Russian Federation
Russian Federation
Abstract. Competitiveness has always been the basis for building a market economy. In modern conditions, this quality should also be enjoyed by public sector institutions. Pre-education that takes place in the public sector of the economy, which mainly includes educational institutions, is aimed at creating a competitive environment among educational institutions, in which they must fight for victory in the competition to complete a state task, for applicants, for reputation, and, ultimately, for budget funding. And in this situation, various management systems, often borrowed from the commercial sphere of activity, come to the fore. One of these systems is the risk management system, which includes both the positive and negative nature of risk and its hybrid component in the modern interpretation. Existing risk management standards consider risk from these positions. Purpose of work it is a study of budget risks from the point of view of the process approach, assessment and relationship of the stages of the budget process and risks. The novelty of this work is the use of risk-based thinking to achieve the effectiveness of the quality management system of budget processes. Methods. The methodological apparatus of research on the stated problem is based on the methods of economic and comparative analysis, expert assessments. Results. The results of the study revealed a clear relationship and reflection of the main principles of the process approach in the budget process. In addition, it was determined that the budget process also has the characteristic key elements of the process approach. measures to prevent budget risks are taken jointly by the owner and participants in the budget process, using the necessary resources and following the relevant principles, while the coordinator, who is responsible for the coordinated work of participants in the process and ensures the safety and timely presentation of all potentially useful information, plays a key role in preventing and minimizing budget process risks.
process approach, budget risks, quality management system, budget processes.
Постановка проблемы (Introduction)
Преобразования, происходящие бюджетном секторе экономики, к которому преимущественно и относятся образовательные учреждения, направлены на формирование конкурентной среды в образовательных учреждениях, в которой они должны бороться за победу в конкурсе на выполнение государственного задания, за абитуриентов, за репутацию и в итоге за бюджетное финансирование.
Действия, осуществляемые учреждением в достижении необходимых целевых параметров, в том числе в конкуренции с другими образовательными организациями, приводят к событиям и последствиям, которые могут представлять собой как потенциальные положительные возможности, так и «опасности» для него. И в этой ситуации на передний план выходят различные системы управления, зачастую заимствованные из коммерческой сферы деятельности, например, строительство, перевозки и другие [9–13]. Одной из них является система риск-менеджмента, включающая в современной трактовке как положительный и негативный характер риска, так и его гибридную составляющую. Существующие стандарты управления рисками рассматривают риск именно с этих позиций.
Стоит отметить, что с внедрением бюджетного управления и риск-ориентированного подхода в отдельных университетах были достигнуты некоторые хорошие результаты. Однако в процессе работы возникает ряд проблем: например, как определить риски в ходе реализации проекта, финансируемого за счет бюджетных средств, и оценить уровень риска, а затем эффективно принять меры. Это обуславливает потребность раннего предупреждения бюджетных рисков в вузах. Анализ потенциальных рисков, их изучение, классификация и связь с процессами могут быть использованы в вузах при управлении бюджетными процессами, чтобы административно-управленческий персонал мог своевременно выявлять факторы риска и принимать принятия превентивные меры [7], [8].
Методология и методы исследования (Methods)
Основным документом, определяющим бюджетные правоотношения, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Однако данный документ не дает точного определения бюджетного риска. В свою очередь, в Приказе Минфина России от 21.11.2019 № 196н понятие «бюджетный риск» закрепляется как возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств. В Методических рекомендациях органам государственной власти субъектов Российской Федерации по долгосрочному бюджетному планированию под бюджетным риском понимается стоимостная оценка изменения доходов, расходов бюджетов, показателей долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также располагаемых резервов, наступающая с определенной вероятностью, в конкретном периоде, по сравнению с наиболее вероятным, ожидаемым вариантом прогноза данных показателей [3]. Из данных определений мы видим, что единого толкования данной категории нет.
В экономической литературе приведено также множество трактовок данного понятия на основе исследований различных ученых.
