TO THE QUESTION OF THE LEGALITY OF APPLICATION OF PREFERENTIAL RATES FOR LAND TAX
Abstract and keywords
Abstract (English):
Tax policy of local authorities on the use of land resources should be not only cost-effective, but also in parallel to solve a number of tasks such as determining the correct full and effective use of land. This article examines the tax legislation, judicial arbitration practice in the field of taxation and land use, namely the question of the application of the preferential rate of land tax in respect of agricultural land. The problem of the research topic is that on the way to optimize the tax burden, business entities neglect the direct purpose of using the land for the further obviously illegal application of the preferential tax rate. In the article the analysis of tax legislation, judicial and arbitration practice on the question of the legality of the application of preferential rates for land tax are considered the practice of arbitration of disputes on land relations, revealed the list of circumstances that affect the application of the taxpayer preferential rates of land tax. On the basis of the study the authors developed an algorithm for monitoring the legality of the application of preferential rates for land tax.

Keywords:
land tax, agricultural land, type of permitted land use
Text
Publication text (PDF): Read Download

Положительная рецензия представлена И. В. Разорвиным, доктором экономических наук, профессором. Цель и методика исследования. Целью настоя- щего исследования является формирование алгорит- ма проведения контроля за правомерностью приме- нения льготной ставки по земельному налогу в от- ношении земель сельскохозяйственного назначения. Методы исследования: анализ, обобщение. Результаты исследования. Выявлены условия, обстоятельства, факты, свидетельствующие о непра- вомерности использования льготной ставки земель- ного налога в отношении земель сельскохозяйствен- ного назначения. Сформирован алгоритм контроля за правомерностью использования льготной ставки по земельному налогу. Среди главных форм мобилизации финансовых ресурсов в муниципальных бюджетах выделяется налогообложение земли. Налоговая политика мест- ных органов власти призвана способствовать эффек- тивности управления земельными ресурсами, глав- ным механизмом которых является земельный налог. Под эффективным управлением земельными ресур- сами понимается деятельность государственных и местных органов власти, направленная на создание и обеспечение благоприятных условий для развития земельных отношений в Российской Федерации [1]. Приоритетами функционирования земельного на- лога как механизма эффективного управления зе- мельными ресурсами выступают: обеспечение поступлений доходов в местные бюджеты; создание и обеспечение условий для вовлечения земли в хозяйственный оборот; повышение прозрачности земельных отноше- ний; стимулирование использования земельных ре- сурсов по их непосредственному назначению. Одним из инструментов налоговой политики, применяемых местными властями для стимулирова- ния использования земли по ее непосредственному назначению, является ставка земельного налога. Процесс исчисления земельного налога в России базируется на следующих основах [2]: платежи исчисляются отдельно по каждому зе- мельному участку, находящемуся в собственности организации и физического лица; при расчете налога используется кадастровая стоимость участка, ставка налога и период владения. Существовавшая ранее система налогообложе- ния земель основывалась на положениях Закона от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю». Но данный закон при установлении способа исчисления налога не учитывал ценность земельного участка, не стимулировал собственников к рациональному их использованию [3]. Текущим налоговым законодательством предус- мотрено, что налоговая ставка по земельному налогу устанавливается нормативными правовыми актами органов муниципальных образований. Но при этом ставки налога в отношении определенных категорий земель не могут превышать: в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, жилищ- ного фонда, личных подсобных хозяйств, а также к землям, предоставленным для обеспечения оборо- ны, безопасности и таможенных нужд государства, - 0,3 %; в отношении прочих земель - 1,5 %. Размер земельного налога рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка и ставки налога, установленной муници- пальным органом власти: ЗН = НБ × Сзн , где ЗН - земельный налог (за налоговый период), руб.; НБ - налоговая база (кадастровая стоимость зе- мельного участка по состоянию на 1 января года, яв- ляющегося налоговым периодом), руб.; зн С - ставка земельного налога, %. Рассчитанный таким образом налог составляет часть налоговой нагрузки налогоплательщика. Стремясь снизить уровень налоговой нагрузки, многие субъекты предпринимательства осущест- вляют искусственную манипуляцию «формальным» использованием земельного участка в сельскохозяй- ственном производстве для неправомерного исполь- зования льготной ставки налога [9]. О неправомерном применении льготной ставки налога 0,3 вместо 1,5 % может свидетельствовать следующее: большое количество земельных участков, при- надлежащих одному лицу, зарегистрированному в ка- честве индивидуального предпринимателя (далее - ИП), основным видом экономической деятельности которого является покупка и продажа недвижимости; наличие признаков коммерческого использова- ния земли для извлечения прибыли, наличие фактов дальнейшей реализации земельных участков, т. е. использование их в предпринимательской деятель- ности. В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сель- скохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границей населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства. Со- гласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться и для ведения лич- ного подсобного хозяйства. Таким образом, данный участок имеет двойное основание для применения льготной ставки [7]. В табл. 1 представлены опреде- ленные виды разрешенного использования земель- ных участков, позволяющие применять пониженную ставку налога. Таблица 1 Виды разрешенного использования земельных участков для применения пониженной ставки налога на землю Table 1 Types of permitted use of land plots for application of reduced rate of land tax Вид разрешенного использования Type of permitted use Деятельность Activity Ведение дачного хозяйства The conduct of country farms Выращивание сельскохозяйственных культур The cultivation of crops Ведение огородничества Conducting gardening Выращивание сельскохозяйственных культур, размещение некапитального жилого строения, хозяйственных строений Cultivation of crops, placement of non-capital residential buildings, farm buildings Ведение садоводства Gardening Выращивание сельскохозяйственных культур The cultivation of crops Ведение личного подсобного хозяйства Maintaining the personal part-time farm Производство сельхозпродукции Agricultural production Таким образом, вид