TRAINING IN THE FIELD OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF AGRICULTURAL ENTERPRISES
Abstract and keywords
Abstract (English):
V dannoy stat'e rassmatrivaetsya intellektual'naya deyatel'nost', kotoraya stala dominiruyuschey, poetomu chelovecheskiy kapital stanovitsya reshayuschim faktorom razvitiya predpriyatiya, regiona v chastnosti i gosudarstva. Pered sistemoy upravleniya personalom na predpriyatii stoyat vazhnye zadachi po podgotovke, perepodgotovke kadrov i povysheniyu kvalifikacii sotrudnikov: vyrabotka strategii v formirovanii kvalificirovannogo personala; opredelenie potrebnosti v obuchenii kadrov po otdel'nym ego vidam. Pravil'nyy vybor form i metodov podgotovki, perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii, vybor programmno-metodicheskogo i material'no-tehnicheskogo obespecheniya processa obucheniya yavlyaetsya vazhnym usloviem kachestva obucheniya. Process razrabotki kadrovoy strategii mozhet oslozhnyat'sya nehvatkoy finansovyh, material'nyh, intellektual'nyh resursov, urovnem professionalizma rukovoditeley i specialistov. Glubokiy sistematicheskiy analiz problemnogo polya vnutrenney i vneshney sredy, na kotorom dolzhen osnovyvat'sya strategicheskiy vybor, pozvolit vyyavit' sil'nye storony predpriyatiya i razrabotat' mery, kotorye ukrepyat ego vozmozhnosti v konkurentnoy srede za schet preimuschestv v sfere personala. Cel'yu kazhdogo predprinimatelya v sel'skom hozyaystve yavlyaetsya proizvodstvo sel'skohozyaystvennoy produkcii s naimen'shimi zatratami. Dlya etogo i nuzhny novye tehnologii v proizvodstve i novye obuchennye kadry. Sovremennyy rabotnik v sel'skom hozyaystve dolzhen obladat' znaniyami i umeniyami v oblasti prognozirovaniya svoey proizvedennoy produkcii, dolzhen znat' predpochteniya potrebiteley i orientirovat'sya na spros. A dlya etogo nuzhny professional'naya podgotovka i obuchenie. Process vnedreniya cifrovyh tehnologiy s privlecheniem ne tol'ko peredovyh kompaniy, no i fermerov, a takzhe vseh predpriyatiy APK – eto slozhnyy process. Obespechit' obuchenie sel'skih zhiteley ovladeniyu informacionnymi tehnologiyami dovol'no trudno bez podderzhki so storony gosudarstva, tak kak nuzhny dopolnitel'nye finansovye resursy.

Keywords:
obrazovatel'noe prostranstvo, podgotovka kadrov, kvalifikaciya personala, obrazovatel'nye platformy, innovacionnye tehnologii, sel'skohozyaystvennye predpriyatiya, distancionnoe obuchenie, komp'yuterizaciya.
Text
Text (PDF): Read Download

Цель и методика исследований

Сегодня образовательное пространство интенсивно растет и расширяется за счет развития цифровой среды: создаются электронные учебники, появляются и развиваются образовательные платформы, количество массовых открытых онлайн-курсов измеряется тысячами, а численность их потребителей – миллионами. Дистанционное образование уже прочно вошло в нашу жизнь. Безусловно, в использовании компьютерных технологий видятся большие возможности для вузов и дополнительного образования.

Целью исследования данной статьи является анализ человеческого капитала с позиции развития инноваций в процесс образования и использования компьютерных технологий в деятельности предприятий. Управление персоналом должно соответствовать развитию предприятия.

Интеллектуальная деятельность стала доминирующей, поэтому в связи с этим человеческий капитал становится решающим фактором развития предприятия, региона в частности и государства в целом.

Перед системой персоналом на предприятии стоят важные задачи по , переподготовке и повышению квалификации сотрудников: выработка стратегии в формировании квалифицированного персонала; определение в обучении кадров отдельным его видам. Правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации, выбор программно-методического и материально-технического обеспечения обучения является важным условием качества обучения.

