МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА УНИВЕРСИТЕТА И ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье подчеркивается опыт работы автора с молодежью. Система, утвержденная за многолетнюю работу со студентами, дает автору возможность обобщить опыт и сделать выводы об улучшении методов личностного развития будущих специалистов.

Ключевые слова:
лидерские навыки, формирование культуры, традиции, личное развитие, идея
Текст

Наш вуз наряду с вопросами, связанными с повышением качества профессионального образования, постоянно на первый план ставит фомирование не только профессиональных компетенций, но такие личностные качества как гражданская зрелость, патриотизм, чувство ответственности, инициативность, лидерские качества, общая культура. Оценивая студенческую молодежь как важнейший стратегический ресурс общества, уместно сослаться на высказывание основоположника российской политической психологии А.И.Юрьева: «Никогда и нигде не было бессистемной подготовки человеческих 2 ресурсов». Поэтому образование и воспитание мы считаем гарантом качества выпускников. В процессе осуществления личностного развития перед нами всегда стоит вопрос: в какой мере выпускники вуза ориентированы отвечать на вызовы времени. Процесс развития личности в вузе осуществляется на концептуальных основах воспитания, разработанных учеными национальной Академии образования им.И.Алтынсарина, которые ориентированы на повышение нравственного потенциала образовательного процесса, интеграцию обучения и воспитания на общенациональной идее «Мәңгілік ел». В программном патриотическом акте связаны вместе вопросы экономики, политики, морали, веры, видения глобального мира. Считаем, что воспитание обучающихся в условиях реализации общенациональной идеи «Мәңгілік ел» будет способствовать дальнейшему углублению в процессе формирования казахстанского патриотизма. Полагаем, что качество воспитания заключается в уровне социальной зрелости личности, его социальной жизнедеятельности. В университете обучается много креативной молодежи, для которой характерна мотивация, прежде всего в профессиональной сфере. Поэтому в процессе социализации личности нами учитываются те ключевые приоритеты, которыми руководствуются студенты. В условиях глобализации, информатизации актуален поиск форм и методов стимулирования интереса обучаемых к познанию, саморазвитию, получению качественного образования. Осознавая, что жизненный успех выпускника вуза во многом зависит от его умения самостоятельно жить в новых условиях, в процессе работы используются методы, которые направлены на обучение студентов умению действовать в соответствии с реалиями времени. Инновационность воспитательной работы состоит в целенаправленном развитии системы воспитания за счет внедрения новых технологий: информационные системы, портфолио собственных успехов в обучении и воспитании, тренинги по формированию навыков социального поведения. Приоритет в воспитательном процессе отдается диалогическим методам общения, совместной работе в поисках истины, развитие осуществляется через создание воспитывающих ситуации, в творческой деятельности. Программа личностного развития предусматривает проведение воспитательных мероприятий по следующим направлениям: формирование патриотизма, норм морали и нравственности; воспитание межэтнической толерантности и общественного сознания; правовая культура, формирование здорового образа жизни, поддержка инициатив молодежи; внедрение инновационных технологий в совершенствование воспитательного процесса. 3 Формирование патриотизма, норм морали и нравственности. Данное направление включает в себя проведение мероприятий, формирующих патриотические чувства обучаемых. К ним относятся научно-практические конференции, посвященные знаменательным датам, событиям, касающиеся истории становления и развития страны; круглые столы с участием видных общественных деятелей страны; патриотические форумы, фестивали, конкурсы, дебаты. Опыт показал, что проведение такого рода мероприятий на системной основе позволит обеспечить подготовку не только профессионально компетентных специалистов, но и социально активных, уважающих закон и справедливость, нетерпимых ко всем проявлениям противоправной деятельности, наделенных чувством гражданской ответственности [4, с. 187]. Одним из приоритетов в воспитательной работе является духовно-нравственное воспитание обучаемых. Методической основой для проведения воспитательной работы в данном направлении является ряд педагого-психологических разработок, основанных на опыте по вопросу социализации личности. Созданная