FEATURES OF TRAINING FOR THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE SVERDLOVSK REGION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Abstract. The purpose of the research is to identify the problems of providing qualified personnel for agricultural enterprises of the agro-industrial complex of the Sverdlovsk region and suggest ways to solve them. For this, it is necessary to conduct a serious and thorough study of it, through sociological, analytical and statistical methods. As the requirements for workers, specialists and managers increase, the need for improving the forms and methods of their training, creating an effective system of continuing professional education for all categories of workers increases. It is known that the source of replenishment of labor resources for agricultural enterprises (and other fields of activity) is young people and, in particular, graduates of higher and secondary educational institutions Results of the study: in order to conduct an objective assessment of providing agricultural enterprises in the Sverdlovsk region with young specialists, it is first necessary to determine the level of their interest in a future profession and the desire to work in the industry. Choosing a research method, a sociological survey we conducted it among students of the Ural State Agrarian University in the second quarter of 2019. Also, information was collected and analyzed on admission to places under the targeted admission quota in the areas of training and specialties at the Ural State Agrarian University for 2017–2019. Having studied the issue of career guidance for schoolchildren, it is necessary to strengthen the revival of agricultural classes and pay special attention to settlements in which there is a shortage of highly qualified personnel in agriculture. It is proposed to develop an online platform that will provide an opportunity to combine the needs of organizations in personnel and the issue of providing the student with a place of practice and further employment. The scientific novelty of the study consists in a set of measures, based on comprehensive monitoring of the state of personnel potential in the agricultural sector and includes not only socially significant areas, but also real mechanisms for their solution

Keywords:
agro-industrial complex, personnel potential, analysis, monitoring, training, provision of personnel for agriculture and agro-industrial complex, program and target regulation, rural labor resources.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Постановка проблемы (Introduction)

Главная цель научного исследования заключается в выявлении проблемы обеспечения квалифицированными кадрами предприятий аграрной сферы АПК Свердловской области и предложении путей их решения, проведении анализа эффективности принимаемых мер и разработке дополнительных механизмов кадрового обеспечения АПК Свердловской области.

Методология и методы исследования (Methods)

Для проведения объективной оценки обеспечения предприятий АПК Свердловской области молодыми специалистами в первую очередь необходимо определить уровень их заинтересованности в будущей профессии и желание работать в отрасли. Методы исследования использовались статистические, аналитические, социологические.

Результаты (Results)

Выбрав метод исследования, социологический опрос мы провели его среди студентов Уральского государственного аграрного университета во втором квартале 2019 года. В результате анкетирования было опрошено 453 человека (2, 3, 4 курсы). Из них: 67,1 % в возрасте 18–19 лет; 32,9 % в возрасте от 20 и более лет.

Установлено, что постоянную регистрацию по месту жительства имеют студенты 40,27 % на селе и 59,73 % в городе. Снижение числа студентов из сельской местности обусловлено оттоком населения в основном молодых и работоспособных граждан из села в город, в связи с существенной разницей в развитии социальной инфраструктуры, величины заработной платы, наличия свободных рабочих мест и т. п.

На вопрос «Чем обосновано ваше решение учиться в аграрном вузе?» ответы распределились следующим образом: 55 % – заинтересованность в специальности; 8,7 % – бюджетное место; 0,3 % – низкая цена за обучение; 26 % – обстоятельства (случайность); 10 % – по совету.

Необходимо отметить, что чуть больше половины студентов (55 %) проявили заинтересованность в будущей профессии. Однако 45 % не определились, для чего они учатся в аграрном вузе и нужна ли им выбранная специальность. В конечном итоге это, несомненно, скажется на их профессионализме и закрепляемости на предприятиях АПК. В целом 55 % студентов проявили заинтересованность в будущей специальности, и это неплохой результат. Почти половина дали другой ответ, это говорит о том, что у молодежи нет определенности, кем бы они хотели работать и для чего получают высшее аграрное образование.

По итогам анкетирования установлено, что только 41 % студентов планируют работать по специальности, 36,9 % затруднились с ответом, 22,1 % категорично заявили, что не собираются работать на сельскохозяйственных предприятиях. Следует отметить, что переломить данную ситуацию возможно только при усилении профориентации студенческой молодежи и создания условий для молодых специалистов. «Планируете ли вы после окончания учебного заведения работать по сельскохозяйственной специальности?» ответы распределились так: 41 % да; 22,1 % нет; 36,9 % затрудняются с ответом.

