СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХО-ЛОГА И ПЕДАГОГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье подробно рассматривается социальное самочувствие человека с точки зре-ния психолога и педагога. Раскрываются основные положения социального самочувст-вия с целью повышения душевного благосостояния людей и воспитания молодежи в современном Российском обществе.

Ключевые слова:
социальное самочувствие, молодежь, педагог, социальное на-строение, социальное здоровье.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Важным для человека и общества в целом является социальное самочувствие и его настроение. Мы опираемся на научные работы профессора Симоновича Н. Е. и рас-сматриваем понятие социального самочувствия с позиции психолога и педагога. Важно для нас и воспитание молодых людей и их отношение к своей стране, к своему родно-му краю. В современном обществе происходит усиление терроризма, возрастает соци-альная напряженность, наблюдается утрата значительной частью населения социаль-ных и психологических ориентиров в своей жизни, снижение психологической устой-чивости и чувства защищенности, кризис само идентичности личности [8, с. 83]. У многих людей теряется чувство оптимизма, уверенности в завтрашнем дне, возникает
негативное отношение к действительности. Ослабевают связи человека с обществом; человек не осознает себя в качестве активного субъекта общественных процессов. Уве-личивается число противоправных поведенческих проявлений, растет эмиграция, обо-стряются социальные противоречия в экономической и политической сферах. Это все указывает на формирование негативного социального самочувствия у значительной части людей современного изменяющегося общества, что в свою очередь ведет к ухуд-шению здоровья людей, к обострению различных заболеваний и уменьшению продол-жительности жизни.
Проблема социального самочувствия привлекает не только психологов, но и социо-логов, политологов, медиков.
В связи с этим ставится задача изучения того, как конкретный человек воспринимает и оценивает изменения, происходящие в жизни общества, как он относится к этим из-менениям и каким образом они сказываются на его повседневной жизни, на его состоя-нии и самочувствии, а, в конечном счете, и на его здоровье.
С точки зрения социологов в изучении социального самочувствия акцент делается на анализе факторов социального характера, к которым относятся социально-экономические и политические особенности жизнедеятельности индивидов (матери-альное положение, уровень благосостояния, миграция и безработица, формы социаль-ной защиты, характер социальных отношений). [7, с. 32].
С психологической точки зрения центром рассмотрения социального самочувствия становится субъектное измерение – переживания субъекта социального самочувствия, его чувственно-эмоциональная и когнитивная сферы, его социальная активность.
Следуя из вышесказанного, приходим к выводу, что исследовать социальное само-чувствие необходимо комплексно, учитывая результаты социологического, социально-психологического и индивидуально-личностного аспектов. [6, с. 41].
В настоящее время существуют различные подходы и объяснения понятия социального самочувствия у исследователей этого феномена.
Во-первых, существует много мнений относительно сферы принадлежности соци-ального самочувствия.
Социальное самочувствие рассматривается на разных уровнях: с одной стороны – как явление общественного сознания и общественной психологии. Общественное соз-нания и подчеркивает органическую связь, слитность и единство идеологических и со-циально-психологических явлений как сторон целостной системы жизнедеятельности общества и образа жизни людей. Он делает вывод, что социальное самочувствие имеет индивидуально-личностное состояние.
Вторая особенность анализа социального самочувствия в психологии – его многоас-пектность. Необходимо уделять внимание и воспитанию человека, через социальное самочувствие и любовь к родному краю.
Наиболее распространенным является представление о самочувствии как феномене эмоциональной сферы.
Согласно такому пониманию отражение действительности в социальном самочувст-вии осуществляется скорее в настроениях и эмоциях, чем в радикальной форме. [35, с. 35].
Близкой по смыслу является оценка социального самочувствия, данная Якобсоном П.М., определяющим его как эмоциональное состояние, формирующееся под влиянием разных сторон и объективных условий жизни человека, его позиции в системе соци-альных связей и отношений с окружающими людьми. В структуре самого социального самочувствия ими выделяются: эмоции, чувства, актуальное знание, историческая па-мять, общественное мнение.
Самочувствие включает не только отношение субъекта к внешним объектам, но и самооценку, отношение к себе и переживание своей самооценки. В реальной жизни че-ловека все указанные эмоциональные проявления существуют вместе, слиты в едином переживании и в своей совокупности образуют самочувствие человека.
Влияние психологического настроя на личность может быть двояким: стимулирую-щим (поощряющим) и тормозящим (подавляющим творческую инициативу, активность и энергию личности, развертывание ее потенциалов).
Представляет интерес рассмотрение социального самочувствия личности в связи с уровнем ее удовлетворенности своей жизнью, "психологическим комфортом". В ряде работ выделяется не одна, а две базовые характеристики социального самочувствия.
Нами предлагается наряду с когнитивным и эмоциональным компонентами выде-лить третий компонент или аспект изучения социального самочувствия – поведенче-ский, включающий готовность человека к определенным действиям, направленным на поддержание и изменение тех социально-психологических условий и той сложившейся ситуации, которая обеспечивает оптимальное социальное самочувствие. Поведенче-ский компонент изучения социального самочувствия позволяет изучать носителя соци-ального самочувствия как активного субъекта и проследить обратное влияние социаль-ного самочувствия на социально-психологические процессы разного уровня. Также мы предлагаем изучать социальное самочувствие через воспитание личности в семье, от-ношениям в семье.
Наличие всех трех указанных аспектов характеризует данное явление наиболее пол-но.
Наряду с освещением основных аспектов и уровней исследования социального са-мочувствия необходимо рассмотреть специфику детерминации социального самочувст-вия. Приходим к выводу, что социальное самочувствие необходимо исследовать как многофакторное внешне и внутренне детерминированный процесс, что предполагает рассмотрение сложной многоуровневой системы его детерминант.
