сотрудник
Россия
сотрудник
Россия
Россия
ГРНТИ 12.01 Общие вопросы науковедения
Статья характеризует роль инфляционной компоненты в обеспечении экономической и финансо-вой безопасности России. В ней приведены результаты социологического опроса Всероссийского цен-тра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о проблемах, тревожащих россиян, в которых инфля-ция занимает видное место. Систематизированы краткосрочные и долгосрочные антиинфляционные меры государства.
инфляция, риск, антиинфляционная политика, инновации, безопасность, де-нежно-кредитный
Финансовая безопасность является чрезвычайно сложной многоуровневой системой, ко-торую образуют ряд подсистем, каждая из которых имеет свою структуру и логику развития. Финансовая безопасность государства включает:
– бюджетную, налоговую и долговую безопасность – безопасность «нерыночного» харак-тера;
– финансовую безопасность банковской и валютной системы, страхового и фондового рынков;
– денежно-кредитную, инвестиционную безопасность.
Сенчагов В. К. и Митяков С. Н. разработали методологию комплексной оценки экономи-ческой безопасности [2; 6–9]. Рассмотрим динамику некоторых предлагаемых этими учены-ми индикаторов из области денежно-кредитной сферы (таблица 1).
Кроме рассмотренных в этой таблице индикаторов названными учеными предлагаются следующие денежно-кредитные индикаторы:
– уставный капитал банков в процентах к ВВП (не менее 10);
– инвестиции банков по государственным и гарантированным правительством обязатель-ствам, в процентах от всех вложений в долговые обязательства (не более 50);
1 Издано при финансовой поддержке Отделения гуманитарных и общественных наук Российского фонда фун-даментальных исследований (договор №17-12-23032/17-ОГОН) и Администрации Краснодарского края (трех-стороннее соглашение о поддержке проекта гуманитарного научного исследования № 47.05.01/8-06.3 от 18 ав-густа 2017 г.); тема НИОКТР: «Активизация воспроизводственных процессов в аграрном секторе экономики Юга России».
– объем кредитов в процентах к ВВП (не менее 40);
– невозвраты кредитов в общем объеме потребительского и ипотечного кредитов (не бо-лее 10);
– дневные колебания индекса фондового рынка (не более 1);
– нерезиденты в совокупных активах банковской системы (не более 25);
– сальдо федерального бюджета в процентах к ВВП (не менее – 3, но не более 4);
– доля расходов по обслуживанию и погашению госдолга в общем объеме расходов феде-рального бюджета (не более 20) [6].
Можно дополнить предложенную Сенчаговым В. К., Митяковым С. Н. систему индикато-ров обобщенными показателями инновационности экономики, а не только относительными, учитывающими роль технологических инноваций в затратах на НИОКР: соотношение затрат на технологические инновации и затрат на исследования и разработки; соотношение объема отгруженной инновационной продукции и затрат на технологические инновации2.
Таблица 1
Некоторые краткосрочные индикаторы экономической безопасности
в денежно-финансовой сфере
Наименова-ние
Целевой пара-метр, отражаю-щий экономиче-скую политику государства
Пороговое значе-ние3
Фактическое зна-чение, 2014 г.
Фактическое зна-чение, 2016 г.
Отклонение фак-тического значе-ния 2016 г. от по-следнего по вре-мени порогового значения
Зона риска4
1
2
3
4
5
6
7
Общий раз-мер золотова-лютных ре-зервов, млрд. долл
Размер Резерв-ного фонда и Фонда нацио-нального благо-состояния – 9% к ВВП
Не менее 250*
386
378
128
Зона ста-бильности **
Годовой уро-вень инфля-ции, %
103–104
≤106
111
105
2–1
Зона уме-ренного риска
104
103–104
Уровень мо-нетизации экономики: М2
на конец го-да, в % к ВВП
≥50
47
45
–25 –(–35)
Зона уме-ренного риска – зона зна-чительно-го риска
50–70
70–80
2 Сенчагов В. К. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: система индикаторов / Ю. М. Максимов С. Н., Митяков, О. И. Митякова // Инновации. 2011. № 5. С. 56-61.
