ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА (КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
АПК является одним из важных секторов экономики, степень его развития и уровень эффективности функционирования во многом определяют сбалансированность экономики, политическую обстановку в стране.

Ключевые слова:
апк, аграрная политика
Текст

АПК является одним из важных секторов экономики, степень его развития и уровень эффективности функционирования во многом определяют сбалансированность экономики, политическую обстановку в стране.

Государственное регулирование АПК является важнейшим направлением аграрной политики экономически развитых стран. Это обусловлено в первую очередь так называемыми «провалами рынка», когда рыночный механизм самостоятельно не в состоянии обеспечить необходимые запросы общества. Кроме того, необходимость регулирования вызвана спецификой собственно АПК, поэтому необходимость государственного вмешательства не вызывает сомнения: это и продовольственная безопасность и обеспечение национальной промышленности сельскохозяйственным сырьем.

Американский экономист Д. Гэлбрейт писал: "Государственное вмешательство в интересы сельского хозяйства... имеет существенное значение для сбалансированности развития. Окажись сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства, развитие бесспорно было бы недостаточным, а к настоящему времени, возможно, и опасно низким" [1].

Государственное регулирование представляет экономическое воздействие государства на производство, переработку, реализацию сельскохозяйственного сырья и агропромышленной продукции, на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение товаропроизводителей [2].

Согласно Закону Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» от 8 июля 2005 года целями государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий являются:

- развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и обеспечение сельского населения благоприятными условиями жизни;

- обеспечение продовольственной безопасности государства;

- обеспечение устойчивого экономического и социального развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

- создание экономических условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

- обеспечение развития производства органической продукции.

Политика государственного регулирования развития АПК реализуется в следующих формах:

- развитие кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;

- субсидирование агропромышленного комплекса;

- проведение закупочных и товарных интервенций;

- регулирование экспорта и импорта товаров агропромышленного комплекса;

- техническое оснащение агропромышленного комплекса;

- информационно-маркетингового обеспечения агропромышленного комплекса и пр.

Нормативная база развития АПК представлена на рисунке 1.

Наше государство по мере стабилизации экономики оказывает всемерную поддержку селу, за период независимости были разработаны девять программных документов, на основе которых реализовывалась государственная политика в сфере АПК: Программа социально-экономического развития «Аул» на 1991-1995 годы и на период до 2000 года, Концептуальная программа развития АПК на 1993-1995 годы и до 2000 года, Программа развития сельскохозяйственного производства на 2000-2002 годы, Государственная агропродовольственная программа на 2003-2005 годы, Государственная программа развития сельских территорий на 2004-2010 годы, Концепция устойчивого развития АПК на 2006-2010 годы, Программа первоочередных мер по реализации Концепции устойчивого развития АПК РК на 2006-2010 годы, Программа развития АПК на 2010-2014 годы и Программа по развитию АПК в РК «Агробизнес - 2017».

 

 

 

Рисунок 1 - Законодательное обеспечение развития АПК

 

В 2017 году была утверждена Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы, акцент в которой сделан на создании условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК, что обеспечит отечественных производителей необходимой государственной поддержкой в конкурентной борьбе в рамках ТС и предстоящего вступления в ВТО.

Основные задачи Государственной программы: повышение эффективности животноводства и растениеводства; развитие масштабной сельхозкооперации для создания действенной системы сбыта и переработки продукции; реализация целенаправленной экспортной политики и продвижение казахстанского бренда органической продукции; вовлечение в оборот более 600 тыс. га орошаемых земель; совершенствование государственного регулирования АПК.

Также в настоящее время в республике реализуется Программа «Агробизнес 2020», которая содержит целый комплекс финансовых и нефинансовых механизмов поддержки аграрной отрасли, по таким направлениям как:

- финансовое оздоровление субъектов АПК через снижение ставки вознаграждения, субсидирование выплат процентов, продление сроков возврата кредитов, предоставление льготного периода по погашению основного долга, списание штрафов, пеней, просроченного вознаграждения и т.д.;

- повышение доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК путем обеспечения сельскохозяйственным товаропроизводителям более широкого доступа к необходимым сырьевым товарам и средствам;

- развитие государственных систем обеспечения субъектов АПК через повышение фитосанитарной и ветеринарной безопасности, чтобы обеспечивать благополучие в сфере животноводства и растениеводства;

- повышение эффективности систем государственного регулирования АПК.

