AGRICULTURAL CREDIT CONSUMER COOPERATION IN THE URAL REGION: CURRENT STATE, DEVELOPMENT MEASURES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Abstract. The study of regional aspects of the development of agricultural credit consumer cooperatives (ACCC) is an urgent agenda for the growth of the agricultural economy, ensuring the availability of financial services in rural areas. The purpose of the study is to assess the current state of agricultural credit consumer cooperatives in the Ural region. Methods. A systematic approach was applied using economic, statistical and analytical methods. The theoretical basis of the study was the publications of modern domestic and foreign scientists on the economic, institutional aspects of the formation, functioning and development of agricultural credit consumer cooperatives. Results. The dynamics of development of the Ural regional sector of the agricultural credit consumer cooperation industry is considered. The peculiarities of the ACCC of the Urals are noted, the constituent entities of the Russian Federation are identified, in which the highest rates of reduction in the number of ACCC are observed. Barriers to the development of the cooperation industry in the Ural region are outlined. The role of regional government bodies in supporting the Ural ACCC in the framework of the implementation of state programs for the development of agro-industrial complexes is revealed, the areas of concentration of the largest ACCC are identified. The assessment of the market strategy of the Ural ACCC in the modern conditions of activity restrictions is given. The paper notes that the determining factor in the formation of a single mechanism for the implementation of the state policy of the industry in the regions is the development of regional target programs for the development of cooperation, representing a set of planned activities, interrelated in terms of tasks, timing of implementation, executors and resources. The directions for supporting the industry were noted, including measures to deregulate the activities of the ACCC. The theoretical significance of the study is the development of approaches to a set of measures for the development of the ACCC. The practical significance of the study lies in the formation of possible future studies of the management of the ACCC in the conditions of remote channels for the provision of financial services, expanding their range. Scientific novelty. Substantiated measures that allow to form a modern system of agricultural consumer credit cooperation in the regions.

Keywords:
financial market, agricultural credit consumer cooperatives, the Ural region, government support measures.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Постановка проблемы (Introduction)

Банком России в рамках реализации Основных направлений развития финансового рынка на период 2019–2021 годов предусмотрено повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства посредством развития отрасли микрофинансирования, в состав которой входят СКПК, выполняющие социальную роль в регионах, удаленных от основных финансовых центров в удовлетворении финансовых потребностей сельскохозяйственного бизнеса и расширяющие их возможности реализации малых и маневренных проектов [1].

Сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация как инструмент финансового рынка и ключевой элемент социально-экономического развития сельских территорий получила стимул своего развития в экономике промышленно развитых стран. Так, в большинстве стран Западной Европы на долю кооперативов приходится 30–55 % кредитного портфеля аграрной сферы. В США кооперативная система фермерского кредита стала альтернативой банковскому кредиту, предоставляя фермерам треть кредитов на покупку земли, шестую часть кратко- и среднесрочных кредитов [2, с. 483]. Характерной особенностью сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации зарубежных стран, добившихся успехов в ее развитии, является активное участие государства, которое взяло на себя организующую роль, а также сочетание государственного регулирования и саморегулирования.

В Российской Федерации старт образованию СКПК для кредитования и сбережения денежных средств своих членов дал Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», который определяет СКПК как разновидность обслуживающих сельскохозяйственных кооперативов. Они созданы и функционируют на принципах взаимопомощи, ориентированы в своей деятельности, прежде всего, на обеспечение доступа к финансовым услугам для своих членов (сельскохозяйственных товаропроизводителей). При этом СКПК по своей природе не стремятся к захвату финансового рынка в целом или его сегмента, а направлены на увеличение местного и общего благосостояния, поскольку они принадлежат своим членам (пайщикам). Поэтому СКПК целесообразно рассматривать как социальный институт финансовой взаимопомощи в сельской местности.

Спецификой современных СКПК является их комплексный характер, проявляющийся не только в обеспечении доступа к финансовым услугам малых форм хозяйствования и сельских домохозяйств, но и в способствовании развитию сельских территорий и привлечению инвестиций в аграрное производство. СКПК занимают определенную нишу в кредитовании сельских жителей, которая не представляет интерес банкам из-за высоких трансакционных издержек на предоставление и обслуживание малых по сумме кредитов.