На вопрос «Где бы вы хотели работать на сельскохозяйственном предприятии, в сельской местности или в городе?» ответы распределились следующим образом: 53,69 % – в городе; 25,5 % – в сельской местности; 20,81 % – нет ответа.

Почему многие абитуриенты идут в вузы аграрного направления, а затем после его окончания пытаются найти работу в других отраслях народного хозяйства или государственных учреждениях? В основе их решения не работать на селе лежат, прежде всего, проблемы социально-экономического характера: благоустроенное жилье, наличие в сельском поселении медпункта, дошкольного учреждения, школ и других объектов социальной инфраструктуры. Особое место занимают организация и оплата труда, уровень модернизации и технологическое состояние агарного производства, например, роботизация, компьютеризация и другие инновации.

На вопрос: «Что нужно, по-вашему, сделать, чтобы снизить уровень безработицы на селе?» студенты ответили, что необходима популяризация труда в сфере сельского хозяйства.

Самыми популярными оказались ответы «создать условия для формирования и развития фермерских хозяйств» и «улучшить транспортную связь между населенными пунктами, селом и городом», «все варианты» – так считают 45 % опрошенных. За восстановление крупных сельскохозяйственных предприятий и комплексов, проведение профессионального обучения и переподготовки 31 % опрошенных студентов, остальные опрошенные считают, что нужно развивать несельскохозяйственную трудовую деятельность. Необходимо отметить, что большинство опрошенных студентов предложили реальные пути развития сельскохозяйственного производства, а не остались безучастными. Таким образом, студенты университета заинтересованы в положительных изменениях отрасли.

На вопрос «Если бы вам предложили подъемные средства в развитый район сельской местности, согласились бы вы там работать?» 52 % опрошенных ответили да, 19 % – «в зависимости от суммы подъемных», 29 % – нет.

На основании проведенного опроса установлено, что о возможности получить подъемные средства знает не каждый. Это показывает недостаточную эффективность использования информационных ресурсов при реализации государственных специальных программ.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что производительность труда зависит от уровня профессионального образования работников предприятия. Инвестиции в человеческий капитал не только создают благоприятные условия для развития кадрового потенциала предприятий, но и становятся эффективным вложением средств в их развитие. Финансовые вложения, осуществляемые в развитие кадрового потенциала, провоцируют рост производительности труда и, как следствие, повышают экономическую эффективность работы предприятия [8, с. 31], [9, с. 1321], [10, с. 118].

Так, согласно программе «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 2008–2015 годы», работа по кадровому обеспечению реализовывалась в следующих основных направлениях:

  • закрепление кадров в АПК посредством улучшения жилищных условий и материального стимулирования;
  • целевая подготовка руководителей и кадров АПК высшего звена;
  • расширение подготовки квалифицированных рабочих в образовательных учреждениях начального профессионального образования за счет работы со службами занятости на местах;
  • повышение квалификации механизаторов, способных эффективно и качественно работать на современной энергонасыщенной самоходной сельскохозяйственной технике.
  • доступность для сельской молодежи высшего профессионального образования, соответствующего требованиям рынка труда;
  • развивающаяся система непрерывного сельскохозяйственного образования;
  • формирование кадрового потенциала путем прохождения учебных и производственных практик на лучших предприятиях агропромышленного комплекса Свердловской области;
  • внедрение системы дистанционного обучения.

Однако в Свердловской области после 2015 года такая программа не разработана. Это, несомненно, сдерживает дальнейшее развитие кадрового потенциала АПК. Программа кадрового обеспечения АПК Свердловской области крайне необходима на современном этапе. Она должна быть разработана в ближайшее время Министерством АПК и потребительского рынка совместно с Уральским государственным аграрным университетом, Ассоциацией отраслевых союзов АПК Свердловской области под патронажем Правительства Свердловской области.

Был проведен сбор и анализ сведений о приеме на места в рамках квоты целевого приема по направлениям подготовки и специальностям в Уральском ГАУ за 2017–2019 годы.

