КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ: СТРУКТУРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обобщены основные взгляды, сложившиеся в отечественной науке на про-блему сущности и структуры управленческой (а также педагогической) концепции. На ос-нове этих теоретических положений дается определение концепции профессиональной адаптации (на примере военнослужащих) как комплекса основных положений, раскры-вающих сущность, содержание, основные этапы профессиональной адаптации военно-служащих. Разработана структура профессиональной адаптации военнослужащих, вклю-чающая в себя общие положения, теоретико-методологические основания, ядро, содержа-тельно-смысловое наполнение, условия эффективного функционирования, критерии оценки результатов.

Ключевые слова:
педагогическая концепция, педагогический феномен, военно-служащие, профессиональная адаптация, нормативно-правовая основа.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

недостаточно разработанной.
В начале нашего исследования дадим этимологию понятия «концепция». Концеп-ция (от латинского conceptio - понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, руководящая идея для их освещения, основная точка зре-ния, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности [1, с. 222]. Рассматривая понятие «концепция» в педагогической науке, следует отметить, что до настоящего времени отсутствует единое мнение, единая точка зрения, единый подход к его определению. В. И. Загвязинский одним из первых в отечественной педагогической науке (1982 г.) под концепцией понимает цель, сущность, структуру, движущие силы, за-кономерности и способы функционирования учебного процесса [2].
Анализируя последовательность разработки категории «концепция» в педагогической науке, нужно отметить, что данная проблема не рассматривается как предмет специально-го исследования. К ней обращаются в контексте исследований того или иного феномена педагогической деятельности. Одними из первых, поставивших своей целью определить назначение, разработать структуру, содержание и процедуры построения педагогической концепции явились авторы весомой монографии «Педагогическая концепция: методоло-гические построения» Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева (2006 г.).
Учитывая специфику педагогики как науки, под педагогической концепцией они по-нимают «…сложную, целенаправленную, динамическую систему фундаментальных зна-ний о педагогическом феномене полно и всесторонне раскрывающих его сущность, со-держание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования» [3, с. 10].
Исходя из этого, мы будем придерживаться следующего определения: концепция про-фессиональной адаптации – это комплекс основных положений, всесторонне и полно рас-крывающих сущность, содержание, основные этапы профессиональной адаптации воен-нослужащих.
3
Педагогическая концепция, как результат научного исследования призвана обеспечить эффективное оперирование изучаемым педагогическим феноменом в условиях современ-ного образования [4, с. 13].
В то же время анализ представленных в научных работах педагогических концепций, опять же в хронологической последовательности, демонстрирует разночтение в вопросе их композиционного построения. (В. Р. Радионов, П. И. Третьяков, О. Б. Епищева, М. Н. Невзоров, Т. К. Смыковская, С. Л. Суворова, Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева, Н. В. Зеленская, Т. Л. Комоза, О. В. Евтихов [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]).
Для раскрытия динамики разработки композиционного построения педагогической концепции сведем представления по данной проблеме у разных авторов в таблицу 1.
Таблица 1
Динамика разработки композиционного построения концепции
№ п/п
Автор
Содержание концепции
1.
В. Р. Радионов
(1996 г.)
Раскрывает основные положения, характеризующие особенности исследуемого им феномена и условия ус-пешности его функционирования.
2.
П. И. Третьяков
(1997 г.)
Включает:
- аналитическое обоснование;
- актуальность;
-цели и задачи;
- сущность концепции;
- структуру учебно-воспитательного процесса;
- прогноз конечных результатов.
3.
О. Б. Епищева
(1999 г.)
- принципы;
- цели и содержание математического образования;
- структурная основа учебного процесса;
4.
М. Н. Невзоров
(1999 г.)
- принципы и стадии создания антропоориентированно-го педагогического процесса;
5.
Т. К. Смыковская
(2000 г.)
- принципы проектирования и организации мониторин-га формирования, становления, развития и функциони-рования методической системы учителя;
- дидактические требования к обучению проектирова-ния;
4
- системы моделей, обеспечивающих проектировочную деятельность.
6.
С. Л. Суворова
(2004 г.)
- преамбула;
- понятийно-категориальный аппарат;
- теоретико-методологические основания;
- ядро;
- содержательно-смысловое наполнение.
7.
Е. В. Яковлев
Н.О. Яковлева
(2006 г.)
- общие положения;
- понятийно-категориальный аппарат;
- теоретико-методологические основания;
- ядро;
- содержательно-смысловое наполнение;
- педагогические условия эффективного функциониро-вания и развития исследуемого феномена;
- верификация.
8.
Н. В. Зеленская
(2008 г.)
- актуальность концепции;
- цель;
- сущность системы высшего профессионального обра-зования;
- структура и содержание системы;
- развитие учебно-материальной базы;
- управление;
- основные этапы реализации.
9.
Т. Л. Комоза
(2011 г.)
- общие положения;
- цель;
- принципы;
- содержание;
- технология.
10.
О. В. Евтихов
(2015 г.)
- общие положения;
- теоретико-методологическая основа;
- ядро;
- содержательное наполнение;
- организационно-педагогические условия реализации;
- критерии оценки и результативности.
5
При всей значимости и научной ценности этих концепций, мы отмечаем, что в структурном плане наиболее полной логической целостностью, организованностью и систематичностью обладают концепции Е. В. Яковлева и Н. О. Яковлевой, С. Л. Суворовой, Т. Л. Комозы.
Учет особенностей каждой из этих концепций позволил нам определить, что струк-тура нашей педагогической концепции как системы научных знаний и как формы представления результатов исследования должна включать следующие разделы:
- общи положения;
- теоретико-методологические основания;
- ядро;
- содержательно-смысловое наполнение;
- организационно-педагогические условия эффективного функционирования;
- критерии оценки результативности.
Данная структура концепции позволяет нам обеспечить логичность, последователь-ность, комплексность и завершенность авторских выводов.
Схематично группировка и взаимосвязь разделов педагогической концепции представлена нами на рис. 1.
Критерии оценки
эффективности
Ядро
Содержательно-смысловое напол-нение
(основные этапы реализации)
Организационно-педагогические ус-ловия эффективно-го функционирова-ния
Теоретико-методологические основания
Общие положе-ния
6
Рис. 1. Структура педагогической концепции.
Исходя из функционального назначения и содержательного наполнения педагогиче-ской концепции профессиональной адаптации военнослужащих, её целью выступает тео-ретико-методологическое и методико-технологическое обеспечение профессиональной адаптации военнослужащих, как специфического процесса, направленного на обеспечение высокого уровня профессиональной подготовленности всех категорий военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации.
Нормативно-правовой основой концепции выступают Законы и нормативные акты Российской Федерации:
- Об образовании в Российской Федерации [15];
- О воинской обязанности и военной службе [16];
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [17];
- Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г. [19];
- Федеральная программа «Реформирования системы военного образования в Рос-сийской Федерации» [19].
Основными источниками создания концепции профессиональной адаптации воен-нослужащих явились:
- Требования Министерства обороны Российской Федерации к военно-профессиональной подготовке и уровню профессиональной адаптированности военнослужащих, зафиксиро-ванный в нормативных документах;
- смещение акцентов на ускоренную профессиональную адаптацию военнослужащих в связи с внедрением в войска новых форм и способов боевой подготовки, связанных со скоротечным характером современных военных конфликтов;
- отечественный и зарубежный опыт процесса профессиональной адаптации военнослу-жащих, тенденции его развития.
Таким образом, в основу разработанной нами структуры профессиональной адап-тации военнослужащих легли теоретические положения по данной проблеме, исследован-ные в отечественной педагогической науке, а также анализ нормативно-правовых доку-
7
ментов, регламентирующих жизнь и деятельность Вооруженных сил Российской Федера-ции.
По своей структуре профессиональная адаптация военнослужащих включает в себя такие компоненты, как общие положения; теоретико-методологические основания; ядро; содержательно-смысловое наполнение; условия эффективного функционирования; крите-рии оценки результативности.

