ECONOMIC AND LEGAL BASES OF ENSURING ECOLOGICAL SAFETY OF THE RUSSIAN STATE
Abstract and keywords
Abstract (English):
V stat'e proveden kratkiy analiz sostoyaniya i razvitiya ekologicheskogo zakonoda-tel'stva, napravlennogo na obespechenie ekologicheskoy bezopasnosti rossiyskogo gosu-darstva v sovremennyh geopoliticheskih i geoekonomicheskih usloviyah. Analiz soderzhaniya Strategii ekologicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda svidetel'stvuet, chto tekuschee sostoyanie okruzhayuschey sredy na territorii strany ocenivaetsya kak neblagopoluchnoe. V gorodah s vysokim i ochen' vyso-kim urovnem zagryazneniya vozduha prozhivaet 17,1 mln chelovek. Eto 17 procentov gorod-skogo naseleniya Rossii. Ot 30 do 40 procentov grazhdan regulyarno pol'zuyutsya vodoy, ne sootvetstvuyuschey gigienicheskim normativam. Ezhegodno obrazuetsya primerno 4 mlrd t othodov proizvodstva i potrebleniya, iz kotoryh – 55-60 mln t – tverdye kommunal'nye othody. Sohranyaetsya povyshennoe radioaktivnoe zagryaznenie, v t. ch. v rezul'tate prove-deniya ispytaniy yadernogo oruzhiya. K global'nym vyzovam ekologicheskoy bezopasnosti otnosyatsya posledstviya izme-neniya klimata na planete, rost potrebleniya prirodnyh resursov pri sokraschenii ih za-pasov, sokraschenie biologicheskogo raznoobraziya i pr. Vse eti faktory ob'ektivno vostrebuyut bolee sistemnogo i otvetstvennogo otno-sheniya organov vlasti vseh urovney, a takzhe obschestva k resheniyu ekologicheskih problem i obespecheniyu ekologicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy federacii.