3 Представлены меняющиеся пороговые значения, установленные Институтом экономики РАН в разные перио-ды, опубликованы они в разные годы в источниках литературы, приведенных в конце настоящей статьи
4 Выводы авторов на основе критериев риска, представленных в [4]
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
5
6
7
Невозвраты кре-дитов в общем объеме потреби-тельского и ипо-течного кредитов, %
10
155
12
2–(–3)
Зона умерен-ного рис-ка – ста-бильно-сти
10–15
Сальдо федераль-ного бюджета в процентах к ВВП
Преодоление дефицита к 2017 г., обес-печение бюд-жетной сбалан-сированности
не ме-нее – 3; не более 4**
–0,5
–0,038
2,962
Зона ста-бильно-сти
–3
Отношение вели-чины государ-ственного внеш-него и внутренне-го долга, в % к ВВП
60
12
40
–20
Зона ста-бильно-сти
Сальдо внешнего торгового баланса в % к ВВП
8
15
7
–1
Зона умерен-ного рис-ка
* Пороговое значение изменялось за период с 1997 по 2015 г. от 40 до 250 млрд. долл.
** Фактическое значение составляет 151,2 % от порогового, что стремительно приближается к верх-ней ассимптоте, равной 166 %. Значит, в ближайшей перспективе следует ожидать пересмотра систе-мы индикаторов и исключения параметра «золотовалютные резервы» из системы в связи со снижени-ем его значимости (см. [6]).
Инновации являются источником роста объемов кредитования экономики, а значит – ис-точником инфляции, но с другой стороны – источником экономического роста.
Такими показателями, например, могут являться:
1) инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций);
2) удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных това-ров, выполненных работ, услуг малых предприятий (процентов) [3].
Превышение фактического уровня инфляции, зарегистрированного в 2016 г., над порого-вым очень незначительно. Положительна динамика изменений инфляции в 2017 г.: в октябре 2017 г. она составила 2,7 % к соответствующему месяцу 2016 г.
Рискованность, выраженная степенью отклонения фактических значения индикатора от порогового, разнится от индикатора к индикатору. Так, низкий уровень монетизации эконо-мики, отражающий уровень ее обеспеченности деньгами, оказывает давление на инфляцию,
5 Источники: [4, 5] – соответственно – в 2014 и 2016 гг.
снижая ее, но приближает интегральный показатель экономической безопасности, рассчи-танный Сенчаговым В. К. и Митяковым С. Н., к зоне значительного риска, т. к. низкий уро-вень монетизации экономики, с другой стороны, снижает возможности экономического ро-ста, несет риск широкого распространения бартерных сделок и денежных суррогатов. Другие же индикаторы обеспечивают экономическую стабильность или демонстрируют умеренное отклонение от пороговых значений (таблица 1).
Регулярные исследования ВЦИОМ показывают, что высокую инфляцию и рост цен опре-деляли как проблему (среди прочего: по условиям опроса, можно называть до 5 факторов) только в 10–11 % случаев из 175–212 % возможных (цифра больше 100 %, т. к. ряд респон-дентов называли более 1 проблемного для экономики России с их точки зрения фактора) – рисунки 1 и 2. Некую пассивность при участии в опросе проявили в 26–72 % случаев, выбрав «затрудняюсь» ответить [1]. Такой высокий процент случаев может свидетельствовать не о пассивности граждан, а о большом числе проблем, характерных для экономики и о высокой степени неопределенности социально-экономической ситуации в России в этой связи, что является источником тревоги.
Проблемы низких зарплат и низкого уровня жизни, социальной политики, безработицы, здравоохранения, внешней политики и развала сельского хозяйства, низких пенсий и дорог, выделяемых особо респондентами в последнее время, подтверждают немонетарный характер инфляции, ее структурный тип.
Рис. 1. Результаты опроса общественного мнения: «Какие проблемы Вы считаете наиболее
важными для страны в целом (открытый опрос, до пяти ответов)?». (Можете назвать до пяти
проблем), 2016 г.
