PROVISION OF QUALIFIED PERSONNEL FOR AGRICULTURAL ENTERPRISES OF THE AGRO INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Abstract. The purpose of scientific research – identify the problems of providing qualified personnel for agricultural enterprises of the Perm region and suggest ways to solve them. The main research methods used were statistical observation, comparative analysis and economic assessment. As a result of the research the problems of providing qualified personnel for agricultural enterprises were considered. It is noted that more than 60 % of Russian enterprises, including agricultural ones, are experiencing a shortage of professional personnel. It is suggested that investments in the development of human resources provoke an increase in labor productivity and ultimately the economic efficiency of enterprises. The article refers to a decrease in the share of employees with professional education in Russian agro-industrial enterprises. The analysis of the number of urban and rural population of the Perm region is carried out. The composition of the rural population by main age groups was studied. It is concluded that rural settlements are losing their working population, and agro-industrial enterprises in the absence of a surge of young professional staff face the problem of aging personnel. The analysis of the birth rate and mortality of the population of the Perm region, including in cities and rural settlements, was carried out. It is assumed that a significant decrease in the birth rate of the population is a consequence of the difficult socio-economic situation in the Perm region. The analysis of the reasons leading to the outflow of rural population to the cities of the region and beyond is also carried out. The Federal target program for rural development aimed at improving the housing conditions of agricultural workers, building schools and pre-school educational institutions, putting into operation paramedic and midwifery centers, building sports facilities and leisure centers, and developing rural infrastructure is presented as measures to address the identified problems. It is assumed that the most significant factors that can keep young professional staff in agro-industrial enterprises are their wages and housing conditions. It is concluded that to attract young people to agricultural production, it is necessary to provide employees of agro-industrial enterprises with their own housing and raise their wages to the level of the average economy of the region. The scientific novelty of the research consists in a set of measures proposed by the authors to solve the personnel problem of agro-industrial enterprises.

Keywords:
agriculture, agribusiness, rural settlement, population size, personnel hunger, education system, training of professional personnel.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Постановка проблемы (Introduction)

На протяжении двух последних десятилетий вопрос обеспечения квалифицированными кадрами фигурирует в списке актуальных проблем российского бизнеса. Дефицит квалифицированных специалистов стабильно располагается в первой тройке основных барьеров, препятствующих инновационному развитию российской экономики. В соответствии с докладом «О состоянии делового климата в России», представленном на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в марте 2019 г., недостаток профессиональных кадров является серьезной проблемой в развитии 66 % российских предприятий и организаций, в том числе агропромышленного комплекса [1], [2].

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что производительность труда зависит от уровня профессионального образования работников предприятия. Инвестиции в человеческий капитал не только создают благоприятные условия для развития кадрового потенциала предприятий, но и становятся эффективным вложением средств в их развитие. Финансовые вложения, осуществляемые в развитие кадрового потенциала, провоцируют рост производительности труда и, как следствие, повышают экономическую эффективность работы предприятия [3, с. 31], [4, с. 1321], [5, с. 118].

Методология и методы исследования (Methods)

Главная цель научного исследования заключается в выявлении проблем обеспечения квалифицированными кадрами предприятий аграрной сферы АПК Пермского края и предложении путей их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в том числе провести анализ численности городского и сельского населения региона, исследовать состав сельского населения по основным возрастным группам, провести анализ рождаемости и смертности населения Пермского края, в том числе в городах и сельских поселениях, оценить кадровый состав агропромышленных предприятий Пермского края, выявить причины оттока сельского населения в города региона и за его пределы, сформулировать предложения по устранению выявленных причин.

В качестве основных методов исследования использовались методы статистического наблюдения, сравнительного анализа и экономической оценки.

Результаты (Results)

На российских предприятиях аграрной сферы АПК доля сотрудников, имеющих профессиональное образование, в последние годы значительно снизилась и продолжает снижаться. Сокращается количество работников как с высшим, так и со средним специальным образованием. Падает доля опытных специалистов и руководителей в наиболее активной возрастной группе – от 30 до 50 лет. Проблема обеспеченности аграрного сектора квалифицированными кадрами присуща многим регионам Российской Федерации.

