Текст (PDF):
Читать
Скачать
Положительная рецензия представлена В. Г. Прудским, заведующим кафедрой Пермского государственного национального исследовательского университета, доктором экономических наук, профессором. Введение. Устойчивое развитие российской эко- номики во многом зависит от способности каждого региона успешно конкурировать на мировых рынках. Новое качество экономического роста должно осно- вываться на цифровой модернизации земледелия и запуске инновационных процессов развития в клю- чевых сферах. Важны функции правительственных ведомств, финансовых учреждений, которые созда- ют условия для продвижения научных разработок в практику. Для того чтобы российские умы не «экс- портировались», а, наоборот, возвращались в стра- ну, нужно выработать организационный механизм коммерциализации научных исследований. Эта зада- ча под силу только множеству предприятий с суще- ственной долей наукоемких производств [1]. Анализ зарубежного опыта показывает, что самыми конку- рентоспособными являются не бессистемно разбро- санные в пространстве предприятия, а те, которые концентрируются в конкретном регионе. Именно кластеры обеспечивают высокий уровень конкурен- тоспособности производства и территориальных об- разований [2]. По М. Портеру, кластер - это сконцен- трированные по географическому признаку группы взаимосвязанных предприятий аграрной отрасли, а также связанных с их деятельностью организаций, в том числе аграрных университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений, конкури- рующих, но ведущих совместную работу. Развитие зернопромышленных кластеров оптимизирует по- ложение зернопроизводящих предприятий в цепоч- ках создания стоимости, содействует повышению степени переработки зерна, импортозамещению и неценовой конкурентоспособности [3]. В большин- стве субъектов Российской Федерации кластерные технологии декларируются в качестве базовых ус- ловий эффективной государственной региональной политики. Специфика развития отечественных зер- нопромышленных кластеров заключается в том, что они создавались централизованно, а не в результате спонтанного процесса [4]. При этом зернохозяйства были «селообразующими» и играли важную роль в территориальном развитии. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федера- ции серьезно рассматривает вопрос стимулирова- ния территориально-производственных кластеров. Бесспорно, зернопромышленные кластеры пред- ставляют собой сложную систему взаимоотношений между различными субъектами сельской экономики, объединение которых достигается за счет обмена ма- териальными, информационными и финансовыми потоками [5]. Цель и методика исследования. Сегодня, в век информационных технологий, важно изучать регио- нальные кластерные образования. Поэтому основной целью исследования является изучение организационно-экономического аспекта регионального зерно- промышленного кластера в условиях формирования цифровой экономики. Исследование проводилось с применением системного подхода. Результаты исследования. Крупные междуна- родные сельскохозяйственные компании, как пра- вило, инвестируют в те регионы, где уже имеются сложившиеся кластеры или хотя бы есть предпосыл- ки для их формирования. Кластеризация экономи- ки - живой, развивающийся, динамичный процесс. Это отчасти создает внутренний синергетический эффект за счет компактности расположения и, соот- ветственно, повышенной насыщенности элементами инфраструктуры общего пользования. И это же об- стоятельство удорожает ресурсы в силу повышенной состязательности. Значимая часть эффекта образу- ется во внешней среде за счет улучшения качества продукции, работ, услуг и формирования общей си- стемы преимуществ [6]. Кластерная форма организа- ции зернового производства рассматривается в каче- стве эффективного средства повышения конкуренто- способности сельских территориальных экономик. Кластеризация предлагает экономический механизм активного формирования условий и тем самым буду- щего развития зернопромышленных хозяйств, адап- тируясь лишь к таким изменениям внешней среды, на которые органы управления не могут оказать до- статочного влияния. Существуют различные точки зрения на сущность и природу зернопромышленного кластера. Разрабо- тана типология по степени инновационности, напри- мер технологически взаимосвязанные агропродо- вольственные предприятия, иногда значительно раз- бросанные территориально, деятельность которых ограничена набором типовых функций (зернопроиз- водство, переработка, хранение, реализация), а при- меняемые технологии являются достаточно совре- менными, но не передовыми. Другой тип предприя- тий имеет устойчивые научные связи, где продукция участников кластера постоянно обновляется и реали- зуются новые возможности, здесь определяются на- правления исследований посредством предъявления спроса на них. Используются электронно-цифровые технологии сбора и анализа данных, формируется своевременная прогнозная информация об уровне мировых цен и других факторах, влияющих на при- нятие решений [7]. Согласно определению Мини- стерства экономического развития и торговли Рос- сийской Федерации инновационные кластеры разви- ваются в новых секторах сельской экономики, таких как биотехнологии, озонотехнологии, IT-технологии, а также в секторах услуг, связанных с творческой деятельностью, например сельский туризм. В про- цессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях, появляется много новых