Abstract. Bonded warehouses are the most important infrastructure link in the distribution systems of the leading countries in international trade. The largest transnational companies of such States, having a piece number of bond structures, provide huge supplies of their products to the domestic and international markets. The purpose of the study was to justify the need to develop bonded warehouses and bonded zones in Russia in order to create infrastructure conditions for the development of production and trade in agricultural products. Research methods included observations, groupings, comparisons, and statistical evaluations. According to the results of the study, it was determined that bond structures in Russia are regulated by legal documents applicable to temporary storage warehouses, adopted within the framework of the common economic space of the member States of the Eurasian economic Union. The procedure for temporary storage in bonded warehouses allows avoiding tax and other duties, obtaining licenses, permits, etc., entering products into the customs regime and filing a Declaration during the storage period. In addition, bonded warehouses provide users of their services with economic benefits due to lower prices for services, comprehensive maintenance, and faster product movement. The analysis showed that in Russia, bonded warehouses and zones have a low level of development: their number and capacity are insufficient, and the services offered are limited to transport, warehouse, and customs. At the same time, warehouse activity in Russia is highly profitable: the profitability of assets is 2.3 times higher than the indicator for the economy as a whole. For further development of bonded warehouses in Russia, it is recommended to increase their capacity in the regions that are key in the production and trade of agricultural products, expand the services provided, and integrate with agricultural producers. The scientific novelty of the work consists in substantiating the theoretical foundations of the role and necessary characteristics of bonded warehouses as an infrastructure basis for the development of trade in agricultural goods in Russia.
bonded warehouse, bonded zone, temporary storage warehouse, customs and logistics terminal, trade, agriculture, agricultural products, distribution, logistics.
Постановка проблемы (Introduction)
Целью данной работы является обоснование необходимости развития в России бондовых складов и бондовых зон, которые способны обеспечить инфраструктурные условия для развития производства и торговли продукцией всех отраслей экономики, в первую очередь – сельского хозяйства.
В качестве объекта изучения в работе рассматривалось складское хозяйство России, в том числе бондовые склады как особый вид складов, обладающих значительными неиспользованными возможностями обеспечения поддержки развития всех производств внутри страны.
Методика исследования предусматривала наблюдения, группировки, сравнения, а также расчеты индексов показателей.
Бондовые склады широко известны в экономически развитых странах. Наибольшее распространение такие склады получили в США, где они называются Bonded warehouse (Customs warenhouse) – склады общего пользования, где временно хранятся товары под контролем таможни без взимания таможенных пошлин и косвенных налогов и без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения. Владельцы бондового склада вносят в кассу таможни залоговую сумму, которая сможет обеспечить в случае необходимости уплату всех необходимых платежей в бюджет с товаров, хранящихся на складе.
В Китае бондовые зоны сформировали основу распределительной логистики страны, и их активное создание и развитие было определено на государственном уровне в 11 пятилетнем плане (2005–2010 гг.) [1, с. 271]. Такие бондовые склады в Китае в настоящее время используются для обслуживания грузов, включая их легкую переработку, осуществление внешнеторговых операций и хранения без уплаты таможенных платежей. Бондовые зоны Китая формировались за счет государственных инвестиций в логистику, которые за 5 лет составили эквивалент 100 млрд долларов США и также во многом развивались за счет средств иностранных инвесторов. Иностранцы принесли не только деньги, но и современные технологии и стратегии, в том числе срочную доставку, экспедирование морским транспортом, а также специализированные услуги логистики.
В России первые склады для осуществления внешнеторговых операций возникли еще в 1991 году по инициативе и с участием иностранных компаний, которые были заинтересованы в скорейшем прохождении своих грузов [2, с. 10]. С развитием таможенного законодательства в нашей стране были созданы правовые основы для развития различных видов складов, в том числе бондовых, которые в отечественной практике получили название складов временного хранения. В современных условиях в России также появились бондовые зоны, первая из которых была образована по соглашению между Шанхайской международной торговой компанией «СюньМай» и Транспортно-логистическим комплексом «Южноуральский» в конце 2016 года.
Выгоды от применения бондовых складов и бондовых зон образуются за счет экономии средств на бюджетных платежах в период нахождения товаров на складе, сокращения времени доставки товаров импортеру, упрощения процедуры и удешевления реэкспорта товаров и др. При этом процедура временного хранения предусматривает, что с товаром не могут производиться определенные действия, в т. ч. вывоз за пределы территории склада, использование лицами, кроме декларантов, и др. В то же время в отношении товаров допускаются операции подсортировки, дробления партий, переработки, доработки, упаковки, маркировки и пр. [3, с. 18–19].
