НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сельское хозяйство является основой продовольственной безопасности государства, поэтому занимает приоритет- ное место среди отраслей, пользующихся государственной поддержкой. В России среди мер государственной поддерж- ки сельского хозяйства важное место занимает политика налогового благоприятствования, которая направлена на рас- ширение производственной деятельности, инвестиций, стимулирование спроса, развитие конкуренции, поддержание взаимоотношений между субъектами. Среди инструментов налогового регулирования выделяются налоговые льготы и возможность применения специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН). Налоговая политика в отношении сельского хозяйства проводится на федеральном, региональном и местном уровнях, причем возможности федерального центра значительнее и обширнее. Существенную долю в совокупной на- логовой нагрузке сельскохозяйственного предприятия занимают НДС и страховые взносы. Актуален вопрос о предо- ставлении права плательщикам ЕСХН добровольно уплачивать НДС. Прекращение в 2015 г. срока действия понижен- ных тарифов страховых взносов привело к повышению налоговой нагрузки на сельскохозяйственного производителя. Немаловажен в поддержании и развитии аграрного сектора процесс кластеризации. Характерными особенностями современных кластеров на территории России являются внешне не проявленные межфирменные связи, разнородность производимой продукции, стихийность образования без участия органов власти. Налоговое стимулирование должно быть направлено на содействие интеграционным процессам и формирование самостоятельных кластеров в регионах. Кластеризация отрасли будет способствовать выводу из тени деятельности сельскохозяйственных производителей и усиливать их позиции на рынке. Боязнь присоединения сельскохозяйственных товаропроизводителей к кластерным образованиям связана с неизбежным ростом внимания со стороны налоговых органов. Таким образом, современная налоговая система выступает барьером для кластеризации в сельскохозяйственной отрасли.

Ключевые слова:
государственное регулирование экономики, государственная поддержка, налоговая политика, единый сельскохозяйственный налог, налог на добавленную стоимость, страховые взносы, кластер
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Цель и методика исследований. Целью иссле- довательской работы являлось изучение налоговой политики государства в отношении сельского хо- зяйства в рамках государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производителя. В исследовании использовались такие методы, как экспертиза теоретических аспектов, анализ норма- тивно-правовой базы, систематизация, метод сравне- ния и обобщения. Результаты исследования. Среди направлений государственной поддержки сельского хозяйства особое место занимает налоговая политика. В от- ношении сельского хозяйства установлена политика налогового благоприятствования, которая выраже- на в льготных ставках по налогам и в возможности применения специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога. Налоговая политика в отношении сельского хозяйства прово- дится на федеральном, региональном и местном уровнях, причем возможности федерального центра значительно обширнее и оказывают большее влия- ние на производителя. Стимулирующий характер на- логовой политики в отношении сельского хозяйства выражен в необходимости интеграционных процес- сов в отрасли путем создания региональных аграр- ных кластеров. Взаимодействие аграрных предпри- ятий внутри кластерного образования расширит по- тенциал отрасли, а также будет содействовать выво- ду деятельности из теневого сектора. Сельское хозяйство - основа продовольственного обеспечения и, соответственно, продовольственной безопасности государства, в связи с этим занимает приоритетное место среди отраслей, пользующихся государственной поддержкой. Государственная под- держка аграрного сектора осуществляется посред- ством использования определенных форм и методов, необходимость систематизации которых выражена в нарастающей политике подъема аграрного сектора в рамках реализации Государственной программы по развитию сельского хозяйства [1]. Под государствен- ным регулированием можно понимать целостную многоуровневую систему экономических взаимоот- ношений, посредством которой осуществляется воз- действие органов власти разных уровней на деятель- ность аграрной сферы экономики. [2]. В сфере сельского хозяйства России регулирую- щие функции государства осуществляются по следу- ющим направлениям: формирование конкурентной