В целях совершенствования системы государственной поддержки отрасли в 2006 г. был создан Национальный холдинг «КазАгро». Деятельность холдинга охватывает вопросы реализации государственной политики в сфере продовольственного обеспечения, кредитования, страхования сельхозпредприятий, развития рынков сельхозпродукции, развития села и т. д.

В состав холдинга входят: АО «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация», АО «Мал онімдері корпорациясы», АО «КазАгроФинанс», АО «Аграрная кредитная корпорация», АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», АО «КазАгроГарант», АО «Казагромаркетинг».

Поддержка инновационного развития сельского хозяйства, его научно-техническое и инженерно-техническое обеспечения осуществляется государственной компанией «КазАгроИнновация», объединяющей научно-исследовательские организации сельскохозяйственного профиля, в том числе в сфере зернового хозяйства, животноводства, пищевой промышленности, лесного хозяйства, земледелия, растениеводства, рыбного хозяйства, механизации сельского хозяйства, экономики АПК.

Костанайская область входит в число наиболее крупных производителей сельскохозяйственной продукции и вносит достойный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. Доля области в ВВП агропромышленного комплекса страны в 2016 году составила 14%.

По итогам 2017 года регионом было произведено 25% зерна и муки, 11% мяса, 7% молока и 12% яиц от республиканского объема. Причем по производству и экспорту муки область занимает лидирующее место в республике. Приоритетным в развитии земледелия области является зерновое производство, оно занимает 82% валовой продукции растениеводства. Из 5,1 млн. гектаров посевных площадей 4,2 млн. гектаров отведено под зерновые культуры.

Рассмотрим основные экономические показатели сельскохозяйственного производства Костанайской области за 2013-2017 годы (таблица 1).

 

Таблица 1 – Основные экономические показатели сельскохозяйственного производства Костанайской области

 

Показатели

2013 г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017 г.

Темп роста,%

1

2

3

4

5

6

7

Валовый выпуск продукции (услуг) сельского хозяйства в текущих ценах, млн. тенге

261 057,1

266 885,9

294 608,2

319 037,7

362242,8

138,7

Валовая продукция растениеводства, млн. тенге

182 292,3

180 295,1

203 579,1

217 597,2

253319,8

139

Валовая продукция животноводства млн. тенге

77 226,9

84 366,2

88 469,1

98 451,4

106 212

137

Индекс физического объема валовой продукции (услуг) сельского хозяйства, в процентах к предыдущему году

132,8

99,4

107,0

100,3

103,5

-

Посевные площади, тыс. га,

в т. числе

5 222,8

5 086,2

5 088,0

5 143,3

5197,1

99,5

под зерновые

4 395

4 109,3

4 018,8

4 213,9

4193

95

Урожайность зерновых и зернобобовых культур, ц/га

9,7

9,9

11,4

10,8

12,5

129

Численность КРС, голов

402493

415467

420747

427030

440720

109

Средний надой молока на одну дойную корову,кг.

2 724

2 733

2 718

2 728

2784

102

Средний живой вес одной головы скота (КРС), забитых в хозяйстве или реализованных на убой,кг.

305

318

309

313

317

104

Рентабельность (убыточность) производства с/х продукции, всего %

15,9

28,5

44,1

53,6

55,8

3,5р.

растениеводства %

18,7

33,3

54,6

64,1

66,4

3,6 р.

животноводства %

6,8

15,0

7,2

16,4

17,1

2,5р.

Источник: Департамент статистики Костанайской обл., Интернет-ресурс: www.kostanai.stat.kz

 

Рассмотрев данные за исследуемый период можно сказать, что сельскохозяйственной производство области показывает устойчивую тенденцию роста. Валовый выпуск продукции сельского хозяйства увеличился на 38,7 % в 2017 году по сравнению с 2013 годом, валовая продукция растениеводства за исследуемый период показывает рост 39%, продукция животноводства 37%. Посевные площади за исследуемый период сократились незначительно на 0,5 %, и составили на конец 2016 года 5197,1 тысяч гектар, но по сравнению с 2016 годом произошел рост на 53,8 тысяч гектар. Структура посевных площадей за период 2013-2017 годы, остается практически неизменной, в среднем 82% занимают посевы зерновых, однако диверсификация структуры посевных площадей продолжается, увеличиваются посевы овощных, масличных, кормовых культур. В 2016 году на 60 тыс. га выросли посевы фуражных, на 3,7 тыс. га расширены площади посадки картофеля и бахчевых культур, по итогам 2017 года посевные площади пшеницы уменьшились на 2,8% по сравнению с предыдущим годом, при этом под масличными культурами увеличились на 30,5%.