При столь важной социальной роли СКПК для сельских территорий их потенциал используется явно недостаточно. Доля СКПК в финансовой системе страны крайне низка. Так, удельный вес портфеля займов СКПК в портфеле займов отрасли микрофинансирования в первом квартале 2019 года составлял 5,1 %, а в 2019 году снизился до 4,8 % [3], [4]. Количество СКПК и число их членов в последние годы постепенно снижается, что делает все более актуальным анализ текущей ситуации в данном секторе и выявление сдерживающих факторов его функционирования на региональном уровне и позволяет сформировать предложения по совершенствованию нормативно-правовых аспектов развития СКПК. В настоящее время возникают новые вызовы, связанные с ограничениями в их деятельности. Данные проблемы послужили основанием для выбора темы исследования и определили круг решаемых задач.

Методология и методы исследования (Methods)

Основу исследования составили публикации современных отечественных ученых по экономическим, институциональным и инфраструктурным аспектам формирования, функционирования, регулирования и развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации. В разработку теоретических и практических вопросов развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, ее принципов и механизмов функционирования существенный вклад внесли А. В. Ануфриева [5], С. Н. Богданов [6], К. И. Лукьянов [7], А. Ф. Максимов [8], С. В. Соловьева [9], И. М. Сурков [5]. Современные аспекты формирования и развития сельскохозяйственной кредитной кооперации нашли отражение в работах М. В. Быковца [10], О. А. Василенко [11], Н. П. Ворониной [12], С. Г. Головиной [13], В. Еремеева [14], Н. Жукова [14], Л. И. Ивановой [15], Е. В. Рудова [11], Т. В. Тресковой [15]. Перспективы развития рынков микрофинансирования раскрыты в исследованиях В. А. Цветкова, М. Н. Дудина, С. Н. Сайфиева [16], Ю. Ровенского [17]. В опубликованных работах авторы затрагивают вопросы формирования принципов кооперативного движения, значения и роли кредитной кооперации, источников имуществ СКПК, механизмов государственной поддержки. Однако вопросы, связанные с проблемами деятельности СКПК на региональном уровне, требуют более пристального внимания.  

Методологическую основу в рамках исследования составил системный подход с использованием экономико-статистического и аналитического методов. Информационной основой исследования послужили статистические данные Банка России, размещенные на его официальном сайте в рубрике «Микрофинансирование»; информация, размещенная на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ввиду отсутствия накопленных статистических данных за длительный период, позволяющих провести детальный анализ сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, сложно сделать однозначное заключение о тенденциях, происходящих в отрасли, но можно дать оценку текущей ситуации уровня развития СКПК в регионе, что и предпринято в данном исследовании.

Результаты (Results)

Экономической основой создания и функционирования сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в России является деятельность 176,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 26,1 тыс. микропредприятий, 6,1 тыс. малых предприятий [18]. Они формируют отрасль, пользуются ее услугами и предъявляют новые требования к созданию организационно-экономического механизма ее функционирования.

По состоянию на 01.05.2020 г. в государственный реестр СКПК Банком России включены 59 кооперативов, действующих в Уральском регионе (таблица 1). Наибольшее количество СКПК сосредоточено в Тюменской области (22) и Республике Башкортостан (13). За период с 30.06.2018 г. по 01.05.2020 г. в Уральском регионе отмечается снижение количества действующих СКПК на 40,4 %, что связано с уходом с рынка игроков, не ведущих профильную деятельность, усилением надзора Банка России, который обеспечивает «очищение» рынка от недобросовестных участников [19]. Субъектами, в которых наблюдались наиболее высокие темпы сокращения числа СКПК, являются Оренбургская область (77,7 %) и Пермский край (54,5 %).   

Спад количества действующих СКПК привел к снижению количества их пайщиков. За период с 1 квартала 2019 года по 1 квартал 2020 года число пайщиков СКПК по стране уменьшилось на 3 %. Вместе с тем среднее число пайщиков, приходящееся на одно СКПК, сократилось всего на 1,6 % с 443 до 436 [20].

