СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ПТИЦЕФАБРИКА ИРБИТСКАЯ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда в России и изменившейся системой ценностей и отношением персонала к труду невозможно полностью удовлетворить материальные потребности наемных работников. Поэтому разработка методов внешнего и внутреннего мотивирования персонала к качественному и эффективному труду, ко- торые соответствовали бы интересам работодателей и общественным интересам, удовлетворяли потребности персо- нала, является одним из наиболее актуальных направлений в сфере управления персоналом предприятия. С точки зрения получаемых благ мотивация разделяется на два типа: материальная и нематериальная. Как правило, данные типы мотивации применяются одновременно. В зависимости от степени управления и назначенных целей мотивации соотношение материальных и нематериальных типов мотивации меняется. Материальная мотивация учитывает при- обретение конкретных материальных благ, которые находят выражение в денежном эквиваленте, материальных благах либо услугах. Материальная мотивация персонала используется на уровне отдельного работника либо групп работни- ков. На уровне мотивации всего коллектива компании она используется реже, так как считается неэффективной. Не- материальная мотивация ориентирована на получение работниками эмоциональных выгод. Выгоды могут проявляться в различных формах, например в уровне самооценки, психологическом комфорте. Мотивация является побуждением человека к труду через внутренние побудительные компоненты, такие как потребности, увлечения, ценностные ори- ентиры, закрепляемые через сознание человека факторы внешней среды. В системе управления персоналом выделяют административные, экономические, социально-психологические методы мотивации. Мотивация в системе управления персоналом структурируется по следующим направлениям: условия работы, ресурсы, признание, взаимоотношения, ответственность. Использование методов мотивации персонала по указанным направлениям дает возможность воздей- ствовать на все уровни и все организационные единицы фирмы. Внешняя мотивация ставит перед собой задачу стиму- лирования и развития внутренней мотивации персонала. Достичь поставленной задачи возможно за счет постоянной оценки мотивации персонала и использования методов, соответствующих уровню мотивации.

