ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматривается интеллектуальная деятельность, которая стала доминирующей, поэтому человеческий капитал становится решающим фактором развития предприятия, региона в частности и государства. Перед системой управления персоналом на предприятии стоят важные задачи по подготовке, переподготовке кадров и повышению квалификации сотрудников: выработка стратегии в формировании квалифицированного персонала; определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам. Правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации, выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения является важным условием качества обучения. Процесс разработки кадровой стратегии может осложняться нехваткой финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, уровнем профессионализма руководителей и специалистов. Глубокий систематический анализ проблемного поля внутренней и внешней среды, на котором должен основываться стратегический выбор, позволит выявить сильные стороны предприятия и разработать меры, которые укрепят его возможности в конкурентной среде за счет преимуществ в сфере персонала. Целью каждого предпринимателя в сельском хозяйстве является производство сельскохозяйственной продукции с наименьшими затратами. Для этого и нужны новые технологии в производстве и новые обученные кадры. Современный работник в сельском хозяйстве должен обладать знаниями и умениями в области прогнозирования своей произведенной продукции, должен знать предпочтения потребителей и ориентироваться на спрос. А для этого нужны профессиональная подготовка и обучение. Процесс внедрения цифровых технологий с привлечением не только передовых компаний, но и фермеров, а также всех предприятий АПК – это сложный процесс. Обеспечить обучение сельских жителей овладению информационными технологиями довольно трудно без поддержки со стороны государства, так как нужны дополнительные финансовые ресурсы.

Ключевые слова:
образовательное пространство, подготовка кадров, квалификация персонала, образовательные платформы, инновационные технологии, сельскохозяйственные предприятия, дистанционное обучение, компьютеризация.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Цель и методика исследований

Сегодня образовательное пространство интенсивно растет и расширяется за счет развития цифровой среды: создаются электронные учебники, появляются и развиваются образовательные платформы, количество массовых открытых онлайн-курсов измеряется тысячами, а численность их потребителей – миллионами. Дистанционное образование уже прочно вошло в нашу жизнь. Безусловно, в использовании компьютерных технологий видятся большие возможности для вузов и дополнительного образования.

Целью исследования данной статьи является анализ человеческого капитала с позиции развития инноваций в процесс образования и использования компьютерных технологий в деятельности предприятий. Управление персоналом должно соответствовать развитию предприятия.

Интеллектуальная деятельность стала доминирующей, поэтому в связи с этим человеческий капитал становится решающим фактором развития предприятия, региона в частности и государства в целом.

Перед системой персоналом на предприятии стоят важные задачи по , переподготовке и повышению квалификации сотрудников: выработка стратегии в формировании квалифицированного персонала; определение в обучении кадров отдельным его видам. Правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации, выбор программно-методического и материально-технического обеспечения обучения является важным условием качества обучения.

Результаты исследований

Сегодня все больше руководителей убеждены в том, что конкурентным преимуществом предприятия, прежде всего, является его персонал. Именно знания, подготовки и квалификации, особенности организации , постоянное развитие и  стимулирование персонала стать преимуществом, недостижимо для конкурентов.

Несомненно, в эпоху модернизации образование уже не будет прежним, и уже сейчас мы видим, как новые информационные технологии активно внедряются в обучение, что делает эти процессы взаимозависимыми. Как один из первых предвестников цифрового будущего в образовательные системы практически всех передовых стран пришли электронные курсы, которым пророчат огромнейшие перспективы. В результате учебный процесс, несомненно, становится более гибким, индивидуальным под конкретного студента, который сам формирует запрос на получение знаний и включается в процесс обучения в удобное для него время. Но при этом лишается личностного общения, что называется, глаза в глаза [11].

Таким образом, стратегическое управление персоналом является насущной необходимостью, которая обусловлена усилением конкурентной борьбы. Поэтому наряду с совершенствованием текущего персоналом на  предприятиях целесообразно стратегическое , которое способно формирование капитала и объединить всю работу для конкурентной предприятия, достижения конкурентных преимуществ.

Стратегическая интеграция необходима для придания целостности сообщению общей организационной стратегии кадровой стратегии. Общей целью процесса является стратегического и согласованности политики управления и всей организации [5].

Процесс разработки кадровой стратегии может осложняться нехваткой финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, уровнем профессионализма руководителей и специалистов. Глубокий  систематический анализ проблемного поля и внешней среды, котором должен  основываться стратегический , позволит выявить стороны и разработать , которые укрепят возможности в  конкурентной среде за счет преимуществ в сфере персонала [3].

Инновационное предприятие предусматривает модернизацию процессов по вертикали в рамках всего предприятия, начиная от разработки продуктов и закупок и заканчивая производством, логистикой и обслуживанием в процессе эксплуатации. В свою очередь, горизонтальная интеграция предприятия выходит за рамки внутренних операций и охватывает поставщиков, потребителей и всех ключевых партнеров по всей цепочке создания стоимости. Здесь используются различные технологии: от устройств слежения и контроля до комплексного планирования, интегрированного с исполнением в режиме реального времени. Все это делается на базе соответствующей информационной платформы и все вместе составляет так называемую цифровую экосистему модернизированного предприятия.