Таблица 1

Динамика числа действующих СКПК в Уральском регионе, включенных в государственный реестр*

Субъекты РФ

Число СКПК

Сокращение за период, %

на 30.06.2018

на 30.06.2019

на 01.05.2020

Курганская область

5

5

3

40,0

Оренбургская область

18

8

4

77,7

Пермский край

11

8

5

54,5

Республика Башкортостан

17

14

13

23,5

Свердловская область

10

7

6

40,0

Тюменская область

25

23

22

12,0

Челябинская область

11

7

6

45,4

ХМАО – Югра

1

Всего по Уральскому региону

99

73

59

40,4

* Источник: рассчитано авторами по данным [26].

 

 

Table 1

The dynamics of the number of existing ACCC in the Ural region, included in the state register*

Subjects of the RF

ACCC number

The reduction over the period, %

on 30.06.2018

on 30.06.2019

on 01.05.2020

Kurgan region

5

5

3

40.0

Orenburg region

18

8

4

77.7

Perm region

11

8

5

54.5

Republic of Bashkortostan

17

14

13

23.5

Sverdlovsk region

10

7

6

40.0

Tyumen region

25

23

22

12.0

Chelyabinsk region

11

7

6

45.4

Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Ugra

1

Total in the Ural region

99

73

59

40.4

* Source: calculated by the authors according to [26]

 

За период с 30.09.2018 г. по 30.09.2019 г. следует отметить снижение доли уральских СКПК по объему привлеченных средств и предоставленных займов в показателях отрасли страны на 2,8 % и 2,3 % соответственно, что вызвано ликвидацией ряда неэффективных кооперативов вследствие неудовлетворительного финансового состояния, слабых усилий в поиске решения проблемы финансовой стабилизации, низкого уровня квалификации кадров (таблица 2).

 

Таблица 2

Динамика удельного веса уральских СКПК по объему привлеченных средств, предоставленных займов в общих показателях по Российской Федерации*

Показатель

Доля уральских СКПК в общем объеме по РФ, %

Сокращение за период, %

на 30.09.2018

на 30.09.2019

Объем привлеченных средств

10,8

8,0

2,8

Объем предоставленных займов

11,4

9,1

2,3

* Источник: рассчитано авторами по данным [27], [28]

 

Table 2

The dynamics of the share of the Ural ACCC in terms of the amount of borrowed funds, loans granted in total terms by Russian Federation*

Index

The share of the Ural ACCC in the total volume of the RF, %

Reduction for the period, %

on 30.09.2018

on 30.09.2019

Amount of attracted funds

10.8

8.0

2.8

Volume of loans granted

11.4

9.1

2.3

 

Source: calculated by the authors according to [27], [28].

 

Своеобразным «ядром» СКПК на Урале являются Тюменская, Свердловская и Оренбургская области. Тюменская область является одним из российских регионов – центров развития сельскохозяйственной кооперации. Так, СКПК Тюменской области сосредоточили 78,3 % всего капитала и 30,6 % всех активов, ими было выдано 30,1 % всех займов от их общей величины по Уральскому региону (таблица 3). СКПК Свердловской области лидируют в Уральском регионе по сумме выданных займов, привлеченных средств и величине активов, их доля по данным показателям составляет 32,9 %, 44,9 % и 31,4 % соответственно. Востребованы на селе СКПК Оренбургской области, которые привлекли средства в размере 38,8 % от их общей суммы, выдали займов 28,5 % от общей величины по Уралу.

Актуальным направлением в отрасли является межотраслевая интеграция СКПК с инфраструктурой агропромышленного комплекса. Создание интегрирующих связей обеспечивает надежность и стабильность СКПК, расширяет их функциональные возможности по предоставлению финансовых услуг. Примером успешного проектного финансирования является участие СКПК «Уралецъ» в инвестировании мощностей по хранению сельскохозяйственной продукции в Свердловской области.

Таблица 3

Уральские субъекты – лидеры по ключевым показателям деятельности СКПК за 2019 год*

По доле капитала, %

По доле выданных займов, %

Тюменская область

78,3

Свердловская область

32,9

Свердловская область

7,3

Тюменская область

30,1

Республика Башкортостан

1,5

Оренбургская область

28,5

По доле активов, %

По доле привлеченных средств, %

Свердловская область

31,4

Свердловская область

44,9

Тюменская область

30,6

Оренбургская область

38,8

Оренбургская область

26,2

Тюменская область

7,7

* Источник: рассчитано авторами по данным отчетности СКПК, представленной в Банк России.

