INCREASING THE AVAILABILITY OF AGRICULTURAL PRODUCTS FOR THE POPULATION THROUGH THE DEVELOPMENT OF DIGITAL MARKETING SERVICES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Abstract. At the present stage of development, digital services offering various goods and services are becoming increasingly popular and in demand among the population. For medium and small farms, there are difficulties in entering the market, due to the volume of their production. For network operators and large retail facilities, it is most preferable to cooperate with large producers of the agri-food complex, which can ensure the supply of their products in accordance with the required volumes. In turn, the cooperation of producers with processing enterprises and sales intermediaries leads to an increase in the cost of goods for the end user. One of the important factors is the availability of agricultural products for the population. In addition, in accordance with Federal strategic documents, digital technologies should be implemented in all areas of activity, which will improve the quality of life of the population and the competitiveness of the national economy at the international level. The COVID-19 coronavirus pandemic highlighted the importance of introducing and developing digital services in the marketing of agricultural products. The purpose of the study is to form priority directions for the development of digital marketing services for agricultural products to increase the availability of agricultural products for the population and expand marketing opportunities for farmers. Methods. During the research, the authors used such methods as analysis, synthesis, and comparison. The scientific novelty of the study is to consider digital services for the sale of agricultural products as a new and popular way of interaction between farmers and consumers in the context of digital transformation of the national economy, the COVID-19 pandemic and forced self-isolation. Results. Based on the results of the study, the authors identified trends and problems in the development of digital services for the sale of agricultural products, as well as recommendations for their improvement in modern conditions.

Keywords:
digital services, digital economy, agro-industrial complex, agriculture, sales, digital retail services, synergy effect, competitiveness, marketplace, digital platform
Text
Publication text (PDF): Read Download

Постановка проблемы (Introduction)

Агропромышленный комплекс выступает в роли крупнейшего межотраслевого комплекса, который включает в себя производство, переработку и доведение сельскохозяйственной продукции до конечного потребителя. Именно вопросы, связанные с доведением продукции до конечного потребителя, обеспеченность продовольствием и предоставление возможности сбыта своей продукции малым и средним агропредприятиям, а также фермерским хозяйствам являются наиболее актуальными в современных условиях.

На современном этапе  экономических отношений на рынке присутствуют как крупные, так и средние производители сельскохозяйственной продукции, а также небольшие фермерские хозяйства. У каждого из участников рынка возможности сбыта своей продукции различны, что подчеркивает актуальность и востребованность совершенствования сбытовой системы и повышения доступности сельхозпродукции для потребителя.

Необходимость изменения системы сбыта в агропромышленном комплексе усилилась в период пандемии и последующего кризиса в национальной экономике. Введение режима самоизоляции, снижение доходов населения, увеличение безработицы стали в определенной степени текущими факторами трансформации системы сбыта сельскохозяйственной продукции. Достижение стратегических задач по переходу к цифровой экономике и повышение конкурентоспособности национального агропромышленного комплекса невозможно без внедрения прогрессивных технологий сбыта с использованием возможностей цифрового пространства.

Методология и методы исследования (Methods)

В процессе исследования авторами были применены такие методы, как анализ, синтез и сравнение с целью формирования приоритетных направлений развития цифровых сбытовых услуг сельскохозяйственной продукции как нового и востребованного способа взаимодействия фермера и потребителя в условиях цифровой трансформации национальной экономики, пандемии COVID-19 и вынужденной самоизоляции.

Результаты (Results)

В процессе проведения исследования авторами был изучен определенный массив научных трудов, посвященных вопросам цифровой трансформации национальной экономики в целом и сельского хозяйства как одного из структурных элементов, развитию экономики в условиях пандемии и цифровым услугам.

Рассмотрение данных направлений обусловлено актуальностью каждого из направлений, которые в результате дают синергетический эффект по совершенствованию системы сбыта сельскохозяйственной продукции с учетом приоритетных стратегических направлений развития и инновационных бизнес-моделей, обладающих рядом преимуществ в сравнении с традиционными подходами к осуществлению сбытовой деятельности.

