Россия
Россия
студент
Россия
ГРНТИ 68.01 Общие вопросы сельского хозяйства
В статье раскрыты психологические особенности управления рисками. В работе наглядно показано, что люди психологически не готовы переоценивать низкие вероятно-сти возникновения альтернатив и недооценивать высокие вероятности. Сделан вывод, что при одинаковом риске люди больше психологически стремятся к сохранению достигнуто-го ими финансового уровня, чем к его увеличению.
психологические аспекты риска, психологические аспекты, управление риск, финансовые потери.
При планировании своей хозяйственной деятельности субъект бизнеса прежде все-го должен определить для себя психологически приемлемый уровень предприниматель-ского риска: низкий, допустимый или высокий.
В зоне низких рисков организация в худшем случае ожидает не дополученные за-планированную прибыль. В зоне допустимых рисков можно остаться без прибыли вообще или понести некоторый убыток. Высокие риски означают возможные потери всех вло-женных в производство продукции средств. Отнести возможные риски к одной из назван-ных категорий позволяет коэффициент риска. Он определяется как отношение макси-мально возможной суммы убытков к величине собственных средств организации. В зави-симости от выбранного значения коэффициента риска организация сама выбирает способ
управления риском. [2, с. 43]. Обобщая практический и теоретический опыт управления рисками, можно выделить следующие ключевые способы управления ими.
Так, крайне осторожный руководитель будет стремиться избегать риска во всех его, даже минимальных, проявлениях и предпочтет методы, основанные на отказе (уклонении) от риска: не принимать хозяйственных решений, которые не были бы 100% гарантирован-ными.
Политику снижения риска организация выбирает в случае, если по результатам проведенного анализа значительно возросли остатки нереализованной продукции, спрос на которые снизился, что требует от организации принятия определенных мер по недопу-щению убытков от невостребованной продукции, например снижения цен на продукцию или дополнительные затраты на более привлекательную упаковку, рекламу и т. д.
Политику непротивления риску организация выбирает в том случае, если бизнес является слишком рискованным, но, чтобы из него выйти и переквалифицироваться, тре-буется длительный период времени. [6, с. 43].
Использование политики упреждения и прогнозирования риска требует предвари-тельной аналитической работы или проведения маркетингового анализа, от полноты и тщательности которого зависит эффективность хозяйственной деятельности. Полученные в результате маркетингового анализа данные позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к норма-тивным новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изме-нения правил ведения хозяйственной деятельности, «на ходу» скорректировать текущие и стратегические планы. [3, с. 310].
Реализация любого из перечисленных выше способов управления рисками требует затрат на исследование риска, возникает проблема выбора варианта хозяйственной дея-тельности: иметь транзакционные издержки, позволяющие снижать уровень риска, или вести эту деятельность на свой страх и риск. Решению этой проблемы и способствует формирование финансовых резервов, так как именно они обеспечивают покрытие неза-планированных затрат и поддерживают экономическую устойчивость субъектов бизнеса.
Хозяйствующие субъекты за период трансформации экономики приспособились к конкуренции и инфляции, однако, риски продолжают быть заботой менеджмента, повсе-дневно внедряясь в экономические закономерности бизнеса.
Реалии таковы, что риски составляют одно из слабых звеньев в цепи управления. Это объясняется отсутствием интегрированной системы риск-менеджмента, функциони-рующей в рамках организационной структуры управления хозяйствующих субъектов. Ре-зультатом этому служат многочисленные потери, убытки, кризисы, и даже, банкротство. В
этой связи, экономические риски должны быть предупреждены до начала возникновения кризиса, что позволит бесперебойно функционировать бизнесу и получать стабильные финансовые результаты. Этому способствует диверсификация как способ распределения капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых не-посредственно не связаны. [1, с. 9].
Для определения места и роли диверсификации в системе сложившихся методов управления рисками целесообразно исследовать факторы ее формирования. Факторы, влияющие на диверсификацию, могут предполагать: поиск финансовых ресур-сов на организацию данных видов обслуживания в туристической деятельности, обеспе-ченность квалифицированными кадрами процесса создания нового бизнеса.
Эти факторы должны быть оценены с точки зрения затрат на их обслуживание. Как недостаток диверсификации, с которым требуется «бороться», следует отметить, что ее процесс достаточно энергоемкий, особенно, в условиях организации ряда дополнительных подразделений в рамках единого бизнеса.
