ORGANIZATIONAL-ECONOMIC ASPECT OF DEVELOPMENT OF DIGITAL GRAIN INDUSTRY CLUSTER
Abstract and keywords
Abstract (English):
At the present stage of society’s development, when digital technologies change the architecture of markets, the formulation of fundamentally new tasks of regional development necessitated a deeper scientific substantiation of cluster systems and the definition of priorities in the structural restructuring of their implementation. «Digital economy is not a separate sector, in fact, it is the basis that allows you to create qualitatively new models of business, trade, logistics, production, changes the format of education, health, public administration, communication between people, and therefore sets a new paradigm for the development of the state, the economy and society as a whole». The country’s leadership identifies strategic directions in which the limited resources available can be concentrated on the most critical areas, the dispersion of material and financial resources can be prevented and their use flexible at the same time. The cluster approach, which is effective in creating a competitive environment, is promising today. The cluster form leads to the creation of special characteristics – the aggregate innovation product. In the digital economy, this is the best way to sustainable development of rural areas. The article deals with the organizational and economic aspect of regional cluster formations, which are formed due to digital technologies. The study of theoretical approaches to the definition of their essence, including the development of elements of the conceptual apparatus and principles of management. The main interpretations and characteristics of clusters formulated by foreign and domestic scientists are presented. The author's definition of digital grain cluster is given. The analysis of cluster processes shows that the regions have accumulated a lot of historical experience in the field of innovative grain production facilities, there are objective prerequisites for the emergence of a grain industry cluster on a qualitatively new basis. Electronic and digital technologies act as a catalyst for the development of innovative agricultural projects, the development of interconnected industrial complexes, the creation of agrotechnopark. The role of regional public authorities in the formation and development of innovation clusters is shown. The developed theoretical provisions can be used in the work of state and regional administrative institutions, ministries of agriculture and regional development.

Keywords:
modernization of regional economy, innovative rural territories, grain-industrial cluster, digital agriculture, organizational and economic aspect
Text
Publication text (PDF): Read Download

