ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОЙ МЫСЛИ В АГРОЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрена тенденция развития кооперативной мысли в России. Вся эволюция кооперативной мысли и кооперативных отношений в России способствовала появлению в наше время приоритетного национального проекта «Развитие АПК», где вторым стратегическим направлением развития АПК является «Стимулирование развития малых форм хозяйствования». В современную систему производственной кооперации России входят сельскохозяйственные производственные кооперативы, включая и производственные кооперативы в других отраслях экономики. В системе потребительской кооперации сейчас функционируют как областные, так и районные потребительские союзы, а также предприятия и организации, объединяемые Центросоюзом России. Правовая база для различных кооперативов формировалась в разные периоды общественного развития под влиянием политической обстановки, которая превалировала в обществе в конкретный период времени.

Ключевые слова:
аграрный комплекс, кооперация, потребительские союзы, предпринимательская деятельность, производственные кооперативы, сельское хозяйство, сельскохозяйственные товарищества, формы хозяйствования.
Текст

Кооперативное движение возникло в Европе на рубеже 18-19 столетий. Во многих странах кооперативы занимают важное место в сельскохозяйственном и мелком промышленном производстве, в области сбыта, снабжения, кредита, предоставлении различных услуг. Мировая правовая кооперативная доктрина создавалась на протяжении двух веков. Кооперативное законодательство существует в разных странах мира, постоянно совершенствуется и изменяется под влиянием жизненной практики. В англоязычной литературе выделяется пять групп принципов кооперации, которые включают принципы Рочдейла, традиционные, пропорциональные, современные и принципы Международного кооперативного альянса. Первые четыре группы этих принципов ориентированы на экономику и менеджмент, пятая группа имеет социальную направленность. При этом следует отметить, что основные положения кооперативов закреплены в документах Международного кооперативного альянса. По этой правовой концепции кооператив рассматривается как независимая ассоциация граждан, которые добровольно объединяются для удовлетворения своих потребностей. Цели достигаются на основе ведения самостоятельной предпринимательской деятельности, демократичной в управлении, формировании капитала из членских взносов и открытости членства. Как свидетельствует история, за прошедшие 150 лет произошли изменения при сравнении принципов Рочдейла с современными их аналогами. Практически все принципы кооперации подверглись влиянию времени, и лишь один из многих — принцип распределения доходов между членами на основе их участия – остается без изменения. Он универсален и характерен для всех типов кооперативов. В дореволюционном законодательстве кооператив рассматривался как особая организационно-правовая форма, основной целью которой было удовлетворение потребностей его членов. В 1897 г. был принят первый устав сельскохозяйственных товариществ, а затем и устав мелких сельскохозяйственных обществ. В двадцатые годы прошлого столетия в период развития коммуной системы хозяйствования кооператив рассматривался как организационно-правовая форма, и в дальнейшем это было закреплено в Законе о кооперации в СССР, который был введен в действие постановлением Верховного совета СССР от 26 мая 1988 г. Структурно он состоял из пяти разделов. В первом разделе была дана характеристика кооперации в системе общественных отношений, охарактеризована система кооперации и типы кооперативов. Второй раздел закона определял место кооператива как первичного звена кооперации. В третьем разделе содержались статьи, которые устанавливали экономические основы хозяйственного механизма в системе кооперации. Отдельное место было отведено взаимоотношениям государства и кооперации (четвертый раздел). Заключительный пятый раздел устанавливал особенности отдельных видов кооперативов. Правовая база для различных кооперативов формировалась в разные периоды общественного развития под влиянием политической обстановки, которая превалировала в обществе в конкретный период времени. Вся эволюция кооперативной мысли и кооперативных отношений в России способствовала появлению в наше время приоритетного национального проекта «Развитие АПК», где вторым стратегическим направлением развития АПК является «Стимулирование развития малых форм хозяйствования». Социальную значимость такого национального проекта трудно переоценить. Достаточно обратиться к статистике, где личное подсобное хозяйство (ЛПХ) ведут 16 млн. семей, 1 млн. 200 тыс. человек заняты в крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФК). Как свидетельствует статистика, главным