На основании детального анализа установлено количество студентов, обучающихся на основании заключения договора о целевом обучении с организациями АПК Свердловской области, за период 2017–2019 годов, представленное в таблице 1.

Для объективной оценки распределения потребности в трудовых ресурсах по хозяйствам региона нами проанализирована потребность в специальностях по предприятиям.

Для этого были изучены и проанализированы приказы о зачислении студентов на места в рамках квоты целевого приема.

Более подробные сведения о потребностях организаций в агрокадрах показаны в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Сведения распределения обучающихся по направлениям подготовки на места в рамках квоты целевого приема за 2017–2019 годы

Направление подготовки

2017 год

2018 год

2019 год

Форма обучения

Форма обучения

Форма обучения

Очная

Заочная

Очно-заочная

Очная

Заочная

Очно-заочная

Очная

Заочная

Очно-заочная

Технологические машины и оборудование

0

0

0

4

0

0

5

0

0

Продукты питания животного происхождения

3

0

0

4

0

0

5

0

0

Техносферная безопасность

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Землеустройство и кадастры

18

8

0

20

10

0

18

9

0

Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

22

10

0

22

12

0

16

9

0

Агрономия

10

7

0

17

11

0

16

12

0

Садоводство

3

0

0

12

0

0

15

0

0

Агроинженерия

25

8

0

45

8

0

46

4

0

Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

13

6

0

12

8

0

11

6

0

Ландшафтная архитектура

1

0

0

9

0

0

11

0

0

Ветеринарно-санитарная экспертиза

1

3

0

12

3

0

17

3

0

Зоотехния

6

7

0

13

8

1

14

10

0

Экономика

4

0

4

0

0

5

0

0

3

Менеджмент

1

0

1

1

0

2

0

0

1

Управление персоналом

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Товароведение

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Туризм

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Профессиональное обучение (по отраслям)

0

0

0

3

0

0

3

0

0

Ветеринария

54

0

1

73

0

2

79

0

4

Всего:

216

316

317

[U1] 

 

Table 1

Information on the distribution of students by training areas to places within the target admission quota for 2017–2019

Direction of preparation

2017 year

2018 year

2019 year

Form of training

Form of training

Form of training

Full-time

Distance

Full-time and distance

Full-time

Distance

Full-time and distance

Full-time

Distance

Full-time and distance

Technological machines and equipment

0

0

0

4

0

0

5

0

0

Animal food products

3

0

0

4

0

0

5

0

0

Technosphere security

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Land management and cadastres

18

8

0

20

10

0

18

9

0

Operation of transport and technological machines and complexes

22

10

0

22

12

0

16

9

0

Agronomy

10

7

0

17

11

0

16

12

0

Gardening

3

0

0

12

0

0

15

0

0

Agricultural engineering

25

8

0

45

8

0

46

4

0

Technology of production and processing of agricultural products

13

6

0

12

8

0

11

6

0

Landscape architecture

1

0

0

9

0

0

11

0

0

Veterinary and sanitary expertise

1

3

0

12

3

0

17

3

0

Zootechny

6

7

0

13

8

1

14

10

0

Economy

4

0

4

0

0

5

0

0

3

Management

1

0

1

1

0

2

0

0

1

Personnel management

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Commodity research

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Tourism

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Professional training (by industry)

0

0

0

3

0

0

3

0

0

Veterinary medicine

54

0

1

73

0

2

79

0

4

Total:

216

316

317

 

 

Таблица 2

Сведения об организациях, заключивших договор о целевом обучении гражданина в Уральском ГАУ за 2017–2019 гг.

Наименование организации

2017

2018

2019

Ирбитский молочный завод

 

3

2

Уральский научно-исследовательский институт сельского хозяйства

   

14

Птицефабрика «Рефтинская»

 

2

6

Уралплемцентр

 

1

2

Администрация Режевского городского округа

   

1

Свердловская областная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных

 

2

6

Администрация Сосновского муниципального района

   

1

Сухоложская ветеринарная станция

   

1

Сысертская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных

   

2

Верхотурская ветеринарная станция

 

1

1

Сельскохозяйственный производственный кооператив «8-е Марта»

   

1

Курганский центр ветеринарии

 

1

1

Туринская ветеринарная станция

   

2

Свердловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

 

2

2

Белоярская ветеринарная станция

 

1

2

Артинская ветеринарная станция

 

