ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC POTENTIAL OF RURAL AREAS: INDICATIVE APPROACH TO MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Abstract. Introduction. Analytical study of the current state of rural areas allows us to identify a number of socio-economic problems: the low efficiency of the implementation of modern mechanisms and methods of state management of rural development, the lack of necessary methods to assess the effectiveness of their development. These problems dramatically increase the need to find approaches that can ensure the development of rural areas, vectors of sustainable development of agricultural enterprises of various forms of management. Qualitative improvement of the organizational and economic potential of rural development is objectively necessary in the overall system of solving the problems of management of spatial development of territories, the quality of life of the population. The purpose is to systematize features, conditions of formation of organizational and economic potential for development of vectors of improvement of management of social and economic development of rural territories. To achieve this goal, a list of the following tasks is defined: a review of a set of scientific approaches; determination of the directions of realization of possibilities of indicative approach in an assessment of efficiency; the organizational and economic mechanism of management of potential of rural territory. Methods. The paper uses generally recognized research methods: monographic review of various sources, abstract and logical generalization, economic and statistical, regulatory processes of formation and implementation of organizational and economic potential of rural areas. The scientific novelty of the work lies in the formulation and solution of the question of the need to determine and assess the quality characteristics of the potential of rural areas through the use of tools and mechanisms of an indicative approach. Results. An important condition for the implementation of an effective policy of organizational and economic potential of rural areas is a system of strategic measures and proposals to improve the competitiveness of the rural economy, improve the quality of life in rural areas. Management of rural development is based on the principles of regulation, the interaction of potential elements with the institutional environment. Summary. The monographic review of the literature allowed to systematize measures to improve the level of socio-economic stability; development of strategic programs for the development of rural areas with the definition of indicators of economic growth, indicators of improving the quality of life of the population; evaluation of options and opportunities for the transition to a new socio - economic situation of rural areas.

Keywords:
agro-industrial complex, organizational and economic potential of rural areas, rural economy, strategic development of rural areas, economic interests of rural areas, the quality of rural development, indicative approach, evaluation of development options.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Постановка проблемы (Introduction)

В современной экономике российского государства все более актуальными становятся задачи, связанные с созданием условий обеспечения устойчивого развития сельских территорий [25, с. 15] Управленческая стратегия развития сельских территорий должна быть направлена на решение практических задач разработки усовершенствованных механизмов повышения эффективности их организационно-экономического потенциала.

Исследование потенциала сельских территорий для современного российского общества имеет стратегическое значение, поскольку достигается понимание возможностей и предполагаемых путей развития территории, выбор наиболее эффективного механизма управления экономикой сельской территории [2, с. 40].

Для эффективного использования потенциала необходимо обеспечить доминанты устойчивого развития на основе использования собственных ресурсов и конкурентных преимуществ конкурентной сельской территории [11, с. 48].

Прошедший 2018 год для сельского хозяйства выдался непростым: впервые с 2012 года производство показало снижение на 0,6 %, в то же время в пищевой промышленности рост составил 104,9 %. В 2018 году удалось достичь продовольственной независимости по основным видам продукции (кроме молока). Доля импорта продовольствия в товарных ресурсах розничной торговли сократилась с 34 % в 2014 году до 24 % в 2018 году.

Стратегически важным для государства является усиление эффективности территориальных механизмов, направленных на обеспечение условий саморегулирования экономики с учетом имеющегося в каждой территорий организационно-экономического потенциала [25, с. 18].

Проведенный анализ современного социально-экономического развития сельских территорий позволил выделить следующие социально-экономические проблемы: недостаточное использование проектных методов управления в сферах производства и сбыта сельхозпродукции; отсутствие методик, оценивающих формирование и реализацию эффективной системы организации и управления деятельностью.

Обеспечение активных результатов социально-экономической конкурентоспособности сельских территорий определяет важность использования принципов системного подхода в выявлении ключевых факторов развития производственной и социальной инфраструктуры, возможностей корректировки мер и перспектив участия элементов организационно-экономического потенциала сельских территорий в реализации программы конкурентно-ориентированного развития.

Усиление развития сельских территорий предполагает реализацию эффективных механизмов, стимулирующих инвестиционные вложения в сельскую экономику и программы инновационного развития сельских территорий.