Положительная рецензия представлена В. Г. Прудским, заведующим кафедрой Пермского государственного национального исследовательского университета, доктором экономических наук, профессором. Введение. Устойчивое развитие российской эко- номики во многом зависит от способности каждого региона успешно конкурировать на мировых рынках. Новое качество экономического роста должно осно- вываться на цифровой модернизации земледелия и запуске инновационных процессов развития в клю- чевых сферах. Важны функции правительственных ведомств, финансовых учреждений, которые созда- ют условия для продвижения научных разработок в практику. Для того чтобы российские умы не «экс- портировались», а, наоборот, возвращались в стра- ну, нужно выработать организационный механизм коммерциализации научных исследований. Эта зада- ча под силу только множеству предприятий с суще- ственной долей наукоемких производств [1]. Анализ зарубежного опыта показывает, что самыми конку- рентоспособными являются не бессистемно разбро- санные в пространстве предприятия, а те, которые концентрируются в конкретном регионе. Именно кластеры обеспечивают высокий уровень конкурен- тоспособности производства и территориальных об- разований [2]. По М. Портеру, кластер - это сконцен- трированные по географическому признаку группы взаимосвязанных предприятий аграрной отрасли, а также связанных с их деятельностью организаций, в том числе аграрных университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений, конкури- рующих, но ведущих совместную работу. Развитие зернопромышленных кластеров оптимизирует по- ложение зернопроизводящих предприятий в цепоч- ках создания стоимости, содействует повышению степени переработки зерна, импортозамещению и неценовой конкурентоспособности [3]. В большин- стве субъектов Российской Федерации кластерные технологии декларируются в качестве базовых ус- ловий эффективной государственной региональной политики. Специфика развития отечественных зер- нопромышленных кластеров заключается в том, что они создавались централизованно, а не в результате спонтанного процесса [4]. При этом зернохозяйства были «селообразующими» и играли важную роль в территориальном развитии. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федера- ции серьезно рассматривает вопрос стимулирова- ния территориально-производственных кластеров. Бесспорно, зернопромышленные кластеры пред- ставляют собой сложную систему взаимоотношений между различными субъектами сельской экономики, объединение которых достигается за счет обмена ма- териальными, информационными и финансовыми потоками [5]. Цель и методика исследования. Сегодня, в век информационных технологий, важно изучать регио- нальные кластерные образования. Поэтому основной целью исследования является изучение организационно-экономического аспекта регионального зерно- промышленного кластера в условиях формирования цифровой экономики. Исследование проводилось с применением системного подхода. Результаты исследования. Крупные междуна- родные сельскохозяйственные компании, как пра- вило, инвестируют в те регионы, где уже имеются сложившиеся кластеры или хотя бы есть предпосыл- ки для их формирования. Кластеризация экономи- ки - живой, развивающийся, динамичный процесс. Это отчасти создает внутренний синергетический эффект за счет компактности расположения и, соот- ветственно, повышенной насыщенности элементами инфраструктуры общего пользования. И это же об- стоятельство удорожает ресурсы в силу повышенной состязательности. Значимая часть эффекта образу- ется во внешней среде за счет улучшения качества продукции, работ, услуг и формирования общей си- стемы преимуществ [6]. Кластерная форма организа- ции зернового производства рассматривается в каче- стве эффективного средства повышения конкуренто- способности сельских территориальных экономик. Кластеризация предлагает экономический механизм активного формирования условий и тем самым буду- щего развития зернопромышленных хозяйств, адап- тируясь лишь к таким изменениям внешней среды, на которые органы управления не могут оказать до- статочного влияния. Существуют различные точки зрения на сущность и природу зернопромышленного кластера. Разрабо- тана типология по степени инновационности, напри- мер технологически взаимосвязанные агропродо- вольственные предприятия, иногда значительно раз- бросанные территориально, деятельность которых ограничена набором типовых функций (зернопроиз- водство, переработка, хранение, реализация), а при- меняемые технологии являются достаточно совре- менными, но не передовыми. Другой тип предприя- тий имеет устойчивые научные связи, где продукция участников кластера постоянно обновляется и реали- зуются новые возможности, здесь определяются на- правления исследований посредством предъявления спроса на них. Используются электронно-цифровые технологии сбора и анализа данных, формируется своевременная прогнозная информация об уровне мировых цен и других факторах, влияющих на при- нятие решений [7]. Согласно определению Мини- стерства экономического развития и торговли Рос- сийской Федерации инновационные кластеры разви- ваются в новых секторах сельской экономики, таких как биотехнологии, озонотехнологии, IT-технологии, а также в секторах услуг, связанных с творческой деятельностью, например сельский туризм. В про- цессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях, появляется много новых предприятий. За рубежом таким образованиям дают следующее определе- ние: это группа независимых зернопроизводящих предприятий, работающих в определенной