EDUCATION OF THE INDIVIDUAL THROUGH SOCIAL WELL-BEING: PSYCHOLOGICAL ASPECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the problems of education of the individual through the improvement of the social well-being and prospects of personal development in the foreseeable future. Consideration of different approaches to education, to the definition and understanding of social well-being and social well-being revealed at different levels. The main factors that determine the impact of social wellbeing on a person's upbringing and his social security in society

Keywords:
social wellbeing, education of the individual social moods, social health, social security, personal human development.
Text

Главная задача школы, семьи, общества, вуза состоит в воспитании грамотного специалиста и патриота своей страны, который долгое время будет приносить пользу обществу и будет вести достойный образ жизни. Это очень непростая задача. Постараемся в своей работе, опираясь на уже имеющиеся знания и наработки, раскрыть эту проблему и выработать механизмы реализации задуманного. Люди теряют социальные и психологические ориентиры в своей жизни, снижается психологическая устойчивость, наступает кризис самоидентичности личности. У многих людей пропадает чувство оптимизма, уверенности в завтрашнем дне. Размывается понятие семьи, нарушается связь человека с обществом, растет эмиграция, что в свою очередь ведет к ухудшению здоровья людей, к обострению различных заболеваний и уменьшению продолжительности жизни. Проблема социальной безопасности человека в современном обществе привлекает широкий круг специалистов, таких как: психологов, социальных работников, представителей исполнительной власти, народных избранников, представителей силовых структур. При решении задач по обеспечению социальной безопасности нам важно знать, как конкретный человек воспринимает и оценивает свою безопасность, а также изменения, происходящие в жизни общества? Что для него важно в настоящее время, как он чувствует себя в повседневной жизни, как он оценивает состояние своего здоровья и уверенность в завтрашнем дне. Рассмотрим проблему с разных сторон и с позиции разных специалистов по данной проблеме. Социологи при освещении данного вопроса ставят акцент на анализе факторов социального характера. К таким факторам они относят социально-экономические и политические особенности жизнедеятельности индивидов. Психологи рассматривают проблему социальной безопасности человека с позиции социального самочувствия, его чувственно-эмоциональной и когнитивной сферы, его социальной активности [5, С. 35]. Следуя из вышесказанного, приходим к выводу, что исследовать социальную безопасность необходимо комплексно, учитывая результаты социологического, социально-психологического и индивидуально-личностного аспектов. Существуют различные подходы и объяснения понятия социального самочувствия у исследователей этого феномена. Будем рассматривать социальное самочувствие на разных уровнях: с одной стороны – как явление общественного сознания и общественной психологии, а с другой – как индивидуально-личностное состояние. В результате изучения литературы мы пришли к выводу, что существует разно уровневый анализ феномена социального самочувствия и базового по отношению к нему понятия "самочувствие" в психологии, что в свою очередь влияет на социальную безопасность личности в целом. Наиболее распространенным является представление о самочувствии как феномене эмоциональной сферы его влияние на социальную безопасность личности. Отражение действительности в социальном самочувствии осуществляется в настроениях и эмоциях. В реальной жизни человека все указанные эмоциональные проявления существуют вместе, слиты в едином переживании и в своей совокупности образуют самочувствие человека. [4, С. 18]. Влияние психологического настроя на личность может быть двояким: стимулирующим (поощряющим) и тормозящим (подавляющим творческую инициативу, активность и энергию личности, развертывание ее потенциалов), что позволяет личность чувствовать себя в относительной социальной безопасности. [2, С. 43]. Нами предлагается наряду с когнитивным и эмоциональным компонентами выделить третий компонент или аспект изучения социального самочувствия – поведенческий, включающий готовность человека к определенным действиям, направленным на поддержание и изменение тех социально-психологических условий и той сложившейся ситуации, которая обеспечивает оптимальное социальное самочувствие. Поведенческий компонент изучения социального самочувствия позволяет изучать носителя социального самочувствия как активного субъекта и проследить обратное влияние социального самочувствия на социально- психологические процессы разного уровня. Наличие всех трех указанных аспектов характеризует данное явление наиболее полно. Приходим к выводу, что социальное самочувствие необходимо исследовать как многофакторно внешне и внутренне детерминированный процесс, что предполагает рассмотрение сложной многоуровневой системы его детерминант. Вторым важным методологическим основанием выступает принцип детерминизма, отражающий особенности соотношения внешних и внутренних условий в детерминации поведения. [3, С. 309]. При изучении факторов, определяющих социальное самочувствие, влияющих на социальную безопасность (социально-экономические, ситуационные) рассмотрим и внутренние, субъективные условия его возникновения и проявления. Также важен в нашей работе принцип деятельностного характера связей человека с внешним миром. Действия человека, направленные на преобразование ситуации и вместе с тем человек изменяется и сам. Сознательное отражение и преобразование действительности человеком становится важным фактором, определяющим характер его взаимодействия с миром. Понимание социального самочувствия только как объективного или только как субъективного феномена влияющего на социальное самочувствие вряд ли правомерно. "В основе возникновения и проявления социального самочувствия как объективно-субъективного феномена лежат факторы объективного социального, субъективного и психологического характера. [, С. 9]. Характеризуя обстоятельства, оказывающие влияние на социальное самочувствие, необходимо различать то, что определяет его в той или иной конкретный момент времени (актуальные, ситуационные факторы), и то, что обусловлено структурой и функциями вообще. Речь идет о природе социального самочувствия в целом. Социальное самочувствие отражает всю систему социальных отношений микросреды и обусловлено, прежде всего, теми социальными процессами, которые происходят в обществе в целом, членом которого выступает человек. [6, С. 42]. Отсюда можно предполагать, что структура социальных влияний на человека, его состояние, социальное самочувствие достаточно сложна и включает в себя явления разного уровня: макро уровневые (система социальных отношений в целом, особенности и тенденции социально-экономического развития на определенном историческом этапе), мезо уровневые (характеристика и состояние развития тех больших социальных групп, к которым принадлежат люди – этнических, профессиональных и др.) и микро уровневые (особенности непосредственного, ближайшего окружения человека и его собственный статус в обществе). Необходимо также иметь в виду, что макро уровневые процессы отражаются на уровне непосредственного повседневного бытия человека, преломляются и трансформируются через него и соответственно воспринимаются, и оцениваются с позиций актуальной жизненной ситуации. [8, С. 91]. В числе субъективных факторов, определяющих социальное самочувствие человека, могут быть выделены различные индивидуально-личностные характеристики, значимые в контексте исследуемого нами явления. Нам представляется, что наряду с указанными факторами можно выделить еще ряд важных психологических опосредствующих условий формирования социального самочувствия. Большое влияние на состояние человека, восприятие и оценку им своей социальной позиции, на наш взгляд, является наличие или отсутствие у человека перспективы. Имеющаяся у человека перспектива ориентирует человека в его движении вперед, выступает в роли долгосрочной цели, создает чувство уверенности в завтрашнем дне. Перспектива определяет завтрашний день человека и выступает в виде идеальной модели социальной позиции человека, направлений его развития. [7, С. 32]. Уровень осознания перспективы может быть различным, но в любом случае ее присутствие выступает важным фактором восприятия и оценки не только будущего (в которое перспектива отнесена), но и настоящего (видимого через призму проекции будущего в настоящее с точки зрения уровня соответствия актуальной и перспективной жизненной ситуации). Отсутствие перспективы оказывает дестабилизирующее влияние на человека, угнетает его, лишает стимулов развития.