17
Высокая инфляция, рост цен ("высокие цены в магазинах, на рынках", "инфляция высокая", "остановить рост инфляции"); 11
15
13
10
12
6
9
Развал с/х и промышленности, зависимость от природных ресурсов ("возрождать заводы, фабрики в малых городах"); 4
2
8
5
4
5
3
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
22
0
5
10
15
20
25
Экономика ("экономический блок надо изменить, …
Низкие зарплаты, низкий уровень жизни ("черные …
Социальная политика ("льготы многодетным семьям и …
Внешняя политика ("санкции все против России", …
Развал с/х и промышленности, зависимость от …
Низкие пенсии, пенсионная реформа ("перестали …
Невозможность купить жилье ("жилищные …
Внутренняя политика ("внутриэкономические …
Экология ("экология, плохое отношение к природе", …
Терроризм ("ИГИЛ")
Падение рубля, цен на нефть ("девальвация", …
Проблемы материнства и детства ("не защищенность …
Миграционная политика ("много нелегалов …
Нет контроля за исполением законов, произвол …
Банковская система / высокие проценты по кредитам …
Малый бизнес ("поддержка малого …
Мир ("военные конфликты", "чтобы не было войны", …
Дорогой бензин / газ / энергоресурсы
Правосудие ("ошибки судебных органов", "реформа …
на 22.05.2016 г.
Падение рубля и цен на нефть значительно меньше тревожат россиян. Первое говорит об эффективной денежно-кредитной политике Банка России.
Инфляция в России имеет особый мультифакторный характер. Таким образом, ее ход за-висит от времени, но фактически не зависит (либо зависит в малой степени) от монетарных воздействий [10].
Рис. 2. Результаты опроса общественного мнения: «Какие проблемы Вы считаете наиболее важными для стра-ны в целом(открытый вопрос, до пяти ответов)?». (Можете назвать до пяти проблем), 2017 г. [1]
Опыт развитых стран свидетельствует, что возможны 2 стратегии борьбы с инфляцией: ликвидационная (англо-американская модель) и адаптивная (в рамках данного подхода госу-дарством сочетаются кратко- и долгосрочные антиинфляционные меры).
Таблица 2
Адаптивные программы мероприятий по управлению инфляцией и финансовой
безопасностью
Долгосрочные
Краткосрочные
Перспективные
Прилив зарубежного капитала
Льготы предприятиям, произ-
Стимулирование экономиче-
Дорожно-транспортная ситуация, отрицательные изменения в целом; 8
2
1
1
Проблемы образования, отрицательные изменения в целом; 10
1
2
Здравоохранение, отрицательные изменения в целом; 16
2
2
1
1
2
ЖКХ, отрицательные изменения в целом; 4
3
Социальные проблемы, отрицательные изменения в целом; 10
1
1
1
1
1
1
Труд и занятость: безработица; 15
Уровень жизни, отрицательные изменения в целом; 6
Уровень жизни: нет повышения зарплат; 16
Уровень жизни: нет повышения пенсий; 10
Уровень жизни: высокие цены, инфляция; 10
1
1
Ситуация в городе / стране: нет борьбы с коррупцией; 11
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
1
Экономика, отрицательные изменения в целом; 12
Экономика: стагнация в экономике, развал промышленности и с/х; 4
1
1
1
2
1
2
Затрудняюсь ответить; 26
-4
1
6
11
16
21
26
Дорожно-транспортная ситуация, отрицательные …
Проблемы детей: не хватает детских садов
Проблемы образования, отрицательные изменения в …
Проблемы образования: бесплатного образования нет
Здравоохранение: ухудшилось качество …
Здравоохранение: рост цен на лекарства
Жилищный вопрос: нет доступного жилья
ЖКХ: неприемлемые, высокие тарифы
Социальные проблемы: снизились пособия
Социальные проблемы: не решаются проблемы …
Социальные проблемы: не ведется борьба с …
Труд и занятость: безработица
Уровень жизни: нет повышения зарплат
Уровень жизни: высокие цены, инфляция
Ситуация в городе / стране, отрицательные изменения …
Ситуация в городе / стране: ухудшилась экологическая …
Ситуация в городе / стране: увеличение количества …
Ситуация в городе / стране: нет борьбы с бюрократией
Ситуация в городе / стране: ухудшение …
Ситуация в городе / стране: ведение боевых действий / …
Ситуация в городе / стране: военные действия на …
Ситуация в городе / стране: внутренняя политика, …
Ситуация в городе / стране: терроризм
Экономика, отрицательные изменения в целом
Экономика: высокие % ставки (кредиты, ссуды)
Экономика: нет поддержки малого бизнеса
Нет такого / нет проблем
Затрудняюсь ответить
на 29.05.2017 г.
