PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER
Abstract and keywords
Abstract (English):
Kompetentnost' - eto psihologicheskiy faktor, v kotoryy vhodyat: ischerpyvayuschie znaniya predmeta i ob'ekta deyatel'nosti; umenie razobrat'sya v lyubom nestandartnom vopro-se, otnosyaschemsya k etoy deyatel'nosti; umenie i sposobnost' ob'yasnit' lyubye yavleniya, svya-zannye s deyatel'nost'yu; sposobnost' tochno ocenivat' kachestvo raboty i ee posledstviya. Kompetentnost' - eto masterstvo ne stol'ko v smysle ispolneniya, skol'ko v smysle organi-zacii i sistemnogo ponimaniya vseh problem, svyazannyh s deyatel'nost'yu, umenie postavit' zadachi i sposobnost' organizovat' reshenie konkretnyh problem, otnosyaschihsya k vidu deya-tel'nosti, v kotoroy dannyy chelovek kompetenten. V celom professionala mozhno oharakte-rizovat' kak cheloveka, kotoryy ovladevaet normami professii v motivacionnoy i opera-cional'noy sferah; rezul'tativno i uspeshno, s vysokoy proizvoditel'nost'yu osuschestvlya-et svoyu trudovuyu deyatel'nost'; sleduya vysokim standartam, dostigaya masterstva, obladaet razvitym professional'nym celepolaganiem, samostoyatel'no stroit scenariy svoey pro-fessional'noy zhizni; pomehoustoychiv k vneshnim prepyatstviyam, stremitsya k razvitiyu svo-ey lichnosti i individual'nosti sredstvami professii, obogaschaet opyt professii origi-nal'nym tvorcheskim vkladom, sposobstvuet povysheniyu social'nogo prestizha dannoy pro-fessii v obschestve, interesu k ney.