Результаты исследований

Сегодня все больше руководителей убеждены в том, что конкурентным преимуществом предприятия, прежде всего, является его персонал. Именно знания, подготовки и квалификации, особенности организации , постоянное развитие и  стимулирование персонала стать преимуществом, недостижимо для конкурентов.

Несомненно, в эпоху модернизации образование уже не будет прежним, и уже сейчас мы видим, как новые информационные технологии активно внедряются в обучение, что делает эти процессы взаимозависимыми. Как один из первых предвестников цифрового будущего в образовательные системы практически всех передовых стран пришли электронные курсы, которым пророчат огромнейшие перспективы. В результате учебный процесс, несомненно, становится более гибким, индивидуальным под конкретного студента, который сам формирует запрос на получение знаний и включается в процесс обучения в удобное для него время. Но при этом лишается личностного общения, что называется, глаза в глаза [11].

Таким образом, стратегическое управление персоналом является насущной необходимостью, которая обусловлена усилением конкурентной борьбы. Поэтому наряду с совершенствованием текущего персоналом на  предприятиях целесообразно стратегическое , которое способно формирование капитала и объединить всю работу для конкурентной предприятия, достижения конкурентных преимуществ.

Стратегическая интеграция необходима для придания целостности сообщению общей организационной стратегии кадровой стратегии. Общей целью процесса является стратегического и согласованности политики управления и всей организации [5].

Процесс разработки кадровой стратегии может осложняться нехваткой финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, уровнем профессионализма руководителей и специалистов. Глубокий  систематический анализ проблемного поля и внешней среды, котором должен  основываться стратегический , позволит выявить стороны и разработать , которые укрепят возможности в  конкурентной среде за счет преимуществ в сфере персонала [3].

Инновационное предприятие предусматривает модернизацию процессов по вертикали в рамках всего предприятия, начиная от разработки продуктов и закупок и заканчивая производством, логистикой и обслуживанием в процессе эксплуатации. В свою очередь, горизонтальная интеграция предприятия выходит за рамки внутренних операций и охватывает поставщиков, потребителей и всех ключевых партнеров по всей цепочке создания стоимости. Здесь используются различные технологии: от устройств слежения и контроля до комплексного планирования, интегрированного с исполнением в режиме реального времени. Все это делается на базе соответствующей информационной платформы и все вместе составляет так называемую цифровую экосистему модернизированного предприятия.

Современная высшая школа в России уже давно требует преобразований в своей структуре и системе обучения. Новое время диктует новую систему подачи знаний. Многолетний опыт преподавательской деятельности всех сотрудников университетов показал, что необходима не только мощная теоретическая база, но и практические занятия, соответствующие духу времени. Приоритетным направлением науки стало инновационное образование, которое представляет собой комплекс методов и современных разработок для подготовки высококвалифицированных кадров. Новаторство в этой сфере предполагает не только наличие технической базы, но и особое внимание к развитию человеческой личности, соответствующей своей профессии и времени, в котором она живет. Человек должен быть подготовлен к взаимодействию со сложной техникой и новыми формами обучения.

Большинство сельскохозяйственных предприятий находятся почти в застойном состоянии по отношению к инновационному развитию. Поэтому мы говорим о неэффективности аграрного производства. А неэффективных хозяйств довольно много. Многое зависит и от работников. Пока российские агрономы не готовы работать с информационными технологиями. Работа только начинает продвигаться в агрохолдингах, которые используют генерируемые данные со спутников, дронов и датчиков.

В настоящее время Минсельхозом был разработан проект взаимодействия федеральной системы с информационными системами по 16 регионам страны. Прямых мер государственной поддержки на селе не предусмотрено, поэтому было принято решение по развитию сервисных центров с предоставлением производителям тех данных, которые им нужны. Это в определенной мере снизит затраты на информационные технологии [1].

Программируемая сельхозтехника, способная по отмеченным на карте точкам положить в нужное место требуемое количество химикатов или удобрений, идет на автопилоте с заданными характеристиками, автоматически подстраиваясь к условиям среды. Дальнейшие задачи агрохолдинга связаны с моделированием, реинжинирингом и цифровизацией процессов вплоть до автоматического управления машинами.

