EVOLUTION OF COOPERATIVE THOUGHT IN THE AGRICULTURAL ECONOMY OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article describes the trend in the development of cooperative thought in Russia. The whole evolution of cooperative thinking and cooperative relations in Russia contributed to the emergence in our time of the priority national project "Development of agriculture", where the second strategic component of agricultural development is "the Promotion of development of small forms of managing". In a modern system of industrial cooperation of Russia are agricultural production cooperatives including production cooperatives in other sectors of the economy. In the system of consumer cooperatives now operate as regional, district consumer unions, as well as enterprises and organizations, United by centrosojuz of Russia. The legal basis for the various cooperatives were formed in different periods of social development under the influence of political climate that prevailed in society at a specific period of time.

Keywords:
agricultural complex, cooperation, consumer unions, business, cooperatives, agriculture, agricultural partnerships, businesses.
Text

Кооперативное движение возникло в Европе на рубеже 18-19 столетий. Во многих странах кооперативы занимают важное место в сельскохозяйственном и мелком промышленном производстве, в области сбыта, снабжения, кредита, предоставлении различных услуг. Мировая правовая кооперативная доктрина создавалась на протяжении двух веков. Кооперативное законодательство существует в разных странах мира, постоянно совершенствуется и изменяется под влиянием жизненной практики. В англоязычной литературе выделяется пять групп принципов кооперации, которые включают принципы Рочдейла, традиционные, пропорциональные, современные и принципы Международного кооперативного альянса. Первые четыре группы этих принципов ориентированы на экономику и менеджмент, пятая группа имеет социальную направленность. При этом следует отметить, что основные положения кооперативов закреплены в документах Международного кооперативного альянса. По этой правовой концепции кооператив рассматривается как независимая ассоциация граждан, которые добровольно объединяются для удовлетворения своих потребностей. Цели достигаются на основе ведения самостоятельной предпринимательской деятельности, демократичной в управлении, формировании капитала из членских взносов и открытости членства. Как свидетельствует история, за прошедшие 150 лет произошли изменения при сравнении принципов Рочдейла с современными их аналогами. Практически все принципы кооперации подверглись влиянию времени, и лишь один из многих — принцип распределения доходов между членами на основе их участия – остается без изменения. Он универсален и характерен для всех типов кооперативов. В дореволюционном законодательстве кооператив рассматривался как особая организационно-правовая форма, основной целью которой было удовлетворение потребностей его членов. В 1897 г. был принят первый устав сельскохозяйственных товариществ, а затем и устав мелких сельскохозяйственных обществ. В двадцатые годы прошлого столетия в период развития коммуной системы хозяйствования кооператив рассматривался как организационно-правовая форма, и в дальнейшем это было закреплено в Законе о кооперации в СССР, который был введен в действие постановлением Верховного совета СССР от 26 мая 1988 г. Структурно он состоял из пяти разделов. В первом разделе была дана характеристика кооперации в системе общественных отношений, охарактеризована система кооперации и типы кооперативов. Второй раздел закона определял место кооператива как первичного звена кооперации. В третьем разделе содержались статьи, которые устанавливали экономические основы хозяйственного механизма в системе кооперации. Отдельное место было отведено взаимоотношениям государства и кооперации (четвертый раздел). Заключительный пятый раздел устанавливал особенности отдельных видов кооперативов. Правовая база для различных кооперативов формировалась в разные периоды общественного развития под влиянием политической обстановки, которая превалировала в обществе в конкретный период времени. Вся эволюция кооперативной мысли и кооперативных отношений в России способствовала появлению в наше время приоритетного национального проекта «Развитие АПК», где вторым стратегическим направлением развития АПК является «Стимулирование развития малых форм хозяйствования». Социальную значимость такого национального проекта трудно переоценить. Достаточно обратиться к статистике, где личное подсобное хозяйство (ЛПХ) ведут 16 млн. семей, 1 млн. 200 тыс. человек заняты в крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФК). Как свидетельствует статистика, главным аргументом принятия такого решения