Text (PDF):
Read
Download
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральского государственного юридического университета. Аграрная реформа - институциональная осно- ва становления рыночной экономики в агросфере. Как показывает накопленный всей земледельческой цивилизацией опыт аграрных реформ, становление рыночной экономики в агросфере - это прежде всего создание институтов, обеспечивающих ее функцио- нирование. Цель и методика исследования В данной статье рассматривается институцио- нальная структура, которая имеет большое значе- ние, поскольку рынок требует существенного объема информации для функционирования и центральная роль институтов состоит в том, чтобы совершенство- вать поток информации. Институциональное разви- тие необходимо еще по двум причинам: Россия не имеет ни традиций предпринимательства, ни опы- та децентрализованного принятия решений. В силу этого важнейшее место в трансформации аграрных отношений занимают системно-институциональ- ные преобразования. Их главная цель - создание действенных стимулов предпринимательской и тру- довой активности сельского населения. Институци- ональной основой аграрной реформы является ста- новление новых экономических институтов - эконо- мико-правовых форм собственности, производства и управления, финансовых институтов и рыночной инфраструктуры. В конце 80-х гг. темпы роста сельскохозяйствен- ной продукции в Росси сократились до 1-2 %. Эко- номическая ситуация, сложившаяся в этот период, не позволяла решить продовольственную проблему, которая становилась все более острой, в связи с чем воз- никла необходимость в проведении серьезных преобра- зований в отрасли [3]. Результаты исследований Современная аграрная реформа в Российской Федерации была начата в 1991 г. Основополагающи- ми ее документами стали Земельный кодекс, законы «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермер- ском) хозяйстве», они положили начало радикальным преобразованиям в сельском хозяйстве, на их основе была начата земельная реформа. Но вскоре стало ясно, что земельная реформа не охватывает всех вопросов социально-экономических преобразований на селе, что необходима комплексная аграрная реформа. По- этому впоследствии был принят ряд постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ: «О ре- гулировании земельных отношений и развитии аграр- ной реформы в России» (1993), «О реформировании сельскохозяйственных предприятий» (1994), «О ре- ализации конституционных прав граждан на землю» (1996), «О государственном регулировании агропро- мышленного производства» (1997) и др., в которых опре- делялись порядок, принципы и методы аграрных пре- образований [9]. Основные принципы аграрной реформы: свобода форм собственности и хозяйствования; каждый коллектив или индивидуум может выбрать ту из них, которая в наибольшей степени соответствует его интересам и возможностям; добровольность в проведении преобразований; аграрная реформа должна осуществляться не под давле- нием сверху, а добровольно, на основе личной заинтере- сованности в проводимых преобразованиях; комплексность проводимых мероприятий; реор- ганизация формирований АПК предполагает не только смену организационно-правовых форм хозяйствова- ния, но и изменение структуры управления, внутрихо- зяйственных производственно-экономических отноше- ний и т. д. Все эти преобразования должны проходить последовательно, с учетом особенностей каждого пред- приятия; превращение крестьянина в реального собствен- ника при любой форме хозяйствования через наделе- ние его землей и предоставление имущественного пая. Использование собственником этих ресурсов должно происходить в рамках наиболее приемлемых форм хо- зяйствования, с учетом сложившихся экономических условий и особенностей развития сельского хозяйства в стране; открытость аграрных преобразований, широкое информирование общественности, возможность откры- той дискуссии по данному вопросу [2]. Важное направление аграрной реформы - реформи- рование земельных отношений с целью создания рав- ных возможностей для развития различных форм хозяй- ствования на земле и рационального ее использования. Земля может находиться как в государственной, так и в коллективной или частной собственности. Земельная реформа, таким образом, устранила