система в данном вузе по духовно-нравственному воспитанию обучаемых преследует цель - сформировать личность, которая сумеет противостоять любым проявлениям религиозного экстремизма. В этом плане актуальным является организация работы института общественного воспитания, проведение постоянного лектория с участием ученых-теологов, писателей, деятелей культуры, а также проведение кураторских часов с участием преподавателей- философов, искусствоведов, специалистов медицины, с последующим посещением со студентами кинотеатров, театров, репертуар которых включает в себя произведения искусства, которые корректно прививают нормы правил поведения, соблюдения этики, эстетики, которое отражается на духовном росте обучаемого. Немаловажным также является активное вовлечение обучаемых в просмотре концертных программ, посещение тематических выставок, участие обучаемых во встречах с деятелями науки, культуры и искусства, которые достигли высот в избранной профессии. Особое место в системе воспитания имеет обучение основам правовой культуры. Разработанный в вузе Кодекс чести студента направлен на формирование законопослушного гражданина страны, в частности, в этой связи в процессе обучения актуальны встречи, проводимые с работниками правоохранительных органов на предмет разъяснения прав и обязанностей образованного специалиста. Функционирование юридической клиники на базе кафедры правовых дисциплин, преподавание предмета «Основы права» на всех специальностях университета способствуют повышению правовых знаний обучаемых. 4 Особое место в системе воспитания отводится формированию здорового образа жизни. Работа спортклуба вуза заключается в организации работы секций по видам спорта, в системном функционировании воскресного клуба «Здоровье», в проведении итоговых спартакиад. Осуществляемая тесная связь с областным центром формирования здорового образа жизни, с общественными объединениями, занимающимися профилактикой заболеваний, со спортивным сообществом города и области дает возможность расширить рамки взаимодействия по вопросу спортивного совершенствования обучаемых [6, с. 184]. Созданная в университете уникальная программа «Всё для студенчества» направлена на вовлечение студентов в активную общественную деятельность. Работа, проводимая коллективом на протяжении многих лет, дает свои положительные результаты. С первых дней поступления в вуз на открытой презентации, организованной отделом по работе с молодежью, студенты получают полную информацию по вопросу организации досуга во внеучебное время, что позволяет им на основе полученных сведений построить индивидуальный план личностного развития. Воспитание межэтнической толерантности и общественного сознания, поддержка инициатив молодежи имеет своё продолжение в системе воспитания обучаемого. Одним из действенных методов в личностном развитии обучаемых является воспитание на традициях и обычаях народа Казахстана, а это: тематические конференции, мероприятия с участием этнокультурных объединений областной Ассамблеи народа Казахстан, круглые столы с участием экспертной группы АНК, кафедры Ассамблеи народа Казахстана при университете, молодежного крыла «Достык». В течение всех лет пребывания в вузе обучаемые получают практические навыки по организации различных мероприятий, направленных на укрепление мира и согласия в общем доме – Республике Казахстан. Внедрение инновационных технологий в совершенствование воспитательного процесса в вузе является одним из актуальных вопросов в системе личностного развития обучаемого. Постоянно ведется поиск новых технологий по организации и проведению воспитательных мероприятий. Предлагаемые преподавателями технологии внедряются в воспитательный процесс, что дает возможность обучаемым приобрести необходимые компетенции, для избранной профессии и впоследствии им стать востребованными на рынке труда. Стало традиционным в начале учебного года для первокурсников проводить открытые занятия «Введение в студенческую среду университета». В своих лекциях для студентов мы делаем акцент на формирование культуры, понимание своего имиджа, внешнего вида, личного поведения в повседневной и профессиональной жизни. В течение всего года, работая со студентами в аудитории и вне аудитории, обучаем 5 овладевать искусством управления собственой жизнедеятельностью. На семинарах- тренингах раскрываются следующие темы: планирование своего времени на год, месяцы, недели, дни; выбору приоритетов деятельности, технике личной организации, методам повышения работоспособности и сохранения здоровья. Применяя разные образовательные технологии по методике