было преобладание в валовом производстве картофеля и овощей в сельских подворьях. Однако в связи с отсутствием у КФК и ЛПХ необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения их доступ на рынки переработки и потребления ограничен. В современную систему производственной кооперации России входят сельскохозяйственные производственные кооперативы (21 тыс.), включая и производственные кооперативы в других отраслях экономики (около 15 тыс. артелей старателей в количестве 40 ед.). В системе потребительской кооперации сейчас функционируют как областные, так и районные потребсоюзы, а также предприятия и организации, объединяемые Центросоюзом России. Численность потребительских обществ равна 3300 и 77 союзов, потребительские кооперативы сельскохозяйственного профиля насчитывают 500 ед. В сфере кредитной кооперации насчитывается около 600 сельских потребительских кооперативов и около 200 кредитных потребительских кооперативов граждан. Самую многочисленную группу представляют садоводческие и дачные товарищества и дачные кооперативы (384 тыс.). Это данные, характеризующие структуру кооперации в России. В настоящее время правовое регулирование кооперации и кооперативных организаций осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней. Перечень федеральных законов, регулирующих создание и деятельность кооперативов на территории России, включает шесть законов РФ. Впервые предполагается осуществить 100%-ное субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам: 95% ставки субсидируются их федерального бюджета и 5% - из бюджетов субъекта РФ, в котором расположено хозяйство. Размер кредита для ЛПХ предлагается установить в размере до 300 тыс. руб., КФХ - до 3 млн, создаваемых ЛПХ и КФХ сельскохозяйственных потребительских кооперативов - до 10 млн руб. В целях развития сети потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции ЛПХ и КФХ предусматривается выдача Россельхозбанком льготных кредитов. Условия кредитования будут определены в Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Ее разработка поручена Минсельхозу России и Россельхозбанку с привлечением Центрсоюза, АККОР (Ассоциация крестьянских и фермерских хозяйств и кооперативов), Федерального союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Реализация мероприятия должна обеспечить создание до 1550 кооперативов, в том числе 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых, 550 перерабатывающих. Россельхозбанк предусматривает рефинансирование ресурсной базы сельских кооперативов путем предоставления им краткосрочных кредитов. В субъектах Российской Федерации, где отсутствует залоговое обеспечение у сельскохозяйственных кредитных кооперативов, Банк может выступить ассоциированным членом. Создание системы сельской кредитной кооперации будет происходить в соответствии с Концепцией развития системы сельской кредитной кооперации. Ее разработчиками определены Минсельхоз России и ОАО «Россельхозбанк» с привлечением Союза сельских кредитных кооперативов и Фонда развития сельской кредитной кооперации. Планом национального проекта предусматривается разработка Концепции развития системы земельно-ипотечного кредитования. Ответственные за подготовку концепции земельной ипотеки – Россельхозбанк и Минсельхоз. Развитие системы земельной ипотеки позволит использовать залог земли для получения кредита 5000 хозяйствам. Говоря о развитии системы сельских потребительских кооперативов и земельно- ипотечного кредитования, следует отметить, что наиболее узким местом в реализации данного мероприятия является отсутствие инфраструктуры управления разбросанными по всей стране объектами. Следует отметить неподготовленность отдельных регионов страны к данной работе. Именно поэтому Правительство РФ определило главным оператором по направлению реализации проекта Россельхозбанк, имеющий широкую общенациональную сеть филиалов. Реализация национального проекта в части активизации развития малых форм хозяйствования встречает на местах много сложностей, но не стоит на месте и продвигается постепенно вперед.

References

1. Romanchenko N.N., Tkach A.V. Kooperaciya v APK Rossii // APK: ekonomika, upravlenie. 2014. № 3. S. 30-36.

2. Chupina I. P., Sycheva F. A. Koncepciya razvitiya hozyaystv naseleniya s uchetom periodov i modeley rynka // Agrarnyy vestnik Urala. 2009. № 2. S.36 - 39.

3. Chupina I. P. Gosudarstvennaya politika kreditovaniya APK v sovremennyh usloviyah hozyaystvovaniya. // Agrarnyy vestnik Urala. 2011. № 6. S. 93-95.

4. Chupina I. P. Sistema gosudarstvennyh zakupok i realizaciya sel'hozprodukcii otechestvennymi tovaroproizvoditelyami. V sbornike: Nauka segodnya: teoriya, praktika, innovacii sbornik XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. 2016. S. 971- 975.

Login or Create
* Forgot password?