Keywords:
intellektual'nost', kompetencii, kreativnost', kommunikativ-nost', professionalizm, pedagogicheskoe masterstvo, tvorcheskiy podhod.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; про-фессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функ-ции, но и сложные, многообразные внутренние, в частности, психические функции. Профессионализм понимается не как просто высший уровень знаний, умений и ре-зультатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную органи-зацию сознания, психики человека, включающую, как минимум, следующие части, компо-ненты: - свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности): образ мира; направлен-ность, социально ориентированные мотивы; отношение к внешнему миру, к людям, к дея-тельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; креативность, ее особенности; интеллектуальные черты индивидуальности; операторные черты индивидуальности; эмо-циональность, ее особенности и проявления;
- особенности осознания близкого и более отдаленного родства своей профессии с другими; - представление о сложных способностях, сочетаниях личных качеств, ожидаемых в данной общности у профессионала;
- осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека; представление о своем месте в профессиональной общности.
Праксис профессионала: моторика; умения, навыки, действия, ориентированные на предметную область труда; умения, навыки, действия коммуникативные, социально-воздейственные; умения, навыки, действия саморегуляционные.
Гнозис профессионала: прием информации, внимание, профессиональная специфика внимания, ощущения и восприятия; переработка информации и принятие решений, память, мышление, воображение, их профессиональная специфика. Информированность, опыт и культура профессионала.
Таким образом, профессионализм - это интегральная характеристика деятельности, об-щения и личности человека труда. Профессионализм может быть описан через соотношение состояния мотивационной сферы человека труда (профессиональные ценности, профессио-нальные притязания и мотивы, профессиональное целеполагание и т.д.) и операциональной сферы (профессиональное самосознание, профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и др.).
Профессионализм соотносится с различными аспектами зрелости работника, в связи с чем у человека различают несколько видов профессиональной компетентности: • специальную или деятельностную, которая предполагает владение на высоком уровне про-фессиональной деятельностью;
• социальную, предполагающую владение способами совместной профессиональной дея-тельности и сотрудничества;
• личностную (владение способами самовыражения и саморазвития); • индивидуальную (владение приемами самореализации и саморазвития;
• индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей ин-дивидуальности.
Наличие всех аспектов компетентности означает достижение человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризуют становление личности и индивидуальности профессионала.
Компетентность - это некоторый психологический фактор, в который входят:
- исчерпывающие знания предмета и объекта деятельности;
- умение разобраться в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности; - умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия.
Компетентность - мастерство не столько в смысле исполнения, сколько в смысле органи-зации и системного понимания всех проблем, связанных с деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем, относящихся к виду дея-тельности, в которой данный человек компетентен.
В целом профессионала можно охарактеризовать как человека, который: овладевает нормами профессии в мотивационной и операциональной сферах; результативно и успешно, с высокой производительностью осуществляет свою трудовую деятельность; следуя высо-ким стандартам, достигая мастерства, обладает развитым профессиональным целеполагани-ем, самостоятельно строит сценарий своей профессиональной жизни; помехоустойчив к внешним препятствиям, стремится к развитию своей личности и индивидуальности средст-
вами профессии, обогащает опыт профессии оригинальным творческим вкладом, способст-вует повышению социального престижа данной профессии в обществе, интересу к ней.
В разных профессиях у одного и того же человека на разных этапах его развития компе-тентность может быть представлена разным комплексом вышеназванных качеств. Несомненно, что компетентность - многоуровневое образование с компонентами когни-тивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутрен-них психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения. Есть связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в обще-нии, уверенностью в себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характери-стики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Сюда добавляется и знание последствий применения конкретных способов воздействия и их эффективности. Компетентность имеет и свои функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки.
Профессионально-компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодейст-вие, реализуется личность педагога и в котором достигаются хорошие результаты обучения, воспитания и развития личности ребенка.
Основой педагогической деятельности является действие. Она состоит из цепочки взаи-мосвязанных действий, которые и образуют ее структуру. На первом этапе педагог формули-рует педагогические цели и задачи (в любом виде деятельности), не втором подбирает необ-ходимые педагогические средства для их осуществления, не третьем - анализирует и оцени-вает собственные действия.
Эффективность профессиональной деятельности заключается в реализации всех ее ком-понентов. На каждом этапе профессиональной деятельности педагогом реализуются определенные функции: диагностическая, планирования, организаторская (1 этап); коммуникативная, по-будительная, формирующая (2 этап); аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования (3 этап).
Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности педагога: исполнения (копирование чужих образцов выполнения деятельности); планирования (осуще-ствление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств); проекти-рования (осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания). Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педаго-гической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к
новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и много-гранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, понимани-ем им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работа-ет, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала.
Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности. Это овла-дение смыслами профессии, профессиональными позициями, ее гуманистической направ-ленностью, плюс владение высокими образцами труда (мастерство), плюс поиск нового (но-ваторство).
Все определения профессиональной компетентности включают творчество. Профессио-нальная компетентность, превышающая уровень требований момента, является необходимой предпосылкой творческого отношения к труду и выхода за рамки стандарта. Творчество пе-дагога базируется на знании своего предмета и соответствующих ему отраслей науки, владе-нии методикой обучения и воспитания, умении разбираться в психологии. Важнейшим для творчества является понимание многообразие педагогических задач и вариативности их ре-шения, понимание уровня и характера своего мастерства и возможности его развития, жела-ние его совершенствовать, понимание необходимости новых решений, психологическая го-товность к ним и вера в возможность их осуществления. У педагогов, как и всех взрослых людей, развитие психики продолжается в связи с их активной профессиональной и общест-венной деятельностью.
Следовательно, развитие личности педагога и его профессионализма взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Однако следует отметить, что при анализе проблемы профессиональной пригодности личность чаще всего рассматривается со стороны профессионально важных качеств, а дея-тельность характеризуется отдельно. Дается лишь указание на наличие взаимосвязи между ними: качества личности формируются в деятельности, а наличие необходимых качеств обу-словливает успешность деятельности. В действительности же нередки случаи непродуктив-ности личности при наличии всех профессионально важных качеств, так как между лично-стью и деятельностью существуют опосредующие факторы.
1. Репродуктивный уровень деятельности, характеризующийся тем, что человек может сообщить другим знания, которыми владеет сам. Однако даже самые глубокие знания не яв-ляются признаком профессиональной квалификации.
2. Адаптивный уровень - новый уровень знаний и умений, включающий в себя не только знание предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания. 3. Уровень, локально моделирующий знания, характеризующийся тем, что педагог умеет
не только передавать знания, транслировать их применительно к аудитории, но и конструи-ровать их.
4. Уровень, системно моделирующий знания, отличающийся тем, что педагог владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом. 5. Уровень, системно моделирующий творчество, означает, что педагог владеет страте-гией превращения своего предмета в средство формирования творческой личности, способ-ной к развитию.
Итак, профессиональная компетентность педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых са-мореализована личность педагога, на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся. Такая постановка проблемы про-фессиональной компетентности учителя указывает на психологические эффекты его профес-сиональной деятельности, которые может исследовать и оценивать лишь профессиональный психолог.

References

1. Ancyferova L.I. Razvitie lichnosti specialista kak sub'ekta svoey professional'noy zhizni // Psihologicheskie issledovaniya problemy formirovaniya lichnosti professionala / Pod red. V.A. Bodrova i dr. M., 2014. S. 27 - 43.

2. Kryzhko V.V., Pavlyutenkov E.M. Psihologiya v praktike menedzhera obrazovaniya. SPB.: KARO. 2010. 176 s.

3. Chupina I. P. Formirovanie obschey strategii marketinga vuza kak vybor strategii obra-zovatel'nyh uslug. V sbornike: Nauka segodnya: teoriya, praktika, innovacii sbornik XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. 2016. S. 976-979.

4. Chupina I. P. Aktual'nye problemy obrazovaniya v Rossii. V sbornike: Pedagogika i psi-hologiya v kontekste sovremennyh issledovaniy problem razvitiya lichnosti. Sbornik mate-rialov XI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. 2016. S. 16-18.

Login or Create
* Forgot password?