Россия
Россия
Агропромышленный комплекс является ключевым в процессе обеспечения продовольственной безопасности на федеральном, региональном и локальном уровнях. Введение санкций и изменения, происходящие на международном рынке, требуют реализации органами государственной власти и местного самоуправления мер по развитию кооперации и повышению доступности рынка для местных сельхозпроизводителей. Авторами рассмотрены этапы товародвижения продукции агропромышленного комплекса от производителя до конечного потребителя. В условиях сетевизации потребительского рынка и увеличения барьеров входа на рынок все большую актуальность приобретают именно интеграционные процессы. Увеличение доли сетевых операторов розничной торговли как регионального, так и международного уровня на потребительском рынке региона усиливает значимость государственного регулирования данного направления, а также поддержки местных сельхозпроизводителей. Поддержание предприятий агоропромышленного комплекса направлено на повышение не только доступности местной продукции АПК, но и уровня продовольственной безопасности региона. В качестве одного из направлений достижения поставленных в стратегических документах по развитию агропромышленного комплекса Свердловской области целей и задач выступает совершенствование структуры взаимоотношений всех участников рынка сельскохозяйственной продукции. Авторами сформулированы основные функции оптовых продовольственных рынков как площадки для взаимодействия участников рынка. В процессе исследования авторами выявлены достоинства использования различных инструментов взаимодействия всех участников рынка. В частности, на примере АО «Ирбитский молочный завод» рассмотрена новая форма интеграции и хозяйствования, а именно применение стратегии вертикальной интеграции между фермерскими хозяйствами и крупными производителями молочной продукции.
товародвижение, аграрная политика, региональный аспект, товародвижение, оптовая торговля, розничная торговля.
Цель и методика исследований
Целью исследования является выявление приоритетных направлений товародвижения продовольственной продукции агропромышленного комплекса Свердловской области.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.
Результаты исследований
Вопросы развития агропромышленного комплекса были всегда в сфере интересов научного сообщества, что нашло свое отражение в трудах таких ученых, как М. Я. Васильченко [2], Б. А. Воронин [3, 4, 5], Я. В. Воронина [3,4], И. М. Донник [5], К. Е. Ершов [6], Л. В. Объедкова [11], Т. В. Опейкина [11], И. Ф. Ханипов [13], И. П. Чупина [4], и других.
На протяжении последних лет Свердловская область, специализирующаяся в сфере промышленности, показывает достаточно хорошие результаты и в сельском хозяйстве. Из 85 субъектов Российской Федерации по производству молока и яиц она входит в десятку лидеров, а также занимает 7 место по производству картофеля, а во вторую десятку – по производству мяса и овощей (17 и 20 места соответственно).
При этом развитие сельского хозяйства тесно связано с потребительским рынком, что получает особую значимость в свете введения санкций и повышения значимости обеспечения продовольственной безопасности как на федеральном, так и на региональном и локальном уровнях.
Потребительский рынок представляет собой один из ключевых структурных элементов экономики, который оказывает существенное влияние на текущее состояние и тенденции социально-экономического развития территорий, в конечном итоге на качество жизни населения.
В последние годы на развитие отраслей агропромышленного комплекса значительное влияние оказывают международные санкции. Его можно оценить как толчок к развитию производства не только традиционной сельскохозяйственной продукции, но и новой или ранее ограниченной. Так, сегодня на полки магазинов поступает уральский сыр из молока коз, а также производится диетическая продукция (мясо кроликов и перепелиные яйца). Кроме того, в области увеличиваются объемы выращенных огурцов, томатов, зелени и грибов. Два молочных завода выпускают детское питание, а молоко, произведенное в Свердловской области, второй год подряд признано самым качественным в России. В области внедряется новая форма интеграции и хозяйствования, что можно показать на примере АО «Ирбитский молочный завод», который в своей деятельности активно применяет стратегию вертикальной интеграции. В частности, три года назад предприятие объединилось с рядом производителей молочной продукции, а именно с хозяйствами «Знаменское», «Стриганское» и «Харловское». Данное объединение осуществлено путем скупки АО «Ирбитский молочный завод» паев у населения данных хозяйств.
Можно выделить ряд преимуществ для обеих сторон данного объединения (таблица 1).