Так, в таблице представлены данные о численности городского и сельского населения Пермского края с 2011 по 2018 годы [6], [7], [8].

Таблица

Численность городского и сельского населения Пермского края, тыс. чел.

Население

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Городское

1970

1978

1986

1992

1992

1993

1988

1981

Сельское

661

656

650

645

642

639

635

630

Итого

2631

2634

2636

2637

2634

2632

2623

2611

 

Table

The number of urban and rural population of the Perm region, thousands of people

Population

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Urban

1970

1978

1986

1992

1992

1993

1988

1981

Rural

661

656

650

645

642

639

635

630

Total

2631

2634

2636

2637

2634

2632

2623

2611

 

В соответствии с приведенными статистическими данными численность городского населения Пермского края с 2011 по 2018 годы выросла на 11 тысяч человек. За тот же период численность сельского населения снизилась на 31 тысячу человек. Естественно, что часть жителей, покинувших сельские поселения региона, осела в городах, другая часть навсегда покинула Пермский край.

В приведенных данных учтен естественный прирост городского населения, который за исследуемый период составил 381 человек, а также естественная убыль сельского населения, которая составила 1776 человек. Общие потери населения Пермского края составили 1395 человек. Сельское население региона несет значительные потери от высокой смертности и миграции в города, а городское население прирастает главным образом за счет мигрантов. Особое беспокойство вызывают данные за 2017 и 2018 годы, когда смертность городского населения превысила рождаемость на 1729 и 892 человека соответственно. Смертность сельского населения в 2017 году превысила рождаемость на 1217 человек, в 2018 году – на 1922 человека. С учетом того, что городское население составляет около 75 %, а сельское – только 25 % от общей численности населения края, можно сделать вывод, что потери сельского населения гораздо более ощутимы, чем городского. В любом случае эти факторы весьма сильно повлияли на социально-экономическое развитие региона.

На рис. 1 представлены данные о соотношении численности сельского населения по основным возрастным группам [6], [7], [8]. Судя по расположению на графике кривых, отражающих возрастные группы сельских жителей, наблюдается весьма нежелательная и крайне опасная тенденция. Так, доля сельских жителей трудоспособного возраста падает, а старше трудоспособного возраста растет. Численность сельских жителей трудоспособного возраста с 2011 по 2018 годы снизилась почти на 7 % и составила 327 тысяч человек, потери составили более 60 тысяч человек. Численность сельского населения старше трудоспособного возраста за тот же период, напротив, возросла более чем на 5 % и составила 166 тысяч человек, что больше показателя 2011 года на 27 тысяч человек. При этом численность сельского населения моложе трудоспособного возраста изменилась незначительно, в 2011 году она равнялась 134 тысячам человек, в 2018 году – 137 тысячам человек.

Следует заметить, что село несет трудновосполнимые потери трудоспособного населения. В отсутствие заметного притока молодых профессиональных кадров агропромышленные предприятия столкнулись с проблемой старения кадров. Основная часть сотрудников этих предприятий – лица старше 40 лет, значительная доля которых находится в предпенсионном либо в пенсионном возрасте. Сложившаяся ситуация усугубляется снижением рождаемости на селе и сокращением общего количества сельского населения [9, с. 160], [10, с. 170]. 

 

Рис. 1. Распределение сельского населения Пермского края по основным возрастным группам, %

 

 

 

Fig. 1. Distribution of the rural population of the Perm region by main age groups, %

 

На рис. 2 представлен график рождаемости и смертности жителей городских и сельских поселений Пермского края [10].