1

1

Федеральное государственное унитарное предприятие «Совхоз Знаменский»

   

1

Полевская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных

 

1

1

Племенной птицеводческий завод «Свердловский»

     

Администрация Талицкого городского округа

 

2

 

Министерство АПК и продовольствия Свердловской области

33

   

Уральский федеральный аграрный научно-исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук

 

19

 

ОАО Учебно-опытное хозяйство «Уралец»

1

8

 

СОГУП «Областной центр недвижимости» – филиал БТИ

 

2

 

Красноуфимский аграрный колледж

1

1

 

Большеистокское ремонтно-техническое предприятие с базой снабжения

 

9

 

Администрация Каслинского муниципального района

 

1

 

Областная ветеринарная лаборатория

 

7

 

ГБУ СО Управление ветеринарии г. Екатеринбурга

 

3

 

Россельхознадзор по Свердловской области

 

6

 

Управление образования Асбестовского района

 

1

 

Екатеринбургский энергетический техникум

 

1

 

Уральский ГАУ

 

1

 

Талицкая ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных

 

2

 

Екатеринбургский зоопарк

 

2

 

Добрянская СББЖ

1

   

СПК «Килачевский»

 

2

 

СПК «Колхоз им. Чапаева»

 

2

 

ООО «ППР «Свердловский»

 

2

 

ЗАО «Агрофирма «Патруши»

 

5

 

КФХ Дворницкий Д. В.

 

3

 

Индивидуальный предприниматель Мордвинкин Геннадий Семенович

 

1

 

Крестьянское хозяйство Аникьева Анатолия Владимировича

 

2

 

СПК «Глинский»

 

3

 

ПАО «Каменское»

 

3

 

ЗАО «Талицкое»

 

2

 

Крестьянское хозяйство Чурманова Михаила Витальевича

 

1

 

ООО «Лебедкинский»

 

1

 

ИП Мошнин Юрий Алексеевич

 

1

 

СПК им. Жукова

 

2

 

АО АПК «Белореченский»

 

2

 

ООО «Роща»

 

1

 

ГУП СО «Совхоз «Шумихинский»

 

3

 

СПК Колхоз «Урал»

 

2

 

ООО «Ямовский»

 

1

 

ООО «Деевское»

 

2

 

ООО «Агрофирма «Байкаловская»

 

1

 

Крестьянское (фермерское) хозяйство Терещенко Алены Валерьевны

 

1

 

ООО «Бородулинское»

 

2

 

ПСК «Совхоз Накаряковский»

 

1

 

ИП Опалев Е. С. – глава КФХ

 

2

 

ООО «Агрофирма Манчажская»

 

1

 

ООО «Розовый лотос»

 

1

 

АО «Тепличное»

 

3

 

ООО «БМК»

 

1

 

ИП Глава КФХ Овчинников Василий Иванович

 

1

 

ИП Глава КФХ Дергачева Светлана Игоревна

 

1

 

Итого:

36

100

47

 

 

Table 2

Information about organizations that have signed a contract for targeted training of a citizen in the Ural State Agrarian University for 2017–2019

Name of the organization

2017

2018

2019

Irbit dairy plant

 

3

2

Ural research institute of agriculture

   

14

Poultry Farm Reftinskaya

 

2

6

Uralplemtsentr

 

1

2

Administration of the Rezh urban district

   

1

Sverdlovsk regional veterinary station on struggle against illnesses of animals

 

2

6

Administration of the Sosnovskiy municipal district

   

1

Sukhoy log veterinary station

   

1

Sysert’ veterinary station for the control of animal diseases

   

2

Verkhoture veterinary station

 

1

1

Agricultural production cooperative “March 8th

   

1

Kurgan veterinary center

 

1

1

Turin veterinary station

   

2

Sverdlovsk reference center of the Federal service for veterinary and phytosanitary surveillance

 

2

2

Beloyarsk veterinary station

 

1

2

Arti veterinary station

 

1

1

Federal state unitary enterprise “State farm Znamenskiy”

   

1

Polevskaya veterinary station for the control of animal diseases

 

1

1

Breeding poultry plant Sverdlovskiy”

     

Administration of Talitsa city district

 

2

 

Ministry of agriculture and food of the Sverdlovsk region

33

   