Таблица 1
Преимущества от объединения для АО «Ирбитский молочный завод» и фермерских хозяйств
АО «Ирбитский молочный завод» |
Фермерские хозяйства («Стриганское», «Харловское» и «Знаменское») |
|
|
|
|
|
|
|
|
Table 1
Advantages of the association for “Irbit milk factory” JSC and farms
“Irbit milk factory” JSC |
Farms (“Striganskoe”, “Kharlovskoe” and “«Znamenskoe”) |
1. Building long-term mutually beneficial relationships with suppliers of raw milk |
1. Stability of purchase prices for milk, which allows for long-term planning |
2. Reducing the probability of downtime of the plant's production facilities |
2. Optimization of costs associated with the sale of manufactured products |
3. Optimization of costs associated with the processing of products |
3. Minimization of risks associated with milk production |
4. High level of product diversification |
4. The presence of a permanent counterparty for the sale of products |
Общим преимуществом выступает снижение затрат и рисков, связанных с поиском и привлечением новых контрагентов.
Ассортимент молочной продукции АО «Ирбитский молочный завод» насчитывает свыше 60 наименований, причем он охватывает все существующие отрасли молочной промышленности: цельномолочную (питьевое молоко, сливки, кисломолочные напитки, сметана, творог), мороженое, сыродельную, маслодельную и молочно-консервную продукцию.
Следует отметить, что молочная продукция производится из натурального молока. Использование же сухого обезжиренного молока обусловлено технологическим процессом и используется только для производства мороженого, йогурта, плавленых сыров. В данном случае речь идет только о производстве тех товаров, где сухое обезжиренное молоко является обязательным компонентом в соответствии с рецептурой.
В качестве конкурентного преимущества АО «Ирбитский молочный завод» можно выделить отсутствие в ассортименте завода молокосодержащих продуктов, т. е. товаров, где составные части молока частично либо полностью были заменены на немолочные компоненты. Кроме того, в составе продукции предприятия отсутствуют стабилизаторы консистенции, консерванты, а также ГМО и ГМИ.
Усиление конкурентной борьбы на региональном рынке молочной продукции требует от АО «Ирбитский молочный завод» модернизировать и усовершенствовать производственные площадки предприятия, а также внедрить современные технологии, направленные на улучшение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции. Например, в 2016 году затраты на данные мероприятия у предприятия составили 626,7 млн рублей.
Таким образом, формирование агропромышленных интегрированных предприятий в Свердловской области является конструктивно новым подходом взаимоотношений предприятий, участвующих на всех стадиях технологического цикла, что было нами проиллюстрировано на примере АО «Ирбитский молочный завод».
Опыт российских и иностранных экономически развитых предприятий свидетельствует о том, что в условиях нестабильности внешней среды и высокого уровня конкурентной борьбы именно диверсификация производства представляет один из наиболее эффективных способов существования комбинированного предприятия, наращивания им финансовых ресурсов, а также инструментом устранения диспропорций производства и перераспределения ресурсов.
Однако в настоящее время развитие агропромышленного комплекса тормозит отсутствие полной цепочки в товародвижении сельскохозяйственной продукции и особенно оптовых продовольственных рынков. Зарубежный опыт показывает, что оптовые продовольственные рынки выступают организаторами распределительного процесса продовольственных товаров и взаимодействуют со всеми участниками рынка, как в сфере производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки, так и в сфере торговли. Следует отметить, что благодаря совершенствованию рыночной инфраструктуры в ряде ведущих стран мира именно оптовые продовольственные рынки занимают ключевые позиции в структуре рынка.
Вопросы организации оптовых продовольственных рынков нашли свое отражение и в деятельности Правительства Российской Федерации.
Одним из ярких примеров является Постановление Правительства РФ от 09.06.1997 № 689 «О Межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков», которая выступала в качестве координационного органа, обеспечивающего согласованность действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций по вопросам создания и функционирования оптовых продовольственных рынков [9].
В качестве основных задач межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков выступали [9]:
- определение приоритетных направлений развития оптовых продовольственных рынков с целью создания единой системы их функционирования;
- организация разработки законопроектов и других нормативных актов по вопросам регулирования деятельности оптовых продовольственных рынков, развития рыночной инфраструктуры, защиты интересов отечественных товаропроизводителей;
- разработка совместно с органами исполнительной власти и реализация мер по недопущению торговли на оптовых продовольственных рынках недоброкачественными, опасными для здоровья населения потребительскими товарами;
- разработка мер, способствующих заинтересованности продавцов в преимущественной реализации отечественной продукции.