среды и проведе- ние антимонопольной политики, противодействие сговорам производителей, стимулирование конку- ренции, а также обеспечение законодательной базы и нормативно-правового регулирования. При этом реализация данного направления не должна проис- ходить путем разукрупнения больших предприятий, так как это нанесет ущерб сложившимся хозяйствен- ным комплексам. В то же время нельзя допускать увеличения числа малых фирм, занимающихся ис- ключительно посредническими операциями, так как это приводит к неестественному росту цен; поддержка устойчивого развития аграрного сектора экономики - это направление, важной за- дачей которого является поддержка спроса на про- довольствие и сельскохозяйственное сырье, т. е. поддержка платежеспособного спроса населения путем регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, а также обеспечение сельхозтоваропро- изводителей государственным заказом на покупку продовольствия в федеральные и региональные про- довольственные резервы; реализация политики разумного протекциониз- ма, поддержка отечественного сельхозпроизводите- ля путем применения таможенных тарифов; создание благоприятного инвестиционного кли- мата для иностранных инвесторов, предоставление государственных гарантий, создание совместных с иностранными инвесторами предприятий, в том чис- ле на основе концессионных соглашений, их участие в разработке инвестиционных проектов по созданию новых технологий, отвечающих мировым стандартам; кредитная политика по обеспечению доступно- сти заемных средств, так как из-за сезонного харак- тера сельхозпроизводства и невысокой рентабельно- сти производитель нуждается в льготном кредитова- нии оборотных активов и основных средств, о чем говорят утвержденные Правительством РФ в дека- бре 2016 г. «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по креди- там, выданным сельскохозяйственным производите- лям по льготным ставкам»; комплексное программное планирование раз- вития сельского хозяйства, о чем свидетельствует ут- вержденная «Государственная программа развития сельского хозяйства России и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продо- вольствия на 2013-2020 годы», реализация которой в итоге должна привести к росту эффективности производства и реализации сельхозпродукции [3]; оптимальная налоговая политика предполагает, что налогообложение сельхозпредприятий регули- руется в рамках текущего налогового законодатель- ства, в котором предусмотрены различные льготы и специальные налоговые режимы. В российских ус- ловиях налоговая политика в отношении сельского хозяйства должна носить в первую очередь стимули- рующий характер. Исходя из сказанного необходимо отметить, что: во-первых, государственная поддержка сельского хозяйства - это комплекс мер нормативно-правового, Таблица 1 Налоговая политика в РФ по сферам деятельности Направления политики Виды экономической деятель- ности Характерные черты Политика налогового благоприятствования сельское хозяйство; IT-отрасль; научно-техническая и высо- котехнологическая отрасль; медицина; социальная сфера; благотворительность низкое число уплачиваемых налогов и сборов; невысокий уровень ставок по налогам и сборам; низкий уровень контроля со стороны налоговых органов; большая возможность перехода на специальный налого- вый режим; широкий перечень налоговых льгот; небольшой перечень подаваемых налоговых деклараций и отраслевых отчетов Политика налогового нейтралитета добывающая промышлен- ность; строительство; топливно-энергетическая про- мышленность среднее число уплачиваемых налогов и сборов; средний уровень ставок по налогам и сборам средний уровень контроля со стороны налоговых орга- нов; возможность перехода на специальный налоговый ре- жим; среднее число подаваемых налоговых деклараций и от- раслевых отчетов Политика максималь- ных налогов спиртовая промышленность; табачная промышленность; игорный бизнес высокое число уплачиваемых налогов и сборов; высокие ставки по налогам и сборам; высокий уровень контроля со стороны налоговых орга- нов; дополнительный перечень уплачиваемых налогов; невозможность применения или слабая доступность при- менения специальных налоговых режимов; отсутствие либо малое число налоговых льгот; большое число подаваемых налоговых деклараций и от- раслевых отчетов Table 1 Tax policy in Russia by sectors of activity Policies Types of economic activity Characteristic features Tax policy favored agriculture; IT industry; scientific-technical and high- tech industry; medicine; social sphere; charity the low number of paid taxes and fees; low