разрешенного использования в вышеуказанных форматах сочетается с сельскохо- зяйственным назначением участка. Но при этом дан- ный формат не подразумевает коммерческого исполь- зования участков, несмотря на то что ИП регистриру- ется для осуществления коммерческой деятельности. По трактовке действующего налогового законода- тельства пониженные ставки по земельному налогу могут быть установлены для некоммерческих орга- низаций (далее - НКО) и физических лиц, исполь- зующих земли непосредственно для удовлетворения личных нужд, при ведении подсобного хозяйства, дачного строительства, но не в целях извлечения прибыли [5]. Таким образом, несмотря на то что ИП являются физическими лицами и условие использования зем- ли для удовлетворения личных потребностей не при- знается определяющим, указанная правовая трактов- ка на них не распространяется [6]. Для применения льготной ставки налога в разме- ре, не превышающем 0,3 %, необходимо соблюдение одновременно следующих условий: отнесение земельного участка к определенному виду разрешенного использования (для земель сель- скохозяйственного использования и назначения); фактическое использование земли в сельскохо- зяйственном производстве. При несоблюдении данных условий налогообло- жение спорного земельного участка должно произво- диться по ставке, применяемой в отношении прочих земель, т. е. не превышающей 1,5 % [8]. Среди обстоятельств, характеризующих спорные земельные участки, можно выделить следующие: земли не вспахивались, не использовались под пастбища, под сенокос, не засеивались; земли заросли кустарниками, сорняками, дере- вьями; на земельных участках с видом разрешенного использования «для индивидуального жилстрои- тельства» строительные работы не ведутся; из первичных документов, договоров, оборотов по расчетным счетам, регистрам бухгалтерского уче- та установлено, что отсутствовали операции по при- обретению удобрений, сельскохозяйственной техни- ки, скота, ядохимикатов, строительных материалов, реализации сельскохозяйственной продукции и т. п.; у налогоплательщика отсутствуют намерения использовать земельные участки по назначению; земельные участки реализуются исключительно для целей извлечения прибыли. Указанные обстоятельства прямо свидетельству- ют об отсутствии у налогоплательщика права на при- менение льготной ставки в размере 0,3 %. Дополнительно свидетельствовать о неправомер- ном применении льготной ставки налога может то, что налогоплательщик неоднократно привлекался к ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, а также показания поку- пателей участка, которые подтверждают, что на мо- мент покупки какие-либо насаждения, постройки на участке отсутствовали. Для предотвращения негативных налоговых по- следствий недобросовестный налогоплательщик мо- жет создать видимость использования земли для сельскохозяйственного производства. Среди подоб- ных неправомерных действий могут быть: заключение фиктивного договора подряда на однократную поверхностную обработку спорного участка; заключение фиктивного договора аренды сель- скохозяйственной техники; обоснование отсутствия рабочей силы тем, что все работы выполнялись силами директора в целях экономии. В связи с неправомерным применением льготной ставки по земельному налогу было принято поста- новление Арбитражного суда Поволжского округа [4]. Согласно материалам дела налоговый орган по результатам проведенной камеральной налоговой проверки отказал налогоплательщику в применении Проверка правомерности применения льготной ставки по земельному налогу Нет Земельный участок сельскохозяйственного назначения Да Отказ в применении льготной ставки налога Наличие признаков неправомерного использования участков: большое количество земельных участков, принадлежащих одному лицу; наличие фактов дальнейшей реализации земельных участков, т. е. использования в предпринимательской деятельности Да Установление обстоятельств, свидетельствующих об использовании земельного участка не по назначению Отказ в применении льготной ставки налога Нет Подтверждение права на применение льготной ставки Рис. 1. Алгоритм процесса контроля за правомерностью применения льготной ставки по земельному налогу Check of legality of application of the preferential rate on the land tax No Land plot of agricultural purpose Yes Refusal to apply preferential tax rate No Presence of signs of illegal use of sites: a large number of land plots owned by one person; existence of facts of further sale of land plots, i.e. use in business activity Confirmation of the right to apply the preferential rate Yes Establishment of circumstances testifying to the use of land e for its intended purpose Refusal to apply preferential tax rate Fig. 1. Algorithm of the process of control over the legality of the application of the preferential rate of land tax льготной ставки по земельному налогу, ссылаясь то, что: земельный участок не использовался в сельско- хозяйственном производстве; основным видом экономической деятельности налогоплательщика является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуще- ством. Деятельность, связанная с сельскохозяйствен- ным производством, в едином реестре отсутствует; средняя списочная численность работников за проверяемый период составила 0 человек; в собственности налогоплательщика отсутству- ет специализированная техника. Налогоплательщик в своих возражениях на до- воды налогового органа предоставил документы, которые, по его мнению, опровергают изложенные факты: договор аренды и акты приема-передачи сель- скохозяйственной техники; письменные пояснения, в которых указал, что все работы выполнялись силами директора, а рабо- чая сила отсутствует в целях экономии. Среди контраргументов налоговым органом было заявлено, что невозможно одному руководителю вы- полнить работы на данном участке при отсутствии у него удостоверения на право управления специальной техникой, а также что отсутствует факт оплаты за выполненные работы по представленным догово- рам по обработке земли. Суд встал на сторону налогового органа, отметив, что налогоплательщик не доказал ведение сельскохо- зяйственной деятельности. Основываясь на вышесказанном, на существую- щей судебной практике, нами разработан алгоритм процесса проведения контроля за правомерностью применения льготной ставки по земельному налогу (рис. 1). Выводы. Таким образом, можно сделать ряд вы- водов, которые характеризуют правомерность при- менения льготной ставки по земельному налогу и не- правомерные действия налогоплательщика. Льготные ставки по земельному налогу установ- лены для НКО и физических лиц, использующих данный участок не в коммерческих целях, а также для коммерческих организаций и ИП, использующих участок для сельскохозяйственного производства. Среди признаков необоснованного применения льготной ставки налога могут быть такие факты, как большое количество участков в собственности нало- гоплательщика, отсутствие признаков сельскохозяй- ственного использования участка, наличие фактов реализации земель.
References

