РОЛЬ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация. Цель – определение роли аграрного образования в повышении устойчивости развития сельских территорий на основе анализа показателей устойчивости развития этих территорий, обоснованных авторами в предыдущих исследованиях. Методология и методы. Для проведения расчетов использовались методы экономико-статистического анализа, такие как наблюдение (сплошное и выборочное), методы группировок, относительных и средних величин и экономическое прогнозирование, а также абстрактно-логический и экспертный методы. Научная новизна исследования заключается в обосновании роли аграрного образования в повышении устойчивости развития сельских территорий, способного обеспечить развитие сельскохозяйственного производства, являющегося основной сферой приложения труда в сельской местности, кадрами, обладающими новыми современными цифровыми компетенциями, а также разработки методического подхода к определению перспективной потребности в кадрах конкретных специальностей для сельского хозяйства региона, позволяющего спланировать подготовку и расстановку кадров в соответствии с потребностью в них. Входными параметрами для модели являются количество вакантных мест, кадровый состав сельскохозяйственных предприятий и организаций в соответствии с занимаемыми должностями, возраст работников, стаж работы и уровень образования. Результаты исследования состоят в апробации предложенного нами методического подхода на базе самого крупного муниципального образования Иркутской области – Усольского районного муниципального образования, валовое производство сельскохозяйственной продукции которого занимают 1/5 часть в валовом производстве сельскохозяйственной продукции в регионе, и распространении данных выборочного обследования на всю генеральную совокупность. В качестве исходных данных для апробации были использованы сайты Министерства сельского хозяйства Иркутской области (раздел кадровая политика) и службы занятости, а также данные ведомственной статистики.

Ключевые слова:
аграрное образование, устойчивое развитие, сельские территории, кадры
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Блинова Т. Н., Федотов А. В. Проблемы соответствия структуры подготовки кадров долгосрочным потребностям развития региона (на примере Сибирского федерального округа) // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3 (39). С. 19-37. DOI:https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.012 (дата обращения: 06.04.2023).

2. Бураева Е. В. Роль аграрного образования в формировании кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций // Вестник аграрной науки. 2019. № 2 (77). С. 96-102.

3. Головина С. Г., Миколайчик И. Н., Смирнова Л. Н. Социально-экономические условия развития человеческого капитала сельских территорий // Аграрный вестник Урала. 2020. № 8 (199). С. 65-79. DOI:https://doi.org/10.32417/1997-4868-2020-199-8-65-79.

4. Еремеева Н. С. Статистический анализ и прогнозирование потребности экономики в кадрах // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 5. С. 59-66. D0I:https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-5-59.

5. Иляшевич А. А., Калинина Л. А. Обеспеченность трудовыми ресурсами сельского хозяйства Иркутской области // Экономика и предпринимательство. 2019. № 6 (107). С. 491-495.

6. Калинина Л. А., Труфанова С. В. Методический подход к оценке устойчивости развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. 2022. № 4. С. 84-88. DOI:https://doi.org/10.33305/224-84.

7. Петухова М. С., Коваль С. В. Прогноз потребности в высококвалифицированных кадрах аграрного сектора Новосибирской области в условиях нового технологического уклада // Международный сельскохозяйственный журнал. 2022. № 1 (385). С. 53-56. DOI:https://doi.org/10.55186/25876740_2022_65_1_53.

8. Труфанова С. В., Калинина Л. А. Целевое обучение как один из способов решения кадровой проблемы в сельском хозяйстве // Климат, экология, сельское хозяйство Евразии: материалы ХI международной научно-практической конференции. Молодежный, 2022. С. 51-58.

9. Шарапова Н. В. Человеческий капитал. Его влияние на конкурентоспособность сельского хозяйства // Аграрный вестник Урала. 2018. № 10 (177). С. 87-93.

10. Huffman W. Human capital: Education and agriculture Handbook of Agricultural Economics [e-resource] // Handbook of Agricultural Economics / B. Gardner, G. Rausser (Eds.). Amsterdam: Elsevier Science, 2021. Pp. 334-381. URL: https://ideas.repec.org/h/eee/hagchp/1-07.html (date of reference: 06.04.2023).

11. Horie N., Iwasaki I. Returns to schooling in European emerging markets: a meta-analysis // Education Economics. 2023. Vol. 31. No. 4. Pp. 102-128. DOI:https://doi.org/10.1080/09645292.2022.2036322.

12. Orlov V., Ivanova T., Brenchagova S., Rumbayeva N. Mathematical modeling of economic factors impact: Reproduction of personnel potential in agriculture sector of Russia (Conference Paper) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 433 (1). Article number 012012. DOI:https://doi.org/10.1088/1755-1315/433/1/012012.

13. Petrusha P., Kozlova D., Ivanova K. The human capital: Education and the green economy // E3S Web of Conferences. 2019. Vol. 110. Article number 02074. DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/201911002074.

14. Rada N., Liefert W., Liefert O. Evaluating agricultural productivity and policy in Russia // Journal of Agricultural Economics. 2020. Vol. 71 (1). Pp. 96-117. DOI:https://doi.org/10.1111/1477-9552.12338.

15. Shelkovnikov S., Kuznetsova I., Denisov D., Peshkova O., Malyshev Y. Enhancing the instruments of state support for the process of building human capital [e-resource] // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9 (8). Pp. 1633-1641. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36048977 (date of reference: 06.04.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?