 

Рис. 2. Рождаемость и смертность населения в Пермском крае

 

Fig. 2. Birth rate and mortality rate of the population in the Perm region

 

На графике видно снижение смертности в 2018 году по сравнению с 2012 годом городского населения на 1012 человек, сельского – на 1101 человека. Смертность в процентном отношении на селе гораздо выше, чем в городах. При этом рождаемость населения в 2018 году относительно 2012 года в городах Пермского края снизилась на 5319 человек, в сельских поселениях – на 4086 человек Существенное снижение рождаемости населения является главным образом следствием сложной социально-экономической ситуации, сложившейся на территории Пермского края и в стране в целом. В результате значительного снижения рождаемости общие потери населения края намного превысили положительный эффект от снижения его смертности.

Дефицит квалифицированных кадров является актуальной проблемой для предприятий аграрной сферы АПК на протяжении всего постперестроечного периода. В то же время уровень безработицы в сельских поселениях существенно превышает уровень безработицы городского населения. Дело в том, что руководители предприятий агропромышленного комплекса либо не в состоянии, либо не желают обеспечить своим работникам достойный уровень оплаты труда, что, в свою очередь, серьезно обостряет и без того сложную кадровую проблему. В результате этого уровень доходов работников предприятий сельского хозяйства составляет лишь около 60 % от средней заработной платы по экономике региона, что является негативным фактором, оказывающим решающее влияние на кадровую проблему указанных предприятий [9, с. 160], [10, с. 170].

Низкая заработная плата, недостаточное социально-экономическое развитие сельских территорий, низкий уровень благоустройства жилья способствуют миграции подрастающего поколения в города. Усугубляют ситуацию сложные условия работы, низкий уровень механизации и автоматизации труда, отсутствие перспектив карьерного роста. Кроме того, молодежь считает работу на предприятиях агропромышленного комплекса, в том числе сельского хозяйства, непрестижной и неинтересной. Сложившаяся ситуация ведет к сокращению общего количества работающих на них, в результате чего затрудняется работа указанных предприятий. При этом действия региональных властей, направленные на развитие сельских территорий и рост сельскохозяйственного производства, пока не дали ощутимых положительных результатов [11, с. 244], [12, с. 131].

С 2014 года в России действует федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Общий объем финансирования Программы составляет почти 300 миллиардов рублей, включая средства федерального бюджета (30 %), бюджетов субъектов РФ (50 %), внебюджетных источников (20 %) [13], [14].

Основные целевые направления реализации Программы – улучшение жилищных условий работников агропромышленных предприятий, строительство школ и дошкольных образовательных учреждений, ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), строительство спортивных сооружений и досуговых центров, строительство газопроводов и водопроводов, создание дополнительных рабочих мест и поддержка инициатив местных граждан [15], [16], [17], [18].

Все мероприятия Программы являются важными и необходимыми для перспективного развития сельских территорий. Несмотря на то что большого положительного эффекта от реализованных мероприятий пока не наблюдается, средства, вложенные в развитие села и его человеческих ресурсов, со временем непременно принесут положительные результаты.

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

Решить проблему дефицита квалифицированных кадров на предприятиях аграрной сферы АПК невозможно без комплексного воздействия на все сферы жизнедеятельности сельского населения. Среди основных факторов, способствующих возвращению молодежи в аграрный сектор, выступают заработная плата, обеспеченность собственным жильем, развитие инфраструктуры села, включая объекты школьного и дошкольного образования, учреждения медицинского обслуживания, а также обеспеченность товарами народного потребления. Важнейшими из них являются заработная плата и жилье. Именно они должны лежать в основе государственной политики возрождения села.

В настоящее время по данному вопросу в Пермском крае делается недостаточно. В крае нет программ льготного (бесплатного) выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для лиц, желающих переехать в сельскую местность на постоянное место жительства с целью работы на местных сельскохозяйственных предприятиях, для организации личных подсобных хозяйств, для создания сельскохозяйственных предприятий.

Реальная заработная плата работников предприятий сельского хозяйства Пермского края гораздо ниже той, что заявлена в планах Министерства сельского хозяйства и продовольствия региона. Анализ вакансий предприятий АПК показал, что очень часто встречаются ситуации, когда в тексте объявления о приеме специалиста на работу указывается минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который только в 2018 году достиг прожиточного минимума в регионе, а ранее был еще меньше. В 2019 году прожиточный минимум в Пермском крае составил 11 280 рублей.