Современная высшая школа в России уже давно требует преобразований в своей структуре и системе обучения. Новое время диктует новую систему подачи знаний. Многолетний опыт преподавательской деятельности всех сотрудников университетов показал, что необходима не только мощная теоретическая база, но и практические занятия, соответствующие духу времени. Приоритетным направлением науки стало инновационное образование, которое представляет собой комплекс методов и современных разработок для подготовки высококвалифицированных кадров. Новаторство в этой сфере предполагает не только наличие технической базы, но и особое внимание к развитию человеческой личности, соответствующей своей профессии и времени, в котором она живет. Человек должен быть подготовлен к взаимодействию со сложной техникой и новыми формами обучения.

Большинство сельскохозяйственных предприятий находятся почти в застойном состоянии по отношению к инновационному развитию. Поэтому мы говорим о неэффективности аграрного производства. А неэффективных хозяйств довольно много. Многое зависит и от работников. Пока российские агрономы не готовы работать с информационными технологиями. Работа только начинает продвигаться в агрохолдингах, которые используют генерируемые данные со спутников, дронов и датчиков.

В настоящее время Минсельхозом был разработан проект взаимодействия федеральной системы с информационными системами по 16 регионам страны. Прямых мер государственной поддержки на селе не предусмотрено, поэтому было принято решение по развитию сервисных центров с предоставлением производителям тех данных, которые им нужны. Это в определенной мере снизит затраты на информационные технологии [1].

Программируемая сельхозтехника, способная по отмеченным на карте точкам положить в нужное место требуемое количество химикатов или удобрений, идет на автопилоте с заданными характеристиками, автоматически подстраиваясь к условиям среды. Дальнейшие задачи агрохолдинга связаны с моделированием, реинжинирингом и цифровизацией процессов вплоть до автоматического управления машинами.

Эффект компьютеризации аграрного комплекса в целом с экономической стороны – увеличение объема потребления сельскохозяйственной продукции в стране. А это соответствует приросту рынка на 4 триллиона рублей и рост производительности труда в несколько раз.

Сельское хозяйство не являлось бизнесом, который может привлечь инвесторов. Это объясняется тем, что у сельского хозяйства длительный производственный цикл, который к тому же подвержен природным рискам и возможности потери большого количества урожая. Информационные технологии использовались только для управления финансами и для отслеживания коммерческих сделок. Совсем недавно российские фермеры стали использовать цифровые технологии для мониторинга сельскохозяйственных культур и некоторых других процессов в своей работе [8].

Повышение внимания к данной отрасли произошло с того момента, когда технологические компании совместно с партнерами научились контролировать полный цикл растениеводства и животноводства при помощи компьютерных технологий. Это и датчики, которые измеряют параметры почвы, растений, микроклимата. Стало возможным автоматизировать многие сельскохозяйственные процессы за счет создания цифровой модели всего цикла производства – планирование графика работ, принятие экстренных мер для предотвращения потерь в случае зафиксированной угрозы. Появилась возможность просчитать примерную урожайность, себестоимость и прибыль от реализации [6].

Сельское хозяйство становится сектором с очень интенсивным потоком данных. Информация поступает от различных устройств – от датчиков, агротехники, дронов, спутников, внешних систем, партнерских платформ. Все данные от различных участников производственной цепочки, собранные в одном месте, позволяют получать информацию нового качества, находить закономерности, создавать добавочную стоимость для всех участников производственной цепочки, применять современные научные методы обработки и на их основе принимать правильные решения, которые минимизируют риски, улучшают бизнес производителей и клиентский опыт [16].

Считается, что компьютеризация со временем станет высокотехнологичным бизнесом в АПК. Со временем любой процесс в сельском хозяйстве вполне станет возможным довести до автоматизации. Это, в свою очередь, приведет к сокращению отходов и увеличению продуктивности. При помощи новых технологий и разработок станет возможным контролировать расход воды и удобрений. А это особенно важно, если исходить из статистики, что примерно 50 % водных ресурсов растрачивается впустую.

Интернет-технологии помогают получить сведения о конкретных сельских территориях. Новейшие разработки и программирование помогают точно рассчитать периоды для закладки семян, количество удобрений, определить почвенный состав и период сбора урожая. Проводится контроль температуры в помещениях. Также можно рассчитать и прогнозный сценарий сбора урожая.

Целью каждого предпринимателя в сельском хозяйстве является производство сельскохозяйственной продукции с наименьшими затратами. Для этого и нужны новые технологии в производстве и новые обученные кадры. Современный работник в сельском хозяйстве должен обладать знаниями и умениями в области прогнозирования своей произведенной продукции, должен знать предпочтения потребителей и ориентироваться на спрос. А для этого нужны профессиональная подготовка и обучение.

