Россия
Россия
Аннотация. Мировая пивоваренная промышленность в последнее время претерпела череду изменений, как связанных с влиянием пандемии коронавирусной инфекции (к примеру, развитие онлайн продаж), так и основанных на структурных сдвигах, вызванных изменением потребительского спроса (сокращение общего объема потребления в связи с расширением различных альтернативных продуктов, рост крафтовых пивоварен, увеличение потребления пива премиум-класса и др.). Авторами была поставлена цель исследовать отрасль для дальнейшего использования информации в целях установления влияния новых тенденций в пивоваренной индустрии на хмелеводческую отрасль. Методы. Расчеты проводились методами статистического анализа данных международных и российских официальных интернет-ресурсов. Научная новизна. Основными потребителями хмелеводческой продукции являются пивовары. Соответственно, выявление тенденций развития пивоваренной промышленности послужит хорошей информационной базой для принятия решений о направлениях развития хмелеводства. Результаты. С учетом мировой тенденции ускоренного развития крафтового пивоварения (Китай, США) можно сделать вывод о наличии больших перспектив для развития ароматических сортов хмеля. В Китае к 2025 году ожидается утроение потребления крафтового пива. В США потребители также предпочитают пиво с уникальными вкусовыми качествами традиционным пивным напиткам. Транснациональные компании, в свою очередь, пытаются выйти из ситуации, все более удешевляя свои продукты. Рынок Германии уже давно стабилизировался, небольшая отрицательная динамика объемов рынка вызвана наличием большого количества альтернативных напитков. В России потребление пива на 1 человека также уменьшается. Однако объемы продаж пива в стоимостном выражении продолжают расти (в основном за счет роста цен). По данным на начало 2022 г. 70 % российского рынка приходилось на транснациональные компании, которые являются основными потребителями экстрактов хмеля, производство которых технологически сложнее, чем изготовление гранулированного хмеля.
мировой рынок, рынок пива, пивоваренная промышленность, хмелеводство, хмель, сорта хмеля, мировое производство, AB InBev, Heineken, Carlsberg
1. Cabras I. Craft Beer in the EU: Exploring Different Markets and Systems Across the Continent // The Geography of Beer / Eds. N. Hoalst-Pullen, M. W. Patterson. 2020. Pp. 149-157. DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-030-41654-6_12.
2. Каджемонян А. А. Стратегия увеличения экспорта пивоваренной продукции (для пивоваренных производств малого и среднего бизнеса) // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 1236-1240.; EDN: https://elibrary.ru/UQEEVO
3. Madsen E. S. Branding and Consolidation in the Global Beer Market // New Developments in the Brewing Industry / E. S. Madsen (ed.) et al. 2020. Pp. 192-215. DOI:https://doi.org/10.1093/oso/9780198854609.003.0009.
4. Кузнецова И. В., Новиков А. Д. Пивоваренная промышленность Европейского союза и Великобритании: состояние и тенденции развития // Друкеровский вестник. 2021. № 3 (41). С. 213-225. DOI:https://doi.org/10.17213/2312-6469-2021-3-213-225.; ; EDN: https://elibrary.ru/TARAOO
5. Ражина Е. В., Смирнова Е. С. Особенности использования хмеля и хмелевых препаратов при производстве пива // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной научной конференции. Красноярск, 2022. С. 246-248.; EDN: https://elibrary.ru/PKAKPR
6. Garavaglia Ch., Swinnen J. Industry Concentration and the Entry of Craft Producers into the Global Beer Market // New Developments in the Brewing Industry / Erik Strøjer Madsen (ed.) et al. 2020. Pp. 216-234. DOI:https://doi.org/10.1093/oso/9780198854609.003.0010.
7. Афанасьева О. Г., Иванов Е. А., Макушев А. Е. Исследование мировой торговли хмелем и определение места России в товарообороте продукции // Аграрный вестник Урала. 2022. Спецвыпуск «Экономика». С. 2-17. DOI:https://doi.org/10.32417/1997-4868-2022-228-13-2-17.; ; EDN: https://elibrary.ru/QVUWCU
8. Быкова Н. Российский рынок пива: о качестве и не только // Стандарты и качество. 2018. № 8. С. 80-84.; EDN: https://elibrary.ru/XUKQKD
9. Патрина И. О. Особенности рынка импортного пива в России в 2010-2017 годах // Научная гипотеза. 2018. № 7. С. 56-78.; EDN: https://elibrary.ru/NTZKRP
10. Пушкаренко Н. Н., Васильева О. Г., Прокопьев Д. Э. SWOT-анализ хмелеводства в Чувашской Республике // Перспективы развития механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства: материалы III международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 383-387.; EDN: https://elibrary.ru/INGIFI
11. Афанасьева О. Г. Агропромышленный комплекс ПФО России: итоги, инвестиции и цифровизация. Москва: Русайнс, 2022. 110 с.; EDN: https://elibrary.ru/LTSBPE
12. Litvinova O. V., Abrosimova M. S., Vasilyeva O. G., Filippova S. P., Gordeeva L. G., Nesterova N. V. Digital platform as a liaison mechanism and a business model in agribusiness // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Cheboksary, 2020. Article number 012033. DOI:https://doi.org/10.1088/1755-1315/604/1/012033.; ; EDN: https://elibrary.ru/NEJDFF
13. Afanaseva O., Elmov V., Ivanov E., Makushev A. Evaluating the digitalization potential of agro-industrial sector of Russia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Cheboksary, 2021. Article number 012036. DOI:https://doi.org/10.1088/1755-1315/935/1/012036.; ; EDN: https://elibrary.ru/EDDXEJ
14. Петриков А. В. Сельская локальная экономика: специфика и актуальные проблемы развития в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2022. № 10. С. 2-8. DOI:https://doi.org/10.31442/0235-2494-2022-0-10-2-8.; ; EDN: https://elibrary.ru/CAMQVE
15. Афанасьева О. Г., Иванов Е. А., Корнилова Л. М. Региональные программы как инструмент государственной поддержки развития хмелеводства // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 3. С. 180-185.; EDN: https://elibrary.ru/DTFOMN
16. Spáčil V., Teichmannová A. Intergenerational analysis of consumer behaviour on the beer market // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 220. Pp. 487-495. DOI:https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.05.524.