Russian Federation
One of the most important tasks in the field of fleet operation is the further improvement of the organization of maintenance and repair of cars in order to increase their efficiency and at the same time reducing the cost of operation, hence the relevance of this task is also confirmed by the fact that technical maintenance of the car is spent many times more labor and money than on its production. At present, on the basis of scientific and technical progress, the planned preventive maintenance system of technical maintenance and repair of the machinery of the enterprise, which has been tested by many years of experience, is further developed, therefore, both in the field of organization of automobile transportations and in the field of technical operation of cars, various economic and mathematical methods of analysis, planning and design
maintenance, repair, disassembly, labor input, labor productivity, rationality, readiness, harvester, tractor, car.
Одной из важнейших задач в области эксплуатации автомобильного парка является дальнейшее совершенствование организации технического обслуживания и ремонта автомобилей с целью повышения их работоспособности и вместе с тем снижения затрат на эксплуатацию. Следовательно, актуальность указанной задачи подтверждается ещѐ и тем, что на техническое обслуживание автомобиля затрачивается во много раз больше труда и средств, чем на его производство [6]. В настоящее время на базе научно-технического прогресса получает дальнейшее развитие проверенная многолетним опытом планово-предупредительная система технического обслу- живания и ремонта техники предприятия, поэтому, как в области организации автомобильных перевозок, так и в области технической эксплуатации автомобилей начинают применяться различные экономико-математические методы анализа, планирования и проектирования [1]. Все шире разрабатываются и внедряются новые методы и средства диагностирования тех- нического состояния и прогнозирования ресурсов безотказной работы автомобилей, создаются новые виды технологического оборудования, позволяющие механизировать, а в ряде случаев, и вовсе автоматизировать трудоемкие операции по обслуживанию и ремонту техники пред- приятия, также разрабатываются современные формы управления производством, которые рассчитаны на применение электронно-вычислительных машин с дальнейшим переходом на автоматизированную систему управления. При всѐ возрастающем насыщении автомобилями современная система хозяйствования предусматривает новые структурные подразделения автомобильного транспорта, например, автокомбинаты и производственные объединения или ремонтно-обслуживающие базы, кото- рые потенциально способствуют переходу на централизованное производство обслуживания и ремонта автомобилей, так как важнейшей задачей в любом хозяйстве является организация технического обслуживания и ремонта автомобилей [2]. Техническая эксплуатация машинно-тракторного парка (МТП) предусматривает эксплуата- ционную обкатку, техническое обслуживание, технический осмотр, диагностирование, про- гнозирование остаточного ресурса машин, обеспечение топливом, смазочными и другими ма- териалами, устранение в процессе работы отказов, именуемый неплановым ремонтом, хране- ние, списание машин и другие мероприятия, связанные с техническим обеспечением эксплуа- тации МТП, то есть базируется на планово-предупредительной системе технического обслу- живания и ремонта машин, структура которой представлена в таблице [3]. Имея в виду неодинаковую загруженность тракторов в период работы, периодичность тех- нических обслуживании планируют в килограммах расходуемого топлива или в суммарной наработке в условных эталонных гектарах (у. э. га). Эксплуатационную обкатку, техническое обслуживание, заправку топливно-смазочными материалами, ремонт и хранение МТП организуют на основе разделения и специализации труда механизаторов, поэтому тракторист-машинист, кроме вождения машин, проводит их эксплуатационную обкатку, ежесменное техническое обслуживание, выполняет необходимые технологические регулировки применительно к изменившимся условиям работы, участвует в проведении периодических и сезонных технических обслуживании и устранении неисправно- стей машин, а также в их ремонте и постановке на хранение [4]. Звеньями технического обслуживания можно назвать мастеров-наладчиков, которые про- водят совместно с трактористами-машинистами техническое обслуживание при эксплуатаци- онной обкатке, ТО-1, ТО-2, ТО-3 и сезонные технические обслуживания машин, а также диаг- ностирование. Кроме того, при наличии свободного времени мастера-наладчики участвуют в текущем ремонте машин. Слесари машинного двора центральной производственной базы проводят досборку новых машин, разборку списанной техники, техническое обслуживание при хранении машин, нахо- дящихся на машинном дворе, и, при необходимости, их комплектование и технологическую регулировку, и наладку, а также ремонт несложных машин, в то время как слесари производ- ственных базы механизированных подразделений проводят техническое обслуживание при хранении машин, сеялок, плугов, борони другого технологического оборудования, подлежа- щих хранению на базе, ремонтируют их, комплектуют в агрегаты, а также устраняют неис- правности, возникающие при их работе. Рабочие центральных ремонтных мастерских ремонтируют комбайны, другие сложные сельскохозяйственные машины, их сборочные единицы и агрегаты, а рабочие передвижных заправочных агрегатов и стационарных постов, или заправщики, заправляют тракторы, ком- байны и другие самоходные машины топливом и маслами, а так же снабжают иными необхо- димыми горюче-смазочными материалами [5]. Производственная база технического обслуживания, ремонта в хранения машин сельскохо- зяйственного предприятия включает производственную базу центральной усадьбы: центральная производственная база: производственную базу подразделения (производ- ственного участка, бригады, отделения); производственная база подразделения; передвижные средства технического обслужи- вания и устранения неисправностей. В хозяйствах, где вся техника базируется на одном месте, производственная база подразде- лений совмещается с центральной производственной базой, а на полях, во время проведения полевых работ, оборудуют временные охраняемые площадки для межсменной стоянки агрегатов.
1. Ohotnikov B. L. Ispol'zovanie propashnyh kolesnyh traktorov na transportnyh rabotah / B. L. Ohotnikov, V. N. Egorov // Transport Urala. - 2010. - № 4. - S. 75-76.
2. Tehnologiya remonta mashin / Pod red. E. A. Puchina. - M.: KolosS, 2010. - 488s.
3. Drozdov V. B. Metodicheskie ukazaniya po provedeniyu zanyatiy v opisatel'nom kurse «Sel'skohozyaystvennye i meliorativnye mashiny» / V. B. Drozdov, A. N. Zelenin; UrGAU. - Ekaterinburg, 2012. - 40 s.
4. Semenov I. A. Planovo-predupreditel'naya sistema remonta / I. A. Semenov, P. N. Shorohov // Molodezh' i nauka. - 2016. - № 6. - S. 48.
5. Yusupov M. L. Organizacionno-ekonomicheskiy mehanizm vosproizvodstva kvalificirovannyh kadrov sel'skogo hozyaystva regiona (na primere APK Ural'skogo Federal'nogo okruga): Diss… kand. ekon. nauk / M. L. Yusupov; UrGASHA. - Ekaterinburg, 2004. - 234 s.
6. Metody remonta mashin: puti i resheniya / Yu. N. Nekrasov, A. A. Sadov, A. A. Karataev, L. A. Novopashin // Molodezh' i nauka. - 2017. - № 3. - S. 123.