 

Table 3

Ural subjects are leaders in key performance indicators of SKPK*

 

By share of capital, %

By the share of loans issued, %

Tyumen region

78.3

Sverdlovsk region

32.9

Sverdlovsk region

7.3

Tyumen region

30.1

Republic of Bashkortostan

1.5

Orenburg region

28.5

By share of assets, %

By the share of funds raised, %

Sverdlovsk region

31.4

Sverdlovsk region

44.9

Tyumen region

30.6

Orenburg region

38.8

Orenburg region

26.2

Tyumen region

7.7

* Source: calculated by the authors based on the data of the SKPK reports submitted to the Bank of Russia..

 

СКПК Уральского региона активно развиваются на тех субъектах, где им оказывается поддержка региональных органов государственной власти. В Тюменской, Свердловской и Оренбургской областях в рамках реализации государственных программ по развитию агропромышленных комплексов предусмотрено предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам субсидии из средств областных бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в СКПК. Опыт СКПК Тюменской области используется проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по разработке мер, направленных на стимулирование развития кооперативов [19].

Фактором развития отрасли является представление самих СКПК об их экономическом положении в условиях текущего кризиса. Оценивая рыночную ситуацию, кооперативы выбирают стратегию по поддержанию финансовой устойчивости, не связанную с использованием многофакторных риск-моделей. Анализ складывающейся практики деятельности СКПК в условии ограничений показывает, что клиентская база кооперативов оказалась достаточно качественной и перспективы развития отрасли видятся СКПК вполне благоприятными. Пайщики кооперативов – предприниматели в агросекторе, фермеры – планируют увеличить производство сельскохозяйственной продукции. Объемы выданных займов и привлеченных средств СКПК не уменьшились, просроченная задолженность не выросла. СКПК оперативно перестроили свою работу путем организации дистанционного обслуживания своих клиентов. Быстрый переход СКПК на новые условия деятельности сопровождался всемерной ориентацией на запросы заемщиков и пайщиков находить оптимальный выход из сложных ситуаций, основываясь на отношениях, построенных не столько на договорных началах, сколько на отношениях, выстроенных в рамках общности членов кооператива. Использование СКПК положительных практик в деятельности улучшает имиджевую сторону кредитной кооперации, формирует новый позитивный образ кооперативов.

Таким образом, отрасль сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации Урала характеризуется рядом особенностей, свидетельствующих о наличии фактически сложившейся ее региональной структуры:

  • преобладание СКПК – «ветеранов», созданных более 10 лет и составляющих около 50 % общего числа СКПК;
  • затруднение входа на рынок новых СКПК ввиду сложности преодоления порога рентабельности, особенно на первоначальном этапе создания;
  • территориальная концентрация крупнейших СКПК в отдельных субъектах;
  • возрастание роли межотраслевой интеграция СКПК с инфраструктурой агропромышленного комплекса.

Проведенный анализ показал регионы, в которых происходит резкое снижение количества СКПК, где со стороны органов государственной власти в первую очередь требуется разработка подходов и методов снижения уровня экономических и административных барьеров, препятствующих деятельности кооперативов. Систематизация информации о барьерах является базой для определения основных направлений политики в секторе микрофинансирования.

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

В современных условиях институциональная среда недостаточно соответствует уровню развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации. В зарубежной общественной мысли сформировалось два подхода к определению понятия «институциональная среда» применительно к сфере микрофинансирования. Первый связывает возможность совокупности институтов формировать пространство стимулов и поведенческих моделей у основных субъектов [21], [22]. Второй подход характеризует институциональную среду как совокупность правил игры и институтов, создающих рамки для основных экономических игроков [23], [24].

На региональном уровне институциональная среда представляется системой федеральных, региональных и местных законодательных актов, норм, правовых основ, сосредоточения программ и политик федеральных структур, а также неформальных социокультурных правил, к которым относят исторические нормы, общественное мнение, менталитет населения, культурные особенности, традиции, присущие данной территории [25]. Институциональная среда может создать дополнительные возможности для наращивания потенциала отрасли за счет новых предпосылок, одним из которых является необходимость разработки концепции развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, учитывающей совершенствование нормативно-правового обеспечения, регулирования, контроля деятельности СКПК. Она может стать основой региональных целевых программ развития кооперации, представляющих комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и позволяющих сформировать единый механизм реализации государственной политики отрасли в регионах.

