Россия
Россия
Осуществленный в процессе исследования историко-педагогический анализ развития сельской школы России по- казывает, что только социально ориентированная деятельность сельской школы как образовательного звена сельского поселения может создать реальные предпосылки для выполнения селом всего спектра социально-экономических, со- циально-культурных и социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сель- ского поселения, сельская школа изначально располагает значительными ресурсами для решения важнейших проблем сельского социума, тем самым обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села и сельских территорий. Детальное изучение существующих моделей образовательных учреждений, обеспечи- вающих подготовку рабочих для региональных АПК, свидетельствует о целесообразности происходящих процессов реструктуризации образовательных учреждений. Однако, на наш взгляд, положительный эффект от данной реструкту- ризации, позволяющий в значительной мере расширить перечень образовательных возможностей реформированных образовательных учреждений, мог бы быть еще большим при существенном расширении их функций и полномочий за пределами образовательной системы. Основной задачей исследования на данном этапе стал поиск ответа на вопрос о том, какую же лепту в решение данных вопросов должна внести система образования. В этом смысле был интересен опыт развития региональной и муниципальных образовательных систем, который наглядно продемонстрировал, что качественное обновление образовательного процесса может обеспечить более высокое качество образования. Задав- шись целью и сформировав территориальные сети образовательных учреждений в региональной системе образования, администрация области создала условия для повышения доступности и качества образования за счет грамотного взаи- модействия образовательных учреждений различного типа, реализующих разнообразные образовательные программы.
слова: индивидуальные программы, качество образования, муниципальные образовательные системы, образование, образовательные программы, образовательные учреждения, профессиональное образование, региональная система образования, сельские территории, сельская школа.
1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // URL : http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 28.09.2017).
2. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933 (дата обращения: 26.09.2017).
3. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ 2 ноября 2015 г. № 831 // URL : http://docs.cntd.ru/document/420313766 (дата обращения: 13.10.2017).
4. Отраслевая целевая программа «Обеспечение квалифицированными кадрами АПК Свердловской области на 2008-2015 годы» : постановление Коллегии Министерства сельского хозяйства Свердловской области от 21 июля 2007 г. № 15 // URL : http://www.mcx.ru/documents/document/sh-ow/7047.191.htm (дата обращения: 27.01.2014).
5. Ахапкина Е. Н., Крохмаль Л. А. К проблеме развития аграрного образования в России // Мир (Модернизация. Инновация. Развитие). 2015. № 2. С. 129-136.
6. Васильченко А. М. Состояние и проблемы системы непрерывного аграрного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 4. С. 74.
7. Воронин Б. А., Воронина Я. В., Фатеева Н. Б., Серебренникова М. С., Петрова Л. Н. Кадровое обеспечение в условиях ускоренного научно-технологического развития отрасли // Аграрный вестник Урала. 2017. № 5. С. 14.
8. Дорофеева А. Ф. Тенденции развития аграрного образования // Достижения науки и техники. 2016. № 3. С. 52.
9. Захарченко Л. В. Российское аграрное образование: региональная точка зрения (открытое письмо) / Л. В. Захарченко // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 1. С. 33-37.
10. Калугина З. И. Рыночная трансформация аграрного сектора России: социологический дискурс / З. И. Калугина. Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2015. 342 с.
11. Концептуальные подходы к подготовке рабочих кадров и специалистов в условиях инновационного развития экономики Новосибирской области // URL : http://www.edunso.ru/node/372 (дата обращения: 16.08.2014).
12. Кязимов К. Г. Основные направления концепции развития человеческих ресурсов / К. Г. Кязимов // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 5 (приложение). С. 10.
13. Магомедова Н. Ф. Современное состояние и перспективы развития аграрного образования // Актуальные проблемы процесса обучения: модернизация аграрного образования : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2013. С. 83.
14. Некрасова Ю. А., Некрасов С. И., Захарченко Л. В. Организация учебного процесса в аграрном техникуме: специфика, проблемы, предложения // Педагогический журнал. 2016. № 2. С. 142-152.
15. Некрасов С. И. Сельское образовательное пространство: непрерывное - по сути, аграрное - по духу? / С. И. Некрасов // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика : межвуз. сб. науч. трудов. Казань : Изд-во Татар. гуманит.-пед. университета, 2009. Вып. 13. С. 84-89.
16. Новикова Ю. В. К вопросу о некоторых аспектах непрерывного образования в аграрном секторе // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2016. Т. 23. С. 59-63.
17. Шмыгина О. Н. Аграрное образование в наши дни: проблемы и перспективы модернизации // Актуальные проблемы процесса обучения: модернизация аграрного образования : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2013. С. 148.
18. Pozdnyakova (Nekrasova) Yu. A. The role of agrarian education in sustainable development of rural territories / Yu. A. Pozdnyakova (Nekrasova), S. I. Nekrasov, M. V. Vislobokova // Věda a technologie: krok do budoucnosti - 2012 : materiály VIII mezinárodní vědecko-praktiká konference. Praha : Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2012. Dil 19. P. 48-49.
19. Chupina Irina. Economic security as an importative characteristic of economic system // European Science and Technology : materials of the IX international research and practice conference. Vol. I. December 24-25, 2014. Germany, 2014.