level of rates of taxes and duties; low level of control from the tax bodies; high possibility of transition to special tax regime; extensive list of tax incentives; low-list of filed tax returns and industry reports The policy of tax neu- trality mining industry; construction; fuel and energy industry average number of paid taxes and fees; the average level of rates of taxes and duties the average level of control from the tax bodies; the possibility of transition to special tax regime; the average number of filed tax returns and industry reports Policy maximum taxes the alcohol industry; the tobacco industry; gambling high number of paid taxes and fees; high rates of taxes and duties; high level of control from the tax bodies; an additional list of taxes paid; lack of application or poor accessibility in the application of special tax regimes; absence or low number of tax exemptions; a large number of filed tax returns and industry reports социально-экономического и организационного ха- рактера, реализуемых государством, нацеленных на стабильное развитие агропромышленного комплек- са, обеспечивающего продовольственную безопас- ность и автономию страны; во-вторых, система государственной поддержки аграрного сектора экономики основывается на со- блюдении определенных принципов, которые можно выделить, исследуя модель функционирования ры- ночной системы. Основными принципами государственной под- держки сельского хозяйства являются [1]: целевой характер и адресность государственной поддержки, т. е. выделенные из бюджета средства должны использоваться строго по назначению и ис- ключительно сельхозпроизводителями; гарантированность и равная доступность государ- ственной поддержки, т. е. обязательства государства по поддержке сельхозпроизводителя фиксируются в отдельных госпрограммах и являются доступными для всех субъектов, имеющих право на господдержку; эффективность использования бюджетных средств, т. е. полученные результаты должны превос- ходить бюджетные затраты. Соблюдение данных принципов позволяет в усло- виях цикличного развития экономики обеспечивать устойчивость функционирования национального аграрного производства. В результате исследований теории и практики госрегулирования мы приходим к выводу, что госу- дарственная поддержка сельского хозяйства может осуществляться по таким направлениям, как субси- дирование предприятий отрасли, льготы в налогоо- бложении, в кредитовании, лизинге, страховании, и предлагаем сделать акценты на следующие важные меры господдержки: защита интересов отечественного сельхозпро- изводителя на внутреннем и внешнем рынке; развитие инфраструктуры, науки и инноваци- онной активности в аграрном секторе; развитие системы подготовки и повышения ква- лификации кадров сельскохозяйственной отрасли; поддержание стабильности в обеспечении на- селения продовольственными товарами российского сельхозпроизводителя. Государственная поддержка аграрного сектора экономики практикуется во всех экономически раз- витых странах. Среди самых важных методов, используемых государством, можно назвать налоговую политику. Применение оптимальных налоговых мер в отноше- нии аграрного сектора экономики непосредственно влияет на величину налоговых поступлений в консо- лидированный бюджет [4]. Налоги, будучи основной формой доходов со- временного государства, являются наиболее распро- страненным инструментом государственного регули- рования экономики. Налоговая политика представляет систему право- вых норм в области налогов и сборов, направленных на регулирование, развитие и достижение стабиль- ности экономической системы страны [2]. Особен- ности налоговой политики в РФ по сферам деятель- ности представлены в табл. 1. Налоговая система страны представляет собой совокупность налогов и сборов, установленных го- сударством, компетенцию органов власти различных уровней в области налогового регулирования, спосо- бы исчисления и уплаты налогов, проведения меро- приятий налогового контроля [2]. Оптимально установленные налоги являются эф- фективным инструментом государства по развитию деловой активности, перераспределению доходов и расходов между сферами деятельности, стимулиро- ванию научно-технического прогресса. На современном этапе развития большое значение имеет поддержка сельхозпроизводителей региональ- ными органами власти. Каждый регион представляет собой отдельную производственно-хозяйственную систему взаимодействия экономических субъектов, имеющую свои особенности в экономическом, со- циально-политическом, географическом, экологиче- ском отношении. При этом