Аннотация. Цель – определение роли аграрного образования в повышении устойчивости развития сельских территорий на основе анализа показателей устойчивости развития этих территорий, обоснованных авторами в предыдущих исследованиях. Методология и методы. Для проведения расчетов использовались методы экономико-статистического анализа, такие как наблюдение (сплошное и выборочное), методы группировок, относительных и средних величин и экономическое прогнозирование, а также абстрактно-логический и экспертный методы. Научная новизна исследования заключается в обосновании роли аграрного образования в повышении устойчивости развития сельских территорий, способного обеспечить развитие сельскохозяйственного производства, являющегося основной сферой приложения труда в сельской местности, кадрами, обладающими новыми современными цифровыми компетенциями, а также разработки методического подхода к определению перспективной потребности в кадрах конкретных специальностей для сельского хозяйства региона, позволяющего спланировать подготовку и расстановку кадров в соответствии с потребностью в них. Входными параметрами для модели являются количество вакантных мест, кадровый состав сельскохозяйственных предприятий и организаций в соответствии с занимаемыми должностями, возраст работников, стаж работы и уровень образования. Результаты исследования состоят в апробации предложенного нами методического подхода на базе самого крупного муниципального образования Иркутской области – Усольского районного муниципального образования, валовое производство сельскохозяйственной продукции которого занимают 1/5 часть в валовом производстве сельскохозяйственной продукции в регионе, и распространении данных выборочного обследования на всю генеральную совокупность. В качестве исходных данных для апробации были использованы сайты Министерства сельского хозяйства Иркутской области (раздел кадровая политика) и службы занятости, а также данные ведомственной статистики.
аграрное образование, устойчивое развитие, сельские территории, кадры
1. Блинова Т. Н., Федотов А. В. Проблемы соответствия структуры подготовки кадров долгосрочным потребностям развития региона (на примере Сибирского федерального округа) // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3 (39). С. 19-37. DOI:https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.012 (дата обращения: 06.04.2023).
2. Бураева Е. В. Роль аграрного образования в формировании кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций // Вестник аграрной науки. 2019. № 2 (77). С. 96-102.
3. Головина С. Г., Миколайчик И. Н., Смирнова Л. Н. Социально-экономические условия развития человеческого капитала сельских территорий // Аграрный вестник Урала. 2020. № 8 (199). С. 65-79. DOI:https://doi.org/10.32417/1997-4868-2020-199-8-65-79.
4. Еремеева Н. С. Статистический анализ и прогнозирование потребности экономики в кадрах // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 5. С. 59-66. D0I:https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-5-59.
5. Иляшевич А. А., Калинина Л. А. Обеспеченность трудовыми ресурсами сельского хозяйства Иркутской области // Экономика и предпринимательство. 2019. № 6 (107). С. 491-495.
6. Калинина Л. А., Труфанова С. В. Методический подход к оценке устойчивости развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. 2022. № 4. С. 84-88. DOI:https://doi.org/10.33305/224-84.
7. Петухова М. С., Коваль С. В. Прогноз потребности в высококвалифицированных кадрах аграрного сектора Новосибирской области в условиях нового технологического уклада // Международный сельскохозяйственный журнал. 2022. № 1 (385). С. 53-56. DOI:https://doi.org/10.55186/25876740_2022_65_1_53.
8. Труфанова С. В., Калинина Л. А. Целевое обучение как один из способов решения кадровой проблемы в сельском хозяйстве // Климат, экология, сельское хозяйство Евразии: материалы ХI международной научно-практической конференции. Молодежный, 2022. С. 51-58.
9. Шарапова Н. В. Человеческий капитал. Его влияние на конкурентоспособность сельского хозяйства // Аграрный вестник Урала. 2018. № 10 (177). С. 87-93.
10. Huffman W. Human capital: Education and agriculture Handbook of Agricultural Economics [e-resource] // Handbook of Agricultural Economics / B. Gardner, G. Rausser (Eds.). Amsterdam: Elsevier Science, 2021. Pp. 334-381. URL: https://ideas.repec.org/h/eee/hagchp/1-07.html (date of reference: 06.04.2023).
11. Horie N., Iwasaki I. Returns to schooling in European emerging markets: a meta-analysis // Education Economics. 2023. Vol. 31. No. 4. Pp. 102-128. DOI:https://doi.org/10.1080/09645292.2022.2036322.
12. Orlov V., Ivanova T., Brenchagova S., Rumbayeva N. Mathematical modeling of economic factors impact: Reproduction of personnel potential in agriculture sector of Russia (Conference Paper) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 433 (1). Article number 012012. DOI:https://doi.org/10.1088/1755-1315/433/1/012012.
13. Petrusha P., Kozlova D., Ivanova K. The human capital: Education and the green economy // E3S Web of Conferences. 2019. Vol. 110. Article number 02074. DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/201911002074.
14. Rada N., Liefert W., Liefert O. Evaluating agricultural productivity and policy in Russia // Journal of Agricultural Economics. 2020. Vol. 71 (1). Pp. 96-117. DOI:https://doi.org/10.1111/1477-9552.12338.
15. Shelkovnikov S., Kuznetsova I., Denisov D., Peshkova O., Malyshev Y. Enhancing the instruments of state support for the process of building human capital [e-resource] // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9 (8). Pp. 1633-1641. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36048977 (date of reference: 06.04.2023).