государственный монополизм в этой сфере: у каждого земельного участка теперь есть конкретный собственник (физическое или юридическое лицо). Кроме того, землепользование ста- ло платным, и постепенно стал формироваться земель- ный рынок [1]. При перераспределении земли было использовано два варианта действий. Сначала стали централизован- но изымать до 10 % площади колхозных и совхозных земель для передачи крестьянским (фермерским) хо- зяйствам без ограничения в размерах; при этом воз- никли большие трудности. Земли под крестьянские хо- зяйства выделялись главным образом руководителям и специалистам хозяйств либо городским жителям в ущерб сельскому населению. Возникла конфликтная ситуация, и реформа приостановилась. Тогда был предложен второй вариант перераспреде- ления земли, согласно которому определялась средне- районная норма бесплатной передачи земли в собствен- ность всем работникам сельского хозяйства, сельским пенсионерам и работникам социальной сферы на селе. Площади, превышающие эту норму, изымались в рай- онный фонд перераспределения земель. Кроме земли работники сельского хозяйства и пенсионеры получали в собственность также долю имущества общественного хозяйства. В результате земельной реформы был осуществлен переход от единственного вида собственности на землю (государственной) к ее многообразию. В собственность сельских товаропроизводителей перешло 81,9 % пло- щади сельхозугодий; за крестьянскими (фермерскими) хозяйствами было закреплено около 13,5 млн га, или 6,9 % всех сельхозугодий. Расширены площади приуса- дебных участков сельских жителей, миллионы граждан России получили земельные участки под сады и огоро- ды [4]. В результате аграрной реформы произошел переход к многоукладной экономике в АПК; под этим следует понимать экономику, основанную на рациональном со- четании различных форм собственности и хозяйство- вания (не следует их смешивать: одна и та же форма собственности допускает различные формы хозяй- ствования; так, хозяйственные товарищества и обще- ства различного вида, а также крестьянские хозяйства базируются на частной собственности [5]). Составной частью аграрной реформы является приватизация третьей сферы АПК. Преобразование предприятий перерабатывающей промышленности, заготовок, хранения, материально-технического снаб- жения и обслуживания должно было осуществляться при непосредственном и активном участии самих сельских товаропроизводителей. Важно, чтобы они имели контрольный пакет акций (51 %) приватизируе- мых предприятий данной сферы АПК и могли влиять на продвижение сельскохозяйственной продукции от производителя до конечного потребителя, могли уча- ствовать в формировании и распределении прибыли. К сожалению, приватизация здесь шла по другому вари- анту, при котором контрольный пакет акций оставался у трудового коллектива. В результате в большинстве случаев сельские товаропроизводители были фактиче- ски отстранены от этого процесса. В настоящее время примерно 70 % всех перерабатывающих предприятий России приватизированы, в том числе более 75 % - по указанному варианту. Не менее важным направлением аграрной реформы выступает развитие рыночной инфраструктуры агро- промышленного комплекса, формирование экономи- ческих условий его функционирования. Это направле- ние в свое время было упущено; предполагалось, что рынок будет сам регулировать спрос и предложение, взаимоотношения продавцов и покупателей. Институт частной земельной собственности - экономическая основа эффективного функциониро- вания современной аграрной экономики. В России полемика вокруг частной земельной собственности носит прежде всего политический характер. Однако политические взгляды отражаются и в научных кон- цепциях. Широкое распространение в прессе и науч- ной литературе получила так называемая концепция общенациональной аренды - аренды земли у госу- дарства как альтернативы частной собственности на землю [10]. Частная собственность на землю и имущество - важнейший институт, обеспечивающий эффективное функционированиесовременнойземледельческойци- вилизациииспособныйподнятьроссийскуюдеревню. В силу этого анализ становления экономико-право- вого института земельной собственности в условиях переходной экономики включает в себя проблемы зе- мельной кодификации. Однако экономика