В. В. Гамукин в своем труде «Бюджетные риски: среда, система, случай» связывает бюджетный риск с бюджетным планированием, с влиянием тех или иных рисковых событий на выполнение бюджетных показателей. По его мнению, все структурные элементы такой категории, как «бюджет», в равной степени могут быть использованы в качестве объектов для возникновения риска. В. В. Гамукин указывает на «регламентированный характер бюджетных отношений, что создает иллюзию непоколебимости плана и неизбежности его исполнения в том виде, какой установлен законом или решением о бюджете. Поэтому возникновение риска в области бюджета возможно только в случае ситуации, предвидение, появление, изменение и нейтрализация которой не находятся во власти человека (к таковой можно отнести природную катастрофу). Все же прочие рисковые обстоятельства, возникающие благодаря деятельности человека (хозяйственные, экономические, финансовые, валютно-денежные и др.), как правило, не должны возникнуть стихийно, а если и возникают, то в соответствии с установленным планом и, следовательно, перестают быть рисковыми». [4]
Другие авторы [5] соотносят бюджетный риск с отдельными стадиями бюджетного процесса, чаще всего со стадией исполнения бюджета, но отмечают, что бюджетные риски могут возникнуть и на других стадиях бюджетного процесса и необходимо оперативное реагирование системы управления на возникающие риски. Классификация бюджетных рисков, их соотношение со стадиями бюджетного процесса и потенциальные шаги для выявления и реагирования являются основной целью данного исследования. В качестве главного был использован системный подход, авторы использовали методы анализа, сравнения, аналогии, классификации и сопоставления.
Результаты (Results)
Определение бюджетных рисков, разработка эффективного механизма их идентификации, качественной оценки последствий и программы мероприятий по их предотвращению на всех уровнях бюджетной системы становятся объективной необходимостью. В последнее время работа в данном направлении проводится на всех уровнях бюджетного процесса. Поэтому, говоря о специфических свойствах бюджетного риска, обратимся к Методическим рекомендациям органам государственной власти субъектов Российской Федерации по долгосрочному бюджетному планированию [3]. Хоть данные рекомендации и ориентированы прежде всего на уровень субъекта РФ, но предложенные в них характеристики, по нашему мнению, применимы к рискам всего бюджетного механизма.
Таблица 1
Характеристики бюджетного риска
Наименование характеристики |
Значение |
Источник возникновения |
Конкретный фактор, показатель, оказывающий значимое и измеримое воздействие на основные характеристики бюджета. Например, речь идет о прогнозируемом фонде оплаты труда, уровне инфляции |
Управляемость |
Степень воздействия, соответственно, органов государственной власти на вероятность, масштабы и условия реализации риска |
Вероятность наступления |
Вероятность наступления рисковых событий, прямо или косвенно отражающихся на планировании и оценке соответствующих финансовых ресурсов для достижения стратегических целей социально-экономического развития |
Стоимостная оценка |
Любой из учитываемых в системе оценки рисков факторов, явлений и параметров должен быть измеряемым и сопоставимым с результатами аналогичной работы по иным факторам, чего можно достичь за счет представления соответствующих явлений в виде конкретного увеличения или сокращения финансовых ресурсов (доходов) или же изменения бюджетных расходов |
Период действия (интенсивность по годам) |
Установление вероятности наступления рискового события для прогнозируемых периодов различной продолжительности, в отношении которых оценивается возможная сбалансированность бюджета |
Показатель (-и) бюджета, влияние на который он (-и) оказывает (-ют) |
Конкретный состав показателей, применяемых в целях оценки бюджетных рисков |
Table 1
Characteristics of budget risk
Name of the characteristic |
Value of indicator |
Source of occurrence |
This is a specific factor, an indicator that has a significant and measurable impact on the main characteristics of the budget. For example, we are talking about the projected wage Fund, the level of inflation |
Manageability |
The degree of influence, respectively, of public authorities on the probability, scope and conditions of risk implementation. |
Probability of occurrence |
Probability of occurrence of risk events that directly or indirectly affect the planning and evaluation of relevant financial resources for achieving strategic goals of social and economic development |
Cost estimate |
Any of the factors, phenomena and parameters taken into account in the risk assessment system should be measurable and comparable with the results of similar work on other factors, which can be achieved by presenting the relevant phenomena in the form of a specific increase or decrease in financial resources (income) or changes in budget expenditures |
Validity period (intensity by year) |
Determination of the probability of occurrence of a risk event for forecast periods of different duration, in relation to which the possible balance of the budget is estimated |
Performance indicators of the budget, the influence to which he has |
Specific composition of indicators used to assess budget risks |
Рассмотренные характеристики подчеркивают значимость определения бюджетного риска, необходимость систематизации информации о его классификационных признаках для повышения эффективности их оценки и управления ими.