Урожайность зерновых и зернобобовых культур так же показывает тенденцию роста в 2017 году на 29 %, в среднем колебания урожайности за период исследования незначительны, что говорит об устойчивости зернового производства области.

Область активно осваивает влагоресурсосберегающую технологию, внедряет минимальную и нулевую обработки почв, с широким использованием минеральных удобрений и гербицидов сплошного действия. В 2016-2017 годах с применением инновационной технологии посеяно более 4 млн. га или 95% от всей площади зерновых культур.

Продукция животноводства показывает небольшой рост за исследуемый период средний надой молока на одну корову увеличился на 2%, средний живой вес одной головы КРС на 4%. Однако средний надой молока на одну корову по республике составил в 2016 году 2200 кг, по области 2725 кг, что говорит о росте продуктивности животноводства в регионе. В 2016 году увеличилось производство молока на 378,7 тысяч тонн по сравнению с 2015 годом.

В целом рентабельность сельскохозяйственного производства области повысилась за период 2013-2017 годов в 3,5 раза, в том числе в растениеводстве в 3,6 раза, в животноводстве в 2,5 раза. Можно отметить, что за последние несколько лет, благодаря усилению внимания к сельхозтоваропроизводителям со стороны государства, удалось стабилизировать ситуацию в отрасли.

Однако, несмотря на положительную динамику большинства показателей развития отрасли до достижения многих заложенных целей пока далеко. В развитии отрасли имеются следующие проблемы:

- недостаточные темпы диверсификации посевных площадей сельскохозяйственных культур (яровая пшеница до сих пор является монокультурой);

- нерациональное использование земель сельскохозяйственного назначения;

- несоблюдение рекомендуемых научно-обоснованных севооборотов;

- недостаточное развитие семеноводства;

- недостаточное применение сельхохтоваропроизводителями средств химизации (удобрения, пестициды и т.д.);

- низкий уровень технической и технологической оснащенности сельхохтоваропроизводителей;

- низкая продуктивность сельскохозяйственных животных и птицы;

- неполный охват сельскохозяйственных животных ветеринарно-профилактическими мероприятиями и др.

Решить данные проблемы без государственной поддержки невозможно. Государственное регулирование АПК региона осуществляется в соответствие с Программой развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 гг. и с Программой развития территорий Костанайской области на 2016-2020 годы.

Выполнение мероприятий Программы Развития территорий Костанайской области в агропромышленном комплексе в 2017 году позволило увеличить все основные показатели развития сельскохозяйственной отрасли. В ближайшие десятилетия глобальная потребность в продовольствии будет только возрастать, поэтому дальнейшее развитие агропромышленного комплекса области, должно быть направленно на рост производства продукции сельского хозяйства и повышение его рентабельности.

Достигнутые успехи в сельскохозяйственном производстве региона стали возможны благодаря ежегодной государственной поддержке. Одним из основных инструментов государственного регулирования АПК области сегодня является система прямых выплат сельхозтоваропроизводителям, или субсидии. Субсидирование агропромышленного комплекса сегодня осуществляется в качестве экономического стимулирования развития его отраслей.

Динамика субсидирования сельскохозяйственной отрасли Костанайской области в разрезе отраслей за период 2015-2017 годы представлена на рисунке 2.

 

 

 

Рисунок 2 - Динамика субсидирования сельскохозяйственной отрасли Костанайской области

 

Инструменты субсидирования в животноводстве направлены на удешевление стоимости приобретенных племенных животных, затрат на ведение селекционно-племенной работы, искусственное осеменение сельскохозяйственных животных, удешевление стоимости производства продукции животноводства.

В растениеводстве субсидируются стоимость минеральных удобрений, гербицидов, биоагентов и биопрепаратов, семян, горючесмазочных материалов и других товарно-материальных ценностей.