Учитывая, что сельское хозяйство России является важнейшим источником внутреннего производства, средством обеспечения продовольственной безопасности страны и ключевой отраслью экспорта, бондовые склады в России следует признать инфраструктурной основой для активизации развития национального агропромышленного комплекса.
Методология и методы исследования (Methods)
При осуществлении современной торговли в мировой практике особое внимание уделяется использованию складов временного хранения, которые соответствуют бондовым складам в зарубежной терминологии. В настоящее время в России все вопросы экспортно-импортных операций, включая складирование товаров, осуществляются в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), который начал действовать с 01.01.2018 г.[1] В указанном документе предусматривается, что выбор вида склада может производиться из нескольких возможных вариантов, в том числе это может быть склад временного хранения товаров. По определению ТК ЕАЭС (ст. 99), склад временного хранения – это место временного хранения товаров, которое может осуществляться на территории свободного склада, территории свободной экономической зоны, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров. Федеральный закон № 311 также дает определение склада временного хранения: это специально обустроенные помещения и открытые площадки, которые оборудованы для обеспечения сохранности товаров, исключения доступа к ним посторонних лиц и обеспечения возможности проведения таможенного контроля в отношении этих товаров[2]. Преимуществом процедуры временного хранения является то, что в течение установленного в законе срока хранения не требуется уплата налоговых и иных пошлин, получение специальных документов (лицензий, разрешений и т. д.), ввод продукции в таможенный режим и оформление декларации.
В настоящее время складская инфраструктура торговли в России, как и в большинстве стран мира, в большей части построена на основе инфраструктуры традиционной торговли и в целом отстает от ведущих развитых стран.
Основными участниками инфраструктуры, обеспечивающими складские операции в России, являются следующие рыночные субъекты (таблица 1).
Таблица 1
Состав участников складской системы России
Наименование участника
|
Характеристика складских мощностей: наличие (+) или отсутствие (–) признака |
||||
Низкие тарифы на услуги |
Большая филиальная сеть |
Развитые складские мощности |
Высокий уровень технологий |
Наличие актуальных дополнительных услуг |
|
1. «Почта России» |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
2. Крупнейшие транспортные перевозчики («ЖелДорЭкспедиция», «РЖД Логистика», «ПЭК» и др.) |
+ |
– |
+ |
– |
– |
3. Логистические провайдеры |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
4. Федеральные розничные торговые сети |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
5. Таможенные склады и таможенные зоны |
+ |
– |
– |
+ |
– |
6. Автономные склады |
+ |
– |
– |
– |
– |
7. Специализированные пункты выдачи товаров и почтоматы |
+ |
– |
– |
+ |
– |
8. Маркетплейсы и интернет-гипермаркеты |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
Составлено автором с использованием литературных источников [1, 4, 5].
Table 1
Members of the Russian warehouse system
Name of the participant |
Storage capacity characteristics: presence (+) or absence (–) of the attribute |
||||
low rates for services |
large branch network |
developed storage capacity |
high level of technology |
availability of current additional services |
|
1. “Russian post” |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
2. The largest cargo carriers (“Zheldorexpeditsiya”, “Russian Railways logistics”, “PEK”, etc.) |
+ |
– |
+ |
– |
– |
3. Logistics providers |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
4. Federal retail chains |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
5. Customs warehouses and customs zones |
+ |
– |
– |
+ |
– |
6. Autonomous warehouses |
+ |
– |
– |
– |
– |
7. Specialized delivery points and post offices |
+ |
– |
– |
+ |
– |
8. Marketplaces and online hypermarkets |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
Compiled by the author using literary sources [1, 4, 5].
Как видно из таблицы, развитые складские мощности в России имеются только у «Почты России», крупнейших транспортных перевозчиков, логистических провайдеров и федеральных торговых сетей. При этом федеральные розничные сети используют собственную складскую систему только для собственных внутренних потребностей.
В научных исследованиях российских авторов, посвященных изучению дислокации бондовых складов, отмечается, что отечественные склады временного хранения имеют следующие особенности их расположения:
- в местах, приближенных к государственной границе РФ;
- на территории таможенных органов [6];
- вблизи узловых пунктов автомобильных и железных дорог [2].