Опираясь на методику классификации В. В. Гамукина, можно выделить 3 группы бюджетных рисков: риски внешней среды, риски бюджетной системы и риски случая [4]. Предложенная В. В. Гамукиным классификация, на наш взгляд, не в полной мере отражает специфику бюджетного риска, поскольку ориентирована прежде всего на риски выполнения бюджетных показателей. Однако бюджетные риски возникают не только при формировании плана доходов и расходов, его реализации и управлении бюджетным дефицитом, но и при выполнении бюджетных процедур в рамках всего бюджетного механизма.
Обобщая все дальнейшие работы ученых по исследованию видов бюджетных рисков, необходимо отметить определенное сходство при установлении критериев классификации, и в этом случае наиболее полной, на наш взгляд, является группировка критериев и видов риска, предложенная К. Э. Моржаковой [6].
При анализе приведенных подходов к классификации бюджетных рисков нами установлено, что, несмотря на сходство, единой концепции по характеристикам сущности и критериям оценки бюджетных рисков не существует. Проблема в том, что каждый автор предлагает свою теорию классификации в соответствии с поставленными в исследовании целями. Однако, учитывая процессный характер бюджетных отношений, наибольший интерес, на наш взгляд, представляют рассмотрение бюджетных рисков с точки зрения процессного подхода, оценка и взаимосвязь стадий бюджетного процесса и рисков, т. е. применение риск-ориентированного мышления для достижения результативности системы менеджмента качества бюджетных процессов.
Теория процессного подхода определяет ряд основополагающих принципов, которые были адаптированы автором исследования по отношению к бюджетному процессу. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основополагающие принципы процессного подхода в рамках бюджетного процесса
№ п/п |
Наименование принципа |
Характеристика принципа по отношению к бюджетному процессу |
1 |
Принцип взаимосвязи процессов |
Процесс формирования, утверждения и исполнения бюджета представляет собой сеть взаимосвязанных процессов и процедур. Кроме того, каждая из этих отдельных стадий является совокупностью внутренних процессов, которым присущи свои риски и методы управления ими |
2 |
Принцип востребованности процесса |
Основная цель бюджетного процесса – это эффективное управление государственными финансами в рамках основных стратегических программ и приоритетных национальных проектов, а также текущих направлений политики государства. Исходя из вышесказанного, потребителями бюджетных процессов являются органы власти, государственные и муниципальные учреждения, общество. Таким образом, находит свое отражение принцип гласности и адресности бюджетного процесса |
3 |
Принцип документирования процессов |
Бюджетный процесс реализуется согласно установленным правилам, регламентам и положениям в силу его важности и необходимости как экономического инструментария. Регламентированный характер бюджетного процесса определяет множество документов, позволяющих описать каждый из процессов, дать оценку выполнения конкретных процедур бюджетного процесса, разработать алгоритмы планирования и прогнозирования результатов |
4 |
Принцип контроля процесса |
Для бюджетного процесса в качестве начала могут быть рассмотрены процедуры формирования прогноза социально-экономического развития региона, оценка результатов реализации программ стратегического развития и выполнения национальных проектов. В целях контроля выполнения бюджета установлены бюджетные показатели, обладающие своей спецификой: реализация принципа специализации бюджетных показателей, выражающегося в структурировании и конкретизации доходов бюджетной системы по их источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется посредством бюджетной классификации |
5 |
Принцип ответственности за процесс |
За каждым участником бюджетного процесса закреплена ответственность в рамках Бюджетного кодекса и других нормативно-правовых актов. При этом необходимо принимать во внимание принцип разграничения компетенций, характерный для бюджетного процесса |
Table 2
Fundamental principles of the process approach in the budget process
No. |
Name of the principle |
Characteristics of the principle in relation to the budget process |
1 |
The principle of interconnection of processes
|
The process of forming, approving, and executing a budget is a network of interrelated processes and procedures. In addition, each of these individual stages is a set of internal processes that have their own risks and methods of managing them |
2 |
The principle of demand for the process
|
The main goal of the budget process is to effectively manage public finances within the framework of the main strategic programs and priority national projects, as well as current state policy directions. Based on the above, consumers of budget processes are government authorities, state and municipal institutions, and society. Thus, the principle of transparency and targeting of the budget process is reflected |
3 |
The principle of documenting processes
|
The budget process is carried out according to the established rules due to its importance as an economic tool. The regulated nature of the budget process defines a set of documents that allow you to describe each of the processes, assess the implementation of specific procedures of the budget process, and develop algorithms for planning and forecasting results |
4 |
The principle of process control
|
For the budget process, the procedures for forming a forecast of the socio-economic development of the region, evaluating the results of the implementation of strategic development programs and the implementation of national projects can be considered as a beginning. In order to monitor the implementation of the budget, budget indicators have been established that have their own specifics – the implementation of the principle of specialization of budget indicators. It is expressed in the specification of budget system revenues by sources, and expenditures – by their target direction. The principle of specialization of budget indicators is implemented through budget classification |