аргументом принятия такого решения было преобладание в валовом производстве картофеля и овощей в сельских подворьях. Однако в связи с отсутствием у КФК и ЛПХ необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения их доступ на рынки переработки и потребления ограничен. В современную систему производственной кооперации России входят сельскохозяйственные производственные кооперативы (21 тыс.), включая и производственные кооперативы в других отраслях экономики (около 15 тыс. артелей старателей в количестве 40 ед.). В системе потребительской кооперации сейчас функционируют как областные, так и районные потребсоюзы, а также предприятия и организации, объединяемые Центросоюзом России. Численность потребительских обществ равна 3300 и 77 союзов, потребительские кооперативы сельскохозяйственного профиля насчитывают 500 ед. В сфере кредитной кооперации насчитывается около 600 сельских потребительских кооперативов и около 200 кредитных потребительских кооперативов граждан. Самую многочисленную группу представляют садоводческие и дачные товарищества и дачные кооперативы (384 тыс.). Это данные, характеризующие структуру кооперации в России. В настоящее время правовое регулирование кооперации и кооперативных организаций осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней. Перечень федеральных законов, регулирующих создание и деятельность кооперативов на территории России, включает шесть законов РФ. Впервые предполагается осуществить 100%-ное субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам: 95% ставки субсидируются их федерального бюджета и 5% - из бюджетов субъекта РФ, в котором расположено хозяйство. Размер кредита для ЛПХ предлагается установить в размере до 300 тыс. руб., КФХ - до 3 млн, создаваемых ЛПХ и КФХ сельскохозяйственных потребительских кооперативов - до 10 млн руб. В целях развития сети потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции ЛПХ и КФХ предусматривается выдача Россельхозбанком льготных кредитов. Условия кредитования будут определены в Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Ее разработка поручена Минсельхозу России и Россельхозбанку с привлечением Центрсоюза, АККОР (Ассоциация крестьянских и фермерских хозяйств и кооперативов), Федерального союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Реализация мероприятия должна обеспечить создание до 1550 кооперативов, в том числе 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых, 550 перерабатывающих. Россельхозбанк предусматривает рефинансирование ресурсной базы сельских кооперативов путем предоставления им краткосрочных кредитов. В субъектах Российской Федерации, где отсутствует залоговое обеспечение у сельскохозяйственных кредитных кооперативов, Банк может выступить ассоциированным членом. Создание системы сельской кредитной кооперации будет происходить в соответствии с Концепцией развития системы сельской кредитной кооперации. Ее разработчиками определены Минсельхоз России и ОАО «Россельхозбанк» с привлечением Союза сельских кредитных кооперативов и Фонда развития сельской кредитной кооперации. Планом национального проекта предусматривается разработка Концепции развития системы земельно-ипотечного кредитования. Ответственные за подготовку концепции земельной ипотеки – Россельхозбанк и Минсельхоз. Развитие системы земельной ипотеки позволит использовать залог земли для получения кредита 5000 хозяйствам. Говоря о развитии системы сельских потребительских кооперативов и земельно- ипотечного кредитования, следует отметить, что наиболее узким местом в реализации данного мероприятия является отсутствие инфраструктуры управления разбросанными по всей стране объектами. Следует отметить неподготовленность отдельных регионов страны к данной работе. Именно поэтому Правительство РФ определило главным оператором по направлению реализации проекта Россельхозбанк, имеющий широкую общенациональную сеть филиалов. Реализация национального проекта в части активизации развития малых форм хозяйствования встречает на местах много сложностей, но не стоит на месте и продвигается постепенно вперед.

Список литературы

1. Романченко Н.Н., Ткач А.В. Кооперация в АПК России // АПК: экономика, управление. 2014. № 3. С. 30-36.

2. Чупина И. П., Сычева Ф. А. Концепция развития хозяйств населения с учетом периодов и моделей рынка // Аграрный вестник Урала. 2009. № 2. С.36 - 39.

3. Чупина И. П. Государственная политика кредитования АПК в современных условиях хозяйствования. // Аграрный вестник Урала. 2011. № 6. С. 93-95.

4. Чупина И. П. Система государственных закупок и реализация сельхозпродукции отечественными товаропроизводителями. В сборнике: Наука сегодня: теория, практика, инновации сборник XI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 971- 975.

Войти или Создать
* Забыли пароль?