Ural Federal agricultural research center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences

 

19

 

JSC Educational and experimental farm “Uralets”

1

8

 

Specialized Regional State Unitary Enterprise “Regional Real Estate Center” – branch of Bureau of Technical Inventory

 

2

 

Krasnoufimsk agricultural college

1

1

 

Bolshoy Istok repair and technical enterprise with a supply base

 

9

 

Administration of the Kasli municipal district

 

1

 

Regional veterinary laboratory

 

7

 

State budgetary institution of the Sverdlovsk region “Veterinary Administration of the city of Ekaterinburg”

 

3

 

Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Supervision in the Sverdlovsk Region

 

6

 

Department of Education of the Asbest region

 

1

 

Ekaterinburg Power Engineering College

 

1

 

Ural State Agrarian University

 

1

 

Talitsa veterinary station for combating animal diseases

 

2

 

Ekaterinburg Zoo

 

2

 

Dobryanka station for the fight against animal diseases

1

   

Agricultural production cooperative Kilachevsky

 

2

 

Agricultural production cooperative “Collective Farm named after Chapaev”

 

2

 

LLC Tribal Poultry Reproducer “Sverdlovskiy”

 

2

 

CJSC Agricultural company Patrushi"

 

5

 

Peasant farm Dvornitskiy D. V.

 

3

 

Individual entrepreneur Mordvinkin Gennady Semenovich

 

1

 

Peasant farm Anikiev Anatoliy Vladimirovich

 

2

 

Agricultural production cooperative “Glinskiy”

 

3

 

PJSC Kamenskoe

 

3

 

CJSC Talitskiy

 

2

 

Peasant farm Churmanov Mikhail Vitalievich

 

1

 

LLC “Lebedinskiy

 

1

 

Individual entrepreneur Moshnin Yuriy Alekseevich

 

1

 

Agricultural production cooperative named after Zykov

 

2

 

JSC Agro-industrial complex “Belorechenskiy”

 

2

 

LLC Roshcha

 

1

 

State unitary enterprise of Sverdlovsk region “State farm “Shumikhinsky”

 

3

 

Agricultural production cooperative Collective Farm “Ural”

 

2

 

LLC Yamovsky

 

1

 

LLCDeevskoe

 

2

 

LLC AgrofirmaBaykalovskaya

 

1

 

Peasant farm Tereshchenko Alyona Valeryevna

 

1

 

LLC Borodulin

 

2

 

Production agricultural cooperative “State farm Nakaryakovskiy”

 

1

 

Individual entrepreneur Opalev E. S. – the head of farm

 

2

 

LLC “Agrofirm Manchazhskaya

 

1

 

LLC “Rozovyy lotos”

 

1

 

JSC “Teplichnoe”

 

3

 

LLC “BMK”

 

1

 

Individual entrepreneur – head of peasant farm Ovchinnikov Vasiliy Ivanovich

 

1

 

Individual entrepreneur – head of peasant farm Dergacheva Svetlana Igorevna

 

1

 

Total:

36

100

47

 

 

 

Согласно данным, представленным в таблице 1, можно выделить несколько направлений подготовки, пользующихся спросом на предприятиях АПК:

  • ветеринария;
  • агроинженерия;
  • эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов;
  • агрономия;
  • зоотехния.

Такая ситуация связана в основном со спецификой организаций, заключивших договор о целевом обучении, и с высоким уровнем конкурса при поступлении, т. к. по перечисленным выше специальностям образовательная деятельность в Свердловской области осуществляется только в Уральском ГАУ.

Рассмотрев таблицу 2, мы видим, что не более 5 организаций постоянно заключают договоры на целевое обучение студентов, тем самым обеспечивая себя в будущем квалифицированными молодыми кадрами. Однако по отношению к 2017/2018 году в 2019 году появились новые организации, вступившие в сотрудничество с Уральским ГАУ. Это говорит о расширении территориальной заинтересованности в агрокадрах.

Решить проблему молодых кадров на селе можно, возродив так называемые агроклассы, где в рамках программы средней общеобразовательной школы происходит профориентация ребят. В советское время именно такие классы были первым этапом воспитания будущих специалистов-аграриев – агрономов, зоотехников, механизаторов.