5 |
The principle responsibility for the process |
Every participant in the budget process fixed responsibility within the framework of the Budget code and other normative-legal acts. At the same time, it is necessary to take into account the principle of differentiation of competencies that is characteristic of the budget process |
Таким образом, мы видим четкую взаимосвязь и отражение основных принципов процессного подхода в бюджетном процессе. Кроме того, бюджетному процессу также присущи характерные ключевые элементы процессного подхода, такие как вход и выход процесса, ресурсы и владелец процесса, потребители и поставщики процесса, показатели процесса (таблица 3).
Таблица 3
Характеристика элементов процессного подхода в рамках бюджетного процесса
№ п/п |
Наименование элемента |
Характеристика элемента по отношению к бюджетному процессу |
1 |
Вход процесса |
В качестве элементов входа бюджетного процесса можно учесть приоритетные национальные проекты, прогнозы социально-экономического развития, государственные и муниципальные программы, результаты исполнения бюджета за прошедший период. Кроме того, все эти элементы, по сути, могут также являться выходом других процессов |
2 |
Выход процесса |
Выходы бюджетного процесса – это результаты выполнения бюджетных процедур, внутренних бюджетных процессов, в целом бюджетного процесса, оформленные в виде документов электронного и бумажного формата |
3 |
Ресурсы процесса |
В данном случае для бюджетного процесса характерны аналогичные ресурсы. Необходимо добавить также электронные ресурсы, поскольку многие процедуры и процессы реализуются посредством электронных систем, таких как «Электронный бюджет», «Информационно-аналитическая система Федерального казначейства», bus.gov.ru и т. д. |
4 |
Владелец процесса |
Применительно к бюджетному процессу высший орган власти публично-правового образования – это владелец бюджетного процесса, исполнительные органы государственной власти – это участники процесса, а финансовый орган – это координатор процесса |
5 |
Потребители и поставщики процесса |
В бюджетном процессе участников условно можно определить в две группы: пассивные и активные. В группу пассивных участников входят физические и юридические налогоплательщики, кредиторы и т. д., являющиеся поставщиками бюджетных ресурсов, а также конечные потребители денежных средств (физические и юридические лица). Группу акторов бюджетного процесса составляют органы власти с соответствующими полномочиями. К ним относятся Президент РФ, органы государственного управления, финансовые, денежно-кредитного регулирования, государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды. Перечисленные органы обладают отдельными полномочиями в отношении бюджетного процесса, имеют свой круг закрепленных задач |
6 |
Показатели процесса |
В ходе бюджетного процесса реализуется принцип специализации бюджетных показателей. Алгоритм и методика анализа выполнения бюджетных показателей имеют определенные особенности на каждом этапе бюджетного процесса и во многом зависят от стоящих перед ним задач |
Table 3
Characteristics of elements of the process approach in the budget process
No. |
The name of the element |
Characteristics of the element in relation to the budget process |
1 |
The login process
|
Priority national projects, forecasts of socio-economic development, state and municipal programs, and results of budget execution over the past period can be taken into account as input elements of the budget process. In addition, all these elements, in fact, can also be the output of other processes |
2 |
The output of the process
|
Outputs of the budget process are the results of budget procedures, internal budget processes, and the budget process as a whole, issued in the form of electronic and paper documents |
3 |
The resources of the process
|
In this case, the budget process is characterized by similar resources: equipment, documentation, Finance, personnel, infrastructure, and so on. It is also necessary to add electronic resources, since many procedures and processes are implemented through electronic systems, such as the “Electronic budget”, “Information and analytical system of the Federal Treasury”, bus.gov.ru etc. |
4 |
Process owner
|
In relation to the budget process, the highest authority of a public legal entity is the owner of the budget process, Executive bodies of state power are participants in the process, and the financial authority is the coordinator of the process |
5 |
Process consumers and suppliers
|
The budget process can be divided into two groups: passive and active. Passive participants are suppliers of budget resources (individual and legal taxpayers, creditors, etc.) and end users of funds (individuals and legal entities). The group of active participants in the budget process is formed by bodies with budgetary powers. These include the President of the Russian Federation, government agencies, financial, monetary regulation, state and municipal financial control, and state extra-budgetary funds. Each body has its own tasks and acts within the limits of its assigned powers |
6. |
The performance of the process |
Within the framework of the budget process, the principle of specialization of budget indicators is implemented. The methodology for analyzing budget indicators has features at each stage of the budget process and largely depends on the tasks it faces |
Такое разделение ролей позволяет переосмыслить бюджетный процесс в понятиях, присущих процессному подходу в управлении бизнесом: распределения ответственности, межведомственного взаимодействия, обеспечения ресурсов и информации для принятия управленческих решений.