Логика размещения бондовых складов вблизи нахождения таможенных органов объясняется тем, что товары на складе временного хранения по закону находятся под таможенным контролем, а поэтому необходимы условия для его обеспечения.
При этом Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, предусматривает также возможность таможенного оформления товаров во внутренних таможнях, однако целесообразно перераспределение таможенных операций между регионами в пользу приграничных субъектов России, так как именно там сосредоточены наибольшие объемы товаров для внешнеторговых операций[3].
В начале построения в России системы бондовых складов существовал значительный разброс мест их размещения по территории страны, что было связано с незрелостью нормативно-правового регулирования вопросов их дислокации и оборудования, недостаточным развитием инфраструктурного комплекса, низким уровнем управления логистикой в коммерческих субъектах. Так, более 10 лет назад были приняты и применялись до недавнего времени два документа, регламентирующих требования к складам временного хранения товаров, в т. ч. к расположенным в любом месте России, и к размещенным вблизи государственной границы[4]. В настоящее время действует единый документ для стран – членов Таможенного союза, определяющий требования к бондовым складам, расположенным вблизи государственной границы.[5] Таким образом, в настоящее время нет необходимости государственного регулирования деятельности складов временного хранения, которые находятся вдали от государственных границ России, т. к. такие склады в настоящее время не могут функционировать.
Субъектами по оказанию услуг временного хранения товаров могут быть таможенные органы и частные организации, получившие соответствующую лицензию. Но все эти субъекты должны быть включены в реестр владельцев складов временного хранения, электронная версия которого размещена на официальном сайте Федеральной таможенной службы России. В настоящее время на территории России зарегистрировано около 6,8 тыс. субъектов по предоставлению услуг временного хранения товаров, согласно указанному реестру [7].
Технологические процессы деятельности бондовых складов схожи с подобными процессами, протекающими в обычных складах. Но, безусловно, есть ряд особенностей, которые заключаются в следующем:
- с товарами не могут осуществляться определенные действия (вывоз за пределы территории склада, использование лицами кроме декларантов и др.), т. к. они находятся под таможенным контролем;
- документальное сопровождение товаров имеет специфику, связанную с действующим нормативно-правовым регулированием внешнеэкономической деятельности членов Таможенного союза;
- имеются особые требования к обустройству, оборудованию, месту расположения складов, которые определены действующим законодательством[6].
Кратко основные требования можно представить такой совокупностью [8, с. 151]:
- обустройство включает тип помещения, наличие открытой площадки, ограждение, искусственное освещение, отсутствие иных объектов и др.;
- оборудование предусматривает наличие подъездных путей, технических средств таможенного контроля, весового оборудования, погрузочно-разгрузочной техники, средств связи, автоматизированной системы учета товаров и пр.;
- места расположения должны быть в регионе деятельности одного таможенного органа, в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей, при наличии подъездных путей и т. д.
Также имеются другие требования, которые определены действующими нормативно-правовыми документами России. Например, обязательным условием для складов временного хранения является необходимость размещения на его площадях структурного подразделения таможенного органа[7].
Еще одним важным условием является требование к складу временного хранения обеспечить электронное взаимодействие между складом и таможенным органом с использованием сети Интернет[8]. В соответствии с данным условием склад обязан вести учет и представлять необходимую отчетность в таможенную службу в электронной форме.
Следует также принимать во внимание, что по законодательству России собственниками складов временного хранения могут быть только юридические лица государств – членов Таможенного союза, что обеспечивает для отечественных предпринимателей наиболее благоприятные условия развития данного вида деятельности.
Изучение количественных данных о складском хозяйстве России является затруднительным, т. к. в настоящее время в официальной открытой статистической информации РФ, а также в статистических сведениях Федеральной таможенной службы данные о складах России, включая склады временного хранения, имеют штучный характер. В то же время данная информация имеется во внутренних документах Росстата, т. к. в соответствии с действующим сейчас ОКПД 2 отдельно выделены предприятия, осуществляющие основную деятельность по коду 52.10.1 «Услуги по хранению продуктов в зонах внешней торговли»[9]. В данном нормативно-правовом документе указанные услуги по хранению в зонах внешней торговли находятся в разделе Н «Услуги транспорта и складского хозяйства» по коду деятельности 52.1 «Услуги по складированию и хранению».