области НИОКР в регионе и нацеленных на осуществление инновационной деятельности при интенсивном вза- имодействии, совместном использовании средств, обмене знаниями и опытом, а также эффективном содействии передаче технологий и распространению информации среди других предприятий в кластере [8]. Именно исследовательские и проектные сельско- хозяйственные организации обладают уникальными интеллектуальными ресурсами. Благодаря примене- нию результатов проводимых ими НИОКР можно многократно увеличить добавленную стоимость, при этом знания играют роль главного ресурса [9, 10, 11]. Учитывая представленные выше подходы и опреде- ления, можно вывести авторское определение циф- рового зернопромышленного кластера: это группа независимых агропродовольственных предприятий, имеющих электронно-цифровые технологии, распо- ложенных в пределах региона, которые используют в своей ключевой деятельности НИОКР, интеллек- туальную собственность, конкурируют и взаимодей- ствуют, находясь в единой цепочке накопления сто- имости. Первое задокументированное упоминание о зер- нопромышленном кластере в регионе можно отнести к 1600-м гг., когда государство обратило внимание на местное хлебопашество: «…как ни обильна казна золотом, пушниной, драгоценностями, но коль „не- вдосталь“ у нее хлеба, так ли прочно ее состояние? Ведь хлеб надобен к столу постоянно…» Пашенные крестьяне в Туринском остроге были освобождены от караульной службы и прочих повинностей, чтобы «радели лишь о поле». Возникали деревни, полу- чившие свое название от фамилий землевладельцев: Панаева, Ползунова, Шемелева и др. Пашенные кре- стьяне не были крепостными, они составляли сель- ские товарищества, состоящие из выходцев одной местности, скрепленные родственными связями. Их жизнь регулировалась воеводскими повелениями. Строго расписывалось, где, кому и какую землю от- дать, сколько и какие культуры сеять, сколько платить податей с десятины. Так Туринский уезд превратился в центр хлебопашества и уже к 1690 г. земледелие Верхотуринского, Туринского, Тюменского, Тоболь- ского уездов полностью снабжало Урал и Сибирь хлебом [12]. Новый толчок развитию зернопроизводящих хо- зяйств был дан в 1875 г. В Красноуфимске открылось первое восточнее Урала реальное училище с сельско- хозяйственным и горнозаводским отделениями. Раз- рабатываются и внедряются севообороты, создаются опытные поля, где испытываются различные сорта зерновых культур. Развитие науки и техники вызвало потребность в грамотных специалистах, способных на практике внедрить новые формы ведения хозяй- ства. Слова П. А. Столыпина подчеркивают важность этих событий: «Сознавая необходимость приложе- ния величайших усилий для поднятия экономиче- ского благосостояния населения, правительство ясно отдает себе отчет, что усилия будут бесплодны, пока просвещение народных масс не будет поставлено на должную высоту». Идеи, высказанные сто лет назад, актуальны сегодня [13]. Например, результатом оши- бок в начальный период рыночных преобразований стало фактическое отставание семеноводства, что привело к преобладанию семян иностранных по- ставщиков. Недофинансирование исследований в об- ласти разработки новой сельхозтехники существен- но снизило ее конкурентоспособность по сравнению с зарубежными образцами. И проблема кроется не в отсутствии отечественных разработок сельскохозяй- ственных технологий или роботизированных систем с «искусственным интеллектом», а в слабом органи- зационно-экономическом механизме освоения инно- ваций и ошибочном, на наш взгляд, посыле о спо- собности «невидимой руки рынка». Если государ- ственная политика в сфере зернового хозяйства не ориентирует товаропроизводителей на применение трудосберегающих технологий, то рынок стремит- ся использовать дешевую рабочую силу. В условиях перехода к цифровой сельской экономике хозяйству- ющие субъекты нуждаются во всемерной поддерж- ке. Одним из направлений этой поддержки является стимулирование внедрения электронно-цифровых технологий в региональном зернопромышленном кластере. Данный вопрос предполагает выработку необходимых организационных, финансовых, эко- номических и правовых инструментов. Государство выступает и как заказчик, и как регулятор рынка, и как элемент информационного обеспечения, и как институт по продвижению инноваций. В регионе существуют все предпосылки для по- явления цифрового зернопромышленного кластера. Под этим понимаются пассивно существующие, но неиспользуемые ресурсы: демографические, при- родно-климатические и экономические. К ним мож- но отнести количественный и качественный состав научно-исследовательских организаций, имеющийся задел в фундаментальных и поисковых исследовани- ях, различия социальных условий в ведении сельско- го хозяйства, уровень интеграции научно-исследо- вательских учреждений и бизнеса, растущий спрос на сельскохозяйственные товары. Сильная аграрная экономическая школа позволяет научно обосновы- вать и координировать проведение научных иссле- дований практически всех отраслей аграрной науки и не только, многие наиболее перспективные резуль- таты НИОКР достигаются именно на стыке двух или нескольких направлений, например применение озо- на в хранении и переработке зерна без использова- ния электронно-цифровых технологий невозможно [16]. Более того, процесс кластеризации научной дея- тельности предусматривает новый организационно- экономический механизм проведения исследований. Вместе с тем на примере цифрового зернопро- мышленного кластера, который формируется на Ли- повой горе в Пермском крае, можно проследить весь