предприятий. За рубежом таким образованиям дают следующее определе- ние: это группа независимых зернопроизводящих предприятий, работающих в определенной области НИОКР в регионе и нацеленных на осуществление инновационной деятельности при интенсивном вза- имодействии, совместном использовании средств, обмене знаниями и опытом, а также эффективном содействии передаче технологий и распространению информации среди других предприятий в кластере [8]. Именно исследовательские и проектные сельско- хозяйственные организации обладают уникальными интеллектуальными ресурсами. Благодаря примене- нию результатов проводимых ими НИОКР можно многократно увеличить добавленную стоимость, при этом знания играют роль главного ресурса [9, 10, 11]. Учитывая представленные выше подходы и опреде- ления, можно вывести авторское определение циф- рового зернопромышленного кластера: это группа независимых агропродовольственных предприятий, имеющих электронно-цифровые технологии, распо- ложенных в пределах региона, которые используют в своей ключевой деятельности НИОКР, интеллек- туальную собственность, конкурируют и взаимодей- ствуют, находясь в единой цепочке накопления сто- имости. Первое задокументированное упоминание о зер- нопромышленном кластере в регионе можно отнести к 1600-м гг., когда государство обратило внимание на местное хлебопашество: «…как ни обильна казна золотом, пушниной, драгоценностями, но коль „не- вдосталь“ у нее хлеба, так ли прочно ее состояние? Ведь хлеб надобен к столу постоянно…» Пашенные крестьяне в Туринском остроге были освобождены от караульной службы и прочих повинностей, чтобы «радели лишь о поле». Возникали деревни, полу- чившие свое название от фамилий землевладельцев: Панаева, Ползунова, Шемелева и др. Пашенные кре- стьяне не были крепостными, они составляли сель- ские товарищества, состоящие из выходцев одной местности, скрепленные родственными связями. Их жизнь регулировалась воеводскими повелениями. Строго расписывалось, где, кому и какую землю от- дать, сколько и какие культуры сеять, сколько платить податей с десятины. Так Туринский уезд превратился в центр хлебопашества и уже к 1690 г. земледелие Верхотуринского, Туринского, Тюменского, Тоболь- ского уездов полностью снабжало Урал и Сибирь хлебом [12]. Новый толчок развитию зернопроизводящих хо- зяйств был дан в 1875 г. В Красноуфимске открылось первое восточнее Урала реальное училище с сельско- хозяйственным и горнозаводским отделениями. Раз- рабатываются и внедряются севообороты, создаются опытные поля, где испытываются различные сорта зерновых культур. Развитие науки и техники вызвало потребность в грамотных специалистах, способных на практике внедрить новые формы ведения хозяй- ства. Слова П. А. Столыпина подчеркивают важность этих событий: «Сознавая необходимость приложе- ния величайших усилий для поднятия экономиче- ского благосостояния населения, правительство ясно отдает себе отчет, что усилия будут бесплодны, пока просвещение народных масс не будет поставлено на должную высоту». Идеи, высказанные сто лет назад, актуальны сегодня [13]. Например, результатом оши- бок в начальный период рыночных преобразований стало фактическое отставание семеноводства, что привело к преобладанию семян иностранных по- ставщиков. Недофинансирование исследований в об- ласти разработки новой сельхозтехники существен- но снизило ее конкурентоспособность по сравнению с зарубежными образцами. И проблема кроется не в отсутствии отечественных разработок сельскохозяй- ственных технологий или роботизированных систем с «искусственным интеллектом», а в слабом органи- зационно-экономическом механизме освоения инно- ваций и ошибочном, на наш взгляд, посыле о спо- собности «невидимой руки рынка». Если государ- ственная политика в сфере зернового хозяйства не ориентирует товаропроизводителей на применение трудосберегающих технологий, то рынок стремит- ся использовать дешевую рабочую силу. В условиях перехода к цифровой сельской экономике хозяйству- ющие субъекты нуждаются во всемерной поддерж- ке. Одним из направлений этой поддержки является стимулирование внедрения электронно-цифровых технологий в региональном зернопромышленном кластере. Данный вопрос предполагает выработку необходимых организационных, финансовых, эко- номических и правовых инструментов. Государство выступает и как заказчик, и как регулятор рынка, и как элемент информационного обеспечения, и как институт по продвижению инноваций. В регионе существуют все предпосылки для по- явления цифрового зернопромышленного кластера. Под этим понимаются пассивно существующие, но неиспользуемые ресурсы: демографические, при- родно-климатические и экономические. К ним мож- но отнести количественный и качественный состав научно-исследовательских организаций, имеющийся задел в фундаментальных и поисковых исследовани- ях, различия социальных условий в ведении сельско- го хозяйства, уровень интеграции научно-исследо- вательских учреждений и бизнеса, растущий спрос на сельскохозяйственные товары. Сильная аграрная экономическая школа позволяет научно обосновы- вать и координировать проведение научных иссле- дований практически всех отраслей аграрной науки и не только, многие наиболее перспективные резуль- таты НИОКР достигаются именно на стыке двух или нескольких направлений, например применение озо- на в хранении и переработке зерна без использова- ния электронно-цифровых технологий невозможно [16]. Более того, процесс