Keywords:
Rossiyskaya Federaciya; ekologicheskaya bezopasnost'; ekologiche-skoe zakonodatel'stvo.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Цель исследования - аналитический обзор правовых актов, определяющих страте-
гию экологического развития российского государства в современных социально-
экономических условиях.
Методы исследования: юридический; логический (анализ и синтез); диалектиче-
ский.
Результаты исследования.
В Российской Федерации завершается Год экологии, проводимый в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации №7 от 5 января 2016 года [1].
Год экологии проводится с целью привлечения внимания общества к вопросам
экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообра-
зия и обеспечения экологической безопасности.
Следует отметить, что за последние годы органы государственной власти Россий-
ской Федерации стали уделять серьезное внимание к созданию необходимых правовых
условий для рационального использования природных ресурсов и сохранения окружаю-
щей среды.
Так, федеральным законом №226-ФЗ от 23 июля 2013 года [2] внесены изменения в
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 года [3]
касающиеся охраны озонового слоя атмосферы. Важные изменения в Федеральный закон
«7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» внесены федеральным законом
№219-ФЗ от 21.07.2014г. [4].
Эти изменения направлены на снижение негативного воздействия на окружающую
среду.
Наряду с внесением изменений и дополнений в федеральный закон
№7-ФЗ от 10.01.2002г., который является головным правовым актом в системе экологиче-
ского законодательства, федеральный закон №219-ФЗ от 21.07.2014 года внес изменения
или дополнения в такие федеральные законы как: «Об отходах производства и потребле-
ния» №89-ФЗ от 24 июня 1998г.[5]; «Об экологической экспертизе» №174-ФЗ от 23 нояб-
ря 1995г.[6]; часть первую Налогового кодекса Российской Федерации[7]; «Об охране ат-
мосферного воздуха» №96-ФЗ от 4 мая 1999г.[8]; часть вторая Налогового кодекса Рос-
сийской федерации[9]; Гражданский кодекс Российской Федерации[10]; Кодекс Россий-
ской Федерации Об административных правонарушениях[11]; «О защите прав юридиче-
ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ от 26 декабря 2008г.[12].
К рассматриваемому федеральному закону необходимо добавить федеральный за-
кон №404-ФЗ от 29.12.2015г., вступивший в силу с 01.01.2016г., за исключением отдель-
ных статей, которые будут действовать с 01.01.2019г. Этот федеральный закон также внес
изменения в федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002г. в части по вопросам платы за не-
гативное воздействие на окружающую среду.
Внесены изменения в федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998г. «Об отходах
производства и потребления» в части требования к лицам, которые допущены к сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV
классов опасности.
Также внесены изменения: Жилищный кодекс Российской Федерации, федераль-
ные законы №416-ФЗ от 7 декабря 2011г. «О водоснабжении и водоотведении»[14]; «Об
образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.[15].
Экологическое законодательство ежегодно развивается и совершенствуется с уче-
том экологической обстановки в стране, причем принимаются правовые акты, имеющие
стратегический характер и ориентированные на длительную перспективу.
К таким правовым актам относятся: Основы государственной политики в области
экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные
Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года [16], а также План действий по
реализации основ государственной политики в области экологического развития Россий-
ской Федерации на период до 2030 года утвержденный распоряжением Правительства
Российской Федерации №2423-р от 18.12.2012[17].
Разработка настоящих Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологи-
ческой безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного разви-
тия.
Необходимо отметить, что экологическая ситуация в современной России характе-
ризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значитель-
ными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.
Эти факторы в Год экологии повлияли на принятие указа Президента Российской
Федерации №176 от 19 апреля 2017 года «О Стратегии экологической безопасности Рос-
сийской Федерации на период до 2025 года» [18].
Экологическая безопасность Российской Федерации является составной частью на-
циональной безопасности. Настоящая Стратегия – документ стратегического планирова-
ния в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, опреде-
ляющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механиз-
мы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасно-
сти.
Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Фе-
дерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планирова-
нии в Российской Федерации" и другие федеральные законы, Указ Президента Россий-
ской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации", Основы государственной политики в области экологического
развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Рос-
сийской Федерации 30 апреля 2012 г., и иные нормативные правовые акты.
Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государст-
венной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, ре-
гиональном, муниципальном и отраслевом уровнях.
Для успешной реализации Стратегии необходимо учитывать вызовы и угрозы эко-
логической безопасности.
К глобальным вызовам экологической безопасности относятся:
а) последствия изменения климата на планете, которые неизбежно отражаются на
жизни и здоровье людей, состоянии животного и растительного мира, а в некоторых ре-
гионах становятся ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого разви-
тия;
б) рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, что на фоне
глобализации экономики приводит к борьбе за доступ к природным ресурсам и оказывает
негативное воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации;
в) негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды, включая
опустынивание, засуху, деградацию земель и почв;
г) сокращение биологического разнообразия, что влечет за собой необратимые по-
следствия для экосистем, разрушая их целостность.
К внутренним вызовам экологической безопасности относятся:
а) наличие густонаселенных территорий, характеризующихся высокой степенью
загрязнения окружающей среды и деградацией природных объектов;
б) загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов вследствие трансгранич-
ного переноса загрязняющих, в том числе токсичных и радиоактивных, веществ с терри-
торий других государств;
в) высокая степень загрязнения и низкое качество воды значительной части водных
объектов, деградация экосистем малых рек, техногенное загрязнение подземных вод в
районах размещения крупных промышленных предприятий;
г) увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком
уровне их утилизации;
д) наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей
среде, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязне-
нию;
е) усиление деградации земель и почв, сокращение количества видов растений;
ж) сокращение видового разнообразия животного мира и численности популяций
редких видов животных;
з) высокая степень износа основных фондов опасных производственных объектов и
низкие темпы технологической модернизации экономики;
и) низкий уровень разработки и внедрения экологически чистых технологий;
к) существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере природополь-
зования;
л) недостаточное финансирование государством и хозяйствующими субъектами
мероприятий по охране окружающей среды;
м) нецелевое и неэффективное использование средств, поступающих в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие
на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, админист-
ративных штрафов и других экологических платежей и налогов;
н) низкий уровень экологического образования и экологической культуры населе-
ния.
Внешними угрозами экологической безопасности являются трансграничные за-
грязнения атмосферного воздуха, лесные пожары, перераспределение стока трансгранич-
ных водотоков, создание препятствий для миграции животных, в том числе водных, не-
санкционированная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, отстрел мигрирую-
щих видов животных, перемещение на территорию Российской Федерации зараженных
организмов, способных вызвать эпидемии (эпизоотии, эпифитотии) различного масштаба.
На фоне усиления глобальной конкуренции возможны ведение экологически неоп-
равданной хозяйственной и иной деятельности и попытки размещения на территории Рос-
сийской Федерации экологически опасных производств, а также отходов производства и
потребления недобросовестными иностранными или транснациональными бизнес-
структурами. Высока вероятность импорта продукции, представляющей повышенную
опасность для окружающей среды, жизни и здоровья людей, как в товарном виде, так и
после утраты потребительских свойств.
В условиях проведения в отношении Российской Федерации политики сдержива-
ния формируется угроза ограничения доступа к иностранным экологически чистым инно-
вационным технологиям, материалам и оборудованию.
Обсуждение.
Проблемам рационального использования природных ресурсов и сохранности ок-
ружающей среды посвящено значительное количество научных публикаций.
Среди авторов этих работ отметим научные труды докторов юридических наук,
профессоров С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, Б.А. Воронина[19], [20], [21], [22], А.К.
Голиченкова, О.Л. Дубовик, В.В. Круглова, О.И. Крассова.
Выводы.
Рассмотренные в настоящей статье отдельные правовые акты российского экологи-
ческого законодательства свидетельствуют о серьезном внимании органов государствен-
ной власти к обеспечению правовыми и экономическими средствами экологической безо-
пасности государства.
Как отмечено в Стратегии, в числе механизмов реализации госполитики в рассмат-
риваемой сфере – создание системы экологического аудита, информирование населения и
организаций об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о со-
стоянии окружающей среды и ее загрязнении, внедрение комплексных экологических
разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие
доступные технологии. Предусматривается создание и развитие системы экологических
фондов.
Очевидно, что необходима активизация действий государства и общества в области
экологического развития экономики и других сфер, оказывающих негативное воздействие
на сохранение окружающей природной среды.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii №7 ot 05.01.2016 goda «O provedenii v Rossiyskoy Federacii Goda ekologii».

