Russian Federation
employee
Russian Federation
employee
Russian Federation
Abstract. Within the framework of a set of measures for the implementation of the national project on small and medium-sized enterprises and support for individual entrepreneurial initiative in accordance with the Decree of the President of the Russian Federation on national goals and strategic development tasks, the importance of involving citizens in independent production activities is reflected. In this regard, Federal Law No. 422-FL of 27 November 2018 (hereinafter referred to as the Law) initiated a tax experiment to establish a new special tax regime “Tax on Professional Income” (hereinafter referred to as the TPI). The purpose of the study is to determine the economic impact of the new tool on the involvement in economic turnover of such a form of self-employment in rural areas as personal subsidiary farms of citizens. Tasks: 1) using the deductive method of theoretical research to analyze the effect of the experiment on the application of the new special tax regime on the territory of Russia; 2) to consider in practical situations the options for applying the TPI for self-employed citizens; 3) systematize data on the calculation of naps in the form of a model that has theoretical and practical significance for the involvement of private subsidiary farms (hereinafter referred to as PSF) in an organized market. Research methods: deduction, axiomatic, analysis, synthesis, comparison, experiment, measurement. The scientific novelty and results is that according to the Law, a new target group is allocated – self-employed citizens who indicate services in different fields of activity. In agriculture, it is also necessary to direct the activities of PSF that sell their own products to an organized market. Results. In order to help improve financial literacy with the support of self-employed entrepreneurs, a comparative analysis of deductions for the calculation of professional income tax was conducted. Algorithms for calculating naps have been developed, which are the basis for considering practical situations. A model has been compiled that systematizes the procedure for applying the TPI for self-employed citizens.
personal subsidiary farms, self-employed citizens, new tax regime, professional income, tax deduction, regional support measures, advantages of the experiment, practical situations, model for calculating the TPI
Постановка проблемы (Introduction)
Деятельность личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ), осуществляющих реализацию продукции собственного производства, необходимо направлять в организованный рынок, так как уровень производства продукции в ЛПХ высок, а показатели рыночной реализации произведенной продукции нигде не фиксируются.
Так, в структуре продукции сельского хозяйства в фактических ценах за 2019 г. доля хозяйств населения превышает в два раза долю крестьянских (фермерских) хозяйств.
Основная цель эксперимента – дать возможность части предпринимателей не образовывать юридическое лицо, но при этом легализовать свои доходы.
В первый год работы зоной апробации нового налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – НПД) стали четыре российских региона: Москва, Московская область, Калужская область и Республика Татарстан.
По итогам первого года применения нового режима НПД показал свою способность вывести самостоятельную производственную деятельность граждан в официальный формат работы, в результате чего география его применения была расширена еще на 19 регионов[1]. Таким образом, число субъектов РФ, применяющих данный режим, возросло до 23.
Так, из субъектов РФ, применяющих НПД, наибольшим потенциалом обладают Республики Татарстан и Башкортостан, а Свердловская область по количеству ЛПХ из 23 субъектов занимала 14-е место.
Средний Урал стал одним из трех регионов, где были установлены региональные меры поддержки для самозанятых в период пандемии, то есть они получили безвозмездную помощь на сумму 75,6 млн руб. из регионального бюджета.
Оператором платежей выступил Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП). Средства были перечислены по 15 133 заявкам. Почти половина плательщиков НПД обращалась за выплатами повторно. Количество уникальных получателей меры поддержки составило 8 985 человек.
Выплата проходила максимально быстро и удобно благодаря большой и заранее проделанной работе по цифровизации сервисов областного фонда поддержки предпринимательства. Результаты этой поддержки очевидны: по состоянию на 1 октября 2020 г. в качестве самозанятых зарегистрировалось 33 219 человек. Таким образом, практически выполнен установленный на 2020 год KPI в 33 800 человек.
Методология и методы исследования (Methods)
Был проведен аксиоматический метод анализа, предполагающий набор базовых положений, которые являются аксиомой.
Законом введен новый термин «профессиональный доход», под которым понимается доход физического лица от самостоятельной деятельности, при которой оно не имеет работодателя и не привлекает наемных работников по трудовым договорам, а также не имеет дохода от использования имущества [4], [5], [6].