каждый регион взаимо- действует с другими регионами, и вместе они обра- зуют структуру экономической системы страны [5]. Формы государственной поддержки аграрного сектора могут быть прямые и косвенные. Под пря- мой поддержкой понимается поддержка из бюджет- ных средств, напрямую воздействующих на финан- сово-экономическую деятельность. К ней можно отнести: субсидии на с/х производство, в том числе на компенсацию части затрат; субсидирование кре- дитования сельскохозяйственных предприятий; суб- сидирование научной деятельности и т. д. Для обе- спечения совершенствования механизмов государ- ственной поддержки, повышения результативности государственных расходов в виде субсидий были разработаны условия их предоставления. К данным условиям относятся: отсутствие задолженности по налогам и сбо- рам; достаточное обеспечение и своевременность выплаты заработной платы; использование земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, сохранение до- статочного поголовья скота; достижение необходимого уровня урожайно- сти. Следует отметить, что распределение субсидий должно основываться на дифференцированном под- ходе, что позволит выравнивать условия ведения хозяйства для предприятий, находящихся в разных природно-климатических условиях. Косвенной поддержкой выступает воздействие органов государственной власти на финансовые ре- зультаты деятельности сельхозпроизводителя. К дан- ным методам можно отнести: льготное налогообло- жение сектора и введение специальных налоговых режимов, а также проведение закупочных интервен- ций на рынке сельскохозяйственной продукции. В составе указанных налоговых льгот и преиму- ществ можно обозначить следующие льготы (табл. 2). У региона, как и у федерального центра, меры поддержки экономических субъектов подразделяются на прямые и косвенные. Прямые представляют собой непосредственную финансовую помощь путем предоставления субси- дий, субвенций, дотаций [5]. Региональная поддерж- ка лиц, осуществляющих производство сельхозпро- дукции в Свердловской области осуществляется на основании Закона Свердловской области от 4 фев- раля 2008 г. № 7-ОЗ [6]. Данный Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением органами власти Свердловской области государственной под- Таблица 2 Налоговые льготы для сельскохозяйственных товаропроизводителей на федеральном уровне Налог Характер льготы Нормативный документ НДС Ставка НДС 10 % для продовольственных товаров подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ НДС Непризнание объектом налогообложения НДС операций по реали- зации земельных участков подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ Налог на прибыль организаций Ставка по налогу 0 % для сельхозпроизводителей по реализации сельхозпродукции собственного производства п. 2 ст. 3462 НК РФ Налог на прибыль организаций Право включать в расходы для расчета налога на прибыль затраты на добровольное страхование урожая сельскохозяйственных куль- тур и животных подп. 6 п. 1 ст. 263 НК РФ Налог на прибыль организаций Возможность не включать в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль доходы от безвозмездно полученных мелиоративных и других объектов сельхозназначения, построенных за счет средств бюджетов всех уровней подп. 19 п. 1 ст. 251 НК РФ Налог на прибыль организаций Возможность для производственных сельхозпредприятий исполь- зования ускоренной амортизации по основным средствам подп. 2 п. 1 ст. 2593 НК РФ Транспортный налог Исключение из состава налогооблагаемой базы по транспортному налогу таких видов техники, как тракторы, комбайны, специализи- рованные автомобили и другие виды техники, зарегистрированные на сельхозтоваропроизводителей и используемые ими на сельско- хозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ Земельный налог Возможность самостоятельного установления местными органами власти ставки по земельному налогу, не превышающей 0,3 % п. 1 ст. 361 НК РФ ЕСХН Возможность перехода на специальный налоговый режим - Единый сельскохозяйственный налог п. 2 ст. 3461 НК РФ НДФЛ Освобождение от налогообложения НДФЛ средств, полученных из бюджета различных уровней на развитие личного подсобного хозяйства п. 131 ст. 217 НК РФ НДФЛ Освобождение от налогообложения НДФЛ доходов от продажи вы- ращенных в личных подсобных хозяйствах продуктов п. 13 ст. 217 НК РФ Table 2 Tax benefits for agricultural producers Tax The nature of the benefits Regulatory document VAT VAT rate is 10 % for food products subpar. 1 par. 2 art. 164 of Tax Code of RF VAT Not recognized by the taxation object of the VAT of operations on the sale of land subpar. 