FORECASTING OF THE SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT LEVEL OF RURAL AREAS ON THE BASIS OF STRATEGIC PLANNING
Abstract and keywords
Abstract (English):
Abstract. The purpose of this study is to justify areas and activities that contribute to increasing the level of sustainable socio-economic development of rural areas identified through strategic planning. During the research general scientific methods were used, including monographic, index, strategic planning, forecasting, analysis, comparison. The strategic directions for the development of rural areas are defined: improvement of the living conditions of the population, arrangement of rural areas by objects of social, engineering and road infrastructure. The scientific novelty of the study is the proposal of managerial decisions, reflected in the raise of individual indicators that contribute to increasing the level of sustainable socio-economic development of rural areas based on the identified directions. These indicators include: the value of the average monthly wage of employees, average annual population, agricultural production, the amount of investment in fixed capital, the level of gasification of rural settlements, the amount of housing space per rural resident, the level of provision in rural areas of preschool education. The growth rates of indicators were derived on the basis of the conducted analytical study for the period from 2010 to 2018 and the current economic situation. Based on the results of the long-term forecasting, higher sustainability indexes were calculated for each rural municipal district of the Chelyabinsk region. In general the index of sustainability of rural territories of the region will increase by 15.9 % to the end of 2030. The increase in the level of well-being and the improvement of the quality of life of the rural population is affected by the increase in the volume of agricultural production, population, investment, wages, the level of communal infrastructure provision and pre-school education. The practical application of this study results is the possibility of using the above calculations in the program and strategic documentation at the municipal and regional levels.

Keywords:
sustainable social and economic development, rural areas, sustainability index, long-term forecasting, strategic planning, rural municipal district, countryside, management decisions, territorial development.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Постановка проблемы (Introduction)

Сельские территории являются основными производителями сельскохозяйственной продукции и вносят существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности как отдельного региона, так и страны в целом. В России традиционно сложилось так, что уровень социально-экономического развития сельских территорий и качество жизни на селе не отвечают требованиям времени и значительно отстают от уровня развития городских территорий.

Анализ социально-экономического положения сельских территорий позволяет выделить основные проблемы, концентрирующиеся в границах данных территорий: проблемы жилищного, коммунального, автодорожного обеспечения, старение сельского населения – отток населения трудоспособного возраста, низкое обеспечение медучреждениями и квалифицированными медицинскими кадрами, нехватка детских дошкольных образовательных учреждений [1, с. 85].

Муниципальные органы власти имеют ограниченные финансовые и административные полномочия. Обозначенные социально-экономические проблемы типичны для многих государств, решить их можно при наличии налаженной системы управления устойчивым развитием территорий. Такое развитие подразумевает объединение управленческих, социально-экономических и экологических вопросов и способствует решению следующих задач: улучшение качества управления; обеспечение положительной динамики экономического и социального развития; повышение эффективности охраны окружающей среды и рациональное природопользование [2, с. 482].

Социально-экономические контрасты наблюдаются не только между крупными городами и деревней, но и между различными типами сельских территорий, таким образом, в границах одного региона могут располагаться сельские территории, характеризующиеся неодинаковыми показателями качества жизни местного населения, инфраструктурного развития, обеспечения объектами обслуживания [3, с. 90].

Сельские территории обладают значительными ресурсными потенциалами: природным, демографическим, экономическим, культурным. Социально-экономическое развитие данных территорий является стратегической задачей государства, так как непосредственно связано с обеспечением продовольственной безопасности. Необходимо не только формально реализовывать поставленные в программных документах цели и задачи, но также проникнуться спецификой уклада жизни в сельской местности в современных условиях, значимостью осуществления преобразовательных процессов, способствующих улучшению качества жизни на селе [4, с. 37].

Общепринятыми критериями разделения городских и сельских территорий являются численность населения, плотность расселения и сельскохозяйственный характер занятости населения. Однако в современных экономических условиях к сельским территориям могут быть отнесены и небольшие промышленные, транспортные, рекреационные населенные пункты [5, с. 200].