1. Tananushko V. S. Zemel'nyy nalog kak mehanizm effektivnogo upravleniya zemel'nymi resursami muni- cipal'nyh obrazovaniy // Imuschestvennye otnosheniya v RF. 2013. № 6. S. 66-82.

2. Kostochko K. A., Ismagilova G. V. Pravovye aspekty racional'nogo ispol'zovaniya zemel' promyshlen- nyh predpriyatiy // Vesennie dni nauki VShEM : sb. dokladov mezhdunar. konf. studentov, aspirantov, molodyh uchenyh (16-18 noyabrya 2017 goda). Ekaterinburg, 2017.

3. Kostochko K. A. O voprose naloga na zemlyu pri razmeschenii othodov proizvodstva // Vesennie dni nauki VShEM : sb. dokladov mezhdunar. konf. studentov, aspirantov, molodyh uchenyh (20-22 aprelya 2017 goda). Ekaterinburg, 2017.

4. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Povolzhskogo okruga ot 24 oktyabrya 2017 g. № F06-25127/2017 po delu № A65-706/2017.

5. Grinemaer E. A., Filippova Yu. O., Koroleva M. V. i dr. Otdel'nye instrumenty vlozheniya sredstv v deyatel'nost' yuridicheskogo lica: vygody, riski, prakticheskie sovety / E. A. Grinemaer, Yu. O. Filippo- va, M. V. Koroleva, A. V. Bryzgalin, D. A. Il'inyh, O. E. Anikeeva, A. Yu. Gavrilova, V. N. Zagvozdina, A. M. Bastrikova, V. V. Ivanov, V. A. Bun'ko, E. I. Kulikova, E. B. Mishina, L. A. Rassohina, A. E. Naydenko, E. V. Gavrik, I. V. Mamonova // Nalogi i finansovoe pravo. 2015. № 6; SPS «Konsul'tantPlyus».

6. Strizh K. S. O l'gotnyh stavkah v otnoshenii uchastkov «dlya dachnogo stroitel'stva» // Aktual'nye vo- prosy buhgalterskogo ucheta i nalogooblozheniya. 2015. № 8; SPS «Konsul'tantPlyus».

7. Davydova O. V. Zemli sel'skohozyaystvennogo naznacheniya: Kak ne oshibit'sya s vyborom stavki po ze- mel'nomu nalogu? // Pischevaya promyshlennost': buhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie. 2014. № 15; SPS «Konsul'tantPlyus».

8. Smirnova E. Zemel'nyy nalog. Aktual'nye problemy ischisleniya i uplaty // Finansovaya gaz. 2013. № 21; SPS «Konsul'tantPlyus».

9. Fedorova O. S., Averina L. V., Katanaeva T. V. i dr. Interesnye voprosy po nalogu na imuschestvo, ze- mel'nomu i transportnomu nalogam: iz praktiki nalogovogo konsul'tirovaniya / O. S. Fedorova, L. V. Ave- rina, T. V. Katanaeva, M. V. Koroleva, A. V. Bryzgalin // Nalogi i finansovoe pravo. 2017. № 10; SPS «Konsul'tantPlyus».

10. Serov A. I. O primenenii ponizhennyh stavok zemel'nogo naloga // Stroitel'stvo: buhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie. 2018. № 4. S. 41-49

Login or Create
* Forgot password?