Главный принцип, которым следует при этом, руководствоваться, в связи с этим важным, экономическим нюансом, состоит в том, чтобы управленцу спрогнозировать вы-годы и затраты в таких пропорциях, которые не позволят превысить издержки на дивер-сификацию над полученным доходом. В противном случае, риски не только не могут быть ликвидированы, но и создадут нежелательную основу для возникновения новых рисков и потерь. [4, с. 24].
Однозначно, роль диверсификации в системе классификации методов управления рисками велика при соблюдении ключевого принципа ее организации. Она может прояв-ляться в случае неизбежности рисковой ситуации. Несмотря на то, что среди управленцев превалирует точка зрения, согласно которой диверсификацию отождествляют с принци-пом «не клади все яйца в одну корзину», и в ряде случаев используют ее как инструмент управления рисковым портфелем ценных бумаг, тем не менее, сейчас в диверсификации остро нуждаются и операционные сегменты бизнеса хозяйствующих субъектов.
Наиболее предпочтительным является выбор конгломератовой диверсификации, однако возможности ее реализации характерны не для всех фирм, а лишь для компаний с многопрофильными производствами и с учетом много вариантности форм проектного финансирования. [5, с. 235].
В условиях обострения конкуренции на рынке может быть использована конгломе-таривная диверсификация, но ее выбор оправдан при достаточно мощном финансовом обеспечении функционирования бизнеса и солидными для стимулирования предпринима-тельства условиями и резервами.
Поэтому значимость диверсификации в системе действующих методов управления предпринимательскими рисками возрастает. Людям необходимо учиться психологиче-ским приемам определения вероятности наступления ожидаемых событий и принимать меры к предотвращению негативных последствий от не правило принятого решения. Для этого необходимы наставники с опытом и соответствующими знаниями.
При наличии у предприятия неиспользуемых площадей, производство может быть диверсифицировано, т.е. параллельно с основным, например, на условиях аренды, могут развиваться рентабельные непрофильные (сопряженные и несопряженные с основным) производства, увеличивая общий доход и снижая совокупный риск предприятия. [7, с. 34].
Диверсификация позволяет распределить ответственность бизнеса, аккумулировать финансовые потоки на более рациональной основе, достичь сбалансированности положи-тельных экономических и социальных эффектов.
При этом целесообразно применить аналитический инструментарий и обосновать адекватность соответствующих форм диверсификации в специфике предпринимательской деятельности конкретной организации.
В зависимости от складывающейся на рынке ситуации и целей, преследуемые предприятием, анти рисковая политика может принимать четко различимые формы с раз-вернутой схемой организации диверсификации. [8, с. 91].
Таким образом, диверсификация как метод снижения рисков достаточно интересен, однако его применение возможно для тех рисков, которые не обладают слишком высокой вероятностью возникновения и колоссальным размером убытков. Оптимизация бизнеса требует всестороннего управления рисками, в том числе на базе рационального распреде-ления активов в стратегические бизнес-единицы с учетом минимума потерь и максимума экономических выгод. Способствуя активному внедрению данного управления рисками посредством диверсификации хозяйствующие субъекты, приобретают возможность опе-ративного принятия без рисковых решений и решений, направленных на недопущение кризиса в развитии бизнеса. Если человек будет психологически готовым к наступившим событиям, то он успешно справится с проблемой без материальных и моральных затрат, и потерь.
1. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Инновационные методы исследования национальной безопасности // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2012. № 3-4(6). С. 9 - 10.
2. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально - психологическая безо-пасность регионов российской федерации // Национальные интересы: приоритеты и безо-пасность. 2014. № 8. С. 40-44.
3. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений по управлению организацией в пе-риод кризиса: Социально - психологические аспекты //Аудит и финансовый анализ. 2015. № 4. С. 308 -311.
4. Киселева И. А., Симонович Н. Е Роль мотивации в эффективных компаниях // Нацио-нальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 21. С. 16 -24.
5. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Инновационные методы принятия решений в условиях рисков: психологические аспекты // Аграрное образование и наука. 2016. № 2. С. 35.
6. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Конкурентоспособность предприятия в условиях гло-бализации общества: влияние корпоративной культуры // Национальные интересы: при-оритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 39-44.
7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально - психологическая безо-пасность предприятия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С. 30 -34.
8. Ячменева Н. П., Симонович Н. Е. К проблеме исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). С. 82 - 92.