Механизм формирования и реализации организационно-экономического потенциала сельской территории авторами представлен в виде системы управления комплексным развитием территории на основе определения основных индикативных показателей, повышения конкурентоспособности сельской экономики и социально-экономических условий жизни населения.

Данный механизм предусматривает:

  1. эффективное взаимодействие всех хозяйствующих субъектов;
  2. выбор организационно-хозяйственных форм производства и сбыта;
  3. финансово-кредитное и деловое обслуживание;
  4. приоритетное обеспечение интересов потребителей и мелких собственников.

В трудах Ф. Ф. Айдарбакова [1], Л. В. Бондаренко [25], М. Ю. Варфоломеевой [5], Ю. И. Колоскова [8], Н. С. Курносовой [9], А. В. Нотяг [18], А. Н. Семина, О. Н. Михайлюк [22], И. М. Семеновой [21], А. В. Трухачева [24], И. Г. Усмачева [25], С. Г. Черновой [30], И. Ю. Чазовой [29] и других исследователей обоснованы приоритетные направления и механизмы развития сельских территорий Российской Федерации.

Региональные аспекты развития сельских территорий нашли свое отражение в трудах ученых Е. А. Белоусовой [2], Т. И. Бухтияровой [4], А. С. Лылова [10], Т. В. Макаровой [11, 13], С. Н. Тришкиной [6], Е. В. Милоенко [17], В. А. Сироткина [23], И. В. Хилинской [27, 28] и других.

Однако, несмотря на значительный объем проведенных исследований, в современных условиях организации и управления развитием потенциала сельских территорий наиболее активны проблемы формирования и оптимального распределения финансовых ресурсов, разработки программ обеспечения устойчивого развития, оценки эффективности использования потенциала.

Современное государственное управление развитием сельского хозяйства выступает в качестве институционально обособленного блока развития аграрной экономики, координирующего процессы управления развитием, используя аналитическую разработку целевых программ решения социально-экономической задачи с финансовыми источниками ее ресурсного обеспечения на основе индикативного подхода.

Методология и методы исследования (Methods)

В работе использованы общепризнанные методы исследования: монографического обзора различных источников, абстрактно-логического обобщения, экономико-статистической обработки, нормативно-правового регулирования отношений в процессе формирования организационно-экономического потенциала сельских территорий, его использования.

В исследовании определена необходимость формирования организационно-экономического потенциала села, повышения качества экономического, социального, инвестиционного развития сельских территорий на основе применения инструментов и механизмов индикативного подхода и институционального взаимодействия.

Результаты (Results)

Цели повышения качества жизни сельского населения, роста производства и сбыта сельхозпродукции, создания возможностей и условий инвестиционных вложений в развитие сельских территорий определяют совокупность принципов, методов механизмов управления сельской территорией [3, с. 9].

Организационно-экономический потенциал развития сельских территорий, по мнению авторов, представляет собой пятиблочную модель: природно-ресурсный, материально-технический, трудовой, финансово-экономический, информационно-инновационный потенциалы (элементы).

Внешнюю и внутреннюю организационно-экономическую среду сельских территорий авторы определяют в виде совокупности бизнес-среды, финансово-экономической, информационно-инновационной, природной среды.

При определении ключевых направлений формирования и развития организационно-экономического потенциала функционирования сельских территорий основное внимание акцентировано на создании условий формирования социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, развития комплексной инвестиционно-инновационной системы управления.

Механизм формирования и реализации организационно-экономического потенциала сельских территорий направлен на повышение эффективности экспортно-ориентированного развития сельхозпроизводства, эффективного взаимодействия институтов рынка и хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, улучшение качества жизнеобеспечения населения на основе формирования системы государственного индикативного управления, использования государственных бюджетных ассигнований, бизнес-проектного управления социально-экономическими процессами [15, с. 25; 19, с. 11].

Определение перечня методических подходов к процессу формирования и реализации механизма организационно-экономического потенциала развития сельских территорий возможно на основе совпадения требований согласованности интересов всех заинтересованных субъектов, разработки моделей, методов, инструментов и институтов реализации социально-экономической политики развития АПК, его отраслей.

