CONSOLIDATION OF AGRICULTURAL LAND, AS A FACTOR MAINTAINING AND IMPROVING SOIL COVER OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC
Abstract and keywords
Abstract (English):
Abstract. The purpose of our research is to study the state of the soil cover of peasant farms, and to establish the cause of the decline in soil fertility, the land used by them in their farms. The preservation and improvement of the soil cover, therefore, and the basic vital resources in the conditions of intensification of agricultural production, industrial development, rapid growth of cities and transport is possible only with well-established control over the use of all types of soil and land resources. The object of the study was the soil cover on the territory of farms of the Republic, with certain natural conditions and a specific type of economic development. The data obtained as a result of research on the state of the soil cover reflect the General pattern of development of land degradation throughout the territory of farms, due to uncontrolled use of land resources. In the article, the sizes of land shares of farms of the Republic which in our opinion are one of the main reasons of decrease in soil fertility of lands of agricultural purpose are considered. At the moment, there is no current legislation in Azerbaijan that could regulate the consolidation of agricultural land and prevent further unjustified fragmentation of land plots. The author in the work proposes a method of land management on a voluntary basis to carry out land consolidation. The novelty of the work lies in the fact that for the first time on the territory of the Republic to solve the problems associated with the deterioration of soil cover on the lands of farms, it is proposed to consolidate the lands of small farms into larger landholdings. As consolidation of lands in these farms will create for their owners an opportunity to unite the efforts in carrying out Agro complex actions in fight against deterioration of soil fertility.

Keywords:
land consolidation, land share, soil cover, landscape, humus, land and legal issues, soil property, agriculture, farming.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Постановка проблемы (Introduction)

Главными проблемами, напрямую связанными с состоянием земель сельскохозяйственного назначения, в Азербайджанской Республике являются продовольственная безопасность страны и экологическое состояние земель, где производится это продовольствие. В связи с этим проблема воспроизводства плодородия почв стала одним из главных условий стабильного роста продукции растениеводства и животноводства в сельском хозяйстве республики. Защита плодородности земель необходима в целях эффективного использования земель, сохранения их плодородности, недопущения исключения сельскохозяйственных угодий из целевого оборота использования, защиты земельных участков от вредных природных и антропогенных воздействий. Защита плодородности земель осуществляется посредством применения в производстве научно обоснованных нормативов пользования земли, отражающих в себе оптимальную структуру пользования, а также эффективной организации территории на основе землеустройства.

Постановка проблемы (Introduction)

За последние десятилетия снижение почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения заметно усилилось. К причинам, приводящим к снижению почвенного плодородия земель, можно отнести эрозии и деградацию почв, раздробление земельных массивов, загрязнение, ухудшение физико-химических свойств почв, а также отрицательный баланс гумуса. Если мы ставим перед собой такую задачу, как охрана почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения от всевозможных негативных последствий, то для этого важно, чтобы все методы, на основе которых будут разработаны мероприятия по охране почвенного плодородия, опирались на эколого-экономические законы [3, 12, 13, 14].

Для этого в первую очередь важно, чтобы методы установления причины всего происходящего в почвенном покрове были выбраны правильно. По мнению автора статьи, основной причиной, приводящей к удручающему состоянию земель в сельском хозяйстве республики, является несоблюдение элементарных технологических процессов со стороны мелких крестьянских хозяйств в период выращивания сельскохозяйственных культур. Суть этих элементарных технологических процессов заключается в несоблюдении системы севооборотов в земледелии, хищническое отношение к земле, агрономическая неграмотность землепользователей и т. д. Все это начало происходить после проведения в стране земельной реформы. А юридическим основанием для проведения земельной реформы был закон Азербайджанской Республики «О земельной реформе » от 16 июля 1996 года.

Результаты (Results)

В результате проведения земельной реформы в Азербайджане была поставлена точка на многолетней государственной монополистической форме собственности на землю. Это, в свою очередь, привело к появлению различных форм собственности: государственной, муниципальной и частной. С появлением различных форм собственности на землях параллельно возникли проблемы с рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения. Согласно закону «О земельной реформе», были определены основы приватизации земель совхозов и колхозов [1]. Из составляющих единый земельный фонд Азербайджана 8 641 506 га земли 4 913 639 га (56,9 %) были оставлены в государственной собственности, 2 032 744 га (23,5 %) были отданы в собственность муниципалитета, 1 695 123 га (19,6 %) были отведены под частную собственность. В итоге в стране, из имеющей право на получение бесплатных земельных долей, 870 000 семей свой пай земли получили. Это означало, что в республике появились 3 442 778 субъектов собственности земель сельскохозяйственного назначения. Надо заметить, что в частную собственность были отданы лучшие пахотные земли [2].