6 par. 2 art. 164 of Tax Code of RF Tax on profit of organizations Tax rate 0 % for farmers for implementation of agricultural products of own production par. 2 art. 3462 of Tax Code of RF Tax on profit of organizations The right to include in expenses for calculating the profit tax the ex- penses on voluntary insurance of agricultural crops and animals subpar. 6 par. 1 art. 263 of Tax Code of RF Tax on profit of organizations Not included in the taxable base for income tax income from gratu- itously received reclamation and other agricultural facilities, built at the expense of means of budgets of all levels subpar. 19 par. 1 art. 251 of Tax Code of RF Tax on profit of organizations The opportunity for productive agricultural use accelerated deprecia- tion on fixed assets subpar. 2 par. 1 art. 2593 of Tax Code of RF The transport tax Exclusion from the tax base of transport tax these types of equipment like tractors, harvesters, special automobiles and other equipment, registered agricultural producers and used in agricultural work for the production of agricultural products subpar. 5 par. 2 art. 358 of Tax Code of RF Land tax The possibility of self-establishment of local authority rates on land tax, not to exceed 0.3 % par. 1 art. 361 of Tax Code of RF Unified agricultural tax The possibility of transition to special tax regime of Unified agricul- tural tax par. 2 art. 3461 of Tax Code of RF The tax to in- comes of physical persons Exemption from taxation the personal income tax of funds received from the budget of various levels for the development of private econ- omy par. 131 art. 217 of Tax Code of RF The tax to in- comes of physical persons Exemption from taxation of personal income tax revenues grown in pri- vate farms products par. 13 art. 217 of Tax Code of RF Таблица 3 Налоговые льготы в Свердловской области для сельхозтоваропроизводителей Table 3 Tax incentives in the Sverdlovsk region for agricultural producers Налог Характер льготы Нормативный документ Налог на имуще- ство организаций Освобождение от уплаты налога на имущество организаций, занимающихся производством, переработкой и хранением сельхозпродукции подп. 3 п. 2 Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» УСН Налоговая ставка по УСН с базой «доходы» в размере 0 % для впервые зарегистриро- ванных ИП в отношении вида деятельности «Производство пищевых продуктов» п. 1 ст. 1-1 Закона Свердловской области от 15 июня 2009 г. № 31-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налоговых ставок при применении УСН для отдельных категорий налогоплательщиков» УСН Налоговая ставка по УСН с базой «доходы, уменьшенные на величину расходов» в раз- мере 5 % в отношении вида деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболов- ство и рыбоводство» подп. 1 п. 2 ст. 2 Закона Свердловской области от 15 июня 2009 г. № 31-ОЗ Table 3 Tax incentives in the Sverdlovsk region for agricultural producers Tax The nature of the benefits Regulatory document Tax on property of organizations Exemption from tax on property of organizations engaged in the production, processing and storage of agricultural products subpar. 3 par. 2 of Law of Sverdlovsk region of November 27, 2003 No. 35-OZ «About establish- ment on the territory of Sverdlovsk region of the property tax of the organizations» Simplified tax system The tax rate on STS with the base «income» in the amount of 0 % to newly registered individual in respect of type of activity «Production of food» par. 1 art. 1-1 of Law of Sverdlovsk region of June 15, 2009 No. 31-OZ «About establishment on the territory of Sverdlovsk region tax rates in applica- tion of simplified taxation system for certain cat- egories of taxpayers» Simplified tax system The tax rate for the STS database «incomes re- duced by size of expenses» in the amount of 5 % in relation to the activity «Agriculture, forestry, hunt- ing, fishery and fish breeding» subpar. 