ДАУНШИФТИНГ КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются особенности и причины дауншифтинга как социального явления, связанного с появлением в обществе групп людей, отвергающих нормы потребитель-ского общества ради реализации потребности в самоактуализации и самореализации. Делается вывод, что идеология дауншифтеров представляет собой своеобразный протест против навязанных, неаутентичных смыслу человеческой жизни ценностей, побуждающий человека к духовному поиску своего предназначения и смысла существования.

Ключевые слова:
дауншифтинг, девиантное поведение, потребительство, экзистенциальный кризис личности, аномия, иерархия человеческих потребностей.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В условиях экономической нестабильности в нашей стране и увеличения уровня без-работицы, достигшей по данным Федеральной службы государственной статистики в январе 2017 года 5,6% от экономически активного населения страны и составившей 4,288 млн чело-век, понятно желание людей держаться за рабочее место, даже низкооплачиваемое и мало-
привлекательное в карьерном отношении [1]. При этом в обществе появилась социальная ко-горта людей – дауншифтеров, сознательно бросающих финансово доходную работу и ком-фортную жизнь. Каковы же причины, побуждающие их к таким радикальным действиям?
Термин downshifting (дауншифтинг), происходящий от английских слов «вниз» и «сдвиг», пришел в российскую реальность в начале нового столетия и сразу вызвал бурю дискуссий.
Само слово «downshift» взято из быта автолюбителей и в переводе с английского бук-вально обозначает – перейти на более низкую передачу. В рамках данного понимания оно обозначает избавление от ненужных хлопот, уход к простому образу жизни, при котором можно успевать заниматься тем, что душе угодно и при этом не впадать в крайности, не по-кидать общества и не пытаться быть полностью самодостаточным.
Дауншифтерами в рамках такого подхода называют людей, которые сознательно отка-зываются от высокооплачиваемой работы, от мыслей о своем положении в обществе, от удобств большого города, от ожесточенной конкуренции и бешеной погони за богатством [2].
«Термин downshifting и само явление дауншифтинга были популяризованы опублико-ванной 31 декабря 1991 года в газете «Вашингтон Пост» статьей Сары Бан Бреатнах «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е» (Living in A Lower Gear: Downshifting: Redefining Success in the '90s)» [3]. Заимствованный англоязычный термин, на наш взгляд, требует поиска аналога в русском языке, отражающего его смысл и социальную роль, но в отсутствии такового будем употреблять именно этот термин, ставший расхожим и понятным в глобальном измерении.
Проблема стала довольно бурно обсуждаться на появившихся сайтах дауншифтеров, выходят статьи, отражающие различные точки зрения на данное явление, издаются книги. Однако системного изучения данного явления пока не предпринято. Это обстоятельство и определило мой научный интерес к проблеме.
Дауншифтинг – это социальное явление, связанное с появлением в обществе групп людей, отвергающих нормы потребительского общества и навязанный стиль жизни ради реализации потребности в самоактуализации и самореализации.
Ситуация ухода человека из привычной жизни не нова в истории человечества. Можно перечислить только некоторые яркие исторические примеры: Сиддхартха Гаутама и его отказ от царствования взамен на духовный поиск; римский император Диоклетиан, который отка-зался от власти и удалился в своё поместье, где посвятил себя выращиванию капусты; древ-негреческий философ кинической школы Диоген Синопский (ок. 400—325 до н. э.), живший
по преданию в бочке; французский художник Гоген, который уехал на Таити, променяв карьеру успешного банкира на творческую самореализацию; легенда об инсценировке смерти импе-ратора Александра I и его дальнейшей отшельнической жизни под именем старца Фёдора Кузьмича; стремление уйти от роскоши к простой жизни и бегство из Ясной Поляны Л.Н. Толстого.
Объяснение феномена дауншифтинга в научной литературе строится на методологии теории аномии и напряжения (Р. Мертон); теории субкультур (А. Коэн), парадигмы конфликта (К. Маркс, Т. Селлин); постмодернизма (Ж. Лиотар, М. Фуко) и неразрывно связано с такими понятиями и теориями, как девиантное поведение, ретретизм, эскапизм, аномия, иерархия человеческих потребностей.