Механизм формирования и реализации организационно-экономического потенциала сельской экономики включает три основных компонента:

  1. систему управления организационно-экономическим потенциалом сельских территорий;
  2. оценку функционирования сельскохозяйственного производства;
  3. организационно-управленческие, социально-экономические, инвестиционно-инновационные и институциональные элементы.

Основные компоненты организационно-экономического механизма развития сельских территорий определяются исходя из факторов, оказывающих воздействие на развитие сельской экономики (социально-экономические, социально-политические, организационные и производственно-технические), условия и инструменты формирования модели организационно-экономического потенциала уточняются на основе оценки уровня развития сельских территорий, учитывающей интересы всех заинтересованных субъектов, особенности их согласованности [11, с. 83].

Факторная модель оценки развития сельских территорий объединяет факторы социально-экономического развития; факторы, определяющие конкурентоспособность территории; факторы изменений условий жизни населения; факторы, определяющие инвестиционный климат территории [17, с. 22].

Используемый индикативный подход оценки влияния факторов основан на разработке индивидуальных и групповых индексов [18, с. 20], что позволяет рассматривать данную методику в качестве приема многофакторного исследования.

Система отношений, опирающаяся на научно разработанные индикаторы, направленные на активизацию инновационно-инвестиционной, мотивационной деятельности сельских территорий, выступает в качестве институционально обособленного блока развития сельских территорий, позволяющего в полной мере координировать процессы управления эффективным развитием, используя сводную аналитическую разработку целевых программ решения социально-экономической задачи с эффективностью использования финансовых источников их ресурсного обеспечения.

Алгоритм оценки предусматривает определение относительных показателей (индикаторы по блокам) в разрезе природно-климатических зон Челябинской области (лесная, лесостепная, степная), ранжирование по показателям [27, с. 94], объединение сельских территории в группы: «благополучные», «средние» и «отстающие», что необходимо учитывать при разработке организационно-управленческих, организационно-экономических решений повышения эффективности развития и управления в рассматриваемых природно-климатических зонах.

Рассчитанный интегральный показатель развития отдельных сельских территорий Челябинской области позволяет установить разброс оценок не только по природно-климатическим зонам, но и отдельным территориальным образования. Так, в степной природно-климатической зоне отчетные характеристики меняются от 0,442 до 0,689, в лесостепной природно-климатической зоне перерыв конфигурации составил от 0,374 и до 0,628, в лесной зоне интегральный показатель меняется в разрезе городских районов от 0,429 и до 0,595.

В качестве инструментария оценки могут использоваться различные подходы: индикативный, институциональный, экономико-правовой, функциональный, системно-функциональный, синергетический, ресурсно-функциональный, критериальный [11, с. 8].

В более благополучной степной природно-климатической зоне Челябинской области сохраняются действующие тенденции. В этих территориях должна быть реализована стратегия диверсификации отраслевой структуры.

Для второй группы (лесостепная зона Челябинской области) нужно реализовать события по улучшению экологической составляющей и снижению общественной напряженности. Для данных территорий необходима стратегия формирования инвестиционной привлекательности (обеспечение роста уровня и качества человеческого капитала, доходов населения и потребительского спроса, налоговой базы и прибыльности территории).

В третьей группе (лесная зона) должны быть реализованы мероприятия по повышению производительности в сельскохозяйственных компаниях и улучшению условий жизни сельского населения [28, с. 19]. Для территорий приемлема стратегия развития инноваций, что обеспечивает реализацию целевых программ развития, модернизации экономики, внедрения инноваций в производственной сфере.

Для всех территорий должна быть реализована стратегия развития пространственного взаимодействия (максимальное использование внутренних ресурсов и усиление развития за счет внешних возможностей, определенных особым географическим положением данных субъектов [11, с. 190]), стратегия оптимизации социальной политики, что приведет к усилению человеческого капитала (основной фактор развития экономики).

В территориях низкого уровня потенциала реализуется стратегия формирования «точек роста», которые должны выступать импульсами регионального хозяйствования, при воздействии которых происходят процессы формирования новых видов предпринимательской деятельности и создания новых пространственных образований.

Институциональная система индикативного проектирования сельской экономики представлена программой социально-экономического развития страны в целом, целевой государственной программой развития агропромышленного комплекса, региональной программой развития сельского хозяйства.