1 par. 2 art. 2 of Law of Sverdlovsk region of June 15, 2009 No. 31-OZ держки, порядок и условия предоставления финан- сирования сельхозпроизводителям, финансирования и предоставления в безвозмездное пользование ка- зенного имущества. Косвенная поддержка заключается в расходовании средств региона на развитие отраслевых объектов го- сударственной собственности, объектов инфраструк- туры, предоставлении гарантий инвесторам, а также предоставлении налоговых, таможенных и других видов льгот [7, 8, 9]. Налоговые льготы на региональном уровне в Свердловской области для сельхозпроизводителей представлены в табл. 3. Все вышесказанное говорит о том, что в отно- шении сельскохозяйственной отрасли в России как на федеральном, так и на региональном уровне по- строена политика налогового благоприятствования. Но при этом важно отметить, что налоги, устанавли- ваемые на федеральном уровне, гораздо обширнее и весомее для производителей, чем на региональном уровне. Налоговое законодательство предоставляет регионам и муниципальным образованиям опреде- ленные полномочия по реализации налоговой поли- тики. В свою очередь, перечень данных полномочий строго ограничен перечнем региональных и местных налогов, определенными возможностями по установ- лению пониженных ставок по специальным налого- вым режимам и налогу на прибыль в части, поступа- ющей в региональный бюджет. При этом наблюдает- ся низкий уровень стимулирующего характера реги- ональной налоговой политики в силу ограниченных возможностей региональных и местных властей по проведению налоговой политики. Целесообразно расширить возможности реги- ональных властей в области налоговой политики, включив в ст. 3468 НК РФ пункт, согласно которому законами субъектов РФ налоговая ставка в отношении налоговой базы по ЕСХН может быть уменьшена до 4 % (в настоящий момент подобными льготами могут воспользоваться Республика Крым и город федераль- ного значения Севастополь - п. 2 ст. 3468 НК РФ). В случае необходимости законами субъектов РФ можно дифференцировать применение пониженных налоговых ставок в зависимости от вида произво- димой сельскохозяйственной продукции, среднеспи- сочной численности, предельного размера доходов. Актуальность данного предложения вызвана тем, что региональные власти обладают более широким виде- нием текущего финансового и хозяйственного по- ложения региональных сельхозпроизводителей, чем федеральные органы власти, и в силах принять более гибкое и эффективное решение об изменении ставки налога для стимулирования деятельности сельхоз- производителей. Указанные обстоятельства свидетельствуют о не- обходимости внесения некоторых поправок в нало- говое законодательство РФ на уровне федерации и регионов для стимулирования сельскохозяйственной отрасли: стимулировать использование земель сельхоз- назначения по их непосредственному назначению путем предоставления муниципальным образовани- ям права на повышающий коэффициент по земель- ному налогу в отношении земель, используемых не по назначению (в настоящее время ставка налога не может превышать 0,3 % - подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ); введение налоговых каникул для вновь создан- ных субъектов малого предпринимательства - ИП в сельском хозяйстве и хозяйств, применяющих ЕСХН. При проведении налоговой политики в аграрном секторе экономики должна учитываться тесная взаи- мосвязь между видами экономической деятельности, а также смежных отраслей перерабатывающего и об- служивающего сектора. Таким образом, необходимо направить налоговое стимулирование на содействие интеграционным процессам в сфере сельского хозяй- ства, что в дальнейшем послужит стимулом к созда- нию самостоятельного аграрного кластера в Свердловской области. Аграрный кластер представляет собой объеди- нение ряда сельскохозяйственных предприятий в рамках горизонтальной и вертикальной интеграции. На территории Свердловской области аграрные кла- стеры представлены в таких точках локализации, как Каменск-Уральский, Михайловск, Камышлов, Ала- паевск. Характерными особенностями данных кла- стеров являются внешне не проявленные межфир- менные связи, разнородность производимой продук- ции, стихийность образования без участия органов власти [4]. Создание кластерной стратегии развития региона должно сопровождаться исследованиями уже суще- ствующих кластеров, оценкой и изучением институ- циональной среды, важным элементом которой явля- ется действующая система налогообложения. Кластеризация сельскохозяйственной отрасли занимает приоритетное место для экономик реги- онального и национального уровня. В связи с чем стоит предусмотреть особые механизмы для налого- обложения аграрных кластерных образований [10]. Важная проблема налогообложения аграрных кластерных образований заключается в том, что, с одной стороны, государство для стимулирования кластерной активности заинтересовано в снижении налоговой нагрузки и предоставлении налоговых льгот, с другой стороны, предприятия, находящиеся в составе кластера, обладают большими ресурсами и в значительно большей степени способны ока- зывать влияние на рынок, предоставление данным субъектам дополнительных налоговых преференций поспособствует