Земельная реформа в стране проводилась в достаточно короткие сроки. При проведении реформы, естественно, были определенные недоучеты. Но самый главный, на наш взгляд, недоучет земельной реформы заключался в том, что в тот момент никто не задумывался о готовности сельчан стать собственниками земли и брать в свои руки бразды правления земельными ресурсами. Крестьяне ни материально, ни морально не были готовы к самостоятельному обрабатыванию земель. В конечном итоге люди, получившие землю в собственность, либо продавали ее за бесценнок, либо просто забрасывали до лучших времен. А после принятия в стране закона «О земельном рынке» земля из главного средства производства превратилась в товар. Автор считает, что на законодательном уровне была допущена ошибка с принятием закона «О земельном рынке». Согласно этому закону, все граждане Азербайджанской Республики независимо от их места проживания и их профессиональных знаний могут приобрести в собственность земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения. Принятие этого закона открыло прямой путь к спекуляции земельными участками. Граждане страны, которые никогда не имели никакого отношения к земле, начали ее покупать за копейки. Очевидно, что цель закупки земли у них изначально не была благой. Они земли покупали для дальнейшей перепродажи. Предвидя это, изначально надо было в законе «О земельном рынке» вводить ограничение в ее обороте и конкретизировать список людей, кто мог бы купить их.

Учитывая средний размер (2,1 га) фермерских хозяйств в Азербайджане, даже при большем желании, соблюсти агротехнологические мероприятия очень сложно, если не сказать, что это невозможно. Проблема здесь заключается не только в малой площади фермерских хозяйств, но еще и в том, что эти площади (2,1 га) расположены в разных земельных массивах, находящихся достаточно далеко друг от друга. В итоге из одного массивного участка территории было создано несколько маленьких участков, разделенных полевыми дорогами, которые обеспечивают доступ к любому из них. Кроме того, процесс распределения территории усиливался по наследству несколькими людьми. В результате была нарушена, компактность территории и резко увеличилось количество чересполосицы, узкополосицы, дальноземелья и прочие неудобства в землепользования.

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

На сегодняшний день на каждого жителя Азербайджана приходится всего около 0,56 га земель, пригодных для ведения сельского хозяйства. Это практически в два раза меньше, чем в среднем на одного жителя планеты. Если учесть, что из 0,56 га на долю пашни приходится всего 0,2 га земли, тогда критическую ситуации с нехваткой пригодных земель для выращивания сельскохозяйственных культур доказывать нет необходимости. Оптимальное же количество земли для полноценного питания человека составляет 0,6 га. Таким образом, можно сказать, что норма обеспеченности землей на одного жителя в республике значительно меньше необходимой.

В то же время огромные площади земель в стране в результате длительного техногенного воздействия вышли из сельскохозяйственного оборота. Помимо этого, в последние годы в пригородной зоне Баку и при других крупных городах республики незаконным образом было изменено целевое назначение сельскохозяйственных земель. С большим сожалением надо сказать, что эти процессы продолжаются и по сей день. Точную площадь безвозвратно потерянных земель для сельскохозяйственного производства на сегодняшний день никто назвать не может. В этом есть частично вина государственных органов, так как все это происходило при попустительстве местных органов власти, а также соответствующих государственных органов земельных служб, выполняющих функции надзора по охране и рациональному использованию земель.

Известно, что при любом антропогенном воздействии в почвах происходят определенные изменения, причем не всегда положительные. В результате таких изменений (повышенная кислотность, минерализация гумуса, загрязнение и т. д.) могут ухудшаться физические и химические свойства почвы. А на восстановление прежних свойств почв требуются долгие годы и немалые материальные средства. Исходя из вышесказанного, необходимо периодически проводить мониторинг всех земель сельскохозяйственного назначения. Своевременное выявление происходящих негативных процессов в почвах даст нам возможность минимизировать экономические расходы и потерю плодородности почв [4].