Таким образом, из положений закона о НПД выделяется новая целевая группа – самозанятые граждане, которые имеют право перейти на уплату НПД [7], [8], [9], если соответствуют следующим основным критериям:
- не имеют наемных работников;
- не ведут предпринимательскую деятельность в интересах других лиц;
- не ведут предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц;
- уровень доходности за календарный год не превышает 2,4 млн руб.
Применяются значительно невысокие ставки налога:
- 4 % в отношении доходов, получаемых от физических лиц;
- 6 % в отношении доходов, получаемых от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ИП).
Предусмотрен основной налоговый вычет на сумму налога в размере 10 000 руб.
В июне добавлен дополнительный вычет – 12 130 руб., использовать который можно только в 2020 г.
Предоставление налоговой декларации не предусмотрено, то есть на основании полученных данных расчет налога производит налоговый орган при применении автоматизированных процедур. Оплата налога происходит в уведомительном порядке с применением мобильного приложения.
Следовательно, в НПД есть как минимум три ощутимых преимущества:
- это возможность работать без рисков административной или уголовной ответственности;
- повышение возможности получения кредита, так как легализация дохода поможет физлицу подтвердить банку свою платежеспособность;
- самозанятость можно совмещать с работой по трудовому договору.
Помимо этого, следует отметить, что на федеральном уровне была продекларирована добровольность нового налога.
Результаты (Results)
В связи с пандемией коронавируса самозанятым в 2020 г. можно будет списать больше налога на профессиональный доход с помощью вычетов.
Основной вычет начисляется сразу, как только получен статус самозанятого, а дополнительный вычет можно применять только для оплаты налога, начисленного с 1 июля 2020 г. и позже. Так будет продолжаться, пока не закончится сумма вычета либо не наступит 2021 г.
Сравнение основного и дополнительного вычетов представлено в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение основного и дополнительного вычетов
Размер вычета |
Использование вычета |
Период использования вычета |
Ограничения в применении вычета |
Перенос остатка вычета |
Основной вычет |
||||
10 000 |
Только часть текущего налога |
С момента регистрации и до использования вычета. Если самозанятый снялся с учета, то оставшаяся сумма вычета сохраняется |
Вычет применяется в размере: 1 % от ставки налога 4 % и 2 % от ставки налога 6 %. Исключение – с 1 июня по 31 декабря 2020 г. без ограничений |
Оставшаяся сумма вычета переносится на следующие месяцы, пока вычет нарастающим итогом не составит 10 000 руб. |
Дополнительный вычет |
||||
12 130 |
Налог, задолженность, пени и штрафы |
С 1 июля до 31 декабря 2020 г. |
Нет. Можно применить на всю сумму налога, пеней или штрафа. |
Оставшаяся сумма вычета переносится на следующие месяцы, пока вычет нарастающим итогом не составит 12 130 руб. или не закончится 2020 г. |
Table 1
Comparison of basic and additional deductions
Deduction size |
Using the deduction |
Period of use of the deduction |
Restrictions on the application of the deduction |
Transfer of the remaining deduction |
The main deduction |
||||
10 000 |
Only part of the current tax |
From the moment of registration and until the use of the deduction. If the self-employed person is removed from the account, the remaining amount of the deduction is retained |
The deduction is applied in the amount of: 1 % of the 4 % tax rate and 2 % of the 6 % tax rate. The exception is from June 1 to December 31, 2020 without restrictions |
The remaining amount of the deduction is carried over to the next months, until the deduction is cumulative and amounts to 10 000 rubles |
An additional deduction |
||||
12 130 |
Tax, debt, penalties and penalties |
From July 1 to December 31, 2020 |
No. It can be applied to the entire amount of tax, penalty or fine |
The remaining amount of the deduction is transferred to the following months, until the deduction is cumulative total of 12 130 rubles. or the year 2020 will not end |
В качестве эксперимента предлагается рассмотреть ситуации по расчетам налога на профессиональный доход в определенных условиях.