Например, в Уральской ГСХА долгое время успешно велась работа по организации сельскохозяйственных классов, но из-за демографического спада, а затем введения ЕГЭ все меньшее число школ заключали договоры о совместном сотрудничестве. Начиная с 2012 года подъем количества абитуриентов начинает восстанавливаться. В 2013/2014 учебном году были заключены последние договоры о совместной работе со школами, а в дальнейшем работа агроклассов прекратилась. Сегодня же проект агроклассов возобновился, и необходимо усилить возрождение агроклассов и обратить особое внимание на населенные пункты, в которых ощущается нехватка высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве.

Сейчас центр профессионального развития молодежи при Уральском ГАУ ведет работу со следующими школами:

  • МАОУ «СОШ д. Починок», МАОУ «СОШ с. Тарасково» (Новоуральский ГО);
  • СОШ № 142, СОШ № 137 (Чкаловский район);
  • СОШ № 165 (Кировский район);
  • СОШ № 117, № 98, № 144 (Орджоникидзевский район);
  • СОШ № 7, МАОУ «Еврогимназия» (г. Ревда);
  • СОШ № 7 (Сысертский ГО);
  • СОШ № 7 (г. Асбест).

Основной целью данного проекта является развитие совместной системы профессионального образования детей и молодежи в рамках Агропромышленного комплекса путем создания агроклассов на базе школ Свердловской области.

Достижение данной цели планируется путем выполнения следующих задач:

  • повышение эффективности профориентационной работы среди обучающихся общеобразовательных организаций;
  • оказание помощи сельской молодежи в вопросах профессиональной ориентации в рамках развития агропромышленного комплекса, а также карьерного и личностного роста;
  • формирование у молодежи личностных потребностей в трудовой деятельности и социальной активности посредством приобщения их в общественной и научной деятельности;
  • вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе Свердловской области;
  • социальная адаптация и психологическое сопровождение молодежи;
  • создание системы работы по повышению социального статуса и престижа аграрных профессий, совершенствование работы по поддержанию положительного имиджа аграрных профессий в профессиональных, академических и деловых сообществах.

Целевой группой данного проекта являются обучающиеся 8–11 классов и педагоги общеобразовательных школ Свердловской области.

С целью выработки мер поддержки для развития кадрового потенциала села утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», которая открывает новые возможности и поможет еще большему числу молодых людей сделать жизненный выбор в пользу села. Проект по созданию и развитию агроклассов на базе школ направлен в том числе и на реализацию данной программы.

Одной из задач Национального проекта «Образование» 2018–2024 (от 24.12.18 г.) является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Именно эту цель в том числе и преследует проект «Агроклассы: первый шаг в успешное будущее».

Основным источником высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства Свердловской области является Уральский ГАУ, в его составе имеется факультет среднего профессионального образования. В целях повышения качества обучения и в связи с модернизацией и развитием производства осуществляется опережающее обучение, постоянно совершенствуется учебно-материальная база, оснащаются учебно-производственные мастерские, лаборатории, применяются инновационные педагогические технологии, к преподаванию привлекаются практики, прошедшие все ступени профессии. Однако для создания высококвалифицированного специалиста требуется еще и обратная связь от сельхозтоваропроизводителей, которые должны высказать свои требования к уровню квалификации специалиста.

Выпускники агроклассов являются потенциальными абитуриентами Уральского ГАУ. Кроме того, выпускники агроклассов могут воспользоваться договором на целевое обучение. Целевая подготовка – это целевая контрактная подготовка специалистов, представляющая собой прием абитуриентов в рамках плана набора по отдельному конкурсу.

Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области совместно с Уральским ГАУ осуществляет целевую подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием по очной форме обучения.

Основная проблема, волнующая многих абитуриентов, – как не ошибиться с профессией и сделать правильный выбор. На самом деле немногие точно знают, кем хотят стать. По результатам социологического опроса в университете среди студентов, аграрную профессию выбрали случайно и по обстоятельствам не связанным с заинтересованностью специальностью 26 % опрошенных, но в процессе обучения у большинства студентов отношение к выбранной специальности поменялось в лучшую сторону. У студентов старших курсов во время производственной практики приходит осознание нужности и важности выбранной профессии, а главное – желание работать по специальности.