Вопросы цифровизации сельского хозяйства и государственного регулирования АПК России нашли отражение в трудах Е. П. Афанасьевой [1], В. Е. Афониной [2], А. В. Щуцкой [1], Н. В. Горшковой [4], Е. В. Доржиевой [3], Е. Л. Дугиной [3], Д. А. Логиновой [5], А. С. Рулева [4], В. Е. Сактоева [3], Н. М. Светлова [5], Е. А. Скворцова [6], Е. А. Шкарупы [4], Р. Г. Янбых [5].

Так, В. Е. Афонина придерживается точки зрения, что цифровизация является ключевым фактором, позволяющим повысить уровень конкурентоспособности отечественной агропродовольственной продукции. Причем цифровые процессы должны затронуть все сферы деятельности, в том числе и сбыт сельскохозяйственной продукции [2].

Е. П. Афанасьева и А. В. Щуцкая также придерживаются точки зрения, что необходимо активно внедрять цифровые технологии в сельское хозяйство, подтверждая это востребованностью цифровых технологий при производстве и сбыте сельскохозяйственной продукции на мировом уровне [1].

Е. Л. Дугина, В. Е. Сактоев и Е. В. Доржиева рассмотрели уровень развития и перспективы применения современных технологий в агропродовольственной сфере [3]. По результатам исследования было выявлено, что для регионального продовольственного рынка характерны высокая степень концентрации и низкий уровень самообеспеченности региона продукцией местных сельхозпроизводителей. При этом в структуре производства региональной сельскохозяйственной продукции доминирует малый агробизнес, существенной проблемой для которого стало отсутствие налаженных каналов сбыта. Создание открытых цифровых платформ, например, в сферах переработки, торговли и консалтинга позволило бы фермерским хозяйствам выйти на рынок, минуя посредников и приобретая лояльных потребителей, включиться в систему межрегиональных агропродовольственных взаимосвязей и получить синергетический эффект от взаимодействия с представителями смежных отраслей.  

Влияние пандемии на развитие национальной экономики и формирование цифровой экономики являлось предметом исследования в трудах Г. В. Колодко [7], Т. С. Колмыковой [11], П. И. Медведева [9], А. А. Нерсесьян [8], Е. С. Несенюк [11], Т. А. Нормова [8], Г. Г. Романова [9], А. В. Стародубцева [8], К. Ю. Халамеевой [11] и Т. В. Цветикова [10].

Т. С. Колмыкова, Е. С. Несенюк, К. Ю. Халамеева [11] представили оценку уровня цифровизации национальной экономики в сравнении китайским, американским, японским и другими. Причем развитие цифровой экономики рассматривается в свете смены технологических укладов.

Вопросы цифровизации розничной торговли и развития цифровых услуг были рассмотрены в трудах А. Н. Далаковой [12], Д. С. Камоловой [15], А. К. Кочиевой [12], М. П. Логинова [13], Е. С. Нестеренко [14], М. А. Николаевой [15], Я. Э. Пиле [16] и Н. В. Усовой [13].

В частности, обосновывается актуальность и востребованность развития онлайн-торговли, а также необходимость формирования и развития рынка цифровых услуг в условиях цифровой трансформации национальной экономики. В современных условиях именно цифровые услуги становятся ключевыми и определяют наиболее конкурентоспособные бизнес-модели, которые будут востребованы в ближайшей перспективе.

С учетом влияния цифровых процессов как на международном, так и на национальном уровне, а также необходимости совершенствования системы сбыта сельскохозяйственной продукции авторами были рассмотрены возможности внедрения и развития цифровых сбытовых услуг, представляющих наиболее востребованный способ взаимодействия производителя и потребителя сельскохозяйственной продукции, нивелирующий влияние территориального фактора в процессе их взаимодействия.