Сегодня сельские территории являются многофункциональными территориальными системами, назначение которых не сводится лишь к производству сельскохозяйственной продукции, они выполняют также демографическую функцию, способствуя увеличению демографического потенциала страны; функцию обеспечения трудовыми ресурсами; жилищную функцию, выраженную в размещении в сельской местности жилых домов граждан, не имеющих доходное занятие в городе, а также в предоставлении им в пользование объектов сельской социальной и инженерной инфраструктуры; рекреационную и другие функции [6, с. 47].

Диверсификация экономики путем развития сферы услуг является эффективным методом развития сельских территорий. Например, в настоящее время широкое распространение имеет аграрный туризм. Положительные результаты развития данного вида деятельности обосновывают целесообразность развития непроизводственных отраслей на сельских территориях как фактора повышения их социально-экономической устойчивости [7, с. 44].

В ходе анализа существующих трактовок термина «сельские территории» было сформулировано авторское определение: «Сельские территории – это совокупность территорий, населенных людьми, которые, согласно административно-территориальному делению, не относятся к городскому типу территорий, в границах которых сельское хозяйство является доминирующим, но не единственным видом хозяйственной деятельности». Относительно Челябинской области сельскими территориями являются однородные сельские муниципальные районы, а также районы, в составе которых присутствует незначительная доля городских поселений (не более 49 %).

При устойчивом социально-экономическом развитии проявляются системность и стабильность процессов изменения качества и уровня жизни населения в пределах какой-либо территории, а динамика социально-экономических показателей способствует максимальному удовлетворению потребностей нынешнего поколения с расчетом на обеспечение благополучной и безопасной жизни будущих поколений [8, с. 364; 9, с. 1093].

Цель данной работы заключается в обосновании выделенных на основе стратегического планирования направлений и мероприятий, способствующих повышению уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий. Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: уточнить сущность категорий «сельские территории» и «устойчивое социально-экономическое развитие»; определить на основе стратегического планирования актуальные направления развития сельских территорий; рассчитать прогнозные значения социально-экономических показателей и индекса устойчивости исследуемых объектов на конец 2030 года; определить тенденции устойчивого социально-экономического развития отдельных сельских муниципальных районов и сельских территорий Челябинской области в целом. Объектом исследования определены 17 сельских муниципальных районов Челябинской области, в совокупности представляющие сельские территории. Гипотезой исследования определено следующее: применение обоснованных управленческих решений позволит достичь более высокого уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий. 

Методология и методы исследования (Methods)

Проведение исследования потребовало использования таких общенаучных методов, как монографический, индексный, стратегическое планирование, прогнозирование, анализ, сравнение. Источниками информации для проведения исследования послужили нормативно-правовые документы, содержащие данные о направлениях социально-экономического развития Челябинской области, в частности сельских территорий, а также работы отечественных ученых, научные исследования которых связаны с изучением вопросов устойчивого социально-экономического развития сельских территорий. При прогнозировании были использованы данные по социально-экономическим показателям муниципальных районов Челябинской области, опубликованные в базах официальной статистической отчетности.

Результаты (Results)

Для решения вопросов государственной важности, к числу которых относятся вопросы социально-экономического развития сельских территорий, в России успешно применяется программно-целевой подход [10, с. 57]. Так, в Челябинской области реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства на 2017–2020 годы (далее – Государственная программа), в рамках которой действует Подпрограмма по устойчивому развитию сельских территорий [11, с. 3]. Реализация Государственной программы проводится в один этап, в период с 2017 по 2020 годы. Общий объем финансирования Государственной программы составляет 16,05 млрд руб., в том числе на финансирование мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий заложено 2,25 млрд руб. (или 14 % всего финансирования).

Стратегическими задачами развития сельских территорий являются следующие: увеличение уровня дохода сельских жителей; рост уровня самодостаточности и самообеспеченности населения сельскохозяйственной продукцией; удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих к общественно-значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции [11, с. 4].

