STATE PROCUREMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTS: EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES AND RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
V dannoy stat'e rassmotren opyt zarubezhnyh stran po gosudarstvennym zakupkam prodovol'stviya. Zakup sel'skohozyaystvennoy produkcii dolzhen osuschestvlyat'sya pri uslovii polnoy otkrytosti i po priglasheniyu uchastnikov cherez elektronnuyu pochtu. V stat'e privoditsya primer rynka zerna v Avstralii, gde zakup zerna osuschestvlyaetsya v usloviyah polnoy otkrytosti i po priglasheniyu uchastnikov cherez elektronnuyu pochtu. Otnosheniya mezhdu proizvoditelyami i potrebitelyami takovy, chto mezhdu nimi proishodit vygodnoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo. Bol'shoe vnimanie v Avstralii i Novoy Zelandii udelyaetsya i sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti. V nee vhodyat takie elementy, kak zaschita okruzhayuschey sredy i svyazannye s ney voprosy ekologii; sostavlenie neobhodimoy tendernoy dokumentacii. Seychas vo mnogih stranah reshaetsya odna iz naibolee vazhnyh problem – uvelichenie sobstvennyh zapasov zerna v kazhdoy strane. Naprimer, v Kitae zapasy zerna sostavlyayut bolee 30 %, v Kanade – primerno 35 %, a v SShA rezervnyy fond zerna opredelyaetsya gosudarstvom v razmere 12–15 % ot valovogo sbora furazhnogo zerna. V ryade stran deystvuet sistema elektronnogo pravitel'stva. Deyatel'nost' takogo pravitel'stva osnovana na razvitii kommercii i konkurencii, informacionnoy sistemy cherez internet-pol'zovateley. Pri ispol'zovanii konkursnoy sistemy otbora pretendentov osuschestvlyayutsya vse neobhodimye procedury po podgotovke konkursnoy dokumentacii, rasprostranenie informacii po provedeniyu konkursa. V Rossiyskoy Federacii gosudarstvennye zakazchiki provodyat konkursy na postavku sel'skohozyaystvennoy produkcii, zakupayut produkciyu, informiruyut o dinamike rynochnyh cen. Takzhe v predelah svoih polnomochiy oni ustanavlivayut vydachu licenziy na zakupku, postavku, pererabotku, hranenie i realizaciyu dannoy produkcii. Funkcii pri zakupke osuschestvlyayutsya na konkursnoy osnove s posleduyuschim zaklyucheniem dogovornyh otnosheniy. Pravitel'stvom RF ustanavlivaet ezhegodno garantirovannyy uroven' zakupochnyh cen na sel'skohozyaystvennuyu produkciyu. Do nachala goda opredelyayutsya kvoty na zakupku produkcii sel'skogo hozyaystva.

Keywords:
sel'skohozyaystvennaya produkciya, zakup prodovol'stviya, gosudarstvennyy zakaz, torgi, tendery, konkursnaya sistema otbora, ekonomicheskoe sotrudnichestvo.
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Введение

При рассмотрении опыта зарубежных стран по организации закупок продукции сельского хозяйства государственными органами необходимо отметить, что не из легких может быть процедура получения статуса уполномоченного поставщика. Нужно для этого пройти несколько инстанций: управление тендеров и контрактации Министерства финансов, а также администрирования содружества. Оценивают поставщиков следующим образом: хорошие отзывы со стороны клиентов, соответствие товаров необходимым стандартам качества, согласование своих действий с государственными структурами, рентабельность и устойчивость предприятия в отношении конкурентоспособности, а также обсуждение и принятие правил уполномоченного поставщика.

Только после прохождения данных процедур поставщик может заключить контракт с покупателями от государственных структур. Но это возможно при условии устойчивого финансового состояния со стороны поставщика. Оценивание финансового состояния поставщика предоставляется финансовым аналитикам правительства на основе законодательства данной страны.

Подобная система выбора поставщиков может быть и в России. Но здесь необходимо, по нашему мнению, подбирать поставщиков из сельскохозяйственных кооперативов. Именно они защищают интересы аграриев.