В постановлении правительства предусматривались преобразования оптовой торговой сети крупных территориальных образований федерального и регионального уровнях, которые бы соответствовали интересам всех участников рынка, а именно государства, товаропроизводителей, предприятиям сферы торговли и потребителей. Внедрению современных методов и способов торговли способствовали бы не только регулирующая роль государства, но и переориентация как целевой, так и функциональной, оптовой торговли. Однако приходится констатировать, что эти замыслы и разработки не были реализованы.
В целях повышения эффективности товародвижения сельскохозяйственной продукции в Свердловской области можно выделить 2 ключевых документа, направленных на развитие агропромышленного комплекса области.
Так, в соответствии с Законом Свердловской области № 151 «О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 гг.» [8] для повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса и повышения уровня конкурентоспособности предприятий, функционирующих на нем, предусмотрено финансирование создания оптово-распределительных центров. Причем в основе системы оптовых продовольственных рынков должен лежать принцип усиления государственного регулирования товародвижения. В связи с этим организационно-экономическое, акционерное, а также финансовое участие государства является одним из ключевых аспектов их создания и функционирования. Причем оптовые продовольственные рынки представляют собой часть торговой инфраструктуры локальной территории, т. е. области, города либо района.
В свою очередь в государственной программе Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года» закреплены следующие цели [10]:
- обеспечение устойчивого функционирования агропромышленного комплекса;
- устойчивое развитие сельских населенных пунктов на основе создания достойных условий для жизни и деятельности населения;
- создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги и обеспечения прав потребителей;
- обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения;
- обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере агропромышленного комплекса и потребительского рынка;
- повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий;
- повышение продуктивного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов.
Таким образом, одной из стратегических задач в деятельности органов власти всех уровней управления является направление потоков товаров АПК через организационные оптовые структуры региона, что позволит местным производителям сельскохозяйственной продукции выйти на устойчивые рынки сбыта.
Можно выделить ряд основных функций оптовых продовольственных рынков.
Во-первых, контроль качества реализуемой продукции на оптовых продовольственных рынках, а также соблюдения действующих правил торговли.
Во-вторых, создание и организация оптовых торгов, а также формирование информационной базы для всех участников оптовых торгов относительно состояния спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию и уровня цен на нее.
В-третьих, налаживание встречной продажи продукции производственно-технического назначения.
В-четвертых, организация охраны объектов оптового рынка, системы регистрации участников оптовых торгов, работы системы средств внутренней связи, обеспечение противопожарной безопасности.
В-пятых, предоставление участникам оптовых торгов услуг социально-бытового назначения.
По опыту зарубежных стран, где успешно функционируют оптовые рынки, доля акций государства в них должна составлять не менее 51 % акций. В этом случае деятельность оптового рынка, за исключением некоторых случаев, должны осуществляться в основном на бесприбыльной основе. Доходная часть должна покрывать только расходы, связанные с его функционированием, а именно на поддержание и развитие материально-технической базы рынка и оплату труда, как персонала рынка, так и предоставленных рыночных услуг.
В качестве источников поступления доходов для рынка выступают арендные платежи, членские взносы участников рынка, оплата за возмездное оказание услуг, а также поступления от сертификации качества продукции.
В цепочке товародвижения сельскохозяйственной продукции важнейшее место занимает розничная торговля. Она является основным фактором становления в России социально-ориентированной рыночной экономики, направлена на создание цивилизованных взаимоотношений между торговыми партнерами, повышение качества жизни населения страны, на необходимость защиты интересов потребителей.
Современная розничная торговля представляет собой крупнейшую отрасль отечественной экономики как по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал, так и по численности работающего в ней персонала (по оценкам, около 20 % от общего числа занятых в народном хозяйстве). Основной вклад в создание валовой добавленной стоимости отрасли «торговля и общественное питание» вносят розничная и оптовая торговля, суммарная доля которых составляет 98 %, и только 2 % занимает общественное питание.
В настоящее время в секторе розничной торговли потребительского рынка выделяются три основных формата: гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры.
Большинство экспертов и участников рынка придерживаются точки зрения, что развитие мультиформатности представляет собой наиболее оправданное стратегическое направление развития розничного бизнеса в России.
Розничная торговля занимает значительное место в общей структуре торговли региона. По объему оборота розничной торговли Свердловская область занимает пятое место среди субъектов Российской Федерации, а среди областей Уральского округа – первое. Доля оборота розничной торговли Свердловской области в обороте РФ достигла около 4 %.
За последние 5 лет в Свердловской области наблюдается рост продовольственных магазинов за счет экспансии крупных федеральных торговых сетей. Темпы роста оборота розничной торговли потребительского рынка Свердловской области в течение этого времени в сопоставимой оценке опережают среднероссийские (120,4 % и 115 % соответственно по итогам за 5 лет).