любого общества представля- ет собой целостную систему, все элементы которой объективно необходимы для ее эффективного функ- ционирования. Рыночная экономика - это взаимос- вязанная совокупность рынков, охватывающих все сферы жизнедеятельности общества. Земельный ры- нок - необходимый структурный элемент рыночной экономической системы, без которого она не может получить целостную завершенность. В силу этого без эффективного земельного рынка, безусловно, регулируемого выработанными современной эко- номической цивилизацией методами и рычагами, нормальное функционирование агросферы, как по- казывает опыт всей земледельческой цивилизации, обеспечить невозможно. Сезонность сельскохозяй- ственного производства требует систематического кредитования сельскохозяйственных товаропроиз- водителей, а основным активом, который они могут предложить банкам в качестве залога для обеспечен- ности кредита, может быть только земля. Особенно важно собственническое отношение к земле в ус- ловиях переходной экономики, когда крестьянин не имеет другого накопленного имущества, кроме полу- ченной бесплатно от государства земли, земельной доли [11]. Структура социальных институтов в каждой стра- не складывается исторически, образуя сложный, ие- рархически построенный клубок. В этих условиях «обновление» отдельных звеньев целостной систе- мы институтов путем «копирования» их зарубежных аналогов не дает искомых результатов. При этом ста- рая система не только не обновляется, но и начинает давать сбой за счет отсутствия выпадающих звеньев. Так, личные подсобные хозяйства граждан, проявляя большую инерционность в своем развитии, в насто- ящее время превратились в основной сектор произ- водства сельскохозяйственной продукции. При социализме в отечественной экономической литературе неоднократно подчеркивалось, что разви- тие ЛПХ происходит при поддержке общественного сектора. За счет колхозов и совхозов владельцы ЛПХ обеспечивались кормами, последним оказывались транспортные и иные услуги. Сегодня колхозов и со- вхозов нет, крупные хозяйства-арендаторы владель- цам земельных паев практически ничего не платят по ним, но ЛПХ продолжают существовать. Лишь в по- следние годы все более явно проявляется тенденция сворачивания ЛПХ. Надежды российских реформаторов на невиди- мую руку рынка не оправдались. Возникновение многочисленных институциональных ловушек как следствие некомплексности, противоречивости и не- согласованности проведенных преобразований отри- цательно сказалось на состоянии аграрного сектора страны. Это проявилось в снижении эффективности сельскохозяйственной отрасли, катастрофическом падении объемов производства, значительном уве- личении доли импорта сельскохозяйственной про- дукции. Так, валовой сбор зерна за годы реформ со- кратился почти вдвое: с 104,3 млн т в 1986-1990 гг. (в среднем за год) до 65,1 млн т в 1996-2000 гг. Си- туация несколько улучшилась в первое десятилетие ХХI в. Валовой сбор зерна увеличился до 78,8 млн т в 2001-2005 гг. и до 85,2 млн т в 2006-2010 гг. Анало- гичная картина складывалась и в производстве мяса. Его объемы снизились с 10,1 млн т в 1990 г. до 4,4 млн т в 2000 г., а затем увеличились до 7,2 млн т в 2010 г., что было значительно ниже дореформенного уровня. Поголовье всех видов скота за годы реформ сократи- лось более чем в 2,2-2,5 раза. Можно сказать, что ре- формы поставили крест на отечественном животно- водстве. Те немногие высокотехнологичные фермы, которые появляются в последнее время в сельской местности, не меняют общей картины. Фермерский сектор вопреки ожиданиям реформаторов не стал до- минирующим хозяйственным укладом в российской деревне, хотя в производстве отдельных видов про- дукции доля фермерских хозяйств заметна. К насто- ящему времени фермеры производят в своих хозяй- ствах более 20 % зерна, 11 % сахарной свеклы, около 29 % семян подсолнечника, 23 % шерсти. Обвальное падение объемов производства и рентабельности продукции на реорганизованных коллективных сель- скохозяйственных предприятиях в середине 1990-х гг. сменилось некоторой стабилизацией в 2000-х гг., хотя в целом коллективный сектор утратил былые позиции. В настоящее время крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями произво- дится менее половины сельскохозяйственной