Глобальные тренды развития, специфика развития конкретной сферы деятельности и особенности поведения потребителей оказывают влияние на конкурентоспособность национальной экономики на мировой арене.

В целом за период 2014–2019 гг. наблюдается постоянный рост доли продаж через сеть Интернет в общем обороте розничной торговли Российской Федерации (рис. 1).

Рис. 1. Динамика доли продаж через сеть Интернет в общем обороте розничной торговли Российской Федерации (в фактически действовавших ценах; в процентах). Составлено по [17]

 

Как видно на рис. 1, доля интернет-торговли демонстрирует ежегодный прирост, что также является подтверждением востребованности цифровых технологий у населения в вопросах приобретения различных товаров и услуг.

Отметим, что розничная торговля выступает в качестве элемента сбытовой сети и также подвержена трансформации в условиях цифровой экономики. В рамках данного исследования цифровые сбытовые услуги входят в состав цифровых услуг розничной торговли, но при этом они не тождественны.

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, в 2019 году общий объем сегмента электронной коммерции составил 4172,8 млрд рублей, из которых онлайн-ритейл – 1295 млрд рублей, а рынок услуг в интернете – 808,7 млрд рублей [18].

В дальнейшем цифровая торговля будет развиваться и найдут свое применение такие инструменты взаимодействия с потребителем, как робототехника и искусственный интеллект. По нашему мнению, этап цифровой розничной торговли будет развиваться в дальнейшем за счет активного расширения используемого инструментария и все большей цифровизации предлагаемых товаров и услуг на рынке.

Важным фактором конкурентоспособности агропредприятия становится возможность предоставления своей продукции не только соответствующего качества, но и в определенные временные рамки.

Совершенствование системы сбыта сельскохозяйственной продукции строится не только на активизации онлайн-торговли, но и на совершенствовании сбытовых услуг, формировании цифровых экосистем, направленных на производство и сбыт продукции агропромышленного комплекса.

И здесь актуальность приобретают не только внедрение цифровых технологий в процесс производства сельскохозяйственной продукции или взаимодействия между участниками агрорынка, но и сокращение времени на сбыт сельскохозяйственной продукции конечным потребителям.

Для многих фермерских хозяйств и средних агропредприятий ключевым вопросом становится организация сбыта своей продукции, доведение ее до конечного потребителя. В связи с этим, по мнению авторов, наиболее востребованным способом взаимодействия производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции в условиях цифровой экономики являются маркетплейсы.

Под маркетплейсом в АПК авторы понимают торговую площадку в сети Интернет, представляющую собой место встречи и взаимодействия производителя и потребителя сельскохозяйственной продукции.

Специфика маркетплейса заключается в том, что на одной цифровой площадке представлено сразу множество вендоров.

Отметим, что «в 2018 году крупнейшие инвестиции пришлись на электронную торговлю и маркетплейсы – суммарные вложения составили 9,2 млрд долларов, что демонстрирует переход мирового АПК из офлайна в онлайн» [19].

На современном этапе развития существуют четыре базовые модели маркетплейса, но, по мнению авторов, для сбыта сельскохозяйственной продукции наилучшим образом подойдет смешанная модель В2С и С2С. Авторы основываются на том, что на маркетплейсе данной модели будет возможность представить свою продукцию не только средним и малым сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам, но и индивидуальным производителям сельскохозяйственной продукции, которые продают излишки своей продукции эпизодически.

Ключевыми драйверами развития цифровых сбытовых услуг можно назвать глобализацию и интеграцию экономических процессов; цифровую трансформацию, обусловленную переходом к новому технологическому укладу; наличие кризисных явлений в экономике, вызванных различными причинами, необходимость обеспечения сбыта продукции в достаточно короткие сроки без снижения ее качества.