Эффект компьютеризации аграрного комплекса в целом с экономической стороны – увеличение объема потребления сельскохозяйственной продукции в стране. А это соответствует приросту рынка на 4 триллиона рублей и рост производительности труда в несколько раз.

Сельское хозяйство не являлось бизнесом, который может привлечь инвесторов. Это объясняется тем, что у сельского хозяйства длительный производственный цикл, который к тому же подвержен природным рискам и возможности потери большого количества урожая. Информационные технологии использовались только для управления финансами и для отслеживания коммерческих сделок. Совсем недавно российские фермеры стали использовать цифровые технологии для мониторинга сельскохозяйственных культур и некоторых других процессов в своей работе [8].

Повышение внимания к данной отрасли произошло с того момента, когда технологические компании совместно с партнерами научились контролировать полный цикл растениеводства и животноводства при помощи компьютерных технологий. Это и датчики, которые измеряют параметры почвы, растений, микроклимата. Стало возможным автоматизировать многие сельскохозяйственные процессы за счет создания цифровой модели всего цикла производства – планирование графика работ, принятие экстренных мер для предотвращения потерь в случае зафиксированной угрозы. Появилась возможность просчитать примерную урожайность, себестоимость и прибыль от реализации [6].

Сельское хозяйство становится сектором с очень интенсивным потоком данных. Информация поступает от различных устройств – от датчиков, агротехники, дронов, спутников, внешних систем, партнерских платформ. Все данные от различных участников производственной цепочки, собранные в одном месте, позволяют получать информацию нового качества, находить закономерности, создавать добавочную стоимость для всех участников производственной цепочки, применять современные научные методы обработки и на их основе принимать правильные решения, которые минимизируют риски, улучшают бизнес производителей и клиентский опыт [16].

Считается, что компьютеризация со временем станет высокотехнологичным бизнесом в АПК. Со временем любой процесс в сельском хозяйстве вполне станет возможным довести до автоматизации. Это, в свою очередь, приведет к сокращению отходов и увеличению продуктивности. При помощи новых технологий и разработок станет возможным контролировать расход воды и удобрений. А это особенно важно, если исходить из статистики, что примерно 50 % водных ресурсов растрачивается впустую.

Интернет-технологии помогают получить сведения о конкретных сельских территориях. Новейшие разработки и программирование помогают точно рассчитать периоды для закладки семян, количество удобрений, определить почвенный состав и период сбора урожая. Проводится контроль температуры в помещениях. Также можно рассчитать и прогнозный сценарий сбора урожая.

Целью каждого предпринимателя в сельском хозяйстве является производство сельскохозяйственной продукции с наименьшими затратами. Для этого и нужны новые технологии в производстве и новые обученные кадры. Современный работник в сельском хозяйстве должен обладать знаниями и умениями в области прогнозирования своей произведенной продукции, должен знать предпочтения потребителей и ориентироваться на спрос. А для этого нужны профессиональная подготовка и обучение.

В развитых странах внедрение информационных технологий позволило обучать фермеров передовым технологиям. Если рассмотреть опыт Швейцарии, то компания Nestle провела обучение десяти тысяч фермеров по ведению сельского хозяйства и передовым технологиям сохранения продукции.

В 2010 году во всем мире было не более 20 компаний в сфере сельскохозяйственного производства, которые внедряли достижения научно-технического прогресса. Затем данный процесс стал более активным. По привлечению инвестиций в аграрный сектор можно в первую очередь назвать США, Китай, Канаду.

Процесс внедрения цифровых технологий с привлечением не только передовых компаний, но и фермеров, а также всех предприятий АПК – это сложный процесс. Обеспечить обучение сельских жителей по овладению информационными технологиями довольно трудно без поддержки со стороны государства, так как нужны дополнительные финансовые ресурсы [17].

В свою очередь, если руководитель сельскохозяйственного предприятия получает своевременно информацию о состоянии сельскохозяйственных культур, выращиваемых им, – это помогает в принятии правильного решения. Новые технологии довольно точно могут проводить анализ по состоянию определенных сельскохозяйственных культур, о состоянии животных и в целом по окружающей среде. На основе разработок предлагаются рекомендации через мобильные приложения.