Экономический механизм перехода от государственного регулирования к государственному управлению развитием сельских территорий, в основе которого лежат научно разработанные индикаторы, позволяет сочетать эффективное государственное регулирование и частное предпринимательское воздействие, корректировать тактику и стратегию экономической деятельности на основе установления эффективного государственного регулирования, межотраслевого обмена, развития интеграционных связей между территориями, разработки перспективных индикаторов комплексных программ перспективного развития сельских территорий [13, с. 22].

Методический подход к проведению аналитических изучений позволяет оценить потенциал сельских территорий и приоритетных отраслей, обеспечить использование ресурсных возможностей в условиях их ограниченности в отдельной природно-климатической зоне.

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

Эффективная реализация организационно-экономического потенциала предусматривает разработку и обоснование организационно-управленческих и организационно-экономических мер обеспечения развития сельских территорий на основе закономерностей, принципов системного, организационно-экономического подходов, проектного управления на индикативной основе.

При всем многообразии перечней ключевых индикаторов уровня развития сельских территорий выделяют две группы:

  1. экономические показатели;
  2. финансовые показатели, которые основаны на действующей системе статистического учета, а их оценка в процессе расчета уровня развития не затруднена.

Алгоритм выработки управленческих решений и мер обеспечения развития сельских территорий определяется по результатам анализа приоритетов государственного воздействия на социально-экономическое развитие сельских территорий, активности бизнеса и населения.

Направления повышения эффективности социально-экономического развития сельских территорий комплексно представлены в следующем виде:

  1. обеспечение устойчивого экономического роста сельских территорий в долгосрочной перспективе;
  2. внедрение инновационных разработок в деятельность субъектов сельской экономики;
  3. развитие механизма быстрого реагирования на потребности рынка при изменении потребительских предпочтений и платежеспособного спроса.

Разработанная схема модели организационно-экономического механизма, методика оценки его эффективности применяются в работе органов государственного управления АПК различных уровней при формировании и реализации программ социально-экономического развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.

Концептуальная модель организационно-экономического механизма управления социально-экономическим потенциалом сельской территории может быть использована при выборе источников формирования инвестиционной привлекательности территории.

Формирование и реализация организационно-экономического потенциала обеспечит подъем эффективности сельской экономики и повысит качество жизни населения, что соответствует требованиям социально-экономического развития агропромышленного комплекса.

References

1. Aydarbakov F. F., Barlybaev A. A., Barlybaev U. A., Sitnova I. A., Saitbatalova V. T. Gosudarstvennaya podderzhka modernizacii individual'no-semeynogo sektora sel'skoy ekonomiki // Problemy prognozirovaniya. 2016. № 3. S. 77-85.

2. Belousova E. A. Razvitie municipal'nyh rayonov v ekonomicheskom prostranstve regiona: dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Ekaterinburg, 2019. 212 s.

3. Boyazitov D. R. Sovershenstvovanie sistemy ocenki effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya ekonomikoy regiona: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Voronezh, 2018. 24 s.

4. Buhtiyarova T. I., Hilinskaya I. V. Ustoychivoe razvitie sel'skih territoriy: teoriya i praktika // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2016. № 7 (55). S. 108-113.

5. Varfolomeeva M. Yu. Upravlenie kachestvom ustoychivogo razvitiya administrativno-territorial'nyh obrazovaniy: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Sankt-Peterburg, 2018. 22 s.

6. Grishkina S. N. Informacionnoe obespechenie ustoychivogo razvitiya agrarnogo sektora ekonomiki: avtoref. dis. … d-ra ekon. nauk: 08.00.05, 08.00.12. M., 2016. 52 s.

7. Gugkaeva S. S. Gosudarstvennaya podderzhka kak osnova povysheniya konkurentosposobnosti sel'skohozyaystvennyh predpriyatiy (na materialah Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya): avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Vladikavkaz, 2016. 24 s.

8. Koloskova Yu. I. Mehanizm razvitiya chelovecheskogo kapitala sel'skih territoriy: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Novosibirsk, 2016. 30 s.

9. Kurnosova N. S. Razvitie sistemy informacionnogo obespecheniya upravleniya agrarnym proizvodstvom: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Voronezh, 2018. 24 s.

10. Lylov A. S. Ocenka social'no-ekonomicheskoy zaschischennosti sel'skoy territorii // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017. № 8 (68). S. 77-82.