В целом важно отметить, что в Российской Федерации к глобальным трендам относятся пандемия и активное развитие цифровых рынков, а на национальном уровне существенное влияние оказывают менталитет населения, покупательское поведение потребителей и приоритетные направления развития национальной экономики, закрепленные в стратегических и программных документах.

Все это стало катализаторами формирования и дальнейшего развития цифровых сбытовых услуг агропромышленного комплекса.

Под цифровыми сбытовыми услугами авторы понимают совокупность экономических отношений, возникающих в процессе цифрового взаимодействия между продавцом и покупателем товаров на цифровых платформах либо на официальном сайте интернет-магазина производителя по вопросу приобретения продукции с целью удовлетворения своих нужд и потребностей в процессе их потребления.

Отметим, что для потребителя возможность приобретения товаров и услуг в сети Интернет становится ключевым фактором обеспечения комфортной жизни в условиях самоизоляции.

В свою очередь, для фермеров переход в сеть Интернет и развитие цифровой торговли позволяют не только обеспечить определенный объем сбыта, но и повысить уровень своей конкурентоспособности.

Таким образом, услуги розничной торговли трансформируются из офлайн-формата в онлайн, что приводит к сокращению длины сбытового канала и возникновению цифровых сбытовых услуг продукции агропромышленного комплекса Российской Федерации.

По мнению авторов, в условиях цифровой экономики для успешной деятельности предприятий агропромышленного комплекса особую значимость приобретают вопросы наличия компании в интернет-пространстве, их присутствие не только на сайтах интернет-магазинов, но и представленность на маркетплейсах для конечных потребителей. В условиях цифровой экономики успешность агропредприятия зависит не только от качества предоставляемой продукции, но и от инновационной деятельности. Именно инновации становятся синонимом успешности для бизнеса, и отказ от инновационного пути выступает в качестве дестабилизирующего фактора, приводящего к снижению экономической эффективности и возникновению кризисных ситуаций на предприятии.

Еще одним драйвером развития цифровых сбытовых услуг выступает специфика самого потребителя. Так, для большинства потребителей, которые сейчас являются платежеспособными либо перейдут в данную категорию в ближайшие годы, важными являются мобильность, доступность информации, а поиск информации и приобретение различных товаров и услуг у них перенесены в цифровое пространство.

Кроме того, необходимость развития системы маркетплейсов на национальном агрорынке подчеркивают данные исследования РАЭК, в котором говорится, что «россияне быстрее других меняют свои потребительские предпочтения и легче переходят к использованию цифровых технологий» [18]. В частности, авторы исследования приводят такие факты, что банковскими приложениями стали чаще пользоваться 85 % респондентов, а совершать покупки онлайн – 90 % респондентов.

Отметим, что развитие цифровых сбытовых услуг агропродукции затрудняют следующие факторы.

Во-первых, отсутствие достаточного количества маркетплейсов, на которых могут представить свою продукцию как небольшие фермерские хозяйства, так и достаточно крупные агрокомплексы.

Во-вторых, наличие у потребителей сомнений в качестве приобретаемого товара через сеть Интернет.

В-третьих, наличие определенных страхов у потенциального клиента интернет-магазина относительно того, что непонятно, к кому обращаться в случае проблем при приобретении товара и сложностей, связанных с возвратом товара.

В-четвертых, определенный консерватизм относительно выбора в пользу традиционного предоставления услуг.

При этом актуальность и целесообразность развития цифровых технологий сбыта продукции подтверждается тем, что доля интернет-торговли по итогам 2020 года может достигнуть 10 % оборота ритейла за счет увеличения онлайн-продаж у традиционной розницы [20].

Также значимость и востребованность цифровых сбытовых услуг агропродукции подчеркивают следующие факты.

Во-первых, 76 % респондентов имеют аккаунт в финансовом институте и 40 % пользователей совершают онлайн-покупки.

