального режима труда и отдыха и лечебно-профилактического обслуживания персонала;
• информирование о безопасности труда;
• улучшение условий труда работников;
• профессиональный отбор;
• обучение и инструктаж работников по охране труда.
В настоящее время действует национальные стандарты на систему управления охраной труда в организации [1, 2].
Типовое положение о СУОТ утверждается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Действующее в настоящее время Типовое положение о СУОТ утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н.
На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации.
Применение СУОТ способствует выполнению этих требований. Поэтому указанные стандарты являются практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.
Организующим звеном при внедрении и функционировании СУОТ является служба охраны труда или специалист по охране труда. Успешная деятельность СУОТ в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области охраны труда [5, 6].
Внедряя СУОТ в организации, необходимо помнить:
• все запланированные мероприятия и цели, на достижение которых они направлены, методы и средства, с помощью которых планируется достижение поставленных целей, должны быть отражены в соответствующих документах организации;
• все ответственные за разработку и/или внедрение каждого элемента СУОТ, а также их полномочия и компетенции также должны быть закреплены документально и утверждены руководителем организации;
• заранее должны быть подготовлены механизмы контроля и аудита выполняемых мероприятий: определены проверяющие, разграничены их функции и сферы ответственности, подготовлены формы отчетности и прочие;
• важнейшим элементом СУОТ является участие в ее функционировании и осведомленность каждого работника организации на основе социального диалога;
• результаты всех мероприятий, а также результаты контроля и аудита должны быть задокументированы и проанализированы, на основе чего должны делаться выводы о необходимости совершенствования отдельных элементов СУОТ;
• вместе с тем необходимо учитывать, что на разработку и внедрение СУОТ оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда. Поэтому СУОТ одной организации может отличаться от СУОТ организации.
Внедрение СУОТ в организации содержит в себе следующие этапы:
• предварительный анализ состояния охраны труда и изучение нормативной правовой базы;
• планирование политики и мероприятий по организации и функционированию СУОТ;
• разработка и применение СУОТ;
• контроль функционирования СУОТ;
• анализ функционирования СУОТ.
Подробно разберём каждый из этапов для понимания процедуры внедрения СУОТ.
Предварительный анализ состояния охраны труда в организации включает в себя:
• выбор видов производственной деятельности, оценка (идентификация) рисков и отнесение предприятия к классу профессионального риска;
• подбор безопасного производственного процесса (при проектировании предприятия), изучение и анализ условий труда на действующих рабочих местах;
• подбор безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при
проектировании предприятия), изучение и анализ травмоопасности действующих рабочих мест;
• одбор территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности;
• подбор здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда, с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности;
• подбор административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям строительных норм и правил, организация лечебно-профилактического обслуживания;
• определение штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда;
• комплектование нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности проектируемого предприятия, проверка применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего предприятия;
• приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверка приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях;
• подбор средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности, проверка эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности;
• определение гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверка правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии в соответствии с результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда);
• организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра.
Планирование системы управления охраны труда.
Концепция (политика) охраны труда содержит следующее:
• работодатель должен сформулировать и документировать основные (стратегические) направления охраны труда, а также обязательства выполнения законодательных требований и осуществления постоянного совершенствования СУОТ [7].
Цели и задачи в области охраны труда:
1. Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать документально оформленные, согласованные с концепцией охраны труда цели в области охраны труда. Для
эффективного контроля достижения поставленных целей и задач они должны быть количественно выражены, по мере возможности.
2. При планировании работ по охране труда действующая организация должна учитывать законодательные требования и иные требования, которые она обязуется выполнять, а также результаты предварительного анализа. Кроме того, она должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон.
Разрабатывая план (программу) по охране труда организация должна определять:
• ответственность и необходимые полномочия для соответствующих функций и уровней в организации;
• материальные ресурсы и сроки достижения целей и выполнения задач.
Планы (программы) должны пересматриваться на регулярной запланированной основе и корректироваться.
Разработка и применение системы управления охраной труда
1. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля над их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлениями Минтруда РФ [8, 9].
Документальным оформлением распределения обязанностей и полномочий могут быть: приказы, должностные инструкции, трудовые договоры и др.
2. Подготовка и обучение персонала
Вся деятельность предприятия должна осуществляться с учетом проведения обучения персонала. Подготовку и обучение персонала выполняют в соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.
В рамках контроля обучения на предприятии должны вестись протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и журналы регистрации инструктажа:
• вводного;
• первичного – на рабочем месте;
• повторного;
• целевого;
• внепланового.
Обучение следует проводить по программам, разработанным для соответствующих групп работников с учетом инструкций по охране труда.
3. Доступность информации
Работодатель обеспечивает систему информирования работников о режиме труда и отдыха работников, соблюдении дисциплины труда, об условиях и охране труда на рабочих местах работников.
Работодатель обеспечивает доступность информации и ознакомление работников с изданными приказами под роспись с размещением документов в доступном месте.
Работодатель организует поступление нормативного документа и периодики (журналов) в области охраны труда.
4. Документация системы управления охраной труда
Организация должна вести документы, включая записи, которые по решению организации необходимы для обеспечения эффективного планирования, функционирования и контроля за процессами, относящимися к менеджменту рисков, в соответствии с видом экономической деятельности.
Система управления охраной труда предусматривает:
• проектные решения с учетом вида деятельности предприятия;
• экспертные заключения по предприятию;
• акты ввода в эксплуатацию;
• документацию, связанную с концепций (политикой) в области охраны труда;
• документацию, связанную с положением о системе управления охраной труда;
• определение целей в области охраны труда (составление планов по улучшению условий труда);
• приказы о введении в действие системы управления охраной труда;
• должностные инструкции;
• приказы о назначении лиц, ответственных за функционирование системы управления охраной труда;
• заключение коллективного договора;