Ситуация 1
Иванов Б. С. зарегистрировался как самозанятый в январе 2020 г. Единственный доход Иванов получил в июне 2020 года – 10 000 руб. от юридического лица, поэтому применяется ставка налога 6 %, вычет от которой составляет 2 %.
Алгоритм расчета налога
1. Расчет налога по формуле Н = Д × СН%, (1)
где Н – сумма налога;
Д – доход;
СН% – ставка налога.
Расчет налога Н = 10 000 руб. × 6 % = 600 руб.
2. Расчет основного вычета ОВ = Д × СОВ%, (2)
где ОВ – сумма основного вычета;
СОВ – ставка основного вычета.
В = 10 000 руб. × 2 % = 200 руб.
3. Расчет налога к уплате НКУ = Н – ОВ, (3)
где НКУ – налог к уплате.
НКУ = 600 – 200 = 400 руб.
Иванов должен был заплатить налог 400 руб., но не заплатил.
4. В июле Иванову начислили дополнительный вычет 12 130 руб. В счет этого вычета в налоговой инспекции Иванову списали долг в размере 400 руб.
Расчет остатка дополнительного вычета ОДВ = ЛДВ – НКУ, (4)
где ОДВ – остаток дополнительного вычета;
ЛДВ – лимит дополнительного вычета.
ОДВ = 12 130 – 400 = 11 730 руб.
В результате этого остаток 11 730 руб. будет использован на будущие начисления в 2020 году.
При расчете налога за август и далее сначала будут учитывать дополнительный вычет, а после его списания будут применять основной вычет.
Ситуация 2
Семенов Н. И. зарегистрировался плательщиком налога на профессиональный доход в январе 2020 г. С января по июнь Семенов получил по договорам оказания услуг от юридических лиц 100 000 руб. Ставка налога – 6 %, а ставка основного вычета – 2 %.
Лимит основного вычета – 10 000 руб., лимит дополнительного вычета – 12 130 руб.
Алгоритм расчета налога
1. Налог за этот период Н = 100 000 руб. × 6 % = 6 000 руб.
2. Основной вычет ОВ = 100 000 руб. × 2 % = 2 000 руб.
3. Налог к уплате НКУ = 6 000 – 2 000 = 4 000 руб.
4. Остаток основного вычета ООВ = ЛОВ – ОВ, (5)
где ООВ – остаток основного вычета;
ЛОВ – лимит основного вычета.
ООВ = 10 000 – 2 000 = 8 000 руб.
С июля Семенов получил право использовать дополнительный вычет в сумме 12 130 руб. В июле доход от юридических лиц составил 210 000 руб.
5. Налог за июль Н = 210 000 руб. * 6 % = 12 600 руб.
6. Расчет налога в июле с учетом вычета
ОНН = Н – ЛДВ, (6)
где ОНН – остаток непогашенного налога;
ЛДВ – лимит дополнительного вычета.
ОНН = 12 600 – 12 130 = 470 руб.
Остаток 470 руб. будет списан за счет основного вычета.
ООВК = ООВ – ОНН, (7)
где ООВК – остаток основного вычета на конец месяца (отчетного периода).
ООВК = 8 000 – 470 = 7 530 руб.
7. У Семенова остаток основного вычета на конец июля составил 7 530 руб., который можно использовать в следующих месяцах.
Дополнительный вычет можно использовать только в 2020 г. С 2021 г. неиспользованная сумма дополнительного вычета будет списана. Но если останется еще часть основного вычета, то в 2021 г. его можно будет дальше использовать на стандартных основаниях.
Если самозанятый снимается с учета, то неиспользованная сумма основного вычета не списывается. Когда физическое лицо снова встанет на учет, оно сможет использовать остаток.
Ситуация 3
Петров М. Б. в сентябре 2019 г. зарегистрировался как самозанятый. В марте 2020 г. Петров снялся с учета. За это время его доход составил 231 000 руб. Всю эту сумму он получил от физических лиц, поэтому применяется ставка налога 4 %, а ставка основного вычета – 1 % от дохода.
Алгоритм расчета налога
1. Налог составил Н = 231 000 руб. × 4 % = 9 240 руб.
2. Эта сумма автоматически уменьшается на основной вычет
ОВ = 231 000 руб. × 1% = 2 310 руб.