Во-вторых, осуществляют поиск товаров и услуг в сети Интернет с целью дальнейшего приобретения 81 % пользователей, а 82 % посещают интернет-магазины.

В-третьих, 77 % от общего числа домохозяйств в России имеют доступ к сети Интернет, а 65 % взрослого населения используют средства мобильной связи для выхода в сеть Интернет вне дома либо работы [21].

Таким образом, можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе наиболее востребованным направлением развития агропромышленном комплексе станут цифровые сбытовые услуги.

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

По результатам исследования авторы пришли к следующим выводам.

Мировые тренды по цифровизации экономики, вопросы повышения конкурентоспособности национальной экономики и улучшение качества жизни населения Российской Федерации стали основными предпосылками цифровой трансформации агропромышленного сектора национальной экономики. В 2020 году катализатором цифровых процессов стала пандемия коронавирусной инфекции COVID-19.

Можно с уверенностью утверждать, что мир не вернется к прежней модели взаимодействия участников рынка. Таким образом, в условиях цифровой трансформации национальной экономики и необходимости развития и поддержки фермерских хозяйств целесообразно развитие маркетплейсов как на федеральном, так и на региональном уровне, что позволит фермерским хозяйствам осуществлять сбыт сельскохозяйственной продукции вне зависимости от территориального расположения и размеров агропредприятия.

При этом маркетплейсы обладают рядом достоинств. В частности, разнообразие предложений продукции для потребителя, стимулирование повышения конкурентоспособности вендоров, обеспечение безопасности и легальности сделки при приобретении сельскохозяйственной продукции, сокращение временных затрат на процесс адаптации к новым рыночным условиям, а также сокращение затрат на выстраивание и поддержание сбытовой сети, как при открытии офлайн-магазина либо интернет-магазина.

Кроме того, внедрение таких цифровых услуг повысит уровень инновационной и инвестиционной активности в национальной экономике, а также будут проведены автоматизация и стандартизация процессов предоставления цифровых услуг, что позволит осуществить географическую экспансию участников рынка в регионы и приведет к повышению уровня качества жизни населения.

Еще одним немаловажным фактором является снижение уровня цифрового неравенства и формирование единого цифрового пространства, которое позволит объединить производителя и потребителя цифровой услуги в реальном времени и скоординировать деятельность каждого из участников рынка.

Развитие цифровых технологий позволит получить не только количественные, но и качественные изменения в составе участников рынка. На рынке будут представлены не только крупные агрокомплексы, но и небольшие фермерские хозяйства, которые не соответствуют требованиям сетевых операторов по объемам производимой продукции.

Таким образом, можно утверждать, что дальнейшее функционирование системы сбыта в агропромышленном комплексе Российской Федерации будет основано на активном внедрении и развитии маркетплейсов и цифровых экосистем как наиболее соответствующих современным реалиям.

References

1. Afanas'eva E. P., Schuckaya A. V. Cifrovizaciya sel'skogo hozyaystva kak drayver ekonomicheskogo rosta // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2019. № 5 (175). S. 34-40.

2. Afonina V. E. Razvitie cifrovoy ekonomiki v APK kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti otechestvennoy agroprodovol'stvennoy produkcii // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. 2019. № 1. S. 5-10.

3. Dugina E. L., Saktoev V. E., Dorzhieva E. V. Rol' sovremennyh tehnologiy v razvitii regional'nogo prodovol'stvennogo rynka // Vestnik Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. T. 26. № 8. S. 112-121.

4. Gorshkova N. V., Shkarupa E. A., Rulev A. S. Rol' gosudarstva v razvitii sel'skogo hozyaystva // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. 2020. T. 22. № 2. S. 171-181.

5. Svetlov N. M., Yanbyh R. G., Loginova D. A. O neodnorodnosti effektov gospodderzhki sel'skogo hozyaystva // Voprosy ekonomiki. 2019. № 4. S. 59-73.