В развитых странах внедрение информационных технологий позволило обучать фермеров передовым технологиям. Если рассмотреть опыт Швейцарии, то компания Nestle провела обучение десяти тысяч фермеров по ведению сельского хозяйства и передовым технологиям сохранения продукции.

В 2010 году во всем мире было не более 20 компаний в сфере сельскохозяйственного производства, которые внедряли достижения научно-технического прогресса. Затем данный процесс стал более активным. По привлечению инвестиций в аграрный сектор можно в первую очередь назвать США, Китай, Канаду.

Процесс внедрения цифровых технологий с привлечением не только передовых компаний, но и фермеров, а также всех предприятий АПК – это сложный процесс. Обеспечить обучение сельских жителей по овладению информационными технологиями довольно трудно без поддержки со стороны государства, так как нужны дополнительные финансовые ресурсы [17].

В свою очередь, если руководитель сельскохозяйственного предприятия получает своевременно информацию о состоянии сельскохозяйственных культур, выращиваемых им, – это помогает в принятии правильного решения. Новые технологии довольно точно могут проводить анализ по состоянию определенных сельскохозяйственных культур, о состоянии животных и в целом по окружающей среде. На основе разработок предлагаются рекомендации через мобильные приложения.

Выводы. Рекомендации

Российским специалистам в области сельского хозяйства сейчас доступны мобильные приложения, которые предоставляют точные рекомендации и последовательность действий с учетом анализа многих факторов, как на своем участке, так и во внешнем окружении, комбинируя данные с техники, датчиков, других внешних приложений. Данная программа помогает определить лучшее время для посадки семян, какие удобрения нужно вносить. Программа просчитывает время погрузки и доставки груза до покупателя; прослеживает температуру в зоне хранения и транспортировки, чтобы избежать порчи и доставлять всегда свежую продукцию, а также прогнозирует урожаи и доход и дает советы по улучшению обработки растений в сравнении с прошлыми показателями.

Вертикально интегрированных холдингов в АПК очень мало – 0,1 %. Именно они должны составлять основную производственную силу отрасли и обеспечивать максимальный вклад в ВВП сельского хозяйства. Поэтому сейчас основная проблема российских аграриев – доступность новых технология в производстве продукции. Сейчас далеко не все сельскохозяйственные предприятия могут использовать передовые решения. Однако инструменты компьютеризации будут дешеветь, а это позволит сделать их применение массовым.

Список литературы

1. Аксюхин А. А., Вицен А. А., Мекшенева Ж. В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 11. С. 50-52.

2. Алетдинова А. А. Инновационное развитие аграрного сектора на основе цифровизации и создания технологических платформ // Инновационный журнал. 2017. № 4. С. 11-15.

3. Быченко Ю. Инновационный механизм устойчивого развития человеческого капитала. - М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 532 c.

4. Вартанова Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография. - М. : МедиаМир. 2017. - 160 с.

5. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. Обеспечение квалифицированными специалистами АПК: социально-экономические проблемы (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 11. С. 60-62.

6. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. О подготовке кадров с высшим профессиональным образованием для АПК // Аграрный вестник Урала. 2015. № 2. С. 77-79.

7. Главный тренд российского образования - цифровизация [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/article/1029 (дата обращения: 10.03.2019).

8. Информатизация образования [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия. URL: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ (дата обращения: 10.03.2019).

9. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://edmarket.digital (дата обращения: 09.03.2019).

10. Коломейченко А. С. Информационная поддержка инновационного развития АПК // Вектор экономики. 2017. № 4 (10). С. 20-27.

11. Куразова Д. А., Джентамиров М. Х. Проблемы развития ИС в АПК Российской Федерации // Научные исследования. 2017. № 2 (13). С. 55-58.

12. Ловчикова Е. И., Первых Н. А., Солодовник А. И. Цифровая экономика и кадровый потенциал АПК: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Вестник ОрелГАУ. 2017. № 5 (68). С. 55-59.

13. Литвинов Ф. И. Устойчивое социально-экономическое развития АПК в условиях вступления России в эпоху цифровой экономики. 2017. № 15. С. 34-38.

14. Михеева С. Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 1. С. 29.

15. Романенко И. А., Евдокимова Н. Е. Информационно-аналитическая система для поддержания задач прогнозирования развития региональных агропродовольственных систем // Инновационные технологии возделывания сельскохозяйственных культур в Нечерноземье. Владимирский НИИСХ. 2013. С. 26-32.

16. Чупина И. П. Формирование общей стратегии маркетинга вуза как выбор стратегии образовательных услуг // Наука сегодня: теория, практика, инновации: сборник XI международной научно-практической конференции. 2016. С. 976-979.

17. Krivtsov A. I., Polinova L. V., Chupina I. P. Managing change in the holding company as a factor in solving strategic problems of the region // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. No. 15. Pp. 7754-7762.

Войти или Создать
* Забыли пароль?