Объем субсидий на развитие сельского хозяйства области возрос за период 2013-2017 годы на 24507,2 млн. тенге и составил на конец 2017 года 35143,3 млн. тенге. Субсидирование продукции растениеводства увеличилось на 64% или на 3782,9 млн. тенге, продукции животноводства на 66% или на 2026,5 млн. тенге за анализируемый период. Субсидии в прочие направления (перерабатывающие и заготовительные предприятия, бюджетное кредитование, субсидирование процентной ставки) возросли в 12,3 раза. Такой рост прямой поддержки сельскохозяйственного производства области несомненно оказал влияние на рост ее рентабельности в 2017 году.

Рассмотрим освоение субсидий в разрезе программ сельского хозяйства области (таблица 2).

В 2017 году на развитие сельского хозяйства области было выделено и освоено 35,1 млрд. тенге, что на 11,3 млрд. тенге больше чем в 2016 году и на 16,8 млрд. тенге больше уровня 2015 года.

Структура выделенных субсидий в разрезе программ в 2017 году выглядела следующим образом: 27,6% субсидий было направленно в отрасль растениеводства, 14,5% в животноводство, 57,9 % выделенных субсидий направленны на прочие направления (субсидирование процентной ставки в рамках финансового оздоровления, возмещение части расходов субъектам АПК при инвестиционных вложениях, субсидирование ставок процентов по кредитам и лизингу с/х техники, предоставление бюджетных кредитов).

В 2015 году субсидирование «прочих направлений» составило лишь 10,6%, или 1,9 млрд. тенге, в 2017 году -20,3 млрд. тенге, что говорит о расширении государственной поддержке именно инвестиционных затрат сельхозтоваропроизводителей.

 

Таблица 2 – Освоение субсидий выделенных из бюджета в 2015-2017 году на поддержку сельского хозяйства Костанайской области, млн. тенге

 

Показатели

2015г.

2016г.

2017 г.

Удельный вес статьи в структуре расходов, %

2015

2017

1

 

3

4

5

6

Растениеводство, всего:

11820,6

11 544

9685,16

64.3

27,6

1.Удешевление стоимости гербицидов

2849,7

6 361,2

6229,3

15,5

17,7

2 Субсидирование стоимости минеральных удобрений

395,9

513, 6

955,89

2,1

2,7

3 Удешевление стоимости ГСМ и других ТМЦ

( гектарные субсидии)

7826,9

4 200, 5

1245,66

42,6

3,5

4 Субсидирование стоимости услуг по доставке воды СХТП

1,262

1,350

1,140

0,007

0,003

5 Поддержка семеноводства

624,1

323,05

1023,04

3,4

2,9

6 Определение сортовых посевных качеств семенного и посадочного материала

103,8

119,04

130,8

0,6

0,4

7Обезвреживание пестицидов (ядохимикатов)

3,996

4,276

4,204

0,02

0,01

8 Услуги по распространению и внедрению инновационного опыта

14,024

15,0

15,008

0,07

0,04

9 Государственный учет и регистрация тракторов

0,951

5,951

10,017

0,005

0,02

Животноводство всего, в том числе:

4608,3

5 108, 7

5108,7

25,1

14.5

Субсидирование развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводство

4608,3

5108,7

5108,7

25,1

14,5

Прочие направления:

1941,7

7 191, 5

20349,4

10,6

57,9

Итого

18 370,6

23 844,1

35143,3

100

100

 

Результаты солидных денежных вливаний в отрасль видны уже сейчас. Хозяйства области полностью обеспечены кондиционными семенами, а это 552 тысяч тонн. Идет работа по улучшению почвы, в 2017 году было внесено 11 тысяч тонн минеральных удобрений. На поддержку повышения урожайности сельскохозяйственных культур, на частичное удешевление стоимости минеральных удобрений, выделено из республиканского бюджета в 2017 году 955,8 млн. тенге, что на 559,9 млн. тенге больше, чем в 2015 году.

На развитие семеноводства из республиканского бюджета в 2017 году выделено субсидий на сумму 1,023 млрд. тенге (что на 64% больше чем в 2015 г.).