В Азербайджане в условиях жаркого климата и поливного земледелия многие органические вещества, загрязняющие почвенный покров в результате испарения с воздушными потоками (например, углеводороды нефти или пестициды), могут переноситься в сопредельные зоны и загрязнять их. Проблема диагностики и нормирования содержания органических загрязнений в почвах, несмотря на свою давнюю и неизменную актуальность, все еще далека от разрешения [3]. Дело в том, что на сегодняшний день мелкие крестьянские (фермерские) хозяйства вообще не думают о состоянии почв земельных наделов в основном по причине своей необразованности в области агрономии и экологии. Кроме того, не у всех есть финансовая возможность для покупки и внесения необходимых органических и минеральных удобрений в обрабатываемые ими земли. А если эти средства покупают, то вносят их в почву «вслепую» по причине отсутствия у них необходимых агрономических знаний. А при маленьких доходах нанимать агронома и платить ему оказывается невыгодно. В результате продолжается ухудшение экологического состояния почв в фермерских хозяйствах.

Исследования в этом направлении в первую очередь направлены на восстановление плодородия почвенного покрова страны, нарушенного в результате загрязнения разного рода органическими веществами при хозяйственной деятельности и самым непосредственным образом связаны с экологической и продовольственной безопасностью страны в грядущие десятилетия. Устойчивое развитие сельского хозяйства может быть гарантировано, прежде всего, в том случае, если оно будет вестись на экологически чистых почвах и для их орошения будет использована экологически чистая вода. Необходимо очистить почвы от загрязнений, восстановить их плодородие, с тем чтобы дать приоритет органическому земледелию, повысить эффективность сельского хозяйства, обеспечить жителей страны экологически чистой сельскохозяйственной продукцией, что в конечном итоге позволит обеспечить здоровую жизни населения [5].

Для сохранения и повышения плодородия почв в фермерских хозяйствах страны, а также недопущения дальнейшего раздробления земельных участках необходимо применять опыт передовых стран. Многие развитые страны Европы выход из сложившейся ситуации нашли в консолидации земель. Консолидация земель и во многих западноевропейских странах имеет давние традиции. В Центральной и Восточной Европе Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) в течение последних 15 лет руководила процессом внедрения инструментов консолидации земель и оказывала странам – членам организации поддержку в создании оперативных национальных программ консолидации земель. Изучая их опыт, мы тоже со своей стороны соглашаемся с ними и видим решение вышеназванных проблем в консолидации сельскохозяйственных земель, которая может кардинально изменить в республике сложившуюся негативную ситуацию в области землепользования, особенно на территориях крестьянских (фермерских) хозяйств.

Консолидация земель является одним из наиболее эффективных инструментов управления земельными ресурсами, позволяющими улучшить структуру сельскохозяйственных угодий в стране, повысить национальную экономическую и социальную эффективность и принести выгоду как частным правообладателям, так и обществу в целом. По результатам консолидации земель на территориях крестьянских (фермерских) хозяйств путем проведения землеустроительных мероприятий можно ликвидировать чересполосицы, узкополосицы, дальноземелья, а также другие недостатки в землепользовании.

Например, в Молдове в результате проведенной в 90-х годах прошлого века приватизации земель среди крестьянских хозяйств преобладали мелкие, раздробленные, нерациональной и неправильной формы участки площадью до 5 га, отстоящие друг от друга на расстояние 5–15 км. Такие землевладения являлись неконкурентоспособными, поэтому правительство страны в 2006 году утвердило программу консолидации сельскохозяйственных земель, реализация которой принесла положительнее результаты [7].

Можно выделить несколько основных типов целей консолидации земель: консолидация земель как инструмент развития сельского хозяйства; консолидация земель, интегрированная в рамки более широкого развития сельских районов, включая потребности в улучшенной сельскохозяйственной инфраструктуре; консолидация земель как инструмент для экологических проектов; консолидация земель как инструмент для крупных инфраструктурных проектов. [6].

Как уже было сказано, раздробленность земель является существенным препятствием для прогресса сельскохозяйственного сектора, повышения эффективности и конкурентоспособности и развития сельских местностей в целом. Необходимость разработки единых и координированных комплексных мероприятий, подходов относительно формирования земельного рынка, консолидации земель, а также реализации программ укрупнения стала актуальной и злободневной и должна считаться приоритетной для правительства республики.

Если наше государство не проявит свою заинтересованность в консолидации земель в стране и на высоком уровне не окажет поддержку в ее проведении, тогда вышеназванные проблемы еще долгое время не найдут своего решения. Поэтому правительству страны необходимо в незамедлительном порядке принимать законодательные нормативные акты о консолидации земель сельскохозяйственного назначения.

Инициатором составления проекта землеустройства по консолидации земель сельскохозяйственного назначения (далее – проекта консолидации земель) могут выступать землевладельцы, которым в совокупности принадлежит право собственности на земельные участки, составляющие не менее 51 % от площади территории, подлежащей консолидации; органы исполнительной власти, местного самоуправления или организация, представляющая их интересы, которые могут не быть собственниками земельных участков, на которых предполагается проведение консолидации земель в случае защиты общественных интересов [9].