Таким образом, в качестве стратегических направлений развития сельских территорий определены улучшение жилищных условий населения; благоустройство сельских территорий объектами социальной, инженерной и автодорожной инфраструктуры [12, с. 77]. На основе выделенных направлений автором были определены управленческие решения, отраженные в увеличении отдельных показателей, способствующие повышению уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий. В числе таких показателей следующие: величина среднемесячной заработной платы работников, среднегодовая численность населения, объем производства сельскохозяйственной продукции, величина инвестиций в основной капитал, уровень газификации сельских населенных пунктов, величина жилищной площади на одного сельского жителя, уровень обеспечения сельских территорий дошкольным образованием. Темпы роста показателей были выведены на основе анализа их динамики с 2010 по 2018 годы [13], а также с учетом экономической реальности, отражающей адекватный сценарий развития территорий сельского типа. В таблице 1 отражены скорректированные значения рассчитанных среднегодовых темпов роста отобранных показателей для сельских муниципальных районов Челябинской области на плановый период с 2019 по 2030 годы.

 

Таблица 1

Среднегодовые темпы роста социально-экономических показателей сельских территорий Челябинской области на период с 2019 по 2030 годы

Муниципальный район

1

2

3

4

5

6

7

Кизильский

1,01

1,001

1,05

1,638

1,169

1,025

1,015

Кунашакский

1,015

1,014

1,023

1,541

1,094

1,016

1,024

Уйский

1,014

1,002

1,078

1,223

1,081

1,025

1,013

Аргаяшский

1,013

1,018

1,011

1,219

1,085

1,016

1,02

Чесменский

1,01

1,008

1,076

1,195

1,019

1,01

1,016

Агаповский

1,011

1,014

1,011

1,231

1,028

1,013

1,013

Брединский

1,012

1,004

1,039

1,183

1,026

1,023

1,015

Троицкий

1,019

1,006

1,039

1,162

1,039

1,019

1,013

Верхнеуральский

1,007

1,012

1,055

1,1

1,087

1,016

1,013

Еткульский

1,015

1,018

1,078

1,094

1,045

1,018

1,019

Красноармейский

1,014

1,019

1,015

1,138

1,062

1,024

1,014

Октябрьский

1,01

1,008

1,055

1,086

1,085

1,014

1,023

Нагайбакский

1,01

1,003

1,012

1,104

1,066

1,02

1,013

Чебаркульский

1,013

1,02

1,012

1,066

1,046

1,019

1,015

Увельский

1,018

1,02

1,012

1,099

1,007

1,013

1,018

Сосновский

1,015

1,044

1,019

0,931

1,029

1,004

1,017

Варненский

1,01

1,008

1,055

0,925

1,021

1,016

1,014

Челябинская область (сельские территории), среднее значение

1,0125

1,0175

1,0301

1,0268

1,0445

1,0168

1,0161

Примечание: рассчитано автором. 1 – величина среднемесячной заработной платы работников; 2 – среднегодовая численность населения; 3 – объем производства сельскохозяйственной продукции; 4 – величина инвестиций в основной капитал; 5 – уровень газификации сельских населенных пунктов; 6 – величина жилищной площади на одного сельского жителя; 7 – уровень обеспечения сельских территорий дошкольным образованием.

Table 1

The average annual growth rate of socio-economic indicators of the Chelyabinsk Region rural areas for the period from 2019 to 2030