References

1. Kiseleva I.A., Simonovich N.E. Innovacionnye metody issledovaniya nacional'noy bezopasnosti // Kazanskiy social'no-gumanitarnyy vestnik. 2012. № 3- 4(6). S. 9-10.

2. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Ekonomicheskaya i social'no - psihologicheskaya bezopasnost' regionov rossiyskoy federacii //Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014. № 8. S. 40-44.

3. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Prinyatie resheniy po upravleniyu organizaciey v period krizisa: Social'no - psihologicheskie aspekty //Audit i finansovyy analiz. 2015. № 4. S. 308 -311.

4. Kiseleva I.A., Simonovich N.E. Rol' motivacii v effektivnyh kompaniyah//Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2015. № 21. S. 16 -24.

5. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Innovacionnye metody prinyatiya resheniy v usloviyah riskov: psihologicheskie aspekty //Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2016. № 2. S. 35.

6. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Konkurentosposobnost' predpriyatiya v usloviyah globalizacii obschestva: vliyanie korporativnoy kul'tury //Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014. № 11. S. 39-44.

7. Kiseleva I. A., Simonovich N. E. Ekonomicheskaya i social'no - psihologicheskaya bezopasnost' predpriyatiya // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014. № 5. S. 30 -34.

8. Yachmeneva N. P., Simonovich N. E. K probleme ispravleniya i resocializacii nesovershennoletnih osuzhdennyh // Vestnik RGGU. Seriya: Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie. 2016. № 2 (4). S. 82 - 92.

Login or Create
* Forgot password?