Изучение имеющейся открытой крайне ограниченной информации о деятельности складов в России нашло отражение в таблице 2, а также в последующем анализе этих данных.
Таблица 2
Организации складского хозяйства (на конец года)
Вид деятельности «Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность» |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
Значение |
% к итогу по всем видам деятельности |
Значение |
% к итогу по всем видам деятельности |
Значение |
% к итогу по всем видам деятельности |
|
1. Число организаций, тыс. |
149,9 |
3,1 |
140,4 |
3,1 |
127,9 |
3,0 |
2. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. |
* |
* |
422 064 |
4,7 |
454 589 |
3,7 |
3. Рентабельность активов, % |
* |
* |
12,5 |
328,9 |
10,7 |
227,7 |
4. Рентабельность проданных товаров (работ, услуг), % |
* |
* |
15,7 |
234,3 |
16,5 |
154,2 |
Составлено автором по данным Росстата (* нет данных) [9].
Table 2
Organizations of the storage facilities (end of year)
Type of activity “Warehouse management and auxiliary transport activities” |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
Value |
% of total for all activities |
Value |
% of total for all activities |
Value |
% of total for all activities |
|
1. Number of organizations, thou. |
149.9 |
3.1 |
140.4 |
3.1 |
127.9 |
3.0 |
2. Balanced financial result (profit minus loss), mln rubles |
* |
* |
422 064 |
4.7 |
454 589 |
3.7 |
3. Return on assets, % |
* |
* |
12.5 |
328,9 |
10.7 |
227.7 |
4. Profitability of goods (works, services) sold), % |
* |
* |
15.7 |
234.3 |
16.5 |
154.2 |
Compiled by the author according to Rosstat (* no data) [9].
Как видно из данных в таблице, в 2018 году рентабельность активов складской подотрасли деятельности превышает соответствующий показатель в целом по экономике России в 2,3 раза, а рентабельность проданных товаров (т. е. рентабельность всех текущих расходов по методике Росстата) выше такого же показателя в целом по всем отраслям страны в 1,5 раза. При этом доля предприятий складского хозяйства в общем количестве предприятий России всего лишь 3 %, а прибыль складских предприятий составляет чуть менее 4 % от всей прибыли экономики 2018 г. Такие показатели отражают хорошие экономические выгоды для предпринимателей при осуществлении ими складской деятельности: высокую прибыль по отношению к вложенным ресурсам и произведенным затратам.
В настоящее время большое внимание со стороны государственных органов регулирования экономики России уделяется созданию на базе складов временного хранения в приграничных регионах таможенно-логистических терминалов (далее – ТЛТ) с размещением на их территории таможенных органов или их структурных подразделений, что предусмотрено соответствующей концепцией[10]. Согласно отчетным данным Федеральной таможенной службы России, на данный момент функционируют 54 таможенно-логистических терминала[11]. Непосредственно владельцами таких ТЛТ выступают таможенные органы, администрации субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, представители бизнес-сообществ и иные заинтересованные лица.
Косвенная оценка значимости ТЛТ для внешнеторговой деятельности возможна на основе данных о доле таможенных деклараций, оформленных в ТЛТ соответствующего региона[12]. Изучение структуры экспортно-импортных поставок продукции сельского хозяйства по регионам России и сопоставление таких показателей с долей внешнеторговых сделок, осуществленных с использованием ТЛТ, позволяет сделать вывод об имеющихся диспропорциях в развитии современных складов временного хранения товаров на территории нашей страны (таблица 3).
Таблица 3
Экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2017–2018 гг.
Округ |
Доля в общей стоимости внешнеторговых операций по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью, % по годам |
Таможенные декларации, оформленные в ТЛТ в 2017г., % от общего количества |
|||
2017 |
2018 |
||||
Экспорт |
Импорт |
Экспорт |
Импорт |
||
Российская Федерация, всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
* |
1. Центральный федеральный округ |
27,3 |
52,5 |
26,4 |
54,3 |
16 |
2. Северо-Западный федеральный округ |
14,9 |
27,1 |
13,7 |
26,5 |
30 |
3. Южный федеральный округ |
31,7 |
10,4 |
33,7 |
9,7 |
40 |
4. Северо-Кавказский федеральный округ |
1,8 |
0,6 |
1,4 |
0,5 |
30 |
5. Приволжский федеральный округ |
5,7 |
2,5 |
4,9 |
2,5 |
* |
6. Уральский федеральный округ |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
3 |
7. Сибирский федеральный округ |
3,6 |
2,6 |
3,7 |
1,7 |
7 |
8. Дальневосточный федеральный округ |
13,8 |
3,3 |
15,2 |
3,8 |
30 |
Составлено автором по данным Росстата (* нет данных) [10, 11].