Municipal district

1

2

3

4

5

6

7

Kizil'skii

1.01

1.001

1.05

1.638

1.169

1.025

1.015

Kunashakskii

1.015

1.014

1.023

1.541

1.094

1.016

1.024

Uiskii

1.014

1.002

1.078

1.223

1.081

1.025

1.013

Argayashskii

1.013

1.018

1.011

1.219

1.085

1.016

1.02

Chesmenskii

1.01

1.008

1.076

1.195

1.019

1.01

1.016

Agapovskii

1.011

1.014

1.011

1.231

1.028

1.013

1.013

Bredinskii

1.012

1.004

1,039

1.183

1.026

1.023

1.015

Troitskii

1.019

1.006

1.039

1.162

1.039

1.019

1.013

Verkhneural'skii

1.007

1.012

1.055

1.1

1.087

1.016

1.013

Etkul'skii

1.015

1.018

1.078

1.094

1.045

1.018

1.019

Krasnoarmeiskii

1.014

1.019

1.015

1.138

1.062

1.024

1.014

Oktyabr'skii

1.01

1.008

1.055

1.086

1.085

1.014

1.023

Nagaibakskii

1.01

1.003

1.012

1.104

1.066

1.02

1.013

Chebarkul'skii

1.013

1,02

1.012

1.066

1.046

1.019

1.015

Uvel'skii

1.018

1.02

1.012

1.099

1.007

1.013

1.018

Sosnovskii

1.015

1,044

1.019

0,931

1.029

1.004

1.017

Varnenskii

1.01

1.008

1.055

0,925

1.021

1.016

1.014

Chelyabinsk Region

(rural areas), average

1.0125

1.0175

1.0301

1.0268

1.0445

1.0168

1.0161

Note: calculated by the author. 1 – average monthly wage of employees; 2 – average annual population; 3 – agricultural production; 4 – investment in fixed capital; 5 – the level of gasification of rural settlements; 6 – the amount of housing space per rural resident; 7 – the level of provision in rural areas of preschool education.

 

По результатам проведенных расчетов выявлена положительная динамика величины заработной платы в исследуемой совокупности районов. Наибольшее значение показателя к 2030 году прогнозируется в Сосновском районе (45 000 руб.), на втором месте – Верхнеуральский район (40 000 руб.), незначительно отстает Варненский район, занимая третью позицию в рейтинге (39 000 руб.). На последнем месте находится Троицкий район, где прогнозируемая на 2030 год величина средней заработной платы составила 28 800 руб. Среднее значение показателя по сельским территориям Челябинской области к 2030 году составит 33 706 руб., что будет обеспечено ежегодным темпом роста, равным 101,3 % (таблица 1).

Среднегодовой темп прироста численности населения сельских территорий по результатам прогнозирования составит 1,8 %. По прогнозу на 2030 год численность сельского населения Челябинской области составит 6,4 млн человек. В целом наблюдается положительная динамика данного показателя в течение всего периода прогнозирования, что обосновывается положительными темпами роста показателя во всех исследуемых муниципальных районах (таблица 2).

 

Таблица 2

Прогнозируемые значения социально-экономических показателей сельских территорий Челябинской области на конец 2030 года

Муниципальный район

1

2

3

4

5

6

7

Сосновский

45

122,6

15

90

90

47

85

Верхнеуральский

40

39,3

7,4

55

55

34

77

Варненский

39

27,4

7,4

100

95

31

75

Увельский

38

40,4

13

54

100

26

84

Аргаяшский

35

50,5

9,7

28

53

28

70

Кунашакский

34,5

34,1

8,5

26

52

32

68

Еткульский

34

37,1

6,9

56

62

28

90

Красноармейский

33,5

52,3

9

49

60

36

75

Чебаркульский

33

37,5

9,9

60

62

34

80

Агаповский

32

39,1

9,7

42,9

65

33

76

Октябрьский

31

21,3

7,5

58

52

34

69

Нагайбакский

30,9

19

10

50

58

36

77

Кизильский

30

22,5

7,8

25

50

36

79

Чесменский

29,8

20,4

7

30

70

27

70

Брединский

29,5

26,4

8

45

68

32

70

Уйский

29

23,2

7

43

55

39

71

Троицкий

28,8

26,9

7,9

46

63

30

75

Челябинская область (сельские территории), среднее значение

33,7

640

151,7

50,5

65

33

76

Примечание: рассчитано автором. 1 – величина среднемесячной заработной платы работников, тыс. руб.; 2 – среднегодовая численность населения, тыс. чел.; 3 – объем производства сельскохозяйственной продукции, млрд руб.; 4 – величина инвестиций в основной капитал, тыс. руб.; 5 – уровень газификации сельских населенных пунктов, %; 6 – величина жилищной площади на одного сельского жителя, кв. м; 7 – уровень обеспечения сельских территорий дошкольным образованием, %.