Для решения кадровой проблемы предприятий аграрной сферы АПК систему подготовки профессиональных кадров необходимо строить таким образом, чтобы в нее были включены не только образовательные организации высшего и среднего профессионального образования аграрного профиля, но и предприятия-работодатели, их профессиональные союзы и объединения. Процесс подготовки квалифицированных специалистов для предприятий аграрного сектора должен быть основан на взаимодействии всех заинтересованных в этом субъектов, что будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки выпускников и закреплению их на предприятиях агропромышленного комплекса региона.

Комплекс мер, предлагаемый для решения кадровой проблемы, должен включать в себя следующие мероприятия:

  • закрепление предприятий АПК за аграрными учебными заведениями;
  • социальный заказ на контрактную подготовку кадров для предприятий АПК;
  • финансовые выплаты агропромышленным предприятиям, направленные на повышение зарплат молодым специалистам;
  • обеспечение молодых специалистов ведомственным жильем с последующим оформлением на него права собственности.

Подготовка специалистов в образовательных организациях аграрного профиля должна не только быть практико-ориентированной, но и морально настраивать студентов на будущую трудовую деятельность в аграрном секторе. Практика студентов должна проходить на ведущих предприятиях агропромышленного комплекса, которые должны быть административно закреплены за профессиональными учебными заведениями на продолжительное время, не менее 5 лет.

Выпускники аграрных учебных заведений должны направляться по принципу социального заказа на предприятия, нуждающиеся в специалистах, для трудоустройства в соответствии с полученной специальностью и квалификацией. На молодых специалистов – выпускников аграрных учебных заведений, подготовленных в соответствии с социальным заказом, должна быть возложена обязанность отработать не менее трех лет на том предприятии, для которого их готовили или куда их распределили в соответствии с полученной квалификацией. При этом молодые специалисты должны быть обеспечены жилой площадью, закрепленной за ними на весь срок выполнения трудовых обязанностей по социальному заказу, а в случае последующего заключения долгосрочного трудового контракта с агропромышленным предприятием жилое помещение должно переходить в собственность новых сотрудников.

В случае неявки на рабочее место или отказа приступить к выполнению своих обязанностей по контракту социального заказа на выпускников-нарушителей должен налагаться штраф в размере средств, затраченных на их обучение, независимо от того, были эти средства из федерального бюджета, бюджета региона или из средств конкретного агропромышленного предприятия.

Другим эффективным методом воздействия на сельскую молодежь, направленным на ее удержание и возвращение для проживания и работы в родные места, может быть дополнительное стимулирование в виде денежных выплат предприятиям, принимающим на работу выпускников аграрных учебных заведений, для доведения зарплаты молодых специалистов до средней по экономике региона. Примером такого воздействия может служить инициатива московского правительства 2009 года о назначении выплат предприятиям, принимающим на работу выпускников вузов, в размере 10 тысяч рублей в месяц на погашение части зарплаты таких сотрудников. Вслед за московской инициативой правительство Пермского края в том же году приняло аналогичное решение. Только размер выплат в этом регионе ограничен суммой в 3 тысячи рублей на каждого трудоустроенного выпускника вуза.

Одновременно с этим необходимо повышать престиж сельскохозяйственного труда и формировать положительный имидж отрасли. Улучшение условий труда и качества жизни сельского населения в сочетании с хорошо продуманными мотивационными мероприятиями способно создать надежную основу для повышения привлекательности жизни и работы на селе в глазах современной молодежи и подрастающего поколения.

References

1. Doklad o sostoyanii delovogo klimata v Rossii v 2018 godu. Rossiyskiy soyuz promyshlennikov i predprinimateley [Elektronnyy resurs]. URL: http://media.rspp.ru/document/1/6/f/6f344ccbe128406192e0548516b4f9eb.pdf (data obrascheniya: 25.01.2020).

2. Rossiyskiy soyuz promyshlennikov i predprinimateley [Elektronnyy resurs]. URL: http://rspp.rf (data obrascheniya: 25.01.2020).

