ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Успешное и экономически устойчивое развитие сельского хозяйства невозможно без качественного правового урегулирования общественных отношений в аграрной сфере. Через законодательные и иные нормативные правовые акты государство регулирует, во-первых, производственно-экономические отношения (системы цен, налогов, заработ- ной платы и т. д.); во-вторых, организационно-управленческие отношения (система органов управления экономикой, распределение прав и обязанностей между уровнями хозяйствования, формы самоуправления и участия трудящих- ся в управлении экономикой и т. п.); в-третьих, систему экономических рычагов и стимулов; в-четвертых, систему внешнеэкономических отношений российских сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с переходом на экспортно-ориентированное развитие. В настоящее время российское сельское хозяйство функционирует в условиях геополитической и геоэкономической нестабильности, связанной с применением в отношении Российской Федерации экономических санкций. С одной стороны, санкции обнажили острые проблемы отечественного сельского хозяйства, связанные с дефицитом семенного материала в растениеводстве и племенного материала в животноводстве и по этой причине зависимостью от импорта; с другой стороны, вызванное санкциями ускоренное импортозамещение оказало позитивное влияние на научно-технологическое и научно-техническое развитие всей системы агропромышленного комплекса, что способствует переходу отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на новые техноло- гические методы и приемы, обеспечивающие реальный рост продуктивности в растениеводстве и животноводстве и на этой основе увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В совокуп- ности принятые на правовом уровне меры по государственной поддержке АПК уже позволили заметно снизить зави- симость от импорта и занять свою нишу на мировом агропродовольственном рынке. В настоящей статье рассмотрены актуальные направления экономико-правового регулирования развития российского сельского хозяйства.