Список литературы

1. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003. 576 с.

2. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. За-гвязинский. М.: Просвещение, 1982. 160 с.

3. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.

4. Там же.

5. Радионов, В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис. …докт. пед. Наук / В. Е. Радионов. СПб, 1996. 352 с.

6. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического ме-неджмента / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1997. 288 с.

7. Епищева, О. Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования ме-тодической системы обучения математике: Дис. …докт. пед. наук / О. Б. Епищева. М.,1999. 460 с.

8. Невзоров, М. Н. Теоретические основы проектирования антропоориентированного пе-дагогического процесса: Дис. …докт. пед. наук / М. Н. Невзоров. Хабаровск, 1999. 347 с.

9. Смыковская, Т. К. Теоретико-методологческие основы проектирования методической системы учителя математики и информатики: Дис. …докт. пед. наук / Т. К. Смыковская. М.: 2000. 383 с.

10. Суворова, С. Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учи-телей: Дис. …докт. пед. наук / С. Л. Суворова. Челябинск, 2005. 380 с.

11. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.

12. Зеленская, Н. В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офи-церских кадров: Дис. …докт. пед. наук / Н. В. Зеленская. 2008. 424 с.

13. Комоза, Т. Л. Концепци общепрофессиональной подготовки бакалавра: автореф. дис. …докт. пед. наук / Т. Л. Комоза. Чита, 2011. 42 с.

14. Евтихов, О. В. Формирование профессиональной компетенции курсантов в образова-тельной среде вуза правоохранительных органов: Дис. …докт. пед. Наук / О. В. Евтихов. Красноярск, 2015. 424 с.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции».

16. Федеральный закон от 28. 03. 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

17. Указ Президента РФ от 31.12. 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.».

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2010 г. № 352. Феде-ральная программа «Реформирования системы военного образования в Российской Феде-рации».

Войти или Создать
* Забыли пароль?