Table 2

Predicted values of socio-economic indicators of the Chelyabinsk Region rural areas by the end of 2030

Municipal district

1

2

3

4

5

6

7

Sosnovskii

45

122.6

15

90

90

47

85

Verkhneural'skii

40

39.3

7.4

55

55

34

77

Varnenskii

39

27.4

7.4

100

95

31

75

Uvel'skii

38

40,4

13

54

100

26

84

Argayashskii

35

50.5

9.7

28

53

28

70

Kunashakskii

34.5

34.1

8.5

26

52

32

68

Etkul'skii

34

37.1

6.9

56

62

28

90

Krasnoarmeiskii

33.5

52.3

9

49

60

36

75

Chebarkul'skii

33

37.5

9.9

60

62

34

80

Agapovskii

32

39.1

9.7

42.9

65

33

76

Oktyabr'skii

31

21.3

7.5

58

52

34

69

Nagaibakskii

30.9

19

10

50

58

36

77

Kizil'skii

30

22.5

7.8

25

50

36

79

Chesmenskii

29.8

20.4

7

30

70

27

70

Bredinskii

29.5

26.4

8

45

68

32

70

Uiskii

29

23.2

7

43

55

39

71

Troitskii

28.8

26.9

7.9

46

63

30

75

Chelyabinsk Region (rural areas), average

33.7

640

151.7

50.5

65

33

76

Note: calculated by the author. 1 – average monthly wage of employees, thousand rubles; 2 – average annual population, thousand people, 3 – agricultural production, billion rubles; 4 – investment in fixed capital, thousand rubles; 5 – the level of gasification of rural settlements, %; 6 – the amount of housing space per rural resident, square meters; 7 – the level of provision in rural areas of preschool education, %.

 

Для величины объема производства сельскохозяйственной продукции в сельских муниципальных районах и в целом на сельских территориях Челябинской области прогнозируется увеличение. Темпы прироста показателя распределяются в диапазоне значений от 1,1 % до 7,8 %. Передовиками по производству сельскохозяйственной продукции являются следующие районы: Сосновский, Нагайбакский и Чебаркульский. Незначительно отстают Агаповский и Аргаяшский районы. В целом по сельским территориям рост показателя определен на уровне 3,01 %, значение показателя к 2030 году составит 151,7 млрд рублей.

Для достижения устойчивого социально-экономического развития исследуемых муниципальных районов необходимо наращивать объем инвестирования в основной капитал, а также сокращать разрыв между районами с наиболее низкими показателями и районами с наиболее высокими значениями данного показателя. Выполнение данной рекомендации обеспечивается при одновременном стабильном наращении величины инвестирования в районах с низкими значениями показателя, в частности, в Кунашакском, Кизильском, Чесменском, Аргаяшском и Уйском районах; а также при сокращении темпов роста данного показателя в передовых районах области: в Сосновском и Варненском. Анализ статистической отчетности показал высокие значения объемов инвестиций на душу населения на данных территориях, что было достигнуто за счет строительства жилых домов и введения жилищных комплексов. К 2030 году средний объем инвестиций в основной капитал на душу населения составит 50,5 тыс. рублей, что будет обеспечено ежегодным темпом прироста показателя, равным 2,7 %.

Обеспечение газификации в населенных пунктах сельских территорий является важным условием устойчивого социально-экономического развития, для выполнения которого в муниципальных районах ведутся работы по введению в использование дополнительного протяжения газовых сетей, а также работы по ремонту протяжения газовых сетей. Наилучшие показатели обеспечения газификацией населенных пунктов определены в Увельском районе, где к 2030 году уровень газификации составит 100 %. В Варненском и Сосновском районах также прогнозируются высокие значения данного показателя – 95 % и 90 % соответственно. Наиболее низкие значения показателя на начало прогнозируемого периода определены в Кизильском (9 %), Кунашакском (19 %), Аргаяшском (22 %), Верхнеуральском (22 %), Октябрьском (21 %) и Уйском (23 %) районах. К концу прогнозируемого периода в данных районах уровень обеспечения населенных пунктов газом составит от 53 % до 60 % от общего числа населенных пунктов в районах.  

