LEGAL REGULATION OF AGRICULTURAL ACTIVITIES IN THE MODERN SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Successful and economically sustainable development of agriculture is impossible without a qualitative legal regulation of social relations in the agricultural sector. Through legislative and other regulatory legal acts the government regulates, first, the production-economic relations (the system of prices, taxes, wages, etc.); second, organizational-administrative relations (the system of bodies of management of the economy, the allocation of rights and responsibilities between levels of management, forms of government and the participation of workers in management of the economy, etc.); third, the system of economic levers and incentives; fourth, the system of foreign economic relations of Russian agricultural producers in connection with the transition to export-oriented development. Currently, Russian agriculture is operating in the context of geopolitical and geoeconomic instability associated with the application of economic sanctions against the Russian Federation. On the one hand, the sanctions have exposed the acute problems of domestic agriculture associated with the shortage of seed in crop and breeding material in livestock and for this reason, dependence on imports; on the other hand, the accelerated import substitution caused by the sanctions has had a positive impact on the scientific, technological and scientific-technical development of the entire system of agriculture, which contributes to the transition of domestic agricultural producers to new technological methods and techniques that provide real growth in productivity in crop and livestock production and on this basis, increase in the production of agricultural products, raw materials and food. Taken together, the measures taken at the legal level for state support of agriculture have already significantly reduced the dependence on imports and occupy a niche in the global agri-food market. This article discusses the current directions of economic and legal regulation of the development of Russian agriculture.

Keywords:
agriculture, agro-industrial complex, agricultural activity, legal regulation, import substitution of agricultural products, raw materials and food, export-oriented development
Text
Publication text (PDF): Read Download