кластеризации научной дея- тельности предусматривает новый организационно- экономический механизм проведения исследований. Вместе с тем на примере цифрового зернопро- мышленного кластера, который формируется на Ли- повой горе в Пермском крае, можно проследить весь процесс создания и успешного функционирования региональных кластерных образований. Он сопрово- ждается определенными трудностями, путаницей, ко- торые обусловлены прежде всего тем, что в условиях рыночной экономики подобные субъекты экономиче- ской и хозяйственной деятельности трудно поддаются директивному централизованному управлению. Го- сударство должно прилагать все усилия для создания институциональной среды и обеспечивать условия, способствующие формированию этих процессов. Для дальнейшего успешного функционирования кластерного образования имеет большое значение реализация проекта агротехнопарка [14, 15]. При- оритетом проекта является привлечение инвести- ций в формирование конкурентоспособных иннова- ционных предприятий, которые ориентированы на перспективные технологии в производстве зерновой продукции и ее переработке [17, 18]. По данным Министерства сельского хозяйства, мы занимаем 15-е место в мире по уровню цифровизации аграр- ной отрасли, менее 10 % пашен обрабатывается с применением IT-технологий. Цифровизация по сути трансформирует традиционную зерновую отрасль и рынки, персонифицируя их. Технологии в области цифровой экономики должны активно применяться в формировании зернопромышленного кластера, спо- собствуя кооперации агропродовольственных пред- приятий через создание стандартов, а открытость позволит развивать и использовать частные серви- сы. Сегодня актуально воспитание специалистов на инновационной основе. Развитие системного кла- стерного подхода позволяет устранять явные несоот- ветствия квалификации выпускников и потребности цифровой сельской экономики, выявлять таланты и совершенствовать профессиональное мастерство операторов перспективной сельхозтехники. В рам- ках ВСХП-2016 на Липовой горе прошел Первый турнир операторов дронов среди сельской молодежи [19, 20]. К 2024 г. по направлению зернопромыш- ленных кластеров создается электронно-цифровая платформа, умеющая работать с большими объема- ми данных. С этой целью в 2018 г. будут определе- ны правила работы с данными, методы построения и расширения моделей данных [21]. Новая экономика села характеризуется измене- ниями архитектуры рынков, их уходом в цифрови- зацию, что позволяет снизить цены на продукцию, уменьшая затраты времени на вывод новых зерно- продуктов на рынок и затраты денег на развитие ин- фраструктуры. Это важно для зерновой отрасли на уровне государства и межгосударственных союзов и региональных кластеров [22]. «Именно в такие, по- воротные моменты Россия не раз доказывала свою способность к развитию, к обновлению, осваивала земли, покоряла космос, совершала грандиозные от- крытия. Эта постоянная устремленность в будущее, сплав традиций и ценностей обеспечили преем- ственность нашей тысячелетней истории… В мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоя- щий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и госу- дарственного управления… Скорость технологиче- ских изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую вол- ну, вырвется далеко вперед. С помощью передовых телекоммуникаций мы откроем нашим гражданам все возможности цифрового мира. И это не только современные сервисы, онлайн-образование, телеме- дицина, что само по себе крайне важно. Но, кроме того, люди смогут создавать в цифровом простран- стве научные, волонтерские команды, проектные группы, компании. Для нашей огромной по терри- тории страны такое объединение талантов, компе- тенций, идей - это колоссальный прорывной ресурс. Для того чтобы экономика заработала в полную силу, нам нужно кардинально улучшать деловой климат, обеспечить высочайший уровень предприниматель- ских свобод и конкуренции» [3]. Выводы. В нашем регионе существуют амбици- озные планы по созданию высокотехнологического аграрного сектора. Анализ кластерных образований показал наличие разнообразных и перспективных инновационных агропроектов, где можно получить синергетический эффект при совместном использо- вании посредством цифровых технологий. Кластер- ная политика в регионе включает комплекс организа- ционных мер государственного регулирования про- цессов интеграции, которые отражены в региональ- ной аграрной политике. Создание агротехнопарка «Пермский» на территории Липовой горы - одна из этих мер. Совершенствование экономических меха- низмов способствует формированию цифрового зер- нопромышленного регионального кластера. Все ре- комендации, которые последовательно отстаиваются аграрными экономистами, основаны на понимании закономерностей общественного развития, знании международного опыта и блестяще себя зарекомен- довали экспериментально. Зернопромышленный кластер служит не только средством достижения цели продовольственной политики (продовольственная безопасность, повышение конкурентоспособности продукции, усиление инновационного развития), но и является мощным инструментом для стимулирова- ния регионального развития. Главный итог исследования - то, что на основе полученных научных ре- зультатов могут быть разработаны соответствующие нормативно-методические рекомендации по созда- нию региональных цифровых зернопромышленных кластеров, позволяющие повысить уровень регио- нальной экономики.