3. Остаток вычета ООВ = 10 000 – 2 310 = 7 690 руб., который он сможет применить, когда снова зарегистрируется как самозанятый.
Для систематизации данных по НПД с учетом результатов экспериментального решения ситуации нами составлена модель, которая может быть полезной для повышения финансовой грамотности самозанятых граждан и принятия решения о выборе этой формы участия в организованном рынке (рис. 1).
Доход (Д) за год не менее 2,4 млн руб. |
↓ ↓ ↓
От физических лиц |
|
Налог (Н) |
|
От юридических лиц |
↓ ↓ ↓
Ставка налога (СН) 4 % |
↓ |
Ставка налога (СН) 6 % |
минус (–)
Ставка основного вычета (СОВ) 1 % |
←←←←←← |
Налоговые вычеты |
→→→→→→
|
Ставка основного вычета (СОВ) 2 % |
↓ ↓ ↓
Основной (ОВ) |
↓ |
Дополнительный (ДВ) |
↓ ↓ ↓
Лимит (ЛОВ) 10 000 руб. |
↓ |
Лимит (ЛДВ) 12 130 руб. |
Равно (=)
Налог к уплате (НКУ) |
Рис. 1. Модель расчета налога на профессиональный доход (НПД)
Income (D) for the year not less than 2.4 million rubles |
↓ ↓ ↓
From individuals |
|
Tax |
|
From legal entities |
↓ ↓ ↓
Tax rate 4 % |
↓ |
Tax rate 6 % |
minus (–)
The rate of the basic deduction 1 % |
←←←←←← |
Tax deductions |
→→→→→→
|
Basic deduction rate 2 % |
↓ ↓ ↓
Main |
↓ |
Additional |
↓ ↓ ↓
Limit – 10 000 rubles |
↓ |
Limit – 12 130 rubles |
Equal to (=)
Tax payable |
Fig. 1. Model for calculating the Professional income tax (NAP))
Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)
Наиболее эффективное экономическое воздействие новый инструмент может оказать на вовлечение в хозяйственный оборот такой формы самозанятости в сельских территориях как личные подсобные хозяйства граждан [10], [11], [12], [13].
Так, по предварительным данным официальной статистики, в структуре продукции сельского хозяйства в фактических ценах за 2019 г. доля хозяйств населения составила 28,2 %, а доля крестьянских (фермерских) хозяйств – 13,6 %.
По данным итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. (далее – сельскохозяйственная перепись), в России на 1 июля
Таким образом, отмечая растущую активность ЛПХ населения, отметим, что основная часть продукции, произведенной ЛПХ, идет на собственное потребление. Но тем не менее другая часть сельскохозяйственной продукции ЛПХ идет на дальнейшую реализацию населению и субъектам предпринимательства.
В целях стимулирования ЛПХ преобразоваться в качестве плательщика НПД необходимо соблюдать требование, в соответствии с которым физическое лицо, реализующее сельскохозяйственную продукцию, должно стоять на учете как плательщик НПД [15].
Более того, необходимо обеспечить институционализацию НПД таким образом, чтобы его плательщики обрели официальный статус субъекта предпринимательской деятельности, который в последующем предоставит им ряд соответствующих возможностей [15]. Например, при организации сельских ярмарок, выставок сельскохозяйственной продукции органам власти необходимо предусмотреть обязательное условие в участии ЛПХ, состоящего на учете в качестве плательщика НПД. Преимуществом участия ЛПХ – плательщиков НПД – в торгово-хозяйственных операциях является и то, что у них отсутствует необходимость в применении контрольно-кассовой техники.
При этом следует помнить, что обязательным условием в применении НПД является отсутствие наемных работников, но допускается привлекать стороннюю рабочую силу при заключении гражданско-правового договора (далее – ГПД) для выполнения сельскохозяйственных работ при условии, что данные взаимоотношения не являются регулярными и не носят характера трудовых отношений.
Подобные отношения на основании ГПД следует рассматривать как услуги, оказываемые в отношении ЛПХ. Аналогичные меры следует принять и в отношении участия членов семьи плательщика НПД.