2. Federal'nyy zakonom №226-FZ ot 23 iyulya 2013 g. Rossiyskaya gazeta ot 26.07.2013g.

3. Federal'nyy zakon №7-FZ ot 10.01. 2002 g. «Ob ohrane okruzhayuschey sredy»/Sobranie zakonodatel'stva RF, 2002 №2, st.133.

4. Federal'nyy zakonom №219-FZ ot 21.07.2014g. "O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob ohrane okruzhayuschey sredy" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii" (s izmeneniyami i dopolneniyami)/ Rossiyskaya gazeta ot 25 iyulya 2014g.

5. Federal'nyy zakon №89-FZ ot 24.06.1998g «Ob othodah proizvodstva i potrebleniya»/ Sobranie zakonodatel'stva RF, 1998 №26, st.3009.

6. Federal'nyy zakon №174-FZ ot 23 noyabrya 1995g. «Ob ekologicheskoy ekspertize»/Sobranie zakonodatel'stva RF 1995 №48, st.4556.

7. Chast' pervaya Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federacii/Sobranie zakonodatel'stva RF 1998, №31, st.3824.

8. Federal'nyy zakon №96-FZ ot 4 maya 1999g. «Ob ohrane atmosfernogo vozduha»/Sobranie zakonodatel'stva RF, 1999 №18, st.2222.

9. Chast' vtoraya Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy federacii /Sobranie zakonodatel'stva RF 2000, №332, st.3340.

10. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii/Sobranie zakonodatel'stva 2005, №1, st.16.

11. Kodeks Rossiyskoy Federacii Ob administrativnyh pravonarusheniyah/Sobranie zakonodatel'stva RF, 2002 №1, st.2005.

12. Federal'nyy zakon №294-FZ ot 26.12.2008 «O zaschite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimateley pri osuschestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya»/Sobranie zakonodatel'stva RF 2008, №52, st.6249.

13. Zhilischnyy kodeks Rossiyskoy Federacii/ Sobranie zakonodatel'stva RF, 2005, №1, st.14.

14. Federal'nyy zakon №416-FZ ot 07.12.2011 «O vodosnabzhenii i vodootvedenii»/Sobranie zakonodatel'stva RF 2011, №50, st.7358.

15. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy federacii» №273-FZ ot 29.12.2012/Sobranie zakonodatel'stva RF 2012 №53 st.7598.

16. Osnovy gosudarstvennoy politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiyskoy federacii na period do 2030 goda. http://base.garant.ru/70169264/

17. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii №2423-r ot

18. 12.2012g. «O plane deystviy po realizacii Osnov gosudarstvennoy politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda»/Rossiyskaya gazeta, 2012 https://rg.ru/2012/12/25/ekoplan-site-dok.html

19. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii №176 ot 19.04.2017g. «O strategii ekologicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda»/ http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879

20. Donnik I. Production of Organic Agricultural Products is an Important Area of “Green” Economy / Donnik I., Voronin B., Loretts O. - Indian Journal of Science and Technology, Vol 9(14). - April 2016.

21. B.A. Voronin, I.M. Donnik, V.V. Kruglov, Ya.V. Voronina Organizacionno pravovye i ekonomicheskie mehanizmy racional'nogo ispol'zovaniya prirodnyh resursov i ohrany okruzhayuschey sredy v sel'skom hozyaystve/ Agrarnyy vestnik Urala, 2017, №8, str. 10-17.

22. Voronin B.A. Ekologicheskaya bezopasnost' strany. Monografiya. Aktual'nye problemy nacional'noy bezopasnosti Rossii. Ekaterinburg izd-vo UrGSHA, 2010. s.13-41.

23. Voronin B.A., Celischev N.N. Ekologicheskie problemy naseleniya strany. Geopoliticheskaya bezopasnost' Rossii: istoriya i sovremennost'. Materialy 2-y Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Ekaterinburg, 2014, str.31-40.

Login or Create
* Forgot password?