и инвестиций в экономику, минимизируя импортируемую в Россию инфляцию
водящим продукцию, сопут-ствующую основной
ского роста
Лимитирование прироста де-нежной массы, хотя, особен-ность России в том, что рост инфляции не детерминируется ростом денежной массы
Приватизация
Удержание процентных ста-вок на определенном уровне, когда Банк России функцио-нирует как «нетто-кредитор» системы коммерческих банков
Сокращение дефицита госу-дарственного бюджета, через асоциальную компоненту – повышение налоговых дохо-дов, сокращение расходов, в то время, как особенность России – развитие инфляции как в условиях дефицита, так и в условиях профицита бюд-жета
Повышение нормы сбереже-ний
Решение проблем системы налогообложения, сокращение налогового бремени малого бизнеса
Либерализация цен, уменьше-ние влияния естественных монополий
Повышение процентных ста-вок
Сокращение госзаймов
1. ВЦИОМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=1165&q_id=78226&date=29.05.2017
2. Митяков С. Н. Динамика краткосрочных индикаторов экономической безопасности / С. Н. Митяков, В. К. Сенчагов // Экономическая безопасность России: проблемы и перспекти-вы: материалы III междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новгород, 2015. - С. 176-181.
3. Наука и инновации. Инновационная активность организаций (удельный вес организа-ций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в от-четном году, в общем числе обследованных организаций) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#
4. Предоставленные физическим лицам ссуды, по которым срок платежа наступил в отчетном периоде, включая непогашенные в установленный договором срок (2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/risk_14.htm&pid=pdko_sub&sid=ITM_60627
5. Предоставленные физическим лицам ссуды, по которым срок платежа наступил в отчетном периоде, включая непогашенные в установленный договором срок (2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/risk_16.htm&pid=pdko_sub&sid=ITM_60627
6. Сенчагов В. К. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности / В. К. Сенчагов, С. Н. Минаков // Вестник Академии экономической безопас-ности МВД России. - 2011. - № 5. - С. 41-50.
7. Сенчагов В. К. Оценка кризисов в экономике с использованием краткосрочных индика-торов и средних индексов экономической безопасности России / В. К. Сенчагов, С. Н. Минаков // Проблемы прогнозирования. - 2016. - № 2. - С. 44-58. = (Senchagov V.K., Mityakov S.N. EVALUATION OF ECONOMIC CRISES USING SHORT-TERM INDEXES AND AVERAGE INDEXES OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA // Studies on Russian Economic Development. 2016. Т. 27. № 2. С. 148-158.
8. Сенчагов В. К. Структура механизма современного мониторинга экономической без-опасности России / В. К. Сенчагов, Е. А. Иванов. - М.: Институт экономики РАН, Центр фи-нансовых исследований, 2015. - 46 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inecon.org/docs/Senchagov_Ivanov.pdf
9. Стратегия экономической безопасности России: новые ориентиры развития: Сборник научных трудов I научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (г. Москва, Институт экономики РАН, 14 марта 2017 г.) [Электронный ресурс]. - М.: Институт экономики РАН, 2017. - 265 с. - Режим до-ступа: http://inecon.org/docs/2017/Senchagov_2017.pdf
10. Сулакшин С. С. Об инфляции не по Кудрину: монография [Электронный ресурс] / С. С. Сулакшин. - Электрон. текстовые данные. - М. : Научный эксперт, 2009. - 168 c. - 978-5-91290-045-7. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13266.html