Законодательство по вопросам консолидации земель должно разрабатываться простым и всеобъемлющим образом, избегая чрезмерного регулирования. Оно также должно сопровождаться правилами применения, а также техническими документами (такими как руководящие принципы, инструкции, руководства по применению, форматы и стандарты и т. д.) для предоставления более подробных указаний [8].

В законе «О консолидации земель» должна найти место разработка и реализация программы консолидации сельскохозяйственных земель, которая будет основываться на принципах добровольности, гласности и прозрачности, финансовой и экономической обоснованности, учета интересов различных групп населения, постепенности реализации, учета местных условий, государственной поддержки. С нашей точки зрения, принятие закона о консолидация земель обеспечит повышение продуктивности земель и продовольственную безопасность страны путем проведения комплексных мероприятий в области восстановления, повышения и сохранения плодородия почв, что очень необходимо при сегодняшних реалиях в этой отрасли.

References

1. Mamedov G. Sh. Zemel'naya reforma v Azerbaydzhane: pravovye i nauchno-ekologicheskie voprosy. Baku: Elm, 2000. 370 s.

2. Mamedov G. Sh. Agrarnaya politika Geydara Alieva v Azerbaydzhane. Baku: Elm, 2013.

3. Mamedov G. Sh., Ismailov N. M. Nauchnye osnovy i principy rayonirovaniya pochv Azerbaydzhana po ustoychivosti k zagryazneniyu organicheskimi veschestvami. Baku: Elm, 2006.

4. Kiryushin V. I. Ekologicheskie osnovy zemledeliya. M.: Kolos, 1996. 367 s.

5. Mamedov G. Sh. Ekologicheskaya ocenka pochv Azerbaydzhana (na azerb. yaz.): Baku: Elm, 1998. 282 s.

6. Sagaydak A. E., Sagaydak A. A. Ekonomicheskiy mehanizm konsolidaciya zemel' v sel'skom hozyaystve // Nauka Rossii: celi i zadachi: sbornik nauchnyh trudov po materialam XV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Chast' 4. Ekaterinburg, 2019. S. 15-18.

7. Nauchnye, metodologicheskie i yuridicheskie osnovy konsolidacii zemel'nyh uchastkov [Elektronnyy resurs] // Informacionnyy resurs CyberPedia. URL: https://cyberpedia.su/15x3035.html (data obrascheniya: 05.10.2019).

8. OON, Konsolidaciya zemel': pravovaya baza. Evropeyskaya ekonomicheskaya komissiya, Komitet po zhilischnomu hozyaystvu i zemlepol'zovaniyu, Rabochaya gruppa po upravleniyu zemel'nymi resursami. Odinnadcataya sessiya, Zheneva, 27-28 fevralya 2019 goda. Punkt 3 «Issledovaniya po otdel'nym temam, kasayuschimsya upravleniya zemel'nymi resursami i zemel'nogo administrirovaniya».

9. Popov A. S. Stadiynost' provedeniya konsolidacii zemel' sel'skohozyaystvennogo naznacheniya v Ukraine na osnove peredovogo mezhdunarodnogo opyta // Problemi ekonomiki. 2017. № 1. S. 112-121.

10. Hartvigsen M. Land Reform and Land Consolidation in Central and Eastern Europe after 1989: Experiences and Perspectives: Ph.D. Thesis. Aalborg: Aalborg University, 2015. 449 p.

11. Shvorak A. M. Konsolіdacіya zemel' sіl's'kogospodars'kogo priznachennya: dis. dokt. ek. nauk. Kiїv, 2016. 438 s.

12. De Jesús Guevara Macías M., Carbajal N., Vargas J. T. Soil Deterioration in the Southern Chihuahuan Desert Caused by Agricultural Practices and Meteorological Events // Journal of Arid Environments. 2020. No. 176. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jaridenv.2019.104097.

13. Urrutia A. L., González-Gónzalez C., Van Cauwelaert E. M., Rosell J. A., García Barrios L., Benítez M. Landscape heterogeneity of peasant-managed agricultural matrices // Agriculture, Ecosystems and Environment. 2020. Vol. 292. DOI:https://doi.org/10.1016/j.agee.2019.106797.

14. Zeraatpisheh M., Bakhshandeh E., Hosseini M., Alavi S. M. Assessing the effects of deforestation and intensive agriculture on the soil quality through digital soil mapping // Geoderma. 2020. Vol. 363.

Login or Create
* Forgot password?