Цель и методика исследований

Целью исследования в данной статье является изучение зарубежного опыта поставок сельскохозяйственной продукции. Рассматривая опыт Австралии и Новой Зеландии, нужно отметить, что в данных странах большое внимание уделяется системе экономической и экологической безопасности. В нее входят такие элементы, как защита окружающей среды и связанные с ней вопросы экологии; составление необходимой тендерной документации. В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, классификация информации, библиографический анализ, экономические расчеты. Специальными методами выступили статистический и динамический анализ данных.

Результаты исследований

Государственный заказ на сельскохозяйственную продукцию осуществляется открыто через электронную почту. На австралийском зерновом рынке довольно открытая система отношений между производителями и потребителями. Между ними и достаточно тесные и постоянные отношения. Это связано с тем, что зерновые брокеры получают за свои услуги примерно по 10 долларов с одной тонны зерна. Около 25 долларов необходимы на транспортировку зерна. Цена за сохранность зерна примерно обходится в 35–45 долларов за тонну. Фермеры примерно получают 350 долларов за тонну.

На зерновом рынке Австралии добросовестно работают ассоциации производителей зерна. Они имеют свои зерновые хранилища, зерновые терминалы в портах. Они же закупают у фермеров пшеницу по гарантированной цене и осуществляют ее сбыт на внешнем рынке. Также правительством Австралии принято решение о расширении зернового рынка и совершенствовании конкурентной среды между поставщиками зерна.

В настоящее время на внутреннем рынке Австралии доминируют три крупных зерновых оператора: Grain Corp, Viterra и CBH Group. В собственности данных операторов находится большая часть из 20 зерновых экспортных портов, а также зерновых элеваторов страны [5].

Сейчас во многих странах решается одна из наиболее важных проблем – увеличение собственных запасов зерна в каждой стране. Например, в Китае запасы зерна составляют более 30 %, в Канаде – примерно 35 %, а в США резервный фонд зерна определяется государством в размере 12–15 % от валового сбора фуражного зерна и 18–20 % зерна пшеницы [4].

Рассматривая опыт США, можно сказать, что в этой стране централизованная система закупок, которые осуществляет Управление общих услуг. Основываясь на заявках от министерства, Управление общих услуг рассматривает партии крупных оптовых закупок по конкурсным процедурам и тендерам. Хранение продукции на складах осуществляет тоже Управление общих услуг. Потом товары перепродают заказчику по оптовой цене.

Мониторингу федеральных закупок в США придается большое значение. Основными принципами США по управлению системой государственных закупок являются соблюдение честных торгов, равноправное участие всех подрядчиков в торгах при соблюдении принципа борьбы с коррупцией, обеспечение качественной продукцией при минимальных затратах и низких ценах на продукцию. В США используют электронные технологии при торгах. Это позволяет избавиться от бумажного документооборота. За счет электронных технологий снижаются и затраты на выполнение закупочных процедур. Электронные торги используются в основном по контрактам стоимостью до 100 тыс. долларов.

Информационная система в США обеспечивает оперативность и точность при проведении торгов и предоставляет конгрессу данные по состоянию дел на закупки сельскохозяйственной продукции. К недостаткам данной системы можно отнести следующее: не все федеральные ведомства предоставляют достоверные и точные данные, а также сама информационная система недостаточно активно работает с властными структурами и самим населением.

Теперь рассмотрим опыт Европейского союза в отношении государственных закупок. Здесь размещение государственного заказа регламентируется по трем уровням законодательства: международным, в рамках ЕС и национальным. Во время заключения контрактов учитываются социальные цели и нужды, которые прописаны в социальных программах. Это и выбор поставщиков, и требования выполнений условий по контрактам, и социальные критерии, и экологическая составляющая при закупке продовольствия. Необходимым условием является соблюдение законодательства.

В Европейском союзе используют две модели государственных закупок. Первая – это централизованная модель. Для данной модели характерны создание закупочного центра, где рассматриваются заявки на закупки продукции; невысокие цены и оптовые закупки. При децентрализованной модели закупочными функциями занимаются закупочные подразделения под контролем местных органов управления. Централизация здесь отсутствует. Преимуществами данной системы являются гибкость и динамичность в случае точечной закупки товаров и возможность быстро обнаруживать потребность в данном товаре. Кроме того, принято считать, что децентрализованная система в более полном объеме рассматривает нужды потребителей.