Многие предприятия Свердловской области согласны сотрудничать с Уральским ГАУ и принимать студентов на практики, после чего с удовольствием принимают молодых специалистов в ряды своих сотрудников. Что касается вопроса о целевом обучении, в соответствии с федеральным законом № 337-ФЗ от 3 августа 2018 года договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вправе заключить гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе. Поэтому считаем целесообразным информировать студентов о возможности заключения договора целевого обучения (например, с 3 курса) с дальнейшим распределением студента на работу после получения диплома государственного образца. Возможность соединить потребности организаций в кадрах и вопрос об обеспечении студента местом практики и дальнейшего трудоустройства может выразиться в разработке и создании online-платформы.

Online-платформа ‒ это виртуальная информационная среда, позволяющая обеспечить организацию трудовыми ресурсами, а студентов – местом работы.

Такая платформа может выполнять сразу несколько функций:

  1. отвечать требованиям цифровизации экономики;
  2. наладить взаимодействие министерства АПК и потребительского рынка Свердловской области с аграрным университетом для:
  • обеспечения АПК Свердловской области квалифицированными кадрами;
  • расширения базы организаций для сотрудничества;
  • повышения уровня трудоустройства выпускников по профессии;
  • реализации государственных программ направленных на развитие сельских территорий.

Учитывая обзор и технические требования к платформе, стоит отметить ее возможность трансформировать механизмы реализации государственных программ, публиковать научные проекты конкретных студентов, которыми могут заинтересоваться работодатели, а самое главное – продвинуть будущего специалиста и, возможно, обеспечить его местом прохождения практики или даже работы. Модератором платформы может быть отдел практик и трудоустройства Уральского ГАУ.

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

За последние годы на федеральном уровне приняты серьезные судьбоносные для АПК страны нормативно-правовые документы, и импортозамещение постепенно уступает место экспортоориентированному сельскохозяйственному производству. Утверждены и действуют следующие документы:

  • Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ с изменениями и дополнениями;
  • Постановление Правительства РФ от 25.08.2017 № 966 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы»;
  • Указ Президента РФ № 20 от 21.01.2020 г. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 22.04.2019 г. № 479 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы».

Это крайне необходимо и своевременно для обеспечения поступательного интенсивного развития отрасли. Но успешное развитие АПК напрямую зависит от кадрового обеспечения сельского хозяйства. Поэтому на федеральном уровне должна быть утверждена «Стратегия развития аграрного образования в РФ до 2030 г.», разработанная Министерством сельского хозяйства России. В решении вопросов о подготовке в деле закрепления и обеспечения организации АПК квалифицированными кадрами может помочь государственная программа, которая определит организационно-экономический механизм подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса страны.

На региональном уровне Свердловской области необходимо разработать и утвердить долгосрочную отраслевую целевую программу «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 2020–2030 гг.», включающую в себя развитие системы непрерывного образования «школа – колледж – вуз», апробированного в Уральском ГАУ инновационного проекта «Агроклассы», системы целевого приема абитуриентов и целевого обучения старших курсов, когда студенты более ориентированы в выбранной профессии, а также использование современной онлайн-платформы для более качественной организации практик и трудоустройства выпускников.

References

1. Vedomstvennyy proekt «Cifrovoe sel'skoe hozyaystvo». M.: FGBNU «Rosinformagroteh», 2019. 48 s.

2. Voronin B. A., Fateeva N. B. Gosudarstvennaya politika v agrarnoy sfere Rossiyskoy Federacii // Agrarnyy vestnik Urala. 2014. № 7 (125). S. 84-87.

3. Voronin B. A., Voronina Ya. V., Fateeva N. B., Petrova L. N. Aktual'nye problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skih territoriy (na primere Sverdlovskoy oblasti) // Agrarnyy vestnik Urala. 2017. № 9 (163). S. 14.

4. Donnik I. M, Karpuhin M. Yu., Voronin B. A. [i dr.] Formirovanie kvalificirovannogo specialista, patriota i grazhdanina v agrarnom vuze. Ekaterinburg, 2016. 264 s.

5. Inshakov V. A. Formirovanie social'no-professional'nogo statusa molodyh specialistov sel'skogo hozyaystva v regione [Elektronnyy resurs]. URL: http://cheloveknauka.com/formirovanie-sotsialno-professionalnogo-statusa-molodyh-spetsialistov-selskogo-hozyaystva-v-regione (data obrascheniya: 25.08.2019).