процесс создания и успешного функционирования региональных кластерных образований. Он сопрово- ждается определенными трудностями, путаницей, ко- торые обусловлены прежде всего тем, что в условиях рыночной экономики подобные субъекты экономиче- ской и хозяйственной деятельности трудно поддаются директивному централизованному управлению. Го- сударство должно прилагать все усилия для создания институциональной среды и обеспечивать условия, способствующие формированию этих процессов. Для дальнейшего успешного функционирования кластерного образования имеет большое значение реализация проекта агротехнопарка [14, 15]. При- оритетом проекта является привлечение инвести- ций в формирование конкурентоспособных иннова- ционных предприятий, которые ориентированы на перспективные технологии в производстве зерновой продукции и ее переработке [17, 18]. По данным Министерства сельского хозяйства, мы занимаем 15-е место в мире по уровню цифровизации аграр- ной отрасли, менее 10 % пашен обрабатывается с применением IT-технологий. Цифровизация по сути трансформирует традиционную зерновую отрасль и рынки, персонифицируя их. Технологии в области цифровой экономики должны активно применяться в формировании зернопромышленного кластера, спо- собствуя кооперации агропродовольственных пред- приятий через создание стандартов, а открытость позволит развивать и использовать частные серви- сы. Сегодня актуально воспитание специалистов на инновационной основе. Развитие системного кла- стерного подхода позволяет устранять явные несоот- ветствия квалификации выпускников и потребности цифровой сельской экономики, выявлять таланты и совершенствовать профессиональное мастерство операторов перспективной сельхозтехники. В рам- ках ВСХП-2016 на Липовой горе прошел Первый турнир операторов дронов среди сельской молодежи [19, 20]. К 2024 г. по направлению зернопромыш- ленных кластеров создается электронно-цифровая платформа, умеющая работать с большими объема- ми данных. С этой целью в 2018 г. будут определе- ны правила работы с данными, методы построения и расширения моделей данных [21]. Новая экономика села характеризуется измене- ниями архитектуры рынков, их уходом в цифрови- зацию, что позволяет снизить цены на продукцию, уменьшая затраты времени на вывод новых зерно- продуктов на рынок и затраты денег на развитие ин- фраструктуры. Это важно для зерновой отрасли на уровне государства и межгосударственных союзов и региональных кластеров [22]. «Именно в такие, по- воротные моменты Россия не раз доказывала свою способность к развитию, к обновлению, осваивала земли, покоряла космос, совершала грандиозные от- крытия. Эта постоянная устремленность в будущее, сплав традиций и ценностей обеспечили преем- ственность нашей тысячелетней истории… В мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоя- щий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и госу- дарственного управления… Скорость технологиче- ских изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую вол- ну, вырвется далеко вперед. С помощью передовых телекоммуникаций мы откроем нашим гражданам все возможности цифрового мира. И это не только современные сервисы, онлайн-образование, телеме- дицина, что само по себе крайне важно. Но, кроме того, люди смогут создавать в цифровом простран- стве научные, волонтерские команды, проектные группы, компании. Для нашей огромной по терри- тории страны такое объединение талантов, компе- тенций, идей - это колоссальный прорывной ресурс. Для того чтобы экономика заработала в полную силу, нам нужно кардинально улучшать деловой климат, обеспечить высочайший уровень предприниматель- ских свобод и конкуренции» [3]. Выводы. В нашем регионе существуют амбици- озные планы по созданию высокотехнологического аграрного сектора. Анализ кластерных образований показал наличие разнообразных и перспективных инновационных агропроектов, где можно получить синергетический эффект при совместном использо- вании посредством цифровых технологий. Кластер- ная политика в регионе включает комплекс организа- ционных мер государственного регулирования про- цессов интеграции, которые отражены в региональ- ной аграрной политике. Создание агротехнопарка «Пермский» на территории Липовой горы - одна из этих мер. Совершенствование экономических меха- низмов способствует формированию цифрового зер- нопромышленного регионального кластера. Все ре- комендации, которые последовательно отстаиваются аграрными экономистами, основаны на понимании закономерностей общественного развития, знании международного опыта и блестяще себя зарекомен- довали экспериментально. Зернопромышленный кластер служит не только средством достижения цели продовольственной политики (продовольственная безопасность, повышение конкурентоспособности продукции, усиление инновационного развития), но и является мощным инструментом для стимулирова- ния регионального развития. Главный итог исследования - то, что на основе полученных научных ре- зультатов могут быть разработаны соответствующие нормативно-методические рекомендации по созда- нию региональных цифровых зернопромышленных кластеров, позволяющие повысить уровень регио- нальной экономики.
References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r «Ob utverzhdenii programmy „Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii“» // SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 iyulya 2013 g. № 598 «O federal'noy celevoy programme „Ustoy- chivoe razvitie sel'skih territoriy na 2014-2017 gody i na period do 2020 goda“» // SPS «Konsul'tant- Plyus».