Вторым важным методологическим основанием выступает принцип детерминизма, отражающий особенности соотношения внешних и внутренних условий в детермина-ции поведения. [4, с. 18].
Поэтому при изучении факторов, определяющих социальное самочувствие наряду с объективными (социально-экономическими, ситуационными) необходимо выявление внутренних, субъективных условий его возникновения и проявления.
Принцип социальной детерминации дополняется принципом деятельностного харак-тера связей человека с внешним миром как активного существа, субъекта обществен-ных отношений. Действия человека, направленные на преобразование ситуации, де-терминированы объективными условиями его жизнедеятельности, но вместе с тем, бу-дучи активным субъектом, человек своими действиями изменяет эти условия, форми-рует активное отношение к ним. Преобразуя существующее, человек изменяется и сам. Сознательное отражение и преобразование действительности человеком становится важным фактором, определяющим характер его взаимодействия с миром. Понимание социального самочувствия только как объективного или только как субъективного фе-номена и, соответственно, выделение в качестве факторов его формирования явлений только объективного (особенности условий, жизни человека в обществе) либо только субъективного характера (восприятие и переживание человеком условий его жизнедея-тельности) вряд ли правомерно. "В основе возникновения и проявления социального самочувствия как объективно-субъективного феномена лежат факторы объективного социального, субъективного и психологического характера.
Характеризуя обстоятельства, оказывающие влияние на социальное самочувствие, необходимо различать то, что определяет его в той или иной конкретный момент вре-мени (актуальные, ситуационные факторы), и то, что обусловлено структурой и функ-циями вообще. Речь идет о природе социального самочувствия в целом.
Социальное самочувствие отражает всю систему социальных отношений микросре-ды и обусловлено, прежде всего, теми социальными процессами, которые происходят в обществе в целом, членом которого выступает человек.
Однако влияние социальных условий на человека, его социальное самочувствие опосредовано микроуровнем его бытия и воспитания в семье и обществе.
Отсюда можно предполагать, что структура социальных влияний на человека, его состояние, социальное самочувствие достаточно сложна и включает в себя явления разного уровня: макроуровневые (система социальных отношений в целом, особенно-сти и тенденции социально-экономического развития на определенном историческом этапе), мезоуровневые (характеристика и состояние развития тех больших социальных групп, к которым принадлежат люди – этнических, профессиональных и др.) и микро уровневые (особенности непосредственного, ближайшего окружения человека и его собственный статус в обществе).
Необходимо также иметь в виду, что макроуровневые процессы отражаются на уровне непосредственного повседневного бытия человека, преломляются и трансфор-мируются через него и соответственно воспринимаются, и оцениваются с позиций ак-туальной жизненной ситуации. [3, с. 310].
В числе субъективных факторов, определяющих социальное самочувствие человека, могут быть выделены различные индивидуально-личностные характеристики, значи-мые в контексте исследуемого нами явления.
Нам представляется, что наряду с указанными факторами можно выделить еще ряд важных психологических опосредствующих условий формирования социального само-чувствия. Большое влияние на состояние человека, восприятие и оценку им своей со-циальной позиции, на наш взгляд, является наличие или отсутствие у человека пер-спективы. Роль перспективы как фактора развития человека и коллектива всесторонне и полно раскрыта в трудах А. С. Макаренко, рассматривавшего перспективу как важ-нейшее условие, источник поступательного движения, развития любого социального организма, а ее отсутствие образно сравнивавшего с его смертью. Имеющаяся у чело-века перспектива ориентирует человека в его движении вперед, выступает в роли дол-госрочной цели, создает чувство уверенности в завтрашнем дне. Перспектива опреде-ляет завтрашний день человека и выступает в виде идеальной модели социальной по-зиции человека, направлений его развития.
Уровень осознания перспективы может быть различным, но в любом случае ее при-сутствие выступает важным фактором восприятия и оценки не только будущего (в ко-торое перспектива отнесена), но и настоящего (видимого через призму проекции буду-щего в настоящее с точки зрения уровня соответствия актуальной и перспективной жизненной ситуации). Отсутствие перспективы оказывает дестабилизирующее влияние на человека, угнетает его, лишает стимулов развития. [1, с. 9].
Таким образом, в психологии феномен социального самочувствия рассматривается разноуровнево: на макро-, мезо- и микроуровне.
При изучении социального самочувствия необходимо наряду с когнитивным и эмо-циональным компонентами учитывать и третий компонент – поведенческий, позво-ляющий изучать носителя социального самочувствия как активного субъекта и про-слеживать обратное влияние социального самочувствия на социально-психологические процессы разного уровня, а также процессы воспитания личности в социуме, семье.

Список литературы

1. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Инновационные методы исследования националь-ной безопасности // Казанский социально - гуманитарный вестник. 2012. № 3-4(6). С. 9 - 10.

2. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально - психологическая безопасность регионов российской федерации //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 8. С. 40-44.

3. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений по управлению организацией в период кризиса: Социально - психологические аспекты // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 4. С. 308 -311.

4. Киселева И. А., Симонович Н. Е Роль мотивации в эффективных компаниях // На-циональные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 21. С. 16 -24.

5. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Инновационные методы принятия решений в усло-виях рисков: психологические аспекты //Аграрное образование и наука. 2016. № 2. С. 35.

6. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Конкурентоспособность предприятия в условиях глобализации общества: влияние корпоративной культуры //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 39-44.

7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Экономическая и социально - психологическая безопасность предприятия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С. 30 -34.

8. Ячменева Н. П., Симонович Н. Е. К проблеме исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). С. 82 - 92.

Войти или Создать
* Забыли пароль?