воспитательной работы, мы реализуем главную цель-социальную поддержку студенчества, внося вклад в повышение социально- психологической устойчивости. Считаем, что из стен университета должны выходить люди не только профессионально компетентные, но и социально активные, уважающие закон и справедливость, нетерпимые ко всяческим проявлениям противоправной деятельности, наделенные чувством гражданской ответственности [7, с. 189]. Совместная работа студентов с общественными организациями вне вуза дает свои положительные результаты в подготовке будущих лидеров, в проведении на качественном уровне разноплановых мероприятий. В период обучения студенты университета активно работают в молодежных общественных объединениях, в вузе развито движение студенческих строительных отрядов, Жасыл ел. Участие в проводимых значимых мероприятиях проходит для студентов небесследно, у них воспитывается инициативность и лидерские качества, формируется гражданская позиция. Действующий в вузе институт общественного воспитания предоставляет возможность студентам получить необходимые знания в духовно-нравственном направлении. Уроки, получаемые на таких занятиях, станут основой для построения в будущем счастливой семьи, в которой получат хорошее воспитание новое поколение страны [5, с. 223]. Значимым направлением гражданского воспитания в университете является волонтерская деятельность. Студенты, состоящие в молодежных объединениях «Жас экономист», Дебатный центр, «Альянс студентов Казахстана», «Жас Отан», организуют в свободное время концертные программы для ветеранов, оказывают помощь общественным организациям, в частности, Совету ветеранов города, реабилитационному центру для детей, проводят благотворительные акции, адресованные воспитанникам Детской деревни, в частности, «Подари ребенку солнышко», «Сердце отдаю детям», «Праздник детства». Студенты, обучающиеся на педагогических специальностях, участвуя в волонтерской деятельности, проходят хорошую практику по работе с детьми. Большую ощутимую помощь в процессе личностного развития студентов оказывает Совет ветеранов университета. Несмотря на почтенный возраст ветераны продолжают принимать активное участие в повышении имиджа вуза, в воспитании будущих специалистов. Одним из действенных методов является воспитание обучаемых на примере старшего поколения. У профессорско-преподавательского коллектива 6 университета во все времена был высокий статус, им присущи принципиальность, высокий профессионализм, интеллект, интеллигентность, духовность. Поэтому представлена уникальная возможность взращивать в новом поколении преподавателей, связавших свою биографию с вузом, всё то, что накоплено их предшественниками. Считаем, что одним из действенных мер в обеспечении преемственности поколений в учебном заведении является качественный подбор кадров, который необходимо вести со студенческих лет, и продолжить их готовить во время обучения в магистратуре. На наш взгляд, такая работа обеспечит преемственность поколений вуза, непрерывность традиции, заложенные в течение всех лет существования, повысит имидж преподавателя. Вывод. Таким образом, реализация молодежной политики в вузе во многом зависит от творческого отношения всех участников воспитательного процесса. Практика показывает, что необходимо на системной основе вести подготовку из числа студентов молодежных лидеров, которые своим примером, активным образом жизни, ответственным отношением к делу будут реализовать политику вуза. С учетом всех рекомендаций реализация молодежной политики в вузе будет успешной и результативной.

Список литературы

1. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 г.

2. Закон РК «О государственной молодежной политике в Республики Казахстан» от 9.02.2015 г.

3. Юрьев А.И. и др. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. 2006 г. 512 с.

4. Симонович Н.Е. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие // В сборнике: Обучение и развитие:современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 186 - 187.

5. Симонович Н.Е. Новые подходы к обучению студентов // В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 222-223.

6. Симонович Н. Е. Проблемы увеличения продолжительности и качества жизни людей: психологические аспекты // В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 183- 184.

7. Симонович Н. Е. Проблемы одиночества личности в интернет - пространстве: психологические особенности // В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и 7 практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 188 - 189.

Войти или Создать
* Забыли пароль?