3. Putin V. V. Ezhegodnoe Poslanie Federal'nomu Sobraniyu Prezidenta Rossiyskoy Federacii // URL : http://www.1tv.ru (data obrascheniya: 01.03.2018).

4. Michurina F. Z., Latysheva A. I., Evgrafov I. V. Regionalistika : ucheb. posobie / MSH RF, FGOU VPO Permskaya GSHA. Perm', 2010. 194s.

5. Latysheva A. I. Organizacionno-ekonomicheskiy mehanizm transferta innovacionnyh agroproektov // Strategiya razvitiya agrarnoy sfery ekonomiki: problemy i puti resheniya : kol. monogr. / A. I. Altuhov i dr. Krasnodar, 2017. 703 s.

6. Markovina E. V., Muhina I. A. Ekonomiko-statisticheskiy analiz formirovaniya i ispol'zovaniya tru- dovyh resursov v sel'skom hozyaystve (po materialam Udmurtskoy Respubliki) : monogr. / E. V. Markovina, I. A. Muhina. Izhevsk : Udmurtiya, 2010. 140 s.

7. Mirolyubova T. V. Zakonomernosti i faktory formirovaniya i razvitiya regional'nyh klasterov : mo- nogr. / T. V. Mirolyubova, T. V. Karlina, T. Yu. Kovaleva; PGNIU. Perm', 2013. 283 s.

8. Zyryanov A. I. Region: prostranstvennye otnosheniya prirody i obschestva / GOU VPO PGU. Perm', 2006. 372 s.

9. Tupicyna O. V., Latysheva A. I. Statistika innovaciy sel'skih territoriy // Primenenie statistiche- skih dannyh v social'no-ekonomicheskih issledovaniyah / VNPK, Perm'stat. Perm', 2016. 230 s.

10. Latysheva A. I., Yashmanova L. N., Razumov A. I. Vserossiyskaya sel'skohozyaystvennaya perepis' i ustoy- chivoe razvitie sel'skih territoriy (na primere Permskih tematicheskih parkov) // Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2016. № 3.

11. Porter M. Konkurenciya / per. s angl. M. : Izdatel'skiy dom «Vil'yams», 2005. 608 s.

12. Novoselov A. Turinsk - prelyudiya Sibiri // Na gosudarevoy doroge: kul'turno-istoricheskie ocherki / kol. avt. Ekaterinburg : ID «Sokrat», 2000. 304 s.

13. Latysheva A. I., Getashvili I. T., Razumov A. I. Sel'skohozyaystvennoe obrazovanie, vchera i segodnya (na primere Permskogo kraya) // Agrarnyy vestnik Urala. 2013. № 8.

14. Latysheva A. I., Upilkova Zh. A., Razumov A. I. Tehnologicheskiy park kak innovacionnaya infrastruk- tura otrasley APK // Pischevaya promyshlennost'. 2014. № 8. S. 60-64.

15. Latysheva A. I., Upilkova Zh. A., Ustinova S. V. Kon'yunktura zernovogo rynka Urala // Agrarnyy vest- nik Urala. 2017. № 2. S. 82-87.

16. Voroncov I. I., Latysheva A. I., Razumov A. I. Rol' ozonovyh indikatorov v ustoychivom razvitii sel'skih territoriy. Perm', 2016.

17. Latysheva A. I. Prichiny kolebaniya cen v ekonomike regiona // Permskiy agrarnyy vestnik. 2015. № 1.

18. Latysheva A. I., Shiryaeva S. V. Cena kak klyuchevoy element organizacionno-ekonomicheskogo mehanizma agropromyshlennogo kompleksa // Agrarnyy vestnik Urala. 2015. № 3. S. 91-92.

19. Latysheva A. I., Kuznecova Yu. V., Razumov A. I. Innovacionnyy AgroKLASTER «LIPOGRO6E» // Vash sel'skiy konsul'tant: URL : http://www.agroconsult.pro.

20. Latysheva A. I., Razumov A. I. Sel'skiy turizm kak faktor, formiruyuschiy polozhitel'nyy imidzh zemledeliya Urala // Sel'skiy turizm v Rossii. Belgorod; M. : FGBNU «Rosinformagroteh», 2013. S. 63.

21. Latysheva A. I. Informacionnaya infrastruktura innovacionnyh agroproektov // Elektron. nauch. zhurn. «IT portal». 2018. № 1 (yanvar').

22. Michurina F., Latysheva A. Sustainable Development Problems of Ruval Areas. Tariff Police Power Supply // Asian Social Science. 2014. Vol. 24. P. 18-28.

Login or Create
* Forgot password?