6. Koncepciya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs]. URL: http://budgetrf. ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf141-10/vestniksf141-10090.htm (data obrascheniya: 25.08.2019).

7. Kucherov A. S. O zakreplyaemosti molodyh specialistov v sel'skohozyaystvennom proizvodstve [Elektronnyy resurs]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-form-vzaimodeystviya-agrarnyh-vuzov-selskih-shkol-i-selskohozyaystvennyh-tovaroproizvoditeley-kak-uslovie (data obrascheniya: 25.08.2019).

8. Nabokov V. I., Mingalev V. D., Pustuyev A. L., Sharapova V. M., Grytsova O. A., Rubayeva O. D., Razorvin I. V. Marketing information analysis on educational service quality in terms of innovative activity // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication - TOJDAS. 2018. March Special Edition. Pp. 31-38.

9. Kulagina N. A., Bobryshev A. N., Sulumov S. K., Chaykovskaya L. A., Smirnova A. V. Personnel Potential Of The Agrarian Sector Of The Economy Of The Southern Russia: Regularities And Prospects Of Development // Research Journal of Pharmaceutical Biological and Chemical Science. 2018. Vol. 9. No. 6. Pp. 1321-1328.

10. Khokhlova M. G. Youth labour market: European experience in Russian context // World Esonomy and International Relations. 2019. Vol. 63. No. 9. Pp. 118-128.

11. Malysheva N. I. Privlechenie i zakreplenie molodyh specialistov na predpriyatii: problemy i puti resheniya [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.ceninauku.ru/page_31235.htm (data obrascheniya: 29.04.2019).

12. Manukovskaya M. V., Korystin M. I., Klimova E. A. Adaptacii molodyh specialistov v novom kollektive [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.vsuet.ru/science/conference2015/2015_11_11_sbornik.pdf. (data obrascheniya: 29.04.2019).

13. Molodye sel'skie specialisty «Tverlife.ru» [Elektronnyy resurs] // Sayt Minsel'hoza Rossii. URL: http://www.mcx.ru/news/news/show/35420.htm (data obrascheniya: 25.11.2019).

14. Nacional'nyy doklad «O hode i rezul'tatah realizacii v 2016 godu Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo hozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaystvennoy produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody» [Elektronnyy resurs] // Informacionno-pravovoy portal Garant.ru. URL: http://base.garant.ru/71795738/ (data obrascheniya: 26.11.2019).

15. Organizaciya proforientacionnoy raboty i vzaimodeystvie agrarnyh vuzov Rossii s sel'skimi shkolami: nauch. izd. M.: Rosinformagroteh, 2014. 49 s.

16. Oficial'nyy internet-portal Ministerstva sel'skogo hozyaystva. URL: http://www.mcx.ru (data obrascheniya: 25.11.2019).

17. Petrova L. N., Kuimova V. A., Sharipova N. F. Osobennosti zakrepleniya kadrovogo potenciala na predpriyatiyah APK // Teoriya i praktika upravleniya sel'skim hozyaystvom: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy 80-letiyu so dnya rozhdeniya doktora ekonomicheskih nauk, professora A. L. Pustueva. Ekaterinburg, 2019. S. 353-356.

18. Problemy i perspektivy sel'skih territoriy: poziciya molodezhi [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.mpcentre.ru. (data obrascheniya: 25.11.2019).

19. Skobelina M. S. Nekotorye faktory, vliyayuschie na trudoustroystvo sovremennyh vypusknikov [Elektronnyy resurs]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-faktory-vliyayuschie-na-trudoustroystvo-sovremennyh-vypusknikov (data obrascheniya: 25.11.2019).

20. Fateeva N. B., Petrova L. N., Sharipova N. F. Gosudarstvennaya politika v oblasti obespecheniya ustoychivogo razvitiya sel'skih territoriy // Ekonomika i upravlenie: sovremennye problemy: materialy Vserossiyskoy nacional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii «Tendencii razvitiya gumanitarnogo i social'no-ekonomicheskogo obrazovaniya v vysshey shkole». Ekaterinburg, 2018. Tom 2. S. 156-161.

Login or Create
* Forgot password?