Ключевые слова:
сельское хозяйство, АПК, сельскохозяйственная деятельность, правовое регулирование, импор- тозамещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, экспортно-ориентированное развитие
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральского государственного юридического университета. Цель исследования - анализ актуальных законода- тельных и иных нормативных правовых актов, регу- лирующих аграрные отношения, принятых в Россий- ской Федерации за период 2016-2018 гг. Методы исследования: экономико-правового ана- лиза, обобщения, экономического прогнозирования, статистический. Результаты исследования. Обсуждение Главным интегрированным законодательным ак- том в системе российского аграрного законодатель- ства является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [1], в ст. 5 которого определены принципы и основные направления государственной аграрной политики. На основе этого Федерального закона формируется вся система аграрного законодательства. Вместе с тем сам Закон дополняется новыми актуальными нормами, способствующими улучшению правового регулирования всего комплекса аграрных отноше- ний. В частности, Федеральным законом от 28 дека- бря 2017 г. № 424 «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона „О развитии сельского хо- зяйства“» [2] внесены существенные изменения, ко- торых давно ожидали аграрные вузы, учреждения среднего профессионального аграрного образования и научно-исследовательские учреждения аграрного профиля. Вышеперечисленные организации ежегод- но занимаются выращиванием сельскохозяйствен- ных культур, животных и переработкой сельскохо- зяйственной продукции, но не могли получить фи- нансовую поддержку из бюджетов федерального и субъекта РФ, так как не имели статуса сельскохозяй- ственного товаропроизводителя. Фактически все за- траты приходилось осуществлять за счет внутренне- го бюджета, что отрицательно отражалось на финан- совом положении учебной или научной организации. Учитывая особую значимость Федерального закона № 424-ФЗ, приведем его содержание: «Статья 1 Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ „О развитии сельского хозяй- ства“ (Собрание законодательства Российской Феде- рации, 2007, № 1, ст. 27; 2013, № 27, ст. 3477; 2015, № 1, ст. 20) следующие изменения: в статье 5: а) пункт 1 части 3 дополнить словами ", научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высше- го образования, которые в процессе научной, научно- технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промыш- ленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федераль- ного закона"; б) пункт 3 части 4 дополнить словами ", научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высше- го образования, которые в процессе научной, научно- технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промыш- ленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федераль- ного закона"; пункт 1 статьи 6 после слов "сельскохозяй- ственным товаропроизводителям" дополнить сло- вами ", научным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в про- цессе научной, научно-технической и (или) образо- вательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соот- ветствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона,". Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года». Для того чтобы закон полноценно заработал, по- требуется принять подзаконные нормативные право- вые акты, в которых должен быть заложен органи- зационно-правовой и, самое главное, экономический механизм его реализации. Основным работающим финансово-экономиче- ским инструментом реализации аграрной политики в настоящее время является Государственная про- грамма развития сельского хозяйства и регулирова- ния рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федера- ции от 14 июля 2012 г. № 717 [3], которая с 1 января 2018 г. переводится на проектное управление. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050 «О сертификации проектной деятельности в Правительстве Россий- ской Федерации» [4] проект - комплекс взаимосвя- занных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений; проектная деятельность - деятельность, связанная с инициированием, подго- товкой, реализацией и завершением проектов (про- грамм). Постановлением Правительства РФ от 12 ок- тября 2017 г. № 1234 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» [5] с 1 января 2018 г. досрочно прекра- щена реализация Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014- 2017 годы и на период до 2020 года» [6], утвержден- ная постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598, и Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственно- го назначения России на 2014-2020 годы», утверж- денной постановлением Правительства РФ от 12 ок- тября 2013 г. № 922 [7]. Указанные программы инте- грируются в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сель- скохозяйственной продукции, сырья и продоволь- ствия на 2013-2020 годы в качестве ее подпрограмм. Эта Госпрограмма включает проектный и процессный разделы. Проектный раздел состоит из четырех приоритет- ных проектов: ведомственный проект «Развитие отраслей агро- промышленного комплекса, обеспечивающих уско- ренное импортозамещение основных видов сельско- хозяйственной продукции, сырья и продовольствия»; ведомственный проект «Стимулирование инве- стиционной деятельности в агропромышленном ком- плексе»; ведомственный проект «Техническая модерни- зация агропромышленного комплекса»; приоритетный проект «Экспорт продукции АПК». К процессной части Госпрограммы отнесены меро- приятия, которые сгруппированы по подпрограммам. Так, подпрограмма «Управление реализацией Го- сударственной программы» предполагает совершен- ствование системы налогообложения и механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствование государ- ственных информационных ресурсов в сферах обе- спечения продовольственной безопасности и управ- ления АПК, обеспечение государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. В рамках подпрограммы «Обеспечение общих ус- ловий функционирования отраслей агропромышлен- ного комплекса» предусматривается регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, обеспече- ние эпизоотического благополучия, предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории России, компенсация ущерба, причиненного аграриям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера. Также в процессной части Госпрограммы вы- делены мероприятия «Реализация федеральной на- учно-технической программы развития сельского хозяйства» и «Обеспечение сохранения коллекции генетических ресурсов растений», объединенные в подпрограмму «Научно-техническое обеспечение развития отраслей агропромышленного комплекса». Кроме того, в Госпрограмму включена подпро- грамма «Развитие сырьевой базы для обеспечения легкой промышленности качественным сельскохо- зяйственным сырьем». Оценка эффективности реализации Госпрограм- мы будет производиться ежегодно на основе исполь- зования системы показателей и индикаторов. В новой редакции определены пять основных це- лей: 1) обеспечение продовольственной безопасно- сти России с учетом экономической и территориаль- ной доступности продукции АПК (индекс производ- ства продукции сельского хозяйства в 2020 г. должен составить 108,6-110,8 % к уровню 2015 г.); 2) уве- личение произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве (в 2020 г. - 3890- 4050 млрд руб.); 3) рост экспорта продукции АПК (в 