LAND ALLOCATION FOR SMALL FORMS OF MANAGEMENT AT THE CHERNUSHINSKY DISTRICT OF THE PERM REGION
Abstract and keywords
Abstract (English):
V svyazi s provodimoy politikoy importozamescheniya sel'skohozyaystvennoy produkcii za poslednee vremya v Rossiyskoy Federacii i ee regionah idet ispolnenie znachitel'nogo kolichestva proizvodstvennyh programm v oblasti sel'skogo hozyaystva. V rabote rassmotreny dinamika otvoda zemel' pod malye formy hozyaystvovaniya v Chernushinskom rayone, kotoryy yavlyaetsya pilotnym rayonom Permskogo kraya v oblasti sel'skogo hozyaystva.

Keywords:
malye formy hozyaystvovaniya, otvod zemel'nyh uchastkov, zemleotvod, gosudarstvennye i regional'nye programmy, Permskiy kray.
Text
Text (PDF): Read Download

Чернушинский район относится к числу территорий Пермского края с наиболее благоприятными агроклиматическими условиями для развития сельского хозяйства. Район расположен на крайнем юге края и граничит с Республикой Башкортостан. Площадь района составляет 1676 км2 . В Чернушинском районе 76 населенных пунктов в составе 1 городского и 14 сельских поселений [7]. Неотъемлемой частью земельного фонда РФ являются земли сельскохозяйственного назначения. Они играют важную роль в экономике страны. Министерство сельского хозяйства РФ разрабатывает различные целевые программы для этой категории земель и земель иных категорий, занятых под сельскохозяйственным производством. Существуют государственные и региональные программы поддержки малых форм хозяйствования, которые осуществляются в Пермском крае, так и в самом Чернушинском районе. Развитие малых форм хозяйствования является важнейшим условием обеспечения устойчивости сельского развития в стране. Целью реализации этих программ является повышение доходов и уровня жизни сельского населения в крае на основе устойчивого развития сельскохозяйственного производства и обеспечения занятости населения [8, 9].
В рамках государственных и региональных программ предусмотрены следующие виды поддержки малых форм хозяйствования:
• поддержка проектной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, малых сельскохозяйственных организаций [1];
• государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования [4];
• поддержка начинающих фермеров [2];
• оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств [3].
Таким образом, государственные программы в области развития сельского хозяйства, реализуемые в Пермском крае (и в Чернушинском районе), направлены на системную поддержку малых форм хозяйствования. Эти формы рассматриваются как альтернатива крупным сельскохозяйственным предприятиям.
Тем самым в Чернушинском районе возрастает количество малых форм хозяйствования. К малым формам хозяйствования относятся:
• крестьянские (фермерские) хозяйства;
• землепользования индивидуальных предпринимателей, занятых под сельскохозяйственное производство;
• личные подсобные хозяйства граждан;
• сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
• малые сельскохозяйственные организации (с численностью работающих до 100 человек).
Отвод земель под малые формы хозяйствования в районе осуществляется в основном за счет фонда перераспределения земель находящегося в муниципальной собственности. Таким образом, площадь фонда перераспределения земель снижается, земли начинают использоваться более эффективно.
Наибольшую площадь земельного фонда района занимают земли сельскохозяйственного назначения (76,06%). Чернушинский район является одним из пилотных районов Пермского края в области сельского хозяйства. Выполнение государственных и региональных программ в Пермском крае отмечается увеличением количества субъектов малых форм хозяйствования (табл. 1).
Таблица 1
Количество субъектов в составе малых форм хозяйствования в Чернушинском районе, штук
Наименование хозяйствующих субъектов
2013 год
2014 год
2015 год
Крестьянское (фермерское) хозяйство
95
99
103
Личное подсобное хозяйство
7138
7229
7340
Индивидуальные предприниматели (исключая крестьянские (фермерские) хозяйства)
259
261
266
Из таблицы 1 видно, что значительно увеличивается количество предпринимателей, занятых личным подсобным хозяйством. Сравнив данные за 2013 г. и 2015 г., можно выявить, что их прирост увеличился на 202 человека.
Увеличение количества предпринимателей занимающихся сельским хозяйством в виде малой формы хозяйствования требует предоставления дополнительных земельных участков для этих нужд (табл. 2).
Таблица 2
Количество земельных участков под малые формы хозяйствования (шт)
Годы
Малые формы хозяйствования
КФХ
ЛПХ
ИП
2013
120
8102
275
2014
125
8193
277
2015
130
8304
282
По таблице 2 наблюдается тенденция увеличения количества земельных участков занятых под малыми формами хозяйствования в области сельского хозяйства и находящихся в собственности предпринимателей.
В таблице 3 приведено сравнение изменений малых форм хозяйствования по площадям земельных участков в Чернушинском районе Пермского края.
Таблица 3
Площади земельных участков, га
Годы
Малые формы хозяйствования
КФХ
ЛПХ
ИП
2013
2054
3302
208
2014
3435
3303
208
2015
3711
3312
244
По данным таблицы 3 особые изменения были выявлены в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.
Урожайность зерновых культур зависит от многих факторов: технологии выращивания, климата, сорта и других факторов, прежде всего от плодородия почвы и погодных условий. В таблице 4 представлены посевные площади зерновых культур по России в целом, по Пермскому краю и Чернушинскому району [5].
Таблица 4
Посевные площади зерновых культур, тыс.га
Годы
2013
2014
2015
РФ
45826,5
46220,4
46642,5
Пермский край
268,1
243,8
248,3
Чернушинский район
10,5
10,7
11,3
Данные таблицы 4 показывают, что посевные площади в Пермском крае за 2014 – 2015 гг. уменьшились по сравнению с 2013 г., в то время как в РФ и Чернушинском районе эти площади возрастают с каждым годом.
Как было сказано, Чернушинский район является одним из наиболее развитых в области сельского хозяйства Пермского края. Увеличение площадей сельскохозяйственного использования в районе достигнуто за счет отвода земель под малые формы хозяйствования. Земли государственной и муниципальной собственности переходят в собственность физических и юридических лиц [6]. Из всего сказанного можно действительно считать Чернушинский район пилотным в решении ряда направлений принятых государственных программ на территории Пермского края.

