СИСТЕМНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены вопросы учебных занятий на производстве студентов Костанайского профессионально-технического колледжа. Профессиональное знакомство с торговым предприятием, прохождение производственной практики способствуют быстрому трудоустройству выпускников.

Ключевые слова:
учебные занятия, производственная практика, производственное обучени-ие, дуальное обучение.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

студен-
2
тов к своей будущей профессии или отдельным технологическим процессам, а также повысить уровень их профессиональной компетенции.
В «Костанайском профессионально-техническом колледже» с 2014-2015 учебного года в рам-ках эксперимента реализуется программа по внедрению элементов дуального обучения на специ-альности «Маркетинг по отраслям», квалификация «Продавец продовольственных товаров» со сроком обучения 2 г 10 м. на базе 9 класса. Нашими социальными партнерами являются крупные торговые предприятия – супермаркет «Особа», ТОО «Астыкжан - Костанай», ТОО «ТоТ».
Первый выход в торговые условия наших студентов проходит на первом курсе по предмету «производственное обучение» в качестве экскурсии. Тема экскурсии «Виды торгового оборудо-вания. Планировка торгового зала». Целью экскурсии является ознакомление студентов с видами немеханического, весоизмерительного, холодильного, подъемно – транспортного торгового обо-рудования и принципами его размещения в торговом зале. Одновременно проходит знакомство с работниками торговли, режимом работы торгового предприятия. Во время экскурсии проходит живое общение, основанное на доброжелательности и взаимопонимании. Студенты задают инте-ресующие их вопросы, на которые получают полные ответы работника торгового предприятия, проводившего экскурсию. Первое профессиональное знакомство с торговым предприятием дает возможность студентам уже представить сущность и особенности торгово – технологического процесса в магазине.
Производственное обучение – основной вид профессионального обучения, в процессе которо-го формируются необходимые для профессии практические знания, умения и навыки. Производ-ственное обучение закладывает основы профессионального мастерства.
Производственное обучение – не только учебный, но и трудовой процесс.
В 2015 – 2016 учебном году с целью закрепления умений и навыков в реальных условиях тор-говли уроки производственного обучения в количестве 36 часов проведены на базе супермаркета «Особа» по следующим темам:
- Работа на весах настольных циферблатных РН6Ц13УМ
- Работа на весах электронных ВР414911СЧ
- Предварительная подготовка к продаже продовольственных и непродовольственных групп товаров
- Размещение и выкладка на торговой мебели и торговом оборудовании продовольственных и непродовольственных групп товаров
- Организация рабочего места продавца гастрономических товаров
- Организация рабочего места продавца бакалейных товаров
Благодаря созданным администрацией торгового предприятия хорошие производственные ус-ловия, а так же морально – психологический климат в коллективе позволил студентам быстро
3
адаптироваться и на должном уровне освоить практические умения и навыки по изучаемым те-мам исходя из реальных торговых условий.
Уже стало традицией участие студентов в подготовке предновогодней продажи товаров ТОО «Астыкжан - Костанай». Студенты фасуют кондитерскую и плодоовощную продукцию, а так же осуществляют контроль и оказание помощи покупателям в кассовом узле расчета. Студентам за отработанное время производится оплата, что является стимулом для работы. «Производствен-ная практика – подготовка студентов к предстоящей самостоятельной профессиональной дея-тельности»[1]. Практика связывает теоретическое обучение в колледже и «самостоятельную ра-боту на производстве»[3]. «На практике студенты приобретают первоначальный опыт профес-сиональной деятельности по своей специальности»[2], получают возможность опробовать свои силы под руководством опытного специалиста.
В летний период, в рамках реализации эксперимента по внедрению дуального обучения в 2014-2015 учебном году и согласно графику учебного процесса, на базе гипермаркета «Астык-жан», супермаркетов «Особа» и «ТОТ» студенты по данной специальности проходили учебную практику в количестве 180 часов. Они ознакомились с режимом работы данных предприятий и закрепили приобретенные профессиональные умения и навыки. В аналогичный период 2015-2016 учебного года студенты были распределены в гипермаркет «Астыкжан», супермаркет «Особа», «ТОТ», «Норма» для прохождения производственной практики в количестве 252 часов.
Сравнивая результаты производственного обучения в учебных условиях колледжа и итоги практики в торговых предприятиях, необходимо отметить заинтересованность и ответственность студентов за получение более высоких результатов работы в реальных торговых условиях. Итоги практики на первом курсе по показателю качество обучения выше на 4%, на втором курсе соот-ветственно на 6%.
На третьем курсе производственная практика составляет всего 1044 часа, с разбивкой на два этапа, из них в первом полугодии 396 часов. Показатель успеваемости и качество обучения со-ставил 100%.
Итоги квалификационного экзамена показали действенность дуального обучения. Обучаю-щиеся отвечали на вопросы, активно используя знания, умения и навыки, приобретенные на про-изводственных предприятиях. Хорошо разбираются в современных технологических условиях торговли, приводят примеры. Из 18 обучающихся численного состава по завершению обучения четверо поступили в высшие учебные заведения РК и России по торговой специальности, пятеро трудоустроены в торговые предприятия социальных партнеров, остальные – по индивидуальным договорам.
Организация практической деятельности на базовых предприятиях в рамках дуального обучения дает возможность тесному сотрудничеству учебного заведения и торгового предпри-
4
ятия, а так же способствует быстрой адаптации, трудоустройству и профессионализму выпуск-ника учебного заведения.
Современный выпускник должен обладать мобильностью, позволяющей не только приме-нять на практике полученные знания, но и выбирать рациональные пути решения различных за-дач.

Список литературы

1. Бевзюк, В. В. Социально-педагогические условия практического обучения студента кол-леджа: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Оренбург, 2008.

2. Калашникова, Л.М. Педагогические условия современной организации преподавания спе-циальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. Хабаровск, 2012.

3. Крылова, Л. Н. Формирование профессиональных компетенций техника-механика в парт-нерстве с предприятиями нефтегазовой отрасли: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Казань, 2013.

Войти или Создать
* Забыли пароль?