В Европейском союзе используются обе модели, а общее руководство закупками выполняет министерство финансов. Как и в США, здесь активно проводят конкурсы, где необходимыми условиями являются прозрачность, открытость и эффективность конкуренции [3].

В некоторых странах применяют систему конкурсных переговоров, где рассматриваются конкурсные предложения на основе переговоров с заказчиками. Производители предоставляют свои предложения, а заказчик на основе данных предложений осуществляет выбор претендентов.

В Канаде, Австралии и ряде других стран действует система так называемого электронного правительства. Деятельность такого правительства основана на развитии коммерции и конкуренции, развитие информационной системы через интернет-пользователей [7].

При использовании конкурсной системы отбора претендентов осуществляются все необходимые процедуры по подготовке конкурсной документации, распространение информации по проведению конкурса. На интернет-сайте размещается информация о контрактах, а также вся конкурсная документация, которой можно воспользоваться. Приводится ряд пояснений, если у исполнителя появляются вопросы по процедуре конкурса.

Теперь рассмотрим процесс формирования, размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в Российской Федерации.

Правительство РФ является центром по стабилизации продовольственных рынков, по сотрудничеству и развитию межрегиональных связей. Оно должно обеспечивать ценовой паритет между аграриями и другими отраслями экономики.

В Российской Федерации установлена двухуровневая система формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции: для федерального фонда и для региональных нужд. Объемы закупок для федерального фонда определяет Правительство РФ. Для региональных фондов этими вопросами занимаются соответствующие органы исполнительной власти на основе договоров с товаропроизводителями. Правительством РФ определяются государственные заказчики по формированию федерального фонда сельскохозяйственной продукции. Исполнительными органами определяются заказчики по формированию региональных фондов.

Государственные заказчики проводят конкурсы на поставку сельскохозяйственной продукции, закупают продукцию, информируют о динамике рыночных цен. Также в пределах своих полномочий они устанавливают выдачу лицензий на закупку, поставку, переработку, хранение и реализацию данной продукции. Функции при закупке осуществляются на конкурсной основе с последующим заключением договорных отношений.

Правительство РФ устанавливает ежегодно гарантированный уровень закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. До начала года определяются квоты на закупку продукции сельского хозяйства.

В целях защиты потребителя Правительство РФ устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции. Регулируют цены на сельскохозяйственную продукцию органы исполнительной власти субъектов РФ.

Основным документом, определяющим порядок закупки, является договор, который регулирует правовые и экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями. Договор заключается по тем ценам, которые определяли на момент его составления товаропроизводители и потребители. Данный договор не может быть расторгнут, если впоследствии одна из сторон выразит свое несогласие по поводу цены.

Определенные в договоре на момент расчета цены на закупаемую и поставляемую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд индексируются с учетом уровня инфляции.

Федеральный закон № 44-ФЗ установил институт государственных закупок. В статье 26 ФЗ № 44 установлены условия по централизованным закупкам. К данным условиям относится создание уполномоченного органа, который будет взаимодействовать с заказчиком. С 1 января 2014 года на смену 94 ФЗ закону вступил в действие закон ФЗ-44 «О контрактной системе». Суть закона состоит в усилении эффективности по государственным закупкам, усиление контроля по отношению к коррупции. 

В законе определен закупочный цикл, основная роль которого заключается в обеспечении прозрачности от начального этапа планирования и до последнего – результата закупок. Кроме этого, запланировано создание единой информационной системы, которая будет включать все закупки на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Это дает возможность отслеживать процедуру государственных закупок с самого начала. 

Если ранее планирование государственных закупок составлялось на один год, то с 2015 года введено планирование на три года. Это важно для бизнеса, так как заказчик публикует планы своих закупок заранее. Принятие данных мер позволит улучшить условия подачи заявки и составить план работы, учитывая возможность участия в аукционах и конкурсах.

Введено такое понятие, как «нормирование закупок». Здесь рассматриваются качественные и количественные характеристики определенных товаров. Роль заказчиков сводится к тому, что они должны обосновать свой выбор по той или иной закупке сельскохозяйственной продукции.