Ключевые слова:
мотивация, система управления персоналом, ООО «Птицефабрика Ирбитская», формирование трудовой мотивации персонала
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральского государственного юридического университета. Цель исследования: - рассмотреть с позиции теории сущность, мето- ды, виды, этапы, оценку системы мотивации персо- нала; - проанализировать существующую систему мо- тивации персонала в ООО «Птицефабрика Ирбит- ская»; - определить направления совершенствования си- стемы мотивации персонала в ООО «Птицефабрика Ирбитская». Методы исследования: анализ, синтез, обобще- ние, социологический. Результаты исследования. Обсуждение Мотивация персонала в системе менеджмента рассматривается как процесс, обеспечивающий по- стоянное выполнение работниками желаемых дей- ствий для улучшения качества работы. Понятие мотивации в системе управления пер- соналом появилось в России относительно недавно. Представим несколько определений данного понятия. По мнению В. В. Лукашевич, мотивация - это по- буждение человека к действию для достижения его личных целей и целей организации. Немного другое определение дает А. И. Турчи- нов: мотивация - процесс побуждения человека при помощи внутриличностных и внешних факторов к определенной деятельности, направленной на дости- жение индивидуальных и общих целей. Обобщая эти два определения, можно сделать вывод, что мотивация - внутреннее состояние чело- века, спровоцированное внешним либо внутренним влиянием, взаимосвязанное с его потребностями, которое стимулирует, побуждает и ориентирует его действия к установленной цели. Чем стремительнее станут действия человека, тем более высоки возмож- ности удовлетворения разных потребностей, потому что из-за недостатка чего-то у человека появляется ощущение дискомфорта. Постановка целей в области качества Сущность мотивации заключается в том, что по- ведение человека всегда мотивировано. Побуждать сотрудников к мотивации означает задеть их важные интересы, потребности в чем-либо с целью выполнения работы в соответствии с переданными им пра- вами и обязанностями, ориентируясь на принятые управленческие решения. Главная цель мотивации пер- сонала сводится к достижению отождествления лич- ных целей каждого сотрудника с целями компании. Общий алгоритм управления мотивацией персо- нала показан на рис. 1. Первый этап заключается в постановке целей в области качества. Управление мотивацией персо- нала основывается на постановке целей. В главную очередь следует отчетливо установить и определить цели компании. Цели должны быть детализированы вплоть до уровня подразделений, отдельных продук- тов и процессов. Второй этап сводится к оценке степени мотивации персонала. Для оценки степени мотивации могут при- меняться положения различных теорий мотивации. Третий этап заключается в постановке целей мо- тивации персонала. Цели мотивации персонала детализируются по различным уровням. На четвертом этапе осуществляются разработка и применение методов мотивации. На пятом этапе оценивается достижение целей мотивацией. Через определенные интервалы следует реализовывать вторичную оценку степени мотива- ции персонала. Такой анализ предоставляет возмож- ность получить обратную связь о работе использу- емых способов мотивации персонала и привнести нужные изменения. Для оценки мотивации персонала применяется несколько известных теорий мотивации. Эти теории подразделяются на две категории. К первой катего- рии относят «факторные теории». В этих теориях исследуются всевозможные факторы, приводящие к мотивации персонала. Ко второй категории отно- сятся «процессные теории». Сущность процессных теорий заключается в объяснении связей мотивации персонала с поведением людей. К наиболее известным и часто применяемым фак- торным теориям можно отнести следующие. Оценка уровня мотивации персонала Теория иерархии потребностей А. Маслоу. В со- ответствии с данной теорией потребности человека Постановка целей мотивации персонала Разработка и применение методов мотивации Оценка достижения целей Рис. 1. Этапы управления мотивацией персонала Fig. 1. Stages of personnel motivation management представляются в виде иерархии и обычно изобра- жаются в виде пирамиды. За счет выполнения после- довательных действий по удовлетворению потребно- стей человека повышается его мотивация и возника- ет потребность в достижении нового уровня. Двухфакторная теория Ф. Герцберга. В основе этой теории лежит разделение потребностей чело- века на две большие группы: факторы «гигиены» и факторы «мотивации». Эти группы факторов отра- жают соотношение удовлетворенности и неудовлет- воренности сотрудника своей работой. Факторами неудовлетворенности являются: политика компании, заработная плата, статус, условия труда. Факторами удовлетворенности являются: признание, содержа- ние работы, самореализация, личные достижения, личный рост. К процессным теориям относят следующие. Теория ожиданий В. Врума. В основе этой теории лежит положение, совершение каких-либо действий людьми на основе ожидаемого результата от со- вершаемого действия. Люди полагают, что в случае выполнения ими некоторого порядка действий они получат результат, удовлетворяющий их желание. Согласно этой теории мотивация персонала строится на трех ключевых переменных: валентность, соот- ветствие действительности, ожидания. Теория справедливости Дж. С. Адамса. Сущность рассматриваемой теории заключается в том, что ра- ботники ожидают объективного равновесия между прилагаемыми усилиями и вознаграждением за уси- лия. Под усилиями понимаются: затраты времени, лояльность, трудолюбие, целеустремленность. Под вознаграждениями понимаются: заработная плата, выгоды, репутация, ответственность, обеспечен- ность интересной работой. По этой теории мотива- ция персонала будет тем выше, чем большее количе- ство персонала считает условия работы справедли- выми. Теория целей Э. Локка. Основа данной теории за- ключается в том, что цели значимы в поведении лю- дей. Люди прикладывают усилия в достижении кон- кретных целей, чтобы удовлетворить свои желания и потребности. При применении данной теории моти- вация персонала выстраивается таким образом, что- бы цели организации и цели персонала были согла- сованными. Мотивация персонала будет тем выше, чем более близки цели организации и цели отдельно взятых сотрудников. Исследуя мотивацию персонала, отметим, что мотивированность работников - это гарантия эффек- тивной работы организации. По этой причине нема- ловажно сохранять ее на высоком уровне, проводя с определенной периодичностью оценочные меропри- ятия, направленные на выявление эффективности методов мотивации, используемых в организации. Оценка уровня мотивации персонала может быть первичной и вторичной. Первичная оценка мотивации применяется на этапе приема на работу нового сотрудника. Цель первичной оценки заключается в определении заин- тересованности человека в продуктивной работе, ви- дении перспектив в своей работе, готовности к обу- чению и дальнейшему развитию. Вторичная оценка уровня мотивации персонала проводится среди сотрудников, работающих на пред- приятии. Вторичная оценка проводится с определен- ной периодичностью. Ее цель заключается в опреде- лении эффективности мотивации персонала, а также в выявлении заинтересованности в дальнейшем про- фессиональном развитии у сотрудников. Вторичная оценка позволяет отслеживать изменения мотиви- рующих факторов, а также определять сотрудников, прилагающих усилия в работе над собой, в приоб- ретении новых навыков и качеств, необходимых как для повышения эффективности работы, так и для дальнейшего карьерного роста. Для корректности проведения оценки управле- ния мотивацией персонала необходимо соизмерять произведенные затраты и полученные результаты, а также определить критерии оценки. Одним из крите- риев оценки можно считать период достижения