В настоящее время стоит задача сокращения избыточных установленных государством административно-правовых норм и предписаний в отношении экономической деятельности субъектов. Актуальность процесс дерегулирования приобретает в отрасли сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации. Снижение административных барьеров, уменьшение объема отчетности, сокращение перечня запретов по приему и выдаче займов, приему членов, а также прекращение возложения на СКПК дополнительных обязанностей, требующих расходов, позволит снизить их издержки. С этой целью требуется внесение соответствующих изменений в законодательство о сельскохозяйственной кооперации.

В числе мер по поддержке отрасли сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации следует отметить необходимость снижения стоимости услуг кредитных организаций, связанных с операциями с использованием наличных денежных средств СКПК. Основой для роста отрасли в перспективе могут стать снижение затрат за счет использования и совершенствования дистанционных каналов предоставления финансовых услуг, расширения их спектра.

References

1. Osnovnye napravleniya razvitiya finansovogo rynka Rossiyskoy Federacii na period 2019-2021 godov [Elektronnyy resurs] // Voprosy kreditnoy kooperacii. URL: https://vkk-journal.ru/wp-content/uploads/Osnovnyie-napravleniya-razvitiya-finryinka-Tekst.pdf (data obrascheniya: 19.06.2020).

2. Ivanova L. I., Bobyleva A. S., Treskova T. V. Zarubezhnyy opyt razvitiya sel'skohozyaystvennoy kreditnoy potrebitel'skoy kooperacii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 10 (1). S. 482-487.

3. Obzor osnovnyh pokazateley mikrofinansovyh institutov, 1 kvartal 2019. Informacionno-analiticheskiy material [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt Banka Rossii. URL: https://www.crb.ru/Collection/Collection/File/23732/review_mfi_19Q1.pdf (data obrascheniya: 19.06.2020). Ssylka vernaya! Ya proverila!

4. Obzor osnovnyh pokazateley mikrofinansovyh institutov, 2019. Informacionno-analiticheskiy material [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt Banka Rossii. URL: https://www.crb.ru/Collection/Collection/File/27764/review_mfi_19Q4.pdf (data obrascheniya: 19.06.2020). Ssylka vernaya, ya proverila!

5. Anufrieva A. V., Surkov I. M. Kooperaciya v agrarnoy sfere: suschnost', specifika, principy // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2017. № 3 (54). S. 179-186.

6. Bogdanov S. N. Razvitie sel'skoy kreditnoy kooperacii v kontekste institucional'nyh preobrazovaniy agroterritoriy [Elektronnyy resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 2 (chast' 2). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22764 (data obrascheniya: 10.05.2020).

7. Luk'yanov K. I. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy regulirovaniya sel'skohozyaystvennyh kreditnyh potrebitel'skih kooperativov // Vestnik NGAU. 2017. № 2. S. 158-165.

8. Maksimov A. F. Sostoyanie sel'skohozyaystvennoy kreditnoy potrebitel'skoy kooperacii v Rossii: problemy i puti ih resheniya // Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyaystve. 2016. № 1. S. 8-12.

9. Solov'eva S. V. Razvitie kreditnyh otnosheniy v real'nom sektore i ekonomicheskaya bezopasnost' // Problemy rynochnoy ekonomiki. 2017. № 3. S. 36-43.

10. Bykovec M. V. Perspektivy razvitiya rynka mikrofinansovyh uslug v Rossii i osnovnye napravleniya ego gosudarstvennogo regulirovaniya [Elektronnyy resurs] // Zhurnal fakul'teta gosudarstvennogo upravleniya MGU imeni M. V. Lomonosova «Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik». 2014. № 45. S. 179-211. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk__45._avgust_2014_g./ekonomitcheskie_voprosi_upravlenija/bykovets.pdf (data obrascheniya: 10.05.2020).

11. Rudoy E. V., Vasilenko O. A. Sovremennoe sostoyanie razvitiya sel'skohozyaystvennyh kreditnyh potrebitel'skih kooperativov // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2015. № 11. S. 33-37.

12. Voronina N. P. Normativno-pravovoe obespechenie razvitiya sel'skohozyaystvennoy kooperacii v sub'ektah RF kak napravlenie gosudarstvennoy agrarnoy politiki // Aktual'nye problemy rossiyskogo prava. 2018. № 6. S. 199-207.