Принимаемые государством меры по укреплению животноводческого сектора так же дали свои положительные результаты. В целом за 2013-2017 годы выросла численность поголовья животных, увеличились объемы производства животноводческой продукции. В Костанайской области реализация принятых отраслевых программ позволила довести долю поголовья КРС в сельхозформированиях до 45% (в 2012 г. 18%), и увеличить численность племенных животных до 75 тыс. голов. Однако нужно отметить, что задачи, вытекающие из государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы, требуют совершенно иных подходов и достижения более высоких показателей. Проведенный анализ результатов работы животноводства области показывает, что, несмотря на солидные финансовые вливания, отрасль развивается крайне медленно, а в отдельных районах допущен ничем неоправданный спад. [4].

Повышение эффективности мер государственной поддержки АПК – одно из направлений Карты развития агропромышленного комплекса, разработанной Министерством сельского хозяйства в целях совершенствования системы господдержки отрасли в рамках реализации государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы. С начала 2017 года для повышения субсидирования АПК и увеличения охвата мерами господдержки субъектов АПК пересмотрены все 65 видов субсидий [5].

Анализ показал, низкую эффективность погектарнго субсидирования сельскохозяйственных приоритетных культур и садов. Во-первых, данный механизм субсидирования не стимулирует сельхозтоваропроизводителей к повышению уровня агротехнологий, урожайности и качества производимой продукции; во-вторых, зачастую решения по гектарной субсидии принимаются членами межведомственной комиссии без фактической проверки наличия посевов; в-третьих, сельхозтоваропроизводители завышают объемы выполненных работ (размеры площади посевов).

С 2017 года внедрены следующие изменения системы субсидирования:

- преимущественный переход от субсидирования в относительном выражении, в процентах от стоимости товаров, работ и услуг, к субсидированию в абсолютном, в стоимостном выражении;

- оптимизация сроков выдачи субсидий в соответствии со сроками проведения технологических процессов в отрасли;

- приоритетное субсидирование по следующим приоритетам: импортозамещение, экспортная ориентированность, прочие направления; по достижении показателя обеспечения внутреннего потребления уровень субсидирования будет сокращаться;

- переход от субсидирования ставки вознаграждения к субсидированию инвестиционных затрат во избежание аккумулирования долгосрочных

- обязательств государства, за исключением субсидирования ставки

вознаграждения по кредитам на пополнение оборотных средств со сроком кредитования до одного года [6].

В целях повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства необходима государственная поддержка по программе приобретения сельскохозяйственной техники, сельхозмашин и другого оборудования в лизинг расширение рынка лизинговых услуг и инвестиций в отечественное сельхозмашиностроение, а так же получение кредитных ресурсов на льготных условиях, расширение закупа зерновых АО «Продкорпорацией».

Рассмотрим динамику и объем средств выделенных государством на развитие сельского хозяйства и сельских территорий Костанайской области (таблица 3).

 

Таблица 3 – Вложение средств на развитие сельского хозяйства и сельских территорий Костанайской области, 2003–2017 гг.*

 

Год

Всего, млн. тенге

Государственная невозвратная поддержка

Лизинг сельхозтехники

и оборудования

через АО «Казагрофинанс»

АО «Прод-корпо-рация»

АО

«Аграр-ная

кредит-ная

корпо-рация»