3. Nabokov V. I., Mingalev V. D., Pustuyev A. L., Sharapova V. M., Grytsova O. A., Rubayeva O. D., Razorvin I. V. Marketing information analysis on educational service quality in terms of innovative activity // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication - TOJDAS. 2018. March Special Edition. Pp. 31-38.

4. Kulagina N. A., Bobryshev A. N., Sulumov S. K., Chaykovskaya L. A., Smirnova A. V. Personnel Potential Of The Agrarian Sector Of The Economy Of The Southern Russia: Regularities And Prospects Of Development // Research Journal of Pharmaceutical Biological and Chemical Science. 2018. Vol. 9. No. 6. Pp. 1321-1328.

5. Khokhlova M. G. Youth labour market: European experience in Russian context // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2019. Vol. 63. No. 9. Pp. 118-128.

6. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.gks.ru (data obrascheniya: 27.01.2020).

7. Ministerstvo sel'skogo hozyaystva Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs]. URL: http://mcx.ru (data obrascheniya: 27.01.2020).

8. Ministerstvo sel'skogo hozyaystva i prodovol'stviya Permskogo kraya. Operativnye svodki [Elektronnyy resurs]. URL: https://agro.permkrai.ru/analitika/operativnye-svodki (data obrascheniya: 07.02.2020).

9. Volkov V. I. Gosudarstvennaya podderzhka i razvitie agropromyshlennogo kompleksa Permskogo kraya // Vestnik agrarnoy nauki. 2020. № 1 (82). S. 160-168.

10. Nabokov V. I., Volkov V. I., Nekrasov K. V. Agropromyshlennyy kompleks Permskogo kraya na sovremennom etape razvitiya // Voprosy upravleniya. 2019. № 6 (61). S. 170-177.

11. Kharcheva I., Kontsevaya S., and Maitah M., Analysis of manpower resources utilization in agricultural organizations of the Russian Federation // Economic science for rural development: integrated and sustainable regional development, production and cooperation in agriculture. 2016. 21-22 April. No. 42. Pp. 244-249.

12. Alhanaqtah V., Pakhomova A. Development of rural areas of Russia and Jordan // Management theory and studies for rural business and infrastructure development. 2018. Vol. 40. No. 2. Pp. 131-142.

13. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo hozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaystvennoy produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70110644 (data obrascheniya: 25.01.2020).

14. Federal'naya celevaya programma «Ustoychivoe razvitie sel'skih territoriy na 2014-2017 gody i na period do 2020 goda» [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70319016 (data obrascheniya: 25.01.2020).

15. Godovoy otchet za 2017 god Ministerstva sel'skogo hozyaystva i prodovol'stviya Permskogo kraya «O vypolnenii gosudarstvennoy programmy «Razvitie sel'skogo hozyaystva i ustoychivogo razvitiya sel'skih territoriy Permskogo kraya» [Elektronnyy resurs]. URL: https://agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (data obrascheniya: 07.02.2020).

16. Godovoy otchet «O vypolnenii gosudarstvennoy programmy «Gosudarstvennaya podderzhka agropromyshlennogo kompleksa Permskogo kraya» za 2018 god [Elektronnyy resurs]. URL: https://agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya (data obrascheniya: 07.02.2020).

17. Nacional'nyy doklad «O hode i rezul'tatah realizacii v 2017 godu Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo hozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaystvennoy produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody» [Elektronnyy resurs]. URL: http://mcx.ru/upload/iblock/1e0/1e03cd2e5492906ba15ca24d67367d8b.pdf (data obrascheniya: 07.02.2020).

18. Ob itogah realizacii v 2018 godu podprogrammy «Ustoychivoe razvitie sel'skih territoriy» Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo hozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaystvennoy produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody [Elektronnyy resurs]. URL: http://mcx.ru/upload/iblock/153/1534693e8b0024353bfd24b05d05b623.pdf (data obrascheniya: 25.01.2020).

Login or Create
* Forgot password?