Среднее значение величины жилищной площади на одного сельского жителя по Челябинской области к 2030 году составит 33 м2 при ежегодном темпе прироста, равном 1,7 %. Выше областного значения показателя определены значения в Сосновском (47 м2), Уйском (39 м2), Верхнеуральском, Октябрьском и Чебаркульском районах (по 34 м2), а также в Кизильском, Красноармейском и Нагайбакском районах (по 36 м2) на одного сельского жителя. В целом для всех исследованных районах определена положительная динамика данного показателя.   

Обеспечение сельских территорий муниципальными учреждениями дошкольного образования является важным для достижения уровня устойчивого социально-экономического развития данных территорий, так как это влияет на увеличение трудовых ресурсов сельских территорий и способствует росту реализации экономического потенциала. На начало прогнозируемого периода уровень обеспечения дошкольным образованием сельских территорий Челябинской области составил 64 % от общей численности детей в возрасте от 1 до 6 лет, состоящих на учете для распределения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения. При стабильном ежегодном приросте данного показателя, равном 1,6 %, к концу прогнозируемого периода значение показателя составит 76 %. К 2030 году наивысший уровень обеспечения населения дошкольными образовательными учреждениями определен в Еткульском (90 %), Сосновском (85 %) и Увельском (84 %) районах. Наиболее низкие значения показателя – в Кунашакском (68 %), Октябрьском (69 %), Уйском (71 %) и Чесменском (70 %) районах (таблица 2).   

По результатам долгосрочного прогнозирования показателей социально-экономического развития сельских территорий определены итоговые значения индекса устойчивого развития. Для всех исследованных районов рассчитано увеличение уровня устойчивого социально-экономического развития. В целом для сельских территорий к концу 2030 года индекс устойчивого социально-экономического развития составит 4,357, что превышает значение 2018 года на 15,9 %.

 

Таблица 3

Результаты долгосрочного прогнозирования устойчивого социально-экономического развития сельских территорий Челябинской области

Сельские территории

2018 год

2030 год

Динамика

ИУСЭР

Тип территории

Уровень СЭР

ИУСЭР

Тип территории

Уровень СЭР

Сосновский

6,503

ТОР

У

6,744

ТОР

У

+

Варненский

4,866

РТ

П

5,034

РТ

П

+

Увельский

4,712

РТ

П

5,07

РТ

П

+

Агаповский

3,976

РТ

П

4,309

РТ

П

+

Чебаркульский

3,929

РТ

П

4,539

РТ

П

+

Красноармейский

3,794

ОТ

Н

4,451

РТ

П

+

Верхнеуральский

3,611

ОТ

Н

4,381

РТ

П

+

Нагайбакский

3,606

ОТ

Н

4,206

РТ

П

+

Аргаяшский

3,576

ОТ

Н

4,015

РТ

П

+

Брединский

3,385

ОТ

Н

4,002

РТ

П

+

Еткульский

3,379

ОТ

Н

4,296

РТ

П

+

Троицкий

3,253

ОТ

Н

3,938

РТ

П

+

Кунашакский

3,21

ОТ

Н

3,83

ОТ

Н

+/0

Чесменский

3,164

ОТ

Н

3,648

ОТ

Н

+/0

Октябрьский

3,004

ОТ

Н

3,954

РТ

П

+

Кизильский

2,969

ОТ

Н

3,754

ОТ

Н

+/0

Уйский

2,944

ОТ

Н

3,9

РТ

П

+

Челябинская область

(сельские территории)

3,758

ОТ

Н

4,357

РТ

П

+

Примечание: составлено автором. ИУСЭР – индекс устойчивого социально-экономического развития (индекс устойчивости); СЭР – социально-экономическое развитие. Типы территорий: ОТ – отстающая, РТ – развивающаяся, ТОР – территория опережающего развития. Уровни: Н – неустойчивый, П – переходный, У – устойчивый.