• заключение соглашения по охране труда;
• разработку программы обучения персонала по охране труда (вводного и первичного инструктажа);
• инструкции по охране труда по профессии и видам работ;
• ведение протоколов заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников;
• журналы, в которых ведутся: регистрации инструктажей, учет инструкций по охране труда для работников, учет выдачи инструкций по охране труда для работников, регистрации несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда;
• карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
• акты проведения медицинского обследования работников;
• учет данных о состоянии здоровья работников;
• разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск);
• акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента;
• результаты специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда);
• результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством;
• работодатель обязан организовать ведение и хранение вышеперечисленной документации надлежащим образом.
5. Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма
Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма осуществляется созданием безопасных условий труда путем:
• организации функционирования системы управления охраной труда в соответствии с требованиями нормативных актов;
• проведения специальной оценки условий труда;
• устранения (уменьшения) опасных и вредных производственных факторов;
• обеспечения надлежащей безопасности производственного оборудования, безопасности производственного процесса в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности;
• обеспечения выполнения требований к территории, зданиям, сооружениям, помещениям в соответствии с нормативным правовым актом в области охраны труда с учетом вида деятельности;
• организации предсменного (внутрисменного) контроля состояния здоровья на алкоголь и наркотическое опьянение;
• обозначения опасных зон, разработки маршрутов передвижения работников и транспорта;
• применения знаков безопасности и цветов безопасности по ГОСТ 12.4.026;
• использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
• проведения в установленные сроки надлежащих испытаний (оборудования, средств защиты, средств сигнализации, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования, транспорта, грузоподъемных устройств, вышек, лифтов);
• контроля исходного сырья, комплектующих, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования на соответствие требованиям безопасности;
• соблюдения режимов труда и отдыха;
• информирования работников о состоянии условий и охраны труда;
• выполнения текущего контроля состояния условий и охраны труда;
• своевременного информирования работников о состоянии условий труда по результатам специальной оценки условий труда;
• надлежащего финансирования мероприятий охраны труда в объеме не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции;
• подготовки персонала по охране труда.
Необходимость в проведении корректирующих действий возникает при выявлении несоответствий в функционировании системы управления охраной труда, проявившихся в момент проведения текущего и реагирующего контроля, аудита, инцидентах, авариях и несчастных случаях.
Корректирующие действия заключаются в устранении причин выявленных (проявившихся) недостатков для чего осуществляют:
• внесение изменений в документацию системы управления охраной труда;
• выход с инициативой о внесении изменений в требования нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности;
• перераспределение ответственности и полномочий в области охраны труда;
• перераспределение ресурсов.
Проверка системы управления охраной труда
1. Текущий контроль.
Текущий контроль достижения целей представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и охраны труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.
Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя:
• контроль достижения целей;
• систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
• контроль производственной среды, включая организацию труда.
• контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер.
• оценку соответствия нормативным правовым актам, коллективным договорам (соглашениям) и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя предприятием.
Малые предприятия с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль:
• I ступень – ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест;
• II ступень – ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов предприятия, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива;
По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.
Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда.
2. Реагирующий контроль.
Реагирующий контроль становится необходимым в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда.
Реагирующий контроль возлагается на высшее руководство, специалистов по охране труда и непосредственных руководителей работ.
Реагирующий контроль заключается в учете и анализе проявившихся опасностей.
Реагирующий контроль необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.
3. Проверка (аудит) функционирования системы управления охраной труда.
Проверка (аудит) системы управления охраной труда – это обследование с целью установить, соответствует ли деятельность и связанные с ней результаты запланированным, и являются ли принимаемые меры эффективными.
Проверка (аудит) позволяет контролировать эффективность всех элементов системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов.
Проверка (аудит) системы управления охраной труда проводится для:
• определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда;
• определения соответствия системы управления охраной труда требованиям стандарта, положениям политики в области охраны труда;
• определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки.
• рассмотрения и учета результатов предыдущих проверок (аудитов) системы управления охраной труда;
• представления информации по результатам проверок (аудитов) системы управления охраной труда руководству организации.
Для обеспечения систематической проверки (аудита) системы управления охраной труда составляют планы проверок и контролируют их результаты. План проведения проверок (аудитов) системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда. Результаты проверки (аудита) необходимо оформлять документально.
Анализ функционирования системы управления охраной труда
Работодатель должен проводить анализы системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечивать ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализ должен включать в себя оценки возможностей для улучшения и потребность внесения в систему управления охраной труда изменений, включая изменения политики и целей в области охраны труда. Необходимо сохранять записи по результатам анализа со стороны руководства.
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя:
• результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять;
• соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы;
• показатели работы организации в области охраны труда;
• степень выполнения целей;
• результаты расследований произошедших в организации инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий;
• результаты предыдущих анализов со стороны руководства;
• меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда;
• рекомендации для улучшения.
Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
1. Лиц, которые ответственны за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер.
2. Комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.
В заключении хотелось бы отметить, что результаты анализа со стороны руководства должны соответствовать обязательствам организации по постоянному улучшению системы управления охраной труда и включать любые решения и действия, связанные с возможными изменениями в параметрах, политике, целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда.