их еще большему усилению и будет препятствовать конкуренции. Таким образом, в во- просе налогового регулирования кластерной актив- ности в сельскохозяйственной отрасли вступают в противоречие две функции налогов: стимулирующая и перераспределительная. Особое внимание также следует уделить тому, что организации склонны в большей степени к теневиза- ции не прибыли, а количества сотрудников и фонда оплаты труда с целью уклонения от уплаты страхо- вых взносов. В связи с тем что предприятие в соста- ве кластера привлекает большее внимание государ- ственных контролирующих органов, кластеризация является одним из направлений, нацеленных на лега- лизацию доходов и отказ от ведения теневого бизне- са, поэтому большинство предприятий, в том числе аграрного сектора, предпочитают избегать присо- единения к кластерным образованиям из-за боязни увеличения налогового контроля и, соответственно, налогового бремени в результате вынужденного пол- ного отражения всей информации о финансово-хо- зяйственной деятельности в бухгалтерской и налого- вой отчетности [10]. С учетом вышесказанного мы видим, что совре- менная налоговая система России является барьером для развития процесса кластеризации в аграрном секторе экономики. Сложность налогового законо- дательства, особенно в отношении крупных пред- приятий, осложняет процедуру ведения налогового и бухгалтерского учета. Различные аспекты вынуж- дают организации отдельно от бухгалтерского учета вести учет для целей налогообложения, что вызывает дополнительные издержки на содержание отдельных специализированных подразделений. Это является одним из сдерживающих факторов в развитии и ста- новлении крупных предприятий аграрного сектора. Выводы и рекомендации. Подводя итоги прове- денному исследованию, можно сделать вывод о том, что в современных российских условиях налоговая система в отношении аграрного сектора экономики должна быть направлена в первую очередь на стиму- лирование расширения производственной деятель- ности, инвестиций в основные фонды, стимулиро- вание спроса на сельскохозяйственную продукцию, развитие конкуренции и т. п. При этом предостав- ление выгодных условий налогообложения одним субъектам не должно сопровождаться ущемлением интересов других. Целесообразно проводить от- дельные мероприятия в области налогообложения для субъектов разного уровня. Государственной налоговой политике необходимо нацелить внимание на создание оптимальных условий налогообложения для субъектов микро-, малого, среднего и крупного бизнеса, так как каждый из уровней важен для со- циально-экономического и политического развития отдельного региона и государства в целом.
Список литературы

1. Вернигор Н. Ф. Государственная поддержка сельского хозяйства - неотъемлемая часть государственного регулирования // Вестник Алтайского гос. аграрного университета. 2015. № 2. С. 143-147.

2. Фролова О. А., Васильева С. Ю. Государственное регулирование сельского хозяйства: Зарубежный опыт // Вестник НГИЭИ. 2011. № 5. С. 76-83.

3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен- ной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы : постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // СПС «Гарант».

4. Тургель И. Д., Трофимова О. М. Реализация политики поддержки кластеров в старопромышленном реги- оне на примере Свердловской области // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 4(1). С. 158- 193.

5. Фролова О. А., Малахова С. П. Механизм государственного регулирования и поддержки сельского хозяй- ства региона // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9. С. 82-94.

6. О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельско- хозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяй- ственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Сверд- ловской области : Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 г. № 7-ОЗ // СПС «Гарант».

7. Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций : Закон Сверд- ловской области от 27 ноября 2003 г. № 35-ОЗ // СПС «Гарант».

8. Об установлении на территории Свердловской области налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков : Закон Свердловской области от 15 июня 2009 г. № 31-ОЗ // СПС «Гарант.

9. Шакирова Р. К. Фискальные последствия государственного налогового регулирования сельского хозяй- ства Республики Марий Эл // Финансы и кредит. 2016. № 23. С. 50-66.

10. Тюрина Ю. Г., Троянская М. А. Кластеры в налогообложении: барьеры и стимулы // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 3. С. 251-259.

Войти или Создать
* Забыли пароль?