Table 3
Export and import of food products and agricultural raw materials in 2017–2018
District |
Share in the total cost of foreign trade operations for food products and agricultural products, % by year |
Customs declarations issued in TLT in 2017, % of the total number |
|||
2017 |
2018 |
||||
Exports |
Imports |
Exports |
Imports |
||
Russian Federation, total |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
* |
1. Central federal district |
27.3 |
52.5 |
26.4 |
54.3 |
16 |
2. North-Western federal district |
14.9 |
27.1 |
13.7 |
26.5 |
30 |
3. Southern federal district |
31.7 |
10.4 |
33.7 |
9.7 |
40 |
4. North Caucasus federal district |
1.8 |
0.6 |
1.4 |
0.5 |
30 |
5. Volga federal district |
5.7 |
2.5 |
4.9 |
2.5 |
* |
6. Urals federal district |
1.2 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
3 |
7. Siberian federal district |
3.6 |
2.6 |
3.7 |
1.7 |
7 |
8. Eastern federal district |
13.8 |
3.3 |
15.2 |
3.8 |
30 |
Compiled by the author according to Rosstat (* no data) [10, 11].
Низкая загруженность значительного количества ТЛТ ставит под сомнение правильность организации внешнеторговых операций в отдельных регионах России [12, с. 82]. Данные в таблице 3 показывают, что преобладающая часть экспорта сельскохозяйственных товаров из России осуществляется в Центральном и Южном федеральных округах. А основная доля импорта в Россию агропромышленных товаров приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В то же время в Центральном федеральном округе, наиболее значимом с точки зрения объемов внешнеторговых операций сельскохозяйственными товарами, всего лишь 16 % от общего количества сделок произошло с использованием ресурсов ТЛТ этого региона. Такая ситуация отражает в отношении ТЛТ в Центральном федеральном округе недостаточное количество, ограниченные мощности, скудность и невыгодные условия предлагаемых услуг.
Таким образом, необходимо изучение особенностей работы складов различных территорий и формирование комплекса мероприятий, которые позволят более эффективно использовать имеющиеся ресурсные возможности, в первую очередь – за счет расширения ТЛТ.
Результаты (Results)
Изучение бондовых структур России показало, что в настоящее время они активно развиваются. В современном нормативно-правовом поле РФ бондовые склады и бондовые зоны определяются как склады временного хранения товаров и данное толкование этих структур используется на территории всего единого экономического пространства стран-членов Евразийского экономического союза.
Бондовые склады дают существенное преимущество субъектам деятельности в течение срока использования ресурсов таких складов: исключают необходимость уплаты налогов и пошлин, освобождают от необходимости получения лицензий и разрешений, устраняют необходимость введения продукции в таможенный режим и оформления деклараций. Современные склады временного хранения товаров предоставляют их пользователям также другие выгоды, связанные с более низкими ценами на предлагаемые услуги, комплексным характером обслуживания, быстрым движением грузов. Примечательно, что склады временного хранения товаром можно использовать не только для осуществления внешнеторговых операций, но также и для успешного распределения сельскохозяйственных товаров внутри страны.
В современной России выявлен низкий уровень развития бондовых складов и бондовых зон: недостаточное количество и мощности, ограниченность предлагаемых услуг. В то же время складская деятельность в России является очень прибыльным видом бизнеса: рентабельность активов складов выше, чем в целом в экономике страны в 2,3 раза.
В данной работе обоснована необходимость дальнейшего развития бондовых структур России как инфраструктурной основы развития торговли сельскохозяйственной продукцией. Также определены ключевые характеристики, которыми должны обладать такие бондовые структуры, и эти характеристики включают: дислокация в регионах, торгующих сельскохозяйственной продукцией; крупные складские мощности, комплексный характер обслуживания (распределительные функции), предельная экономичность всех операций, стандартизированные технологические процессы, автоматизация процессов на основе российских программных продуктов.