2020 г. - 132-133,3 % к уровню 2015 г.); 4) рост физического объема инвестиций в основной капи- тал сельского хозяйства (в 2020 г. - 111,3-113,1 % к уровню 2015 г.); 5) повышение объема располагае- мых ресурсов домашних хозяйств в сельской мест- ности (в 2020 г. - не менее 17,9-18,3 тыс. руб.) [8]. Паспорт Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сель- скохозяйственной продукции, сырья и продоволь- ствия изменен 14 марта 2018 г. постановлением Правительства РФ от 1 марта 2018 г. № 214 [9]. Кроме подпрограмм в Госпрограмме имеются приложения [10]. Приложения к Государственной программе: приложение № 1 «Структура Государственной программы развития сельского хозяйства и регули- рования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»; приложение № 2 «Перечень участников Государ- ственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной про- дукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»; приложение № 3 «Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инве- стиционных проектов), объектов недвижимого иму- щества, включенных в направления (подпрограммы) „Развитие мелиорации земель сельскохозяйственно- го назначения России“ и „Устойчивое развитие сель- ских территорий“»; приложение № 4 «Сведения о целевых показа- телях (индикаторах) направлений (подпрограмм) Государственной программы развития сельского хо- зяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен- ной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы, в состав которых включены мероприятия интегрируемых федеральных целевых программ»; приложение № 5 «Перечень объектов и приклад- ных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регули- рования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»; приложение № 6 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюд- жетам субъектов Российской Федерации в рамках ре- ализации мероприятий направления (подпрограммы) „Развитие мелиорации земель сельскохозяйственно- го назначения России“ Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рын- ков сельскохозяйственной продукции, сырья и про- довольствия на 2013-2020 годы»; приложение № 7 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюд- жетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным това- ропроизводителям в области растениеводства»; приложение № 8 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюд- жетам субъектов Российской Федерации, направ- ленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве»; приложение № 9 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на со- действие достижению целевых показателей регио- нальных программ развития агропромышленного комплекса»; приложение № 10 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на воз- мещение части процентной ставки по инвестицион- ным кредитам (займам) в агропромышленном ком- плексе»; приложение № 11 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюд- жетам субъектов Российской Федерации на гранто- вую поддержку местных инициатив граждан, прожи- вающих в сельской местности»; приложение № 12 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюд- жетам субъектов Российской Федерации на возмеще- ние части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кре- дитных потребительских кооперативах»; приложение № 13 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюд- жетам субъектов Российской Федерации на улуч- шение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов»; приложение № 14 «Правила предоставления и рас- пределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ком- плексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строитель- ство и реконструкцию автомобильных дорог»; приложение № 15 «Сводная информация по опе- режающему развитию приоритетных территорий»; приложение № 16 «Сводная информация по опе- режающему развитию Нечерноземной зоны Россий- ской Федерации». Вышеперечисленные подпрограммы и приложе- ния к Государственной программе развития сель- ского хозяйства и регулирования рынков сельскохо- зяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы являются не только ориентиром для позитивного развития предпринимательской деятель- ности в аграрном секторе экономики, но и реальным содержанием государственной финансово-экономи- ческой поддержки сельскохозяйственных товаропро- изводителей. Анализ содержания Паспорта Госпро- граммы и особенно приложений к ней свидетельству- ет, что развитие сельского хозяйства опирается на науку и в этой части подкреплено соответствующи- ми нормативными правовыми актами. Отметим от- дельные из них: указы Президента РФ от 16 декабря 2015 г. № 623 «Об утверждении приоритетных на- правлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических тех- нологий Российской Федерации» [11]; от 1 декабря 2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» [12]; от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» [13]; Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 [14]; Прогноз научно-тех- нического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, ут- вержденный приказом Министерства сельского хо- зяйства РФ от 12 января 2017 г. № 3 [15]; Комплекс- ная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная по- становлением Правительства РФ от 24 апреля 2012 г. № 1853п-П8 [16]. В настоящей статье сделан краткий обзор норма- тивных правовых актов, прямо или опосредованно регулирующих сельскохозяйственную деятельность и устойчивое экономическое развитие российского сельского хозяйства. Наличие правовых актов аграр- ного законодательства свидетельствует о реальной аграрной политике, осуществляемой Российским го- сударством.
Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. 2007. № 1 (Ч. I). Ст. 27.

2. Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 424 «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального за- кона „О развитии сельского хозяйства“» // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286455.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен- ной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

4. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050 «О сертификации проектной деятельно- сти в Правительстве Российской Федерации» // URL : http://government.ru/docs/24918.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1234 «О реализации ме- роприятий фидерных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Россий- ской Федерации» // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280802.

6. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 // URL : http://static.government.ru/media/files/41d47baf642258e68c1b.pdf.

7. Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Рос- сии на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 922 // URL : http://static.government.ru/media/files/41d49957ae2064e53ee1.pdf.

8. Информация ФГБУ Спеццентручет в АПК по материалам Минсельхоза России от 26 декабря 2017 г.

9. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2018 г. № 214 // URL : http://government.ru/docs/all/115603.

10. URL : http://static.government.ru/media/files/Sm11aeajTC6zwCABKI9AxAdKayTg7GU5.pdf. 11. СЗ РФ. 2015. № 51. Ст. 7313.

11. СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.

12. СЗ РФ. 2016. № 30. Ст. 4904.

13. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223631.

14. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71499570.

15. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70068244.

Войти или Создать
* Забыли пароль?