Анализ с позиций данных концептов феномена дауншифтинга позволил нам трактовать данное явление как позитивную девиантность, а само явление рассматривать в контексте формирования социальной группы с особой субкультурой, системой ценностей и норм, осно-ванной на духовно-практическом самоопределении, моральном выборе и схожем образе жиз-ни. Появление данного слоя людей становится для многих обывателей неким нравственным примером возможности взять на себя ответственность за собственную жизнь и судьбу, что может способствовать выходу общества из морально-нравственного кризиса.
Внешней причиной дауншифтинга можно считать вступление общества в фазу то-тального потребления, основанную на экономике перепроизводства и формировании идеоло-гии потребительства как маркера социального успеха, транслируемого через рекламу и СМИ. Формирование «ненасытного потребителя» и пропаганда искусственных престиж-но-статусных потребностей становится базовой целью производителей и продавцов товаров и услуг. Возникшая социальная реальность втягивает потребителей в замкнутый круг, предпи-сывая все больше работать ради увеличения потребления все новых статусных продуктов.
Среди субъективных причин дауншифтинга можно выделить: усталость от городской и бессмысленной офисной суеты, систематически повторяющиеся стрессовые ситуации, по-стоянные физические и нервные перегрузки, нереализованные мечты, ценностный кризис и духовный поиск.
Основной внутренней причиной дауншифтинга является, на наш взгляд, ситуация пе-реживания человеком глубокого экзистенциального перелома, связанного с осознанием не-полноценности и аморальности собственной жизни, приводящего со временем к духовному личностному кризису, приводящему к ситуации переоценки ценностей и новому пониманию счастья.
Не вдаваясь в подробный анализ философского и этического понятия счастья, опреде-лим его как социально-культурный конструкт, отражающий высокую степень удовлетво-ренности качеством жизни и личностной самореализации, соответствующего смысложиз-ненной концепции человека как представителя определенной социальной группы.
Осознание конечности жизни, желание раскрыть свой потенциал через творчество, уйти от бездуховности, манипуляций и стрессов современного общества приводят человека к вы-бору новой концепции счастья и смысла жизни.
Отход от потребительства к креативным практикам, направленным на самореализацию внутреннего потенциала и управление собственной жизнью, отказ от навязанных обществом целей и ценностей и выработка собственных последовательно приводят человека к новому образу жизни, приносящему ощущение счастья и полноты жизни. Возникает понимание про-стой истины, что самое дорогое дается бесплатно. Чистый воздух, общение с природой и близкими людьми, любовь, дружба, искусство, хобби, творчество – все, на что раньше не хватало времени, становится главным приоритетом и смыслом существования. Быть счаст-ливым здесь и сейчас, а не в далеком будущем, жить по совести, в соответствие с собственным пониманием цели и смысла жизни, получать удовольствие от жизни – такие идеологические установки характерны для большинства дауншифтеров.
Резюмируя, можно сделать вывод, что идеология дауншифтеров представляет собой своеобразный протест против потребительского общества с его ложными, неаутентичными смыслу человеческой жизни ценностями, приводящий человека к духовному поиску своего предназначения и смысла существования.

Список литературы

1. Безработица в России увеличилась до 5,6% [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/business/2017/02/22/1594093.html.

2. Гладков П.А. Дауншифтинг и аномия: классическая теория Р. Мертона и ее современное приложение // Электронный журнал «Гуманитарные научные исследования» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/03/1868.

3. Пищур А. Несколько слов в защиту дауншифтинга [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pishchour.ru/blog/neskol-ko-slov-v-zashhitu-daunshiftinga.html.

Войти или Создать
* Забыли пароль?