Дальнейшее развитие бондовых структур в России создаст устойчивую основу для развития внутренней и внешней торговли сельскохозяйственными товарами, улучшит сохранность сельскохозяйственной продукции, обеспечит производителям и поставщикам товаров условия для дальнейшего развития объемов производства, облегчит распределительные операции участникам хозяйственной деятельности.
Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)
С учетом публикаций ученых, осуществляющих изучение торговли, достаточно родственной по отношению к складской деятельности [13, 14, 15, 16], можно выработать условия для дальнейшего успешного развития складов и их системы в России. Развитие бондовых складов должно основываться на формировании общедоступной информации о возможностях имеющихся складов; переориентироваться на создание складов с высокой пропускную способностью; обеспечивать оптимизацию размещения складских единиц и их интеграцию с другими инфраструктурными компонентами на территории страны. Также необходимо развитие широкого спектра дополнительных услуг складов, включая почтовую и экстренную доставку, парковку и технический сервис автомобилей, обработку и переработку грузов, услуги для населения, что также отмечают ведущие исследователи в данной области [17, 18]. Это не только обеспечит улучшение экономических показателей складов, но также создаст основы для повышения социальной эффективности всех отраслей деятельности экономики России, что будет выражаться в повышении товарооборота на душу населения, степени удовлетворения спроса на товары и услуги, уровня доходов населения и других важнейших показателей развития экономики [19, с. 39; 20, с. 3955].
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов. Склады временного хранения товаров (бондовые склады) являются важнейшим компонентом инфраструктуры торговли сельскохозяйственными товарами. Использование таких складов при осуществлении сделок позволяет экономить на бюджетных платежах, упрощает документооборот, ускоряет товародвижение, повышает сохранность скоропортящейся продукции. Современные склады временного хранения товаров имеют недостаточные мощности, ограниченный набор предлагаемых услуг и отсутствие интеграции в распределительные системы сельскохозяйственных производителей. При этом в складской отрасли России отмечается высокий уровень экономической эффективности деятельности, что доказывает целесообразность создания и дальнейшего развития бондовых складов в нашей стране.
Обобщая изложенное, можно рекомендовать субъектам, занимающимся осуществлением деятельности бондовых складов в России:
- увеличение количества складов в регионах с большими объемами сельскохозяйственного производства;
- укрупнение ресурсов и объемов деятельности складских предприятий и их постепенная трансформация в таможенно-логистические терминалы;
- ускорение всех таможенно-складских операций;
- переориентацию складов на выполнение комплекса распределительных функций (транспортировка, доработка, маркировка и пр.);
- снижение цен на услуги складов на основе экономии текущих расходов, особенно за счет более эффективного управления;
- стандартизацию технологических процессов складов для ускорения движения товаров и недопущения лишних операций;
- автоматизацию всех складских процессов на основе отечественных продуктов.
[1] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/64cc627eb74433fd62ea0b6f1e9365447dd5f12a.
[2] Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27.11.2010 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181.
[3] Письмо ФТС РФ «О направлении Концепции» (вместе с «Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации») № 21-50/39656 от 21.08.2009 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=91304&fld=134&dst=100006,0&rnd=0.643141480196129#01404060382572413.
[4] Приказ Федеральной таможенной службы «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения» № 1497 от 6 декабря 2007 г. (утратил силу). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=74250&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.30929487923042376#05391505555392879.
Приказ Федеральной таможенной службы «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов, производящих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» № 1587 от 31 августа 2009 г. (утратил силу). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=101250&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5682924683198347#09989480067294931.
[5] Приказ Федеральной таможенной службы «Об утверждении требований к обустройству, оборудованию и месту нахождения складов временного хранения и прилегающей к ним территории, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов или их структурных подразделений, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» № 1600 от 19 августа 2014 г. URL: https://base.garant.ru/70771062/68ed1a27b8d10023e72d0e1640df82bb/#block_41.
[6] Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27.11.2010 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181.
[7] Приказ Федеральной таможенной службы «Об утверждении требований к обустройству, оборудованию и месту нахождения складов временного хранения и прилегающей к ним территории, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов или их структурных подразделений, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» № 1600 от 19 августа 2014 г. URL: https://base.garant.ru/70771062/68ed1a27b8d10023e72d0e1640df82bb/#block_41.
[8] Постановление Правительства РФ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» № 584 от 02.08.2010 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=485483#003344777228854501.
[9] «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163703.