Table 3

The results of long-term forecasting of sustainable socio-economic development of rural areas of the Chelyabinsk Region

Rural areas

2018 year

2030 year

Dynamics

SSEDI

Type of territory

Level of SED

SSEDI

Type of territory

Level of SED

Sosnovskii

6,503

TAD

S

6.744

TAD

S

+

Varnenskii

4,866

DT

T

5.034

DT

T

+

Uvel'skii

4,712

DT

T

5.07

DT

T

+

Agapovskii

3.976

DT

T

4.309

DT

T

+

Chebarkul'skii

3.929

DT

T

4.539

DT

T

+

Krasnoarmeiskii

3.794

LT

US

4.451

DT

T

+

Verkhneural'skii

3.611

LT

US

4.381

DT

T

+

Nagaibakskii

3.606

LT

US

4.206

DT

T

+

Argayashskii

3.576

LT

US

4.015

DT

T

+

Bredinskii

3.385

LT

US

4.002

DT

T

+

Etkul'skii

3.379

LT

US

4.296

DT

T

+

Troitskii

3.253

LT

US

3.938

DT

T

+

Kunashakskii

3.21

LT

US

3.83

LT

US

+/0

Chesmenskii

3.164

LT

US

3.648

LT

US

+/0

Oktyabr'skii

3.004

LT

US

3.954

DT

T

+

Kizil'skii

2.969

LT

US

3.754

LT

US

+/0

Uiskii

2.944

LT

US

3.9

DT

T

+

Chelyabinsk Region (rural areas)

3.758

LT

US

4.357

DT

T

+

Note: compiled by the author. SSEDI – sustainable socio-economic development index (sustainability index), SED – socio-economic development. Types of territories: LT – lagging, DT – developing, TAD – the territory of advanced development. Levels: USunstable, Ttransitional, Sstable.

 

В таблице 3 приведены данные о социально-экономическом развитии сельских территорий за 2018 и 2030 годы. Для каждого района определена смена типа территории, для 9 районов достигнуты показатели, позволяющие присвоить им более высокие уровни социально-экономического развития. В трех районах – Кизильском, Кунашакском и Чесменском – прогнозируется положительная динамика и потенциальное повышение уровня устойчивого социально-экономического развития до переходного уровня.

 

Рис. 1. Динамика социально-экономических показателей и индекса устойчивости сельских территорий Челябинской области до 2030 года (составлено автором)

Fig. 1. Dynamics of socio-economic indicators and the sustainability index of rural areas of the Chelyabinsk region until 2030 (compiled by the author)

 

На рис. 1 отражены графики динамики показателей социально-экономического развития сельских территорий Челябинской области за период с 2019 по 2030 годы, а также график индекса устойчивого социально-экономического развития данных территорий за аналогичный период. Графическая интерпретация значений данных показателей также свидетельствует о наличии положительной динамики и тенденции к повышению уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий.

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

Устойчивое социально-экономическое развитие предусматривает улучшение жизни населения определенных территорий, главным образом предполагая развитие социальной сферы, а также развитие экономики посредством роста соответствующих индикаторов [14, с. 237].

Процесс устойчивого социально-экономического развития сельских территорий означает разработку и внедрение эффективных организационно-экономических, социальных, экологических мероприятий по повышению уровня их устойчивого развития, с учетом имеющегося ресурсного потенциала, производственной спецификации и особенностей определенной территории [15, с. 986].

Основополагающей целью устойчивого социально-экономического развития сельских территорий является улучшение качества жизни населения. Неотъемлемыми компонентами данного процесса являются повышение доходов населения, увеличение продолжительности жизни, повышение уровня образования сельского населения, создание институциональных условий, ориентированных на уважение человеческого достоинства, расширение границ экономической свободы сельского населения [16, с. 26].

В результате проведенного долгосрочного прогнозирования показателей устойчивого социально-экономического развития для сельских территорий Челябинской области были рассчитаны более высокие индексы устойчивости, что в совокупности приведет к концу 2030 года к предполагаемому повышению уровня устойчивого социально-экономического развития сельских территорий области на 15,9 %.

На повышение уровня благосостояния и улучшение качества жизни сельского населения оказывают влияние увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, численности населения, объема инвестиций, величины заработной платы, уровня обеспечения коммунальной инфраструктурой и дошкольным образованием. Принятие управленческих решений, связанных с обеспечением стабильных положительных темпов прироста данных показателей на протяжении периода с 2019 по 2030 годы, позволит достичь более высоких уровней устойчивого социально-экономического развития отдельных сельских территорий и в целом для данных территорий Челябинской области. Гипотеза исследования подтверждена. 