Другие

всего

в т. ч. субси-дии

всего

в т. ч. средства АО

2003

2663,3

1521,1

456,3

144,3

0

0

47,8

950

2004

3168,4

1440,8

449

708,4

250

0

263,8

754,9

2005

6285,4

1527,2

543,7

2553,5

1391,8

0

655,5

1549,2

2006

13997,5

2957,3

2103,6

2984,3

1345,1

5697,9

2233

125

2007

22117,8

4227,5

3269,4

6646

4639,6

7614,3

2592,6

1037,4

2008

28296,6

6187,8

5194,5

5947,5

4259,6

11082,2

4370,7

708,4

2009

58712,6

6328,9

5292,4

5491,5

4711,1

39989,8

6665,7

236,7

2010

25761,2

6770

5303,3

1847,7

1145,1

13697,6

3445,9

0

2011

29471,1

8862,5

7182,3

5553,3

4111,4

148881,7

173,6

0

2012

34818,6

10729,7

9995,7

8376,9

6859

7378

8334

0

2013

22568,4

11820,7

10635,5

4899,2

4200,1

4148,6

1699,9

0

2014

31920,6

19143,7

15717,6

4688,6

4282,6

5094,3

2994

0

2015

36326,1

20929,3

18370,5

6064,9

5188,8

6482,4

2849,5

0

2016

40653,7

25114,3

23844,1

6395,4

6216,4

6222,2

2921,8

0

2017

55872.5

37297,3

35143,3

2758,2

2758,2

379

6299

9139

Итого выделено

412637,9

164862,2

143505,9

65060,3

51359,1

122668

45546,8

14500,6

Итого освоено

412637,9

164862,2

143505,9

65060,3

51359,1

122668

45546,8

14500,6

* Составлено на основе данных Управления сельским хозяйством Костанайской области

 

Всего за период 2003-2017 годы на развитие сельского хозяйства области государством было выделено и освоено 412,6 млрд. тенге.

Государственная невозвратная поддержка, 87% которой составляют субсидии, выросла за рассматриваемый период в 24,5 раз и составила всего 143,5 млрд. тенге.

Лизинг сельхозтехники и оборудования показывает рост за период 2003-2017 годы в 19 раз, что говорит о росте технологического обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий области. Необходимо отметить, что в 2016 году доля сельхозтехники со сроком эксплуатации свыше 15 лет в области составляла 79% (при среднем амортизационном сроке сельхозтехники 10-12 лет). Таким образом, проведение технологической модернизации предприятий АПК области, которое позволит заменить низкопроизводительное и трудоемкое оборудование более современным и эффективным невозможно без государственного финансирования.

Итак, можно отметить, что сегодня государственное регулирование является неотъемлемым элементом стратегического развития сельскохозяйственной отрасли Костанайской области.

Развитие АПК области требует стратегического планирования на долгосрочную перспективу, и в этой связи необходимо выделить основные направления и цели государственного регулирования на 2018 -2021 годы:

1) вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию, что будет способствовать снижению издержек сельхозтоваропроизводителей области при производстве и реализации продукции, сбалансированному развитию сельского хозяйства и в целом;

2) расширение финансовых мер государственной поддержки - лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования, инвестиционного субсидирования затрат по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования, субсидирования ставок вознаграждения при кредитовании субъектов АПК, а также упрощение процедур предоставления кредитов и лизинга по условиям дочерних компаний АО «НУХ «Казагро»».

3) повышение эффективности системы субсидирования через:

- поэтапное внедрение автоматизированной системы рассмотрения всех заявок на субсидирование, ведения мониторинга и консолидации данных по получателям;

- переход от субсидирования отдельных видов затрат к политике комплексного субсидирования предприятия на основе его производственных показателей и мониторинга эффективности выплачиваемых субсидий;

- кардинальное уменьшение видов выдаваемых субсидий и запрашиваемых у субъектов АПК документов.

- совершенствование механизма бюджетного финансирования весенне-полевых и уборочных работ, в целях предоставления возможности сельхозтоваропроизводителям реализовать урожай в период сезона более высоких цен.

4) развитие внешней торговли через предоставления субъектам АПК открытых отраслевых данных по рынкам сбыта на сайтах МСХ РК, АО «НУХ «Казагро»», а также оказанию маркетинговых услуг со стороны центров обслуживания предпринимателей НПП РК «Атамекен»

Список литературы

1. Гэлбрейт Д. Экономическая теория и цели общества. - Москва: 1979. - с. 352-353

2. Региональная экономика / Под ред. Н.Г. Кузнецова и С.Г. Тяглова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2001.- 320 с.

3. Ст. 9 ЗРК О государственном регулировании развития АПК от 8 июля 2005 года № 66 [Электронный ресурс] // razvitiya_apk/9.htm http://kodeksy- kz.com/ka/o_gos_regulirovanii_

4. А. Томилин «Казахстан: Животноводство в Костанайской области развивается медленно» [Электронный ресурс] // kazakhzerno.ans@gmail.com

5. М. Мустафина «Субсидии ждут аграриев» [Электронный ресурс] // https://liter.kz/ru/articles/show/

6. «Государственная программа развития агропромышленного комплекса РК на 2017-2021 годы» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РК - // UR / http://mgov.kz/.

Войти или Создать
* Забыли пароль?