References

1. RF GOST R 12.0.007-2009 «Sistema standartov bezopasnosti truda. Sistema upravleniya ohranoy truda v organizacii. Obschie trebovaniya po razrabotke, primeneniyu, ocenke i sovershenstvovaniyu»

2. GOST 12.0.230-2007 «Sistema standartov bezopasnosti truda. Sistemy upravleniya ohranoy truda. Obschie trebovaniya»,

3. GOST 12.0.230.1-2015 «SSBT. Sistemy upravleniya ohranoy truda. Rukovodstvo po primeneniyu GOST 12.0.230-2007»

4. GOST 12.0.230.2-2015 «SSBT. Sistemy upravleniya ohranoy truda v organizaciyah. Ocenka sootvetstviya. Trebovaniya».

5. Bershadskiy V. Ya. Upravlenie bezopasnost'yu truda: kurs lekciy / V. Ya. Bershadskiy, B. A. Voronin; Ural'skiy GAU. - Ekaterinburg, 2016. - 253 s.

6. Elektronnaya sistema normativno-tehnicheskoy informacii «Tehekspert». - Rezhim dostupa: http://www.cntd.ru.

7. MOT-SUOT 2001 / ILO-OSH 2001 Rukovodstvo po sistemam upravleniya ohranoy truda. - Rezhim dostupa: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/control_sys_osh.pdf

8. Ob utverzhdenii Rekomendaciy po organizacii raboty Sluzhby ohrany truda v organizacii: Postanovlenie Mintruda RF № 14 ot 8 fevralya 2000 g. - Rezhim dostupa: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-mintruda-rf-ot-08022000-n-14/

9. Rekomendacii po organizacii raboty kabineta ohrany truda i ugolka ohrany truda: Postanovlenie Mintruda RF ot 17 yanvarya 2001 g. № 7. - Rezhim dostupa: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-mintruda-rf-ot-17012001-n-7/

Login or Create
* Forgot password?