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральского государственного юридического университета. Цель исследования - анализ актуальных законода- тельных и иных нормативных правовых актов, регу- лирующих аграрные отношения, принятых в Россий- ской Федерации за период 2016-2018 гг. Методы исследования: экономико-правового ана- лиза, обобщения, экономического прогнозирования, статистический. Результаты исследования. Обсуждение Главным интегрированным законодательным ак- том в системе российского аграрного законодатель- ства является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [1], в ст. 5 которого определены принципы и основные направления государственной аграрной политики. На основе этого Федерального закона формируется вся система аграрного законодательства. Вместе с тем сам Закон дополняется новыми актуальными нормами, способствующими улучшению правового регулирования всего комплекса аграрных отноше- ний. В частности, Федеральным законом от 28 дека- бря 2017 г. № 424 «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона „О развитии сельского хо- зяйства“» [2] внесены существенные изменения, ко- торых давно ожидали аграрные вузы, учреждения среднего профессионального аграрного образования и научно-исследовательские учреждения аграрного профиля. Вышеперечисленные организации ежегод- но занимаются выращиванием сельскохозяйствен- ных культур, животных и переработкой сельскохо- зяйственной продукции, но не могли получить фи- нансовую поддержку из бюджетов федерального и субъекта РФ, так как не имели статуса сельскохозяй- ственного товаропроизводителя. Фактически все за- траты приходилось осуществлять за счет внутренне- го бюджета, что отрицательно отражалось на финан- совом положении учебной или научной организации. Учитывая особую значимость Федерального закона № 424-ФЗ, приведем его содержание: «Статья 1 Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ „О развитии сельского хозяй- ства“ (Собрание законодательства Российской Феде- рации, 2007, № 1, ст. 27; 2013, № 27, ст. 3477; 2015, № 1, ст. 20) следующие изменения: в статье 5: а) пункт 1 части 3 дополнить словами ", научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высше- го образования, которые в процессе научной, научно- технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промыш- ленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федераль- ного закона"; б) пункт 3 части 4 дополнить словами ", научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высше- го образования, которые в процессе научной, научно- технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промыш- ленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федераль- ного закона"; пункт 1 статьи 6 после слов "сельскохозяй- ственным товаропроизводителям" дополнить сло- вами ", научным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в про- цессе научной, научно-технической и (или) образо- вательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соот- ветствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона,". Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года». Для того чтобы закон полноценно заработал, по- требуется принять подзаконные нормативные право- вые акты, в которых должен быть заложен органи- зационно-правовой и, самое главное, экономический механизм его реализации. Основным работающим финансово-экономиче- ским инструментом реализации аграрной политики в настоящее время является Государственная про- грамма развития сельского хозяйства и регулирова- ния рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федера- ции от 14 июля 2012 г. № 717 [3], которая с 1 января 2018 г. переводится на проектное управление. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050 «О сертификации проектной деятельности в Правительстве Россий- ской Федерации» [4] проект - комплекс взаимосвя- занных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений; проектная деятельность - деятельность, связанная с инициированием, подго- товкой, реализацией и завершением проектов (про- грамм). Постановлением Правительства РФ от 12 ок- тября 2017 г. № 1234 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» [5] с 1 января 2018 г. досрочно прекра- щена реализация Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014- 2017 годы и на период до 2020 года» [6], утвержден- ная постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598, и Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственно- го назначения России на 2014-2020 годы», утверж- денной постановлением Правительства РФ от 12 ок- тября 2013 г. № 922 [7]. Указанные программы инте- грируются в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сель- скохозяйственной продукции, сырья и продоволь- ствия на 2013-2020 годы в качестве ее подпрограмм. Эта Госпрограмма включает проектный и процессный разделы. Проектный раздел состоит из четырех приоритет- ных проектов: ведомственный проект «Развитие отраслей агро- промышленного комплекса, обеспечивающих уско- ренное импортозамещение основных видов сельско- хозяйственной продукции, сырья и продовольствия»; ведомственный проект «Стимулирование инве- стиционной деятельности в агропромышленном ком- плексе»; ведомственный проект «Техническая модерни- зация агропромышленного комплекса»; приоритетный проект «Экспорт продукции АПК». К процессной части Госпрограммы отнесены меро- приятия, которые сгруппированы по подпрограммам. Так, подпрограмма «Управление реализацией Го- сударственной программы» предполагает совершен- ствование системы налогообложения и механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствование государ- ственных информационных ресурсов в сферах обе- спечения продовольственной безопасности и управ- ления АПК, обеспечение государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. В рамках подпрограммы «Обеспечение общих ус- ловий функционирования отраслей агропромышлен- ного комплекса» предусматривается регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, обеспече- ние эпизоотического благополучия, предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории России, компенсация ущерба, причиненного аграриям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера. Также в процессной части Госпрограммы вы- делены мероприятия «Реализация федеральной на- учно-технической программы развития сельского хозяйства» и «Обеспечение сохранения коллекции генетических ресурсов растений», объединенные в подпрограмму «Научно-техническое обеспечение развития отраслей агропромышленного комплекса». Кроме того, в Госпрограмму включена подпро- грамма «Развитие сырьевой базы для обеспечения легкой промышленности качественным сельскохо- зяйственным сырьем». Оценка эффективности реализации Госпрограм- мы будет производиться ежегодно на основе исполь- зования системы показателей и индикаторов. В новой редакции определены пять основных це- лей: 1) обеспечение продовольственной безопасно- сти России с учетом экономической и территориаль- ной доступности продукции АПК (индекс производ- ства продукции сельского хозяйства в 2020 г. должен составить 108,6-110,8 % к уровню 2015 г.); 2) уве- личение произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве (в 2020 г. - 3890- 4050 млрд руб.); 3) рост экспорта продукции АПК (в 2020 г. - 132-133,3 % к уровню 2015 г.); 4) рост физического объема инвестиций в основной капи- тал сельского хозяйства (в 2020 г. - 111,3-113,1 % к уровню 2015 г.); 5) повышение объема располагае- мых ресурсов домашних хозяйств в сельской мест- ности (в 2020 г. - не менее 17,9-18,3 тыс. руб.) [8]. Паспорт Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сель- скохозяйственной продукции, сырья и продоволь- ствия изменен 14 марта 2018 г. постановлением Правительства РФ от 1 марта 2018 г. № 214 [9]. Кроме подпрограмм в Госпрограмме имеются приложения [10]. Приложения к Государственной программе: приложение № 1 «Структура Государственной программы развития сельского хозяйства и регули- рования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»; приложение № 2 «Перечень участников Государ- ственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной про- дукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»; приложение № 3 «Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инве- стиционных проектов), объектов недвижимого иму- щества, включенных в направления (подпрограммы) „Развитие мелиорации земель сельскохозяйственно- го назначения России“ и „Устойчивое развитие сель- ских территорий“»; приложение № 4 «Сведения о целевых показа- телях (индикаторах) направлений (подпрограмм) Государственной программы развития сельского хо- зяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен- ной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы, в состав которых включены мероприятия интегрируемых федеральных целевых программ»; приложение № 5 «Перечень объектов и приклад- ных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регули- рования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»; приложение № 6 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюд- жетам субъектов Российской Федерации в рамках ре- ализации мероприятий направления (подпрограммы) „Развитие мелиорации земель сельскохозяйственно- го назначения России“ Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рын- ков сельскохозяйственной продукции, сырья и про- довольствия на 2013-2020 годы»; приложение № 7 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюд- жетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным това- ропроизводителям в области растениеводства»; приложение № 8 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюд- жетам субъектов Российской Федерации, направ- ленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве»; приложение № 9 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на со- действие достижению целевых показателей регио- нальных программ развития агропромышленного комплекса»; приложение № 10 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на воз- мещение части процентной ставки по инвестицион- ным кредитам (займам) в агропромышленном ком- плексе»; приложение № 11 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюд- жетам субъектов Российской Федерации на гранто- вую поддержку местных инициатив граждан, прожи- вающих в сельской местности»; приложение № 12 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюд- жетам субъектов Российской Федерации на возмеще- ние части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кре- дитных потребительских кооперативах»; приложение № 13 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюд- жетам субъектов Российской Федерации на улуч- шение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов»; приложение № 14 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ком- плексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строитель- ство и реконструкцию автомобильных дорог»; приложение № 15 «Сводная информация по опе- режающему развитию приоритетных территорий»; приложение № 16 «Сводная информация по опе- режающему развитию Нечерноземной зоны Россий- ской Федерации». Вышеперечисленные подпрограммы и приложе- ния к Государственной программе развития сель- ского хозяйства и регулирования рынков сельскохо- зяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы являются не только ориентиром для позитивного развития предпринимательской деятель- ности в аграрном секторе экономики, но и реальным содержанием государственной финансово-экономи- ческой поддержки сельскохозяйственных товаропро- изводителей. Анализ содержания Паспорта Госпро- граммы и особенно приложений к ней свидетельству- ет, что развитие сельского хозяйства опирается на науку и в этой части подкреплено соответствующи- ми нормативными правовыми актами. Отметим от- дельные из них: указы Президента РФ от 16 декабря 2015 г. № 623 «Об утверждении приоритетных на- правлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических тех- нологий Российской Федерации» [11]; от 1 декабря 2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» [12]; от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» [13]; Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 [14]; Прогноз научно-тех- нического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, ут- вержденный приказом Министерства сельского хо- зяйства РФ от 12 января 2017 г. № 3 [15]; Комплекс- ная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная по- становлением Правительства РФ от 24 апреля 2012 г. № 1853п-П8 [16]. В настоящей статье сделан краткий обзор норма- тивных правовых актов, прямо или опосредованно регулирующих сельскохозяйственную деятельность и устойчивое экономическое развитие российского сельского хозяйства. Наличие правовых актов аграр- ного законодательства свидетельствует о реальной аграрной политике, осуществляемой Российским го- сударством.
References

1. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2006 g. № 264-FZ «O razvitii sel'skogo hozyaystva» // SZ RF. 2007. № 1 (Ch. I). St. 27.

2. Federal'nyy zakon ot 28 dekabrya 2017 g. № 424 «O vnesenii izmeneniy v stat'i 5 i 6 Federal'nogo za- kona „O razvitii sel'skogo hozyaystva“» // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286455.

3. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo hozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaystven- noy produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody, utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 2012 g. № 717 // SZ RF. 2012. № 32. St. 4549.

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 oktyabrya 2016 g. № 1050 «O sertifikacii proektnoy deyatel'no- sti v Pravitel'stve Rossiyskoy Federacii» // URL : http://government.ru/docs/24918.

5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 12 oktyabrya 2017 g. № 1234 «O realizacii me- ropriyatiy fidernyh celevyh programm, integriruemyh v otdel'nye gosudarstvennye programmy Rossiy- skoy Federacii» // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280802.

6. Federal'naya celevaya programma «Ustoychivoe razvitie sel'skih territoriy na 2014-2017 gody i na period do 2020 goda», utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15 iyulya 2013 g. № 598 // URL : http://static.government.ru/media/files/41d47baf642258e68c1b.pdf.

7. Federal'naya celevaya programma «Razvitie melioracii zemel' sel'skohozyaystvennogo naznacheniya Ros- sii na 2014-2020 gody», utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva RF ot 12 oktyabrya 2013 g. № 922 // URL : http://static.government.ru/media/files/41d49957ae2064e53ee1.pdf.

8. Informaciya FGBU Speccentruchet v APK po materialam Minsel'hoza Rossii ot 26 dekabrya 2017 g.

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 marta 2018 g. № 214 // URL : http://government.ru/docs/all/115603.

10. URL : http://static.government.ru/media/files/Sm11aeajTC6zwCABKI9AxAdKayTg7GU5.pdf. 11. SZ RF. 2015. № 51. St. 7313.

11. SZ RF. 2016. № 49. St. 6887.

12. SZ RF. 2016. № 30. St. 4904.

13. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223631.

14. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71499570.

15. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70068244.

Login or Create
* Forgot password?