6. Skvorcov E. A. Perspektivy primeneniya tehnologiy iskusstvennogo intellekta v sel'skom hozyaystve regiona // Ekonomika regiona. 2020. T. 16. № 2. S. 563-576.

7. Kolodko G. V. Posledstviya. Ekonomika i politika v postpandemicheskom mire // Voprosy ekonomiki. 2020. № 5. S. 25-44.

8. Normova T. A., Starodubceva A. V., Nerses'yan A. A. Vliyanie COVID-19 na ekonomiku Rossii i mery bor'by s nim // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. 2020. № 30 (4). S. 129-131.

9. Romanova G. G., Medvedeva P. I. Sostoyanie razlichnyh sfer ekonomiki v period vsemirnoy pandemii // Aktual'nye voprosy sovremennoy ekonomiki. 2020. № 5. S. 219-227.

10. Cvetikova T. V. Sostoyanie ekonomiki v usloviyah pandemii COVID-19 // COVID-19 i sovremennoe obschestvo: social'no-ekonomicheskie posledstviya i novye vyzovy: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Penza, 2020. S. 31-34.

11. Kolmykova T. S., Nesenyuk E. S., Halameeva K. Yu. Razvitie cifrovoy ekonomiki pri perehode k shestomu tehnologicheskomu ukladu // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. 2019. T. 9. № 1 (30). S. 57-64.

12. Kochieva A. K., Dalakova A. N. Osobennosti razvitiya onlayn-torgovli v Rossii // Ekonomika ustoychivogo razvitiya. 2019. № 2 (38). S. 54-57.

13. Loginov M. P., Usova N. V. Formirovanie i razvitie potenciala rynka cifrovyh uslug [Elektronnyy resurs] // e-FORUM. 2020. № 2 (11). URL: http://eforum-journal.ru/ru/vypuski-2020?id=251 (data obrascheniya: 15.11.2020).

14. Nesterenko E. C. Cifrovaya usluga kak drayver social'no- ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii // Social'no-ekonomicheskie predposylki i rezul'taty razvitiya novyh tehnologiy v sovremennoy ekonomike: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferencii. Simferopol', 2019. S. 96-100.

15. Nikolaeva M. A., Kamolova D. S. Sravnitel'naya harakteristika elektronnoy i tradicionnoy roznichnoy torgovli // Torgovo-ekonomicheskiy zhurnal. 2017. T. 4. № 2. S. 81-90.

16. Pile Ya. E. Cifrovaya ekonomika: tochki rosta internet-torgovli // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2019. T. 9. № 2A. S. 126-135.

17. Tehnologicheskoe razvitie otrasley ekonomiki [Elektronnyy resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. URL: https://www.gks.ru/folder/11189 (data obrascheniya: 04.07.2020).

18. Issledovanie RAEK: Ekonomika Runeta v epohu COVID-19 - rastem i transformiruemsya [Elektronnyy resurs] // Rossiyskaya associaciya elektronnyh kommunikaciy. URL: https://raec.ru/live/raec-news/11580/ (data obrascheniya: 08.07.2020).

19. Cifrovizaciya APK. Modnyy «hayp» ili real'nyy biznes-instrument dlya otrasli [Elektronnyy resurs] // Agroinvestor. URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/33646-tsifrovizatsiya-apk-modnyy-khayp-ili-realnyy-biznes-instrument-dlya-otrasli/ (data obrascheniya: 16.11.2020).

20. Glava AKIT: dolya rynka internet-torgovli v 2020 godu mozhet vyrasti do 10 % [Elektronnyy resurs] // AKIT. URL: https://www.akit.ru/akit_head_market-opinion/ (data obrascheniya: 04.07.2020).

21. Cifrovaya ekonomika: 2020 [Elektronnyy resurs] // ICT.Moscow. URL: https://ict.moscow/research/tsifrovaia-ekonomika-2020/ (data obrascheniya: 02.01.2020).

Login or Create
* Forgot password?