На территории Свердловской области функционируют 64,9 тыс. торговых объектов, из которых почти 80 % занимают стационарные. Структура объектов торговой сети, работающих на территории Свердловской области выглядит следующим образом: местные – 57 %, областные – 17 %, федеральные – 16 %, региональные – 10 %, международные – 14 %.
Потребительский рынок Екатеринбурга, в частности сектор розничной торговли, характеризуется преобладанием сетевых операторов в общей структуре объектов розничной торговли. Так, на долю супермаркетов (в том числе региональных) приходится более 45 % оборота сетевой розничной торговли, а гипермаркетов – около 25 %. Наиболее динамичным сегментом будут являться гипермаркеты, причем как крупные, так и локальные, которые ближе к крупным супермаркетам.
Объем оборота торговли продуктами питания во многом определяется не только уровнем развития сельскохозяйственного производства и предприятий перерабатывающей промышленности, потенциалом агропромышленного комплекса, но и в основном объемами, ценой и ростом доходов населения.
Эта закономерность особенно чувствуется в розничной торговле, где предприятия являются последним звеном в цепочке институциональной рыночной системы и непосредственно контактируют с потребителями, замыкающими эту систему.
Выводы. Рекомендации
Таким образом, выполняя свои главные функции в институциональной рыночной системе товародвижения, связанные с реализацией и продвижением продовольственных товаров, оптово-розничные предприятия обладают важной информацией для производственных и перерабатывающих сельхозпредприятий о качестве, ассортименте, упаковке товара, полученной при контакте непосредственно от потребителя. При тесном взаимодействии торговых организаций по части полного и объективного информирования выпускаемого товара вышестоящее звено (производство и переработка) имеет возможность скорректировать свою деятельность, ориентируясь на предпочтения и удовлетворение покупателя.
Необходимость совершенствования структуры взаимоотношений всех участников рынка сельскохозяйственной продукции требует достижения поставленных целей и решения поставленных задач в действующих на территории Свердловской области документах, направленных на развитие агропромышленного комплекса области.
1. Бекташев Р. М., Сулейманов Э. С. Проблемы, препятствующие развитию логистики в агропромышленном комплексе // Bonum Initium. 2018. № 7 (15). С. 13-20.
2. Васильченко М. Я. Методы стратегического управления развитием производственного потенциала агропромышленного комплекса с учетом тенденций инвестирования // Островские чтения. 2015. № 1. С. 75-80.
3. Воронин Б. А., Воронина Я. В. Защита фермеров как производителей сельскохозяйственной продукции через организационно-экономический механизм государственной поддержки // Бизнес, менеджмент и право. 2018. № 3. С. 21-26.
4. Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В. Инновационное развитие российского аграрного сектора в условиях финансово-экономической нестабильности // Аграрный вестник Урала. 2018. № 5 (172). С. 81-86.
5. Донник И. М., Воронин Б. А. Решение проблемы импортозамещения на рынке продовольствия в Свердловской области // Аграрный вестник Урала. 2016. № 2 (144). С. 56-67.
6. Ершов К. Е. Целевые стратегические программы в сфере агропромышленного комплекса Свердловской области // Известия Международной академии аграрного образования. 2015. № S25. С. 343-353.
7. Маркетинговые инструменты развития территорий: учебное пособие / И. В. Разорвин, М. П. Логинов, Н. В. Усова [и др.]. - Екатеринбург, 2016.
8. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: Закон Свердловской области от 21.12.2015 № 151-ОЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О Межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков: Постановление Правительства РФ от 09.06.1997 № 689 [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года»: Постановление Правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1285-ПП (ред. от 31.10.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Объедкова Л. В., Опейкина Т. В. Роль и значение кооперативной модели хозяйствования в развитии агропромышленного комплекса современной России // Вестник Евразийской академии административных наук. 2015. № 1 (30). С. 119-128.
12. Усова Н. В. Теоретические аспекты выявления и формирования маркетингового потенциала потребительского рынка крупного города // Вопросы управления. 2016. № 2 (39). С. 144-149.
13. Ханипов И. Ф. Кадровая безопасность агропромышленного комплекса, как один из аспектов продовольственной безопасности Свердловской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 6 (81). С. 9.
14. Чайка А. К., Клыков А. Г. Приоритетные направления в развитии агропромышленного комплекса Дальнего востока России // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2016. № 2 (186). С. 24-30.