[10] Письмо ФТС РФ «О направлении Концепции» (вместе с «Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации») № 21-50/39656 от 21.08.2009 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=91304&fld=134&dst=100006,0&rnd=0.643141480196129#01404060382572413.
[11] Письмо Министерства финансов Российской Федерации «Вопрос: О реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ» № 03-10-11/50186 от 4 августа 2017 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST&n=170160#08109953639516452.
[12] Там же.
1. Kaluzhskiy M. L. Elektronnaya kommerciya: marketingovye seti i infrastruktura rynka: monografiya. M.: Ekonomika, 2014. 328 s.
2. Sharoschenko I. V., Ivanova D. O. Analiz osobennostey funkcionirovaniya ob'ektov okolotamozhennoy infrastruktury Rossiyskoy Federacii // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2016. T. 8. № 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/78EVN616.pdf (data obrascheniya: 13.10.2019).
3. Mihaylova S. A. O nekotoryh voprosah primeneniya tamozhennoy procedury svobodnogo sklada na sovremennom etape // Akademicheskiy vestnik Rostovskogo filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. 2018. № 2 (31). S. 16-23.
4. Mihaylyuk M. V. Transformaciya i razvitie logistiki internet-torgovli v usloviyah mnogokanal'noy modeli prodazh: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk: 08.00.05. SPb., 2019. 39 s.
5. Pankina T. V., Nikishin A. F., Boykova A. V. Privlechenie i uderzhanie pokupateley v elektronnoy torgovle // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2018. T. 19. № 3. S. 683-696.
6. Informacionno-tehnicheskoe obespechenie deyatel'nosti skladov vremennogo hraneniya v Rossii: monografiya / V. A. Kardanov [i dr.]. M.: Rusayns, 2018. 122 s.
7. Oficial'nyy sayt FTS Rossii. URL: http://customs.ru/registers/temporary-warehouse-owners (data obrascheniya: 11.10.2019).
8. Vologdina E. S. Perspektivnye napravleniya deyatel'nosti skladov vremennogo hraneniya kak ob'ektov okolotamozhennoy infrastruktury (na primere Zabaykal'skogo kraya) // Vestnik Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 6 (109). S. 149-156.
9. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. M., 2019. S. 338, 348, 357, 359.
10. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. 2018: stat. sb. M., 2018. 1162 s.
11. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. 2019: stat. sb. M., 2019. 1204 s.
12. Igoshina Yu. S., Sharoschenko I. V. Sovremennyy podhod k razvitiyu tamozhennoy infrastruktury (na primere Ussuriyskoy tamozhni) // Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke. 2010. № 3 (52). S. 80-86.
13. Ivanov G. G., Efimovskaya L. A., Mayorova E. A., Nikishin A. F., Shipilova S. S., Boykova A. V., Tyunik O. R. Perspective directions of trade development: monograph / Ed. by G. Ivanov. Vienna, 2017. 130 s.
14. Cheglov V. P. Tehnologii tovarodvizheniya v setevyh torgovyh organizaciyah: problemy i resheniya // Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2012. № 4. S. 98-110.
15. Aleksina S. B. Scenarii razvitiya strategii distrib'yucii na rynke FMCG v usloviyah usileniya davleniya federal'nyh torgovyh setey // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2018. T. 19. № 3. S. 709-724.
16. Kurenkova V. P. Kontrol' kachestva tovarov v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya torgovoy deyatel'nosti // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2018. T. 19. № 11. S. 3289-3300.
17. Dobrinskiy V. P. Algoritm provedeniya programmy gosudarstvennogo razvitiya tamozhenno-logisticheskoy infrastruktury // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2017. T. 7. № 3A. S. 250-258.
18. Vartazarova A. E. Organizacionno-metodicheskoe obespechenie sozdaniya logisticheskih industrial'nyh parkov tranzitnyh territoriy: na primere Voronezhskoy oblasti: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2018. 26 s.
19. Ivanov G. G., Mayorova E. A., Nikishin A. F. Reytingovanie regionov RF na osnove indikatora social'noy effektivnosti torgovli // Ekonomika. Biznes. Banki. 2017. № 1 (18). S. 39-51.
20. Ivanov G. G., Mayorova E. A., Nikishin A. F. Social trading performance in Russian regions // International Journal of Economic Research. 2016. Vol. 13. No. 9. Pp. 3955-3963.