Тем не менее существуют и определенные минусы в централизации государственных закупок. В первую очередь это снижение конкуренции среди участников закупок. Происходит это из-за роста объема товаров, работ и услуг. Кроме этого, возрастают и финансовые риски. Также нужно отметить, что участников закупок из малого бизнеса не интересуют крупные закупки, поэтому победителями по большим закупкам являются представители крупного бизнеса. Снижается и количество участников по закупкам сельскохозяйственной продукции.

Выводы. Рекомендации

Таким образом, одной из насущных проблем в системе государственных закупок, которая характерна для большинства стран, в том числе и России, является несоответствие действий государственных структур, осуществляющих подбор производителей аграрных продуктов для проведения закупок, с интересами государства, что порождает коррупцию.

Из опыта зарубежных стран в российскую законодательную базу нужно включить определенные условия:

  • оптимизация закупок и минимизация издержек по закупкам;
  • оказание помощи малому бизнесу в получении правительственного заказа;
  • обеспеченность равными условиями всех претендентов при заключении контракта;
  • выполнение требований прозрачности и открытости при проведении торгов;
  • соблюдение требований публичности;
  • введение двойной системы контроля по реализации контракта.

Данные меры помогут осуществлять борьбу с коррупцией со стороны сельскохозяйственных производителей и их кооперативов, а также гражданских советов сельских населенных пунктов с подключением отдела аграрной политики при Госдуме России.

References

1. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federacii ot 05.04.2013 g. № 44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» ot 05.04.2013 g (poslednyaya redakciya) [Elektronnyy resurs]. - URL: https://base.garant.ru/77676500.

2. Avarskiy N. D., Seregin S. N., Palatkin I. V., Gasanova H. N. Sostoyanie i problemy razvitiya APK Rossiyskoy Federacii // Razvitie torgovli i ee rol' v importozameschenii: zadachi biznesa i vlasti: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. 2016. S. 5-20.

3. Vatolkina N. Sh., Gorbunova I. V. Importozameschenie: zarubezhnyy opyt, instrumenty i effekty // Teoreticheskie osnovy ekonomiki i upravleniya. 2015. № 6. S. 31-36.

4. Voronin B. A. Razvitie rossiyskogo sel'skogo hozyaystva v usloviyah sankciy // Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2016. № 2. S. 17.

5. Nuraliev S. U., Gumerov V. R. Osobennosti razvitiya optovoy torgovli skoroportyascheysya produkciey: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt // Razvitie torgovli i ee rol' v importozameschenii: zadachi biznesa i vlasti6 materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. 2016. S. 20-28.

6. Ostashevskiy S. M. Neobhodimost' importozamescheniya dlya sovremennoy ekonomiki // Vestnik YuUrGU. Seriya «Ekonomika i menedzhment». 2015. T. 9. № 3. S. 28-33.

7. Postnikova L. V. Problemy importozamescheniya produkcii sel'skogo hozyaystva v Rossii // Vestnik TvGU. Seriya «Ekonomika i upravlenie». 2015. № 1. T. 2. S. 44-48.

8. Smotrickaya I. I., Chernyh S. I. Rol' obschestvennyh zakupok v reshenii zadach stabilizacii i razvitiya rossiyskoy ekonomiki // Obschestvo i ekonomika. 2015. № 5. S. 11.

9. Chupina I. P. Sistemnyy harakter prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii // Agrarnyy vestnik Urala. 2016. № 5 (147). S. 118-122.

10. Yunusova E. R. Modernizaciya kak uslovie perehoda ot importozamescheniya k eksportnoorientirovannoy ekonomike innovacionnogo tipa (zarubezhnyy opyt) // Ekonomika i upravlenie. 2013. № 5. S. 76.

11. Krugman P. R., Obstfeld M. International Economics: theory and policy. - New York : Addison Wesley Long-man, 2014. 236 r.

12. Lavut A. A. Poiski latinoamerikanskoy modeli // Latinskaya Amerika. 2011. № 2. S. 4-21.

13. Vorozheikina T. The external factor of industrialization in Mexico and Brazil. World Economy and International Relations, 2014. No. 7. Pp. 59-66.

14. Infan ul Haque in collaboration with Bell M., Dahlman C., Lall S., Pavitt K. Trade, Technology, and International Competitiveness. Economic Development Institute of the World Bank. - W., D. C., 2013. - 232 p.

Login or Create
* Forgot password?