References

1. Rossiyskaya Federaciya. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya i raspredeleniya subsidiy iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub'ektov Rossiyskoy Federacii na grantovuyu podderzhku sel'skohozyaystvennyh potrebitel'skih kooperativov dlya razvitiya material'no-tehnicheskoy bazy: Prikaz ot 24 iyunya 2015 g. № 623 [Elektron. resurs]. - Rezhim dostupa: //base.garant.ru. (data obrascheniya: 09.03.2018)

2. Rossiyskaya Federaciya. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya i raspredeleniya subsidiy iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub'ektov Rossiyskoy Federacii na vozmeschenie chasti zatrat krest'yanskih (fermerskih) hozyaystv, vklyuchaya individual'nyh predprinimateley, pri oformlenii v sobstvennost' ispol'zuemyh imi zemel'nyh uchastkov iz zemel' sel'skohozyaystvennogo naznacheniya: Prikaz ot 31 oktyabrya 2011 g. № 874 [Elektron. resurs]. - Rezhim dostupa: //gp.specagro.ru. (data obrascheniya: 09.03.2018)

3. Rossiyskaya Federaciya. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya i raspredeleniya subsidiy iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub'ektov Rossiyskoy Federacii na podderzhku nachinayuschih fermerov: Prikaz ot 28 fevralya 2012 g. № 166 [Elektron. resurs]. - Rezhim dostupa: //normativ.kontur.ru. (data obrascheniya: 09.03.2018)

4. Rossiyskaya Federaciya. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya i raspredeleniya subsidiy iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub'ektov Rossiyskoy Federacii na vozmeschenie chasti zatrat na uplatu procentov po kreditam, poluchennym v rossiyskih kreditnyh organizaciyah, i zaymam, poluchennym v sel'skohozyaystvennyh kreditnyh potrebitel'skih kooperativah: Prikaz ot 28.12.2012 № 1460 [Elektron. resurs]. - Rezhim dostupa: //legalacts.ru. (data obrascheniya: 09.03.2018) 5. Ministerstvo sel'skogo hozyaystva i prodovol'stviya Permskogo kraya [Elektron. resurs] . - Rezhim dostupa: //agro.permkrai.ru. (data obrascheniya: 09.03.2018)

5. Belichev A. A. Vozmozhnye puti resheniya voprosov zemlepol'zovaniya v sovremennom APK // Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy 15-letiyu sozdaniya kafedry «Zemleustroystvo i kadastry» i 70-letiyu so dnya rozhdeniya osnovatelya kafedry, doktora sel'skohozyaystvennyh nauk, professora Tuktarova B. I. - Saratov, 2015. - S. 21-23.

6. Geograficheskoe polozhenie [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: //wikipedia.org/Chernushinskiy rayon. (data obrascheniya: 09.03.2018)

7. Gusev A. S. Novye podhody pri podgotovke specialistov v oblasti zemleustroystva i kadastrov / A. S. Gusev, A. A. Belichev, T. A. Evdokimova // Konyaevskie chteniya - 2013 : mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg: UrGAU, 2014. - S. 130-132.

8. Sen'kova L. A. Ekologo-geologicheskiy kadastr - informacionnyy resurs racional'nogo prirodopol'zovaniya / L. A. Sen'kova, A. O. Kiseleva, M. Yu. Karpuhin // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovaniy. - 2016. - № 12/6. - S. 1113-1116.

Login or Create
* Forgot password?