11. Makarova T. V. Sovershenstvovanie mehanizma razvitiya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona na osnove resursnogo potenciala: dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Kirov, 2019, 254 s.

12. Makarova T. V. Integral'nyy metod v scenarii povysheniya urovnya ekonomicheskoy bezopasnosti // Ekonomika i upravlenie: problemy i resheniya. 2018. T. 5. № 3. S. 44-48.

13. Makarova T. V., Soboleva O. N. Organizacionno-ekonomicheskiy mehanizm tipologizacii regionov RF na osnove ekonomicheskogo potenciala // Voprosy upravleniya. 2018. № 1 (50). S. 31-37.

14. Makarova T. V. Povyshenie urovnya ekonomicheskoy bezopasnosti na osnove mnogomernogo statisticheskogo analiza // Ekonomika i upravlenie: problemy i resheniya. 2018. T. 5. № 2. S. 73-78.

15. Makarova T. V. Tipologizaciya regionov po urovnyu ekonomicheskoy bezopasnosti // Vestnik evraziyskoy nauki. 2018. T. 10. № 1. S. 24-30.

16. Matveeva V. S. Ekonomicheskoe regulirovanie investicionnoy deyatel'nosti v sfere sel'skohozyaystvennoy nedvizhimosti v usloviyah rynka: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. M., 2017. 24 s.

17. Miloenko E. V. Formirovanie i razvitie sel'skoy social'noy infrastruktury: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Ekaterinburg, 2016. 34 s.

18. Notyag A. V. Formirovanie mehanizma razvitiya sel'skih territoriy v ramkah regional'noy social'no-ekonomicheskoy politiki: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Sankt-Peterburg, 2016. 19 s.

19. Ovechkina E. P. Chelovecheskiy kapital sel'skogo hozyaystva: formirovanie i ispol'zovanie: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Novosibirsk, 2016. 29 s.

20. Rau V. V., Skul'skaya L. V., Shirokova T. K. Agrarnyy sektor Rossii pered vyzovom globalizacii // Problemy prognozirovaniya. 2014. № 5. S. 79-92.

21. Semenova I. M. Razvitie mehanizma realizacii ekonomicheskih interesov sel'skogo naseleniya: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Voronezh, 2017. 25 s.

22. Semin A. N., Mihaylyuk O. N. Sovremennye tendencii razvitiya sel'skih territoriy v Rossiyskoy Federacii // Nauka v sovremennom informacionnom obschestve: materialy VI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. North Charleston, 2015. S. 228-231.

23. Sirotkin V. A. Napravleniya povysheniya ekonomicheskoy effektivnosti proizvodstva i pererabotki moloka v sel'skohozyaystvennyh organizaciyah Krasnodarskogo kraya: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Nal'chik, 2016. 24 s.

24. Truhachev A. V. Konceptual'nye osnovy gosudarstvennoy politiki razvitiya sel'skogo turizma v Rossiyskoy Federacii: avtoref. dis. … d-ra ekon. nauk: 08.00.05. Sankt-Peterburg, 2016. 33 s.

25. Ushachev I. G., Bondarenko L. V. Ustoychivoe razvitie sel'skih territoriy: problemy i ih reshenie // Analiticheskiy vestnik Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya RF. 2019. № 5. S. 13-17.

26. Haytaev B. T. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovaniya agropromyshlennogo kompleksa regiona: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Nal'chik, 2016. 30 s.

27. Hilinskaya I. V. Organizacionno-ekonomicheskiy potencial razvitiya sel'skih territoriy: dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Ekaterinburg, 2018. 169 s.

28. Hilinskaya I. V. Organizacionno-ekonomicheskiy potencial razvitiya sel'skih territoriy: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Ekaterinburg, 2018. 24 s.

29. Chazova I. Yu. Organizacionno-ekonomicheskiy mehanizm ustoychivogo razvitiya rynka ovoschey zaschischennogo grunta: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk: 08.00.05. Izhevsk, 2016. 49 s.

30. Chernova S. G. Formirovanie i razvitie gosudarstvenno-indikativnogo upravleniya sel'skim hozyaystvom v regione v rynochnyh usloviyah: dis. … d-ra ekon. nauk: 08.00.05. Novosibirsk, 2018. 397 s.

Login or Create
* Forgot password?