13. Golovina S. G., Smirnova L. N. Ob effektivnosti deyatel'nosti sel'skohozyaystvennyh kooperativov v Rossii // Agrarnyy vestnik Urala. 2020. № 06 (197). S. 89-100. DOI:https://doi.org/10.32417/1997-4868-2020-197-6-89-100.

14. Eremeev V., Zhukov N., Kubanova N. Regulirovanie razvitiya sel'skohozyaystvennoy kooperacii neobhodimo // APK: ekonomika, upravlenie. 2015. № 1. S. 25-34.

15. Ivanova L. I., Treskova T. V. Otechestvennyy opyt razvitiya sel'skohozyaystvennoy kreditnoy kooperacii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 10-1 (63-1). S. 651-655.

16. Cvetkov V. A. Dudin M. N., Sayfieva S. N. Problemy i perspektivy razvitiya mikrofinansovyh organizaciy v Rossiyskoy Federacii // Finansy: teoriya i praktika. 2019. № 23 (3). S. 96-111. DOI:https://doi.org/10.26794/2587-5671-2019-23-3-96-111.

17. Rovenskiy Yu. Sovremennye trendy razvitiya potrebitel'skogo kreditovaniya v Rossii // Federalizm. 2016. № 4. S. 31-46.

18. Minsel'hoz proanaliziruet potencial'nye napravleniya razvitiya fermerskih hozyaystv [Elektronnyy resurs] // Novosti v Rossii i mire - TASS. URL: https://tass.ru/ekonomika/7795295 (data obrascheniya: 20.06.2020).

19. Razvitie kreditnoy kooperacii. Doklad dlya obschestvennyh konsul'taciy [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt Banka Rossii. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/50692/Consultation_Paper_171003_01.pdf (data obrascheniya: 20.06.2020).

20. Obzor osnovnyh pokazateley mikrofinansovyh institutov, I kvartal 2020. Informacionno-analiticheskiy material [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt Banka Rossii. URL: https://www.crb.ru/Collection/Collection/File/28025/review_mfi_20Q1.pdf (data obrascheniya:19.07.2020)

21. Tremblay E., Hupper A., Waring T. M. Co-operatives exhibit greater behavioral cooperation than comparable businesses // Experimental evidence Journal of Co-operatives Organization and Management. 2017. No. 5 (1). Pp. 48-55. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jcom. 2019.100092.

22. Nilsson J. Cooperatives, Economic Democratization and Rural Development // European Review of Agricultural Economics. 2016. Vol. 43. Iss. 5. Pp. 875-877. DOI:https://doi.org/10.1093/erae/jbw010.

23. Goodwin Barry K. Agricultural Policy Analysis: The Good, The Bad, and The Ugly // American Journal of Agricultural Economics. 2015. Vol. 97. Iss. 2. Pp. 353-373. DOI:https://doi.org/10.1093/ajae/aau105.

24. Soboh R., Lansink A., Giesen G., van Dijk G. Performance Measurement of the Agricultural Marketing Cooperatives: The Gap between Theory and Practice // Applied Economic Perspectives and Policy. 2009. Vol. 31. Iss. 3. Pp. 446 469. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1467-9353.2009.01448.x.

25. Goyher O. L., Danilov A. I. Institucional'nye osnovy ekonomiki regiona // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: ekonomicheskie nauki. 2015. № 2 (4). S. 19-25.

26. Gosudarstvennyy reestr sel'skohozyaystvennyh kreditnyh potrebitel'skih kooperativov [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt Banka Rossii. URL: http://www.cbr.ru/registries/microfinance/#a_33636 (data obrascheniya: 20.05.2020).

27. Obzor klyuchevyh pokazateley mikrofinansovyh institutov, III kvartal 2018. Informacionno-analiticheskiy material [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt Banka Rossii. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/23733/review_mfo_18Q3.pdf (data obrascheniya: 24.05.2020).

28. Obzor klyuchevyh pokazateley mikrofinansovyh institutov, III kvartal 2019. Informacionno-analiticheskiy material [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt Banka Rossii. URL: http://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/25677/review_mfi_19Q3.pdf (data obrascheniya: 24.05.2020).

Login or Create
* Forgot password?