Выводы. Рекомендации

Российским специалистам в области сельского хозяйства сейчас доступны мобильные приложения, которые предоставляют точные рекомендации и последовательность действий с учетом анализа многих факторов, как на своем участке, так и во внешнем окружении, комбинируя данные с техники, датчиков, других внешних приложений. Данная программа помогает определить лучшее время для посадки семян, какие удобрения нужно вносить. Программа просчитывает время погрузки и доставки груза до покупателя; прослеживает температуру в зоне хранения и транспортировки, чтобы избежать порчи и доставлять всегда свежую продукцию, а также прогнозирует урожаи и доход и дает советы по улучшению обработки растений в сравнении с прошлыми показателями.

Вертикально интегрированных холдингов в АПК очень мало – 0,1 %. Именно они должны составлять основную производственную силу отрасли и обеспечивать максимальный вклад в ВВП сельского хозяйства. Поэтому сейчас основная проблема российских аграриев – доступность новых технология в производстве продукции. Сейчас далеко не все сельскохозяйственные предприятия могут использовать передовые решения. Однако инструменты компьютеризации будут дешеветь, а это позволит сделать их применение массовым.

References

1. Aksahin A. A., Vitsen A. A., Meksheneva Zh. V. Information technologies in science and education // Modern high technologies. 2015. No. 11. Pp. 50-52.

2. Aletdinova A. A. Innovative development of the agricultural sector on the basis of digitalization and creation of technological platforms // Innovative journal. 2017. No. 4. Pp. 11-15.

3. Innovative mechanism of sustainable development of human capital. - Moscow : LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 532 p.

4. Vartanova E. L. Industry in the Russian media: the digital future: an academic monograph. - Moscow : Mediamir, 2017. - 160 p.

5. Voronin B. A., Fateeva N. B. Provision of qualified specialists of agriculture: socio-economic problems (on the example of the Sverdlovsk region) // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. No. 11. Pp. 60-62.

6. Voronin B. A., Fateeva N. B. On training with higher professional education for agriculture // Agrarian Bulletin of the Urals. 2015. No. 2. Pp. 77-79.

7. The main trend of Russian education is digitalization [Electronic resource]. URL: http://www.ug.ru/article/1029 (accessed date: 10.03.2019).

8. Informatization of education [Electronic resource] // Russian pedagogical encyclopedia. URL: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241 (access date: 10.03.2019).

9. Research of the Russian market of online education and educational technologies [Electronic resource]. URL: https://edmarket ahhh!digital (access date: 09.03.2009).

10. Kolomeichenko A. S. Information support of innovative development of the agroindustrial complex // Vector of the economy. 2017. No. 4 (10). Pp. 20-27.

11. Kurasova D. A., Gantamirov M. Kh. Problems of development of IP in agriculture of the Russian Federation // Scientific researches. 2017. No. 2 (13). Pp. 55-58.

12. Lovchikova E. I., First N. Ah., Solodovnik A. I. Digital economy and personnel potential of agroindustrial complex: strategic interrelation and prospects // Vestnik Orel SAU. 2017. No. 5 (68). Pp. 55-59.

13. Litvinov F. I. Sustainable socio-economic development of agriculture in the conditions of Russia's entry into the era of the digital economy. 2017. No. 15. Pp. 34-38.

14. Mikheeva S. G. Intellectualization of economy: innovative manufacturing and human capital // problems of the theory and practice of management. 2013. No. 1. P. 29.

15. Romanenko I. A., Evdokimova N. E. Information and analytical system to support the tasks of forecasting the development of regional agro-food systems // Innovative technologies of cultivation of crops in the non-Chernozem region. Vladimir research Institute of agriculture. 2013. Pp. 26-32.

16. Chupina I. P. Formation of the overall marketing strategy of the University as a choice of strategy of educational services // Science today: theory, practice, innovation collection XI International scientific-practical conference. 2016. Pp. 976-979.

17. Krivtsov A. I., Polinova L. V., Chupina I. P. Managing change in the holding company as a factor in solving strategic problems of the region // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. No. 15. Pp. 7754-7762.

Login or Create
* Forgot password?