про- дукции. Значительную роль в этом секторе аграрной экономики стали играть крупные государственные и негосударственные агрохолдинги [12]. Парадоксальным итогом рыночных преобразова- ний аграрного сектора России, как уже отмечалось, стало закрепление за мелкими архаичными хозяй- ствами населения роли ведущего сектора аграрной экономики. Его увеличение в период трансформации аграрных отношений не является следствием свобод- ного выбора крестьян. В научной литературе существуют полярные взгляды на формирование институтов, от стихийно- го или спонтанного их становления до их признания как результата сознательной деятельности или осо- бого ее вида - институционального проектирования. Планирование или социальное институциональ- ное проектирование вполне возможны при «узком» понимании социальных институтов как функцио- нальных органов общества. Проектирование исполь- зуется для выбора вариантов решения проблемы, когда существует их альтернативность, что предпо- лагает наличие критерия оценки эффективности раз- личных форм институтов. Особенность социальных институтов состоит в том, что ввиду неопределенно- сти времени их функционирования расчеты эффек- тивности последних могут быть лишь примерными. Выводы Обычно разработка проекта социального инсти- тута, ее сложность и возможные финансовые из- держки зависят от поставленных задач, сроков их реализации, от степени поддержки замысла обще- ством. Очень часто при разработке проектов прибе- гают к использованию метода аналогий. Такой метод более успешен, если тиражировать передовой опыт внутри страны, для регионов, имеющих сходные ус- ловия для социально-экономического развития. Толчком к разработке и внедрению нового ин- ститута является неудовлетворенность большинства существующей практикой. Конечно, какая-то не- удовлетворенность положением дел всегда бытует в обществе. В проектировании социальных инсти- тутов продуктивны суждения по ассоциации, ког- да оправдавшие себя в иных сферах общественной деятельности методы модернизируются и после их адаптации используются в решении проблем. Если в развитых странах рыночная свобода и ее основа - частная собственность, безусловно, служат фактора- ми повышения эффективности производства, то суж- дение о необходимости перехода от общественной к частной форме собственности в сельском хозяйстве не вызывает вопросов. Но из этого никак не вытекает необходимость ломки существующего уровня коо- перации труда на селе. Более того, если учесть, что кооперативная собственность в условиях рыночной экономики является формой частной собственности, то переход от общественной к частной форме мог бы произойти внутри бывших колхозов путем их реор- ганизации и выделения земельных имущественных паев с одновременной их передачей в ведение кол- хозов. Безусловно, часть доходов колхозов должна была распределяться с учетом вышеназванных паев. Институциональные преобразования в сельском хозяйстве, начавшиеся в 90-е гг. прошлого столетия, в последнее десятилетие все же происходили во многом под действием экономических факторов, а не политических. В настоящее время заметна специали- зация хозяйств различной организационно-правовой формы в отдельных видах продукции. Так, крупные хозяйства в целом сохраняют свои позиции в земледелии, уступая ЛПХ первенство в показателях производства картофеля и овощевод- ства. ЛПХ наращивают влияние в животноводстве. Это создает явное противоречие между необходимо- стью создания дешевой кормовой базы для ЛПХ и землеобеспечения, а также возможностью механиза- ции производства в данном секторе. В условиях рыночной экономики для оценки кон- курентоспособности того или иного сектора эконо- мики нужно использовать показатели рентабельности производства. Однако существующая статистика не позволяет оценить рентабельность ЛПХ. Более того, различные секторы сельскохозяйственного производ- ства отличаются по показателю товарности. Меньше всего товарность в ЛПХ, где значительная часть про- дукции используется для собственного потребления селян. Товарность выше у фермеров. Это также от- ражается в показателях рентабельности. Отсутствие четких ориентиров оценки эффективности различных секторов сельского хозяйства, на наш взгляд, затруд- няет институциональное планирование в отрасли.