Процессный подход в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» предполагает функционирование цикла PDCA, который можно представить в виде отдельных шагов [1]:
- планируй: разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;
- делай: выполнение того, что было запланировано;
- проверяй: мониторинг и (там, где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями и сообщение о результатах;
- действуй: принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.
На рис. 1 показано графическое описание процесса в виде IDEF0-диаграммы [2].
Рис. 1. Графическое описание процесса в виде диаграммы
Рассматривая бюджетный процесс через призму цикла PDCA, отметим, что как весь процесс, так и его отдельные подпроцессы и операции являются видом такого цикла. Представим бюджетный процесс в виде цикла PDCA (рис. 2).
Рис. 2. Бюджетный процесс в виде цикла PDCA
Fig. 2. Budget process as PDCA cycle
Также, согласно указанному ГОСТ Р ИСО 9001-2015, существует несколько подходов к классификации рисков, в основе которых лежит взаимосвязь процессов и рисков [1]. Одна из таких классификаций изображена на рис. 3.
Рис. 3. Классификация рисков в системе менеджмента качества
Fig. 3. Classification of risks in the quality management system
Данные риски и возможности определяются для каждого процесса в отдельности индивидуально для каждого хозяйствующего субъекта. Наиболее часто встречающиеся классификации процессов в СМК представлены на рис. 4.
Рис. 4. Классификация процессов в системе менеджмента качества (для последующей идентификации рисков по уровням процесса)
Fig. 4. Classification of processes in the quality management system (for subsequent identification of risks by process levels)
Классификация данных процессов четко стандартом не определена, организация вправе выбрать наиболее оптимальный подход с использованием других стандартов и руководств в области управления рисками. Как видно из рис. 4, в каждой классификационной группе присутствуют риски, напрямую связанные с процессами в системе менеджмента качества. Данное обстоятельство позволяет в рамках ранее описанных процессов выявлять возможные изменения и оперативно реагировать, используя методы риск-менеджмента в рамках полномочий и ответственности владельца процесса, что значительно упрощает процесс управления рисками и «приближает» его к сотрудникам, непосредственно участвующим в процессе.
Риски, определенные бюджетными отношениями, возникают практически на всех этапах реализации бюджетного механизма. К. Э. Моржаковой [6] представлены риски, характерные для каждой стадии бюджетного процесса (таблица 4).