кон- кретных результатов в производственной деятельно- сти организации. Вторым критерием оценки могут стать минимальные затраты, позволившие добиться этих результатов. Третий критерий оценки - опти- мальность комбинации мотивирующих факторов, ис- пользуемых для обеспечения достижения результата. Отметим, что критерием эффективности при оценке управления мотивацией персонала в любом случае станет минимизация расходов, направленных на ре- шение поставленной задачи, но главная задача - по- лучение не только экономического, но и социального эффекта: выявление перспективных сотрудников и повышение качества кадрового состава компании. Таким образом, оценка степени мотивации пер- сонала компании дает возможность определять и применять на практике наиболее эффективные мо- тивирующие факторы, которые гарантируют высо- кую производительность труда. При использовании методов оценки мотивации персонала определяются наиболее перспективные сотрудники, инвестируя средства в обучение и развитие которых, организа- ция сможет добиться обеспечения себе конкурентно- го преимущества. Рассмотрим, как теоретические аспекты управле- ния персоналом реализуются на практике на примере ООО «Птицефабрика Ирбитская». Птицефабрика Ирбитская была основана в 1961 г. на базе колхоза имени Димитрова. В настоящее вре- мя ООО «Птицефабрика Ирбитская» - один из основных производителей и поставщиков яичной про- дукции в Восточном управленческом округе Сверд- ловской области. Кроме яйца производится мясо птицы и субпродукты куриные. ООО «Птицефабрика Ирбитская» является ком- мерческой организацией, преследующей в качестве основной цели извлечение прибыли. В соответствии с Уставом и Общероссийским классификатором видов экономической деятельно- сти, внесенных в ЕГРЮЛ, общество осуществляет следующие виды деятельности: культивирование зер- новых (помимо риса), зернобобовых культур и семян масличных культур; изготовление и консервирование мяса птицы; изготовление продукции из мяса убой- ных животных и мяса птицы; торговая деятельность оптовая яйцами; торговая деятельность оптовая не- специализированная пищевыми продуктами, напит- ками и табачными продуктами; торговая деятельность розничная мясом и мясными продуктами в специаль- ных торговых центрах; торговая деятельность рознич- ная яйцами в специализированных магазинах. Единоличным исполнительным органом обще- ства является генеральный директор, выбираемый общим собранием участников общества. Генераль- ный директор подотчетен общему собранию участ- ников общества. Генеральный директор общества реализует текущее управление хозяйственной дея- тельностью общества, следуя нормам законодатель- ства Российской Федерации и Устава ООО «Птице- фабрика Ирбитская». Общество ведет собственную деятельность в соответствии с действующим законодательством. Общество осуществляет учет результатов работы. Бухгалтерский, оперативный и статистический учет и отчетность ведутся в порядке, установленном за- конодательством. Результаты финансово-хозяйственной деятельно- сти отражаются в бухгалтерском и налоговом учете ООО «Птицефабрика Ирбитская». К основополагающим производственным подраз- делениям причисляются цеха, принимающие прямое участие в производстве продукции: цех птицевод- ства, цех убоя и переработки. Вспомогательные под- разделения общества создают условия для изготовле- ния готовой продукции. К ним относятся кормоцех, ремонтная мастерская, техническая служба. Обслу- живающее подразделение общества представлено несколькими службами: транспортный цех, МОП, служба охраны, магазины, яйцесклад, лаборатория. Производственные подразделения подчиняются гене- ральному директору, управление цехами осуществля- ют начальники производственных подразделений. Основные функциональные отделы общества группируются в две основные службы: экономиче- скую и кадровую. Экономический отдел состоит из бухгалтерии, которая подчиняется главному бухгал- теру. Кадровая служба представлена инспектором ка- дров и подчиняется непосредственно генеральному директору. В ООО «Птицефабрика Ирбитская» применяет- ся линейно-функциональная структура управления. При данной структуре управления организация дей- ствий каждого подразделения возлагается на непо- средственного руководителя службы. Сущность линейно-функциональной системы со- стоит в том, что ключевые направления производ- ственно-хозяйственной деятельности общества воз- главляют заместители генерального директора. Для организационной структуры ООО «Птице- фабрика Ирбитская» характерно централизованное управление работой, инвестициями, персоналом и планированием зарплаты, что гарантирует концен- трирование большей доли полномочий у высшего звена. Руководство обществом, основанное на цен- трализованном управлении, гарантирует большую степень контроля, дает возможность сократить число и масштабы решений, принимаемых менее опытны- ми начальниками. При представленной структуре управления под- разделения находятся в подчинении основного ли- нейного начальника. Собственные решения они претворяют в действительность через генерально- го директора или в пределах возложенных на них полномочий напрямую при помощи определенных управляющих служб-исполнителей. Таким образом, линейно-функциональная струк- тура содержит в себе специальные подразделения при линейных руководителях. Сейчас на предприятии работает 123 человека, 64,66 % - работники основного производства, 6,03 % - руководители, 9,48 % - специалисты, 19,93 % - работ- ники вспомогательного производства. Анализ распределения работников по уровню об- разования выявил, что работники ООО «Птицефа- брика Ирбитская» имеют низкую квалификацию, что может вызвать снижение производительности труда. Анализ динамики обучения рабочих выявил не- гативные тенденции: несмотря на рост численности персонала предприятия, наблюдается снижение под- готовки рабочих, что может вызвать неэффективное использование огромного потенциала сложного за- водского оборудования, в результате возникает риск снижения объемов производства и потери прибыли. В основном повышение квалификации проходят работники, выполняющие работы в электроустанов- ках; работники, к чьим специальностям устанавли- вается обязательное требование подтверждения дей- ствующего сертификата; руководящий состав. Не развита система стажировки и профессиональ- ного обучения новых работников на рабочих местах. Не все сотрудники удовлетворены видами работ, которые, по их мнению, не входят в их функциональ- ные обязанности, но недовольство этим проявляют только в своем кругу. В результате накапливается не- довольство, периодически вызывающее разногласия в коллективе. Многие сотрудники не находят должного призна- ния и уважения, что также негативно сказывается на мотивации персонала. Выводы и предложения Необходимо применить методику тимбилдинг, ко- торая позволит: - развить командный дух в работе сотрудников ООО «Птицефабрика Ирбитская»; - выявить и реализовать личностный потенциал сотрудников; - обнаружить ошибки в общении, порождающие взаимное непонимание между членами рабочего кол- лектива компании; - найти варианты решения конфликтных ситуа- ций; - развивать способность принятия решений в критических и нестандартных ситуациях; - сформировать у сотрудников доверие к обще- ству и друг к другу, приверженность целям компа- нии. Следующим предложением в совершенствовании развития системы мотивации персонала является внедрение системы управления деловой карьерой. Карьерное стимулирование позволит задействовать внутренний потенциал сотрудников, объединяя в себе целый комплекс мер стимулирования эффектив- ного труда и развития профессионального потенциа- ла сотрудников. Таким образом, система мотивации персонала предполагает комплекс мер, направленных на повы- шение трудовой активности людей и, как следствие, повышение эффективности труда и его качества.
Список литературы

1. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика / Е. Ветлужских. М. : Аль- пина Паблишер, 2017. С. 150; URL : http://www.iprbookshop.ru/62046.html.

2. Герчиков В. И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании : учеб. посо- бие. М. : ИНФРА-М, 2015. С. 282.

3. Зарубина Е. В., Петрова Л. Н. Основные теории мотивации // Аграрное образование и наука. 2016. № 4. С. 41.

4. Лукашевич В. В. Основы управления персоналом : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2015. 240 с.

5. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учеб. пособие / А. Н. Байдаков и др. Ставрополь : Ставропольский гос. аграрный университет, 2017. С. 116; URL : http://www.iprbookshop.ru/76038.html.

6. Серебренникова М. С., Фатеева Н. Б. Актуальные проблемы мотивации и стимулирования труда // Аграр- ное образование и наука. 2015. № 4.С. 29-32.

7. Турчинов А. И. Управление персоналом : учеб. М. : РАГС, 2016. С. 608.

8. Шипиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. М. : ГроссМедиа, 2014. С. 224.

9. Федосеев В. Н. Управление персоналом : учеб. пособие. М.; Ростов н/Д : ИКЦ «МарТ», 2015. С. 528.

10. Федоров Н. В., Бутко Е. Я., Кураков В. Л., Кураков А. Л. и др. Экономическая энциклопедия. М. : Изд-во «Гелиос АРВ», 2013. С. 1024.

Войти или Создать
* Забыли пароль?