По нашему мнению, внедрение механизма НПД является важным и перспективным шагом в направлении, позволяющем вывести на уровень цивилизованного рынка деятельность ЛПХ с возможностью получать вышеуказанные преференции. Предполагается, что в России будут появляться новые инструменты поддержки самозанятых.
Планируется, что данный режим будет действовать в течение 10 лет.
По расчетам Минэкономразвития РФ, к концу 2024 г. в стране должно быть зарегистрировано 2,4 млн самозанятых граждан, а для Свердловской области данный показатель составляет 67,6 тыс. человек.
На Среднем Урале продолжается реализация проектов по поддержке самозанятых предпринимателей. Им оказывается финансовая помощь, а также проводятся образовательные программы по повышению финансовой грамотности.
Таким образом, государственную политику в сельском хозяйстве необходимо сконцентрировать на полноценное включение ЛПХ в систему налоговых отношений.
[1] Федеральный закон от 15.12.2019 № 428 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон» «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (ред. от 01.04.2020).
1. Itogi Vserossiyskoy sel'skohozyaystvennoy perepisi 2016 goda. T. 2. Moskva: IIC «Statistika Rossii», 2018. 383 s.
2. Bukina A. S. Nalog na samozanyatyh grazhdan: eksperiment v Rossii, analiz deystvuyuschey praktiki // E-Scio. 2019. № 6 (33). S. 71-81.
3. Kaminova A. Yu. Analiz vvedeniya v RF novogo nalogovogo rezhima dlya samozanyatyh grazhdan // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. № 1. S. 110-114.
4. Laypanova Z. M. Lichnye podsobnye hozyaystva: preimuschestva, nedostatki i otlichiya ot krest'yanskih (fermerskih) hozyaystv // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2019. № 11. S. 54.
5. Loshakov E. Nalog na professional'nyy dohod. Trudovoe pravo. 2018. № 12. C. 107-109.
6. Mal'ceva E. N. Pravovoy status platel'schikov naloga na professional'nyy dohod v svete federal'nogo zakona o vvedenii eksperimental'nogo special'nogo nalogovogo rezhima: teoretiko-pravovoy aspekt // Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2019. T. 8. № 2 (27). S. 157-159.
7. Paciorkovskiy V. V. Samozanyatost' v agrarnoy ekonomike: aktual'nye voprosy issledovaniya // Nikonovskie chteniya - 2018: materialy XHIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Agrarnaya ekonomicheskaya nauka: Istoki, sostoyanie, zadachi na buduschee». Moskva, 2018. S. 182-184.
8. Pokida A. N. Pravovoe soznanie samozanyatyh grazhdan // Vlast'. 2019. № 2. S. 176-183.
9. Sobol' O. S. Nalog na professional'nyy dohod v sisteme special'nyh nalogovyh rezhimov: eksperiment pravovogo obespecheniya // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina. 2019. № 7 (59). S. 104-111.
10. Deekor H. L. The Role of Agricultural Entrepreneurship Educa Employment Generation and Community Empowerment // World Journal of Entrepreneurial Development Studies. 2019. No. 1. Pp. 6-11.
11. Karp I. M., Virkovska A. A. Logistics in the global food industry // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). 2018. No. 12 (40). Pp. 34-37.
12. Markussen T., Fibak M., Tarp F. Nguyen Do Anh Tuan The Happy Farmer: Self-Employment and Subjective Well-Being in Rual Vietnam // Journal of Happiness Studies. 2018. No. 19. Pp. 1613-1636.
13. Zyryanova T. V., Zagurski A. O. Tax aspects of state regulation of small farms in agriculture // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). 2018. No. 12 (40). Pp. 38-41.
14. Zyryanova T., Manakova E., Zyryanov S., Dyuzelbayeva G. Professional income tax: Types of activities, rates, application criteria // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 222. DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202022206021.
15. Androsova I. G., Shvetsova O. Yu., Dmitriyev V. A., Anufrieva N. I., Kurbanov S. A. Programs for entrepreneurs: Innovative forms and advanced technology // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. No. 12 (3 Special Issue). Pp. 580-587. DOI:https://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP3/20201295.