Таблица 4
Риски стадий бюджетного процесса
Стадии бюджетного процесса |
Риски |
Формирование бюджета на очередной финансовый год и плановый период |
|
Рассмотрение и утверждение бюджета |
|
Исполнение бюджета |
|
Составление, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности |
|
Table 4
Risks of the budget process stages
Stages of the budget process |
Risks |
Formation of the budget for the next financial year and planning period
|
|
Review and approval of the budget |
|
Budget execution
|
|
Preparation, review and approval of budget reports |
|
Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)
Возвращаясь к определению бюджетных рисков, а также обобщив результаты исследования бюджетного процесса в контексте процессного подхода, отметим, что меры по предотвращению таковых предпринимают совместно владелец и участники бюджетного процесса, используя при этом необходимые ресурсы и руководствуясь соответствующими принципами, тогда как координатор, отвечающий за согласованную работу участников процесса и обеспечивающий сохранность и своевременное представление всей потенциально полезной информации, играет ключевую роль в предупреждении и минимизации рисков бюджетного процесса. Отсутствие эффективной политики управления бюджетными рисками на всех этапах бюджетного процесса может непосредственно привести к недостижению целей социально-экономического развития как субъекта РФ, так и в целом всего государства. Минимизация последствий бюджетных рисков возможна только в условиях согласованной работы всех ветвей и уровней власти, участвующих в бюджетном процессе, при этом необходимо понимание общности интересов всех участников и тщательная проработка бюджетного законодательства. Одним из возможных вариантов развития риск-ориентированного подхода в бюджетной организации, как показывает практика [14–15], является становление системы управления рисками как элемента системы контроллинга, которая будет включать в себя не только процессы бюджетирования, но и весь комплекс мероприятий и рекомендаций по эффективному управлению.
1. GOST R ISO 9001-2015 «Nacional'nyy standart Rossiyskoy Federacii sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. Quality management systems. Requirements». M.: Standartinform, 2015. 32 s.
2. R 50.1.028-2001 «Informacionnye tehnologii podderzhki zhiznennogo cikla produkcii. Metodologiya funkcional'nogo modelirovaniya. Continuous acquisition and life cycle support. Methodology of functional modelling». M.: Gosstandart Rossii, 2003. 54 s.
3. Metodicheskie rekomendacii organam gosudarstvennoy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federacii po dolgosrochnomu byudzhetnomu planirovaniyu [Elektronnyy resurs]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=94598-metodicheskie_rekomendatsii_organam_gosudarstvennoi_vlasti_subektov_rossiiskoi_federatsii_po_dolgosrochnomu_byudzhetnomu_planirovaniyu (data obrascheniya: 12.10.2020).
4. Gamukin V. V. Byudzhetnye riski: sreda, sistema, sluchay: monografiya. Tyumen': Izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015. 328 s.
5. Loseva A. V., Tereshkova O. A. Problemnye voprosy razvitiya metodicheskih osnov ocenki byudzhetnogo riska // Sovremennye tendencii v ekonomike i upravlenii: novyy vzglyad. 2016. № 45. S. 53-57.
6. Morzhakova K. E. Opredelenie, vidovoe raznoobrazie byudzhetnyh riskov // Hronoekonomika. 2019. № 2 (15). S. 163-172.
7. Zhu L. Research on Early Warning Control of University Budget Process Risk Based on Naive Bayes // Advances in Social Science Education and Humanities Research: proceedings of the 3rd International conference on judicial, administrative and humanitarian problems of state structures and economic subjects (JAHP 2018). 2018yu Vol. 252. Pp. 556-611. DOI:https://doi.org/10.2991/jahp-18.2018.114.
8. Yaqin D., Yanan W. A review of financial warning research literature // Hebei Business. 2013. Iss. 6.
9. Jiang Zhen Yu. Study of Chinese fund asset allocation based on risk budget. Harbin Institute of Technology (People’s Republic of China), ProQuest Dissertations Publishing, 2009. 10411427.
10. Diaz M. C. Risk identification and assessment in a risk-based audit environment: The effects of budget constraints and decision aid use. Texas A & M University, ProQuest Dissertations Publishing, 2005. 3231520.
11. Liu D. Incentives, Behavior, and Risk Management. Indiana University, ProQuest Dissertations Publishing, 2011. 3488209.
12. Jackson S. H. Risk management of building project budgets. Sheffield Hallam University (United Kingdom), ProQuest Dissertations Publishing, 2000. 10697170.
13. Weli E. Maximum risk reduction with a fixed budget in the railway industry. Oxford Brookes University (United Kingdom), ProQuest Dissertations Publishing, 2013. 10121807.
14. Sagatova S. Application of controlling in risks management for local government programme bugdets // Managing and modelling of financial risks: proceedings of the 7th international scientific conference, PTS I-III. 2014. Pp. 745-752.
15. Foltinova A. Controlling podnikov financovanych na principe verejnych zdrojov. Bratislava: Ekonom Bratislava, 2012. 96 p.