Проведенное исследование носит прикладной характер, определенные на основе долгосрочного прогнозирования индексы устойчивого социально-экономического развития сельских территорий могут быть использованы при сравнении исследованных территорий между собой, а также для определения тенденций развития отдельной территории при соблюдении условия неизменности социально-экономического положения остальных территорий, составляющих совокупность объектов исследования.

References

1. Voronin B. A., Voronina Ya. V., Fateeva N. B., Petrova L. N. Aktual'nye problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skih territoriy (na primere Sverdlovskoy oblasti) // Agrarnyy vestnik Urala. 2017. № 9 (163). S. 84-89.

2. Blohin V. Znachenie strategii ustoychivogo razvitiya v uluchshenii social'no-ekonomicheskogo polozheniya sel'skih territoriy // Organizacionno-pravovye aspekty innovacionnogo razvitiya agrobiznesa. 2017. № 1 (14). S. 482-486.

3. Korobova O. P. Ustoychivoe razvitie sel'skih territoriy kak garant nacional'noy bezopasnosti Rossii // Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. 2019. № 1. S. 86-92.

4. Bitkova L. A. Ustoychivoe razvitie sel'skih territoriy: sostoyanie i perspektivy // Tendencii i perspektivy gosudarstvennogo upravleniya social'no-ekonomicheskim razvitiem regionov i territoriy: materialy II Vserossiyskoy NPK. M., 2018. S. 36-43.

5. Shibaeva S. S., Makurina Yu. A., Cukarev S. S. Suschnost' i ponyatie sel'skih territoriy: kompleksnyy podhod // Dal'nevostochnyy agrarnyy vestnik. 2018. № 2 (46). S. 199-207.

6. Baygil'dina Z. F. Razvitie potencialov territorii kak instrument upravleniya social'no-ekonomicheskim razvitiem sel'skih poseleniy // Sovremennyy uchenyy. 2017. № 2. S. 46-49.

7. Oborin M. S. Ustoychivoe razvitie agrarnogo turizma na osnove ispol'zovaniya potenciala sel'skih territoriy // Servis plus. 2018. T. 12. № 1. S. 43-52.

8. Lazhencev V. N. Social'no-ekonomicheskoe prostranstvo i territorial'noe razvitie Severa i Arktiki Rossii // Ekonomika regiona. 2018. T. 14. № 2. S. 353-365.

9. Gagarina G. Yu., Gubarev R. V., Dzyuba E. I., Fayzullin F. S. Prognozirovanie social'no-ekonomicheskogo razvitiya rossiyskih regionov // Ekonomika regiona. 2017. T. 13. № 4. S. 1080-1094.

10. Truhachev V. I., Gromov E. I. Ocenka urovnya razvitiya sel'skih territoriy v razreze regionov Rossii // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2016. № 4. S. 57-65.

11. Gosudarstvennaya programma «Razvitie sel'skogo hozyaystva v Chelyabinskoy oblasti na 2017-2020 gody: utv. Post. Pravitel'stva Chelyab. obl. ot 21 dek. 2016 g. № 724-P (red. ot 29 noyab. 2018 g. № 543-OP). Chelyabinsk, 2016. - 286 s.

12. Nikitina T. I. Strategicheskoe planirovanie kak metod vybora napravleniy ustoychivogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skih territoriy // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2019. № 7. S. 75-81.

13. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Chelyabinskoy oblasti. Bazy dannyh pokazateley municipal'nyh obrazovaniy [Elektronnyy resurs]. URL: http://chelstat.gks.ru (data obrascheniya: 07.06.2019).

14. Chichkanov V. P., Belyaevskaya-Plotnik L. A. Territorii operezhayuschego razvitiya v kontekste obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti makroregiona // Ekonomika regiona. 2018. T. 14. № 1. S. 227-242.

15. Leksin V. N., Porfir'ev B. N. Social'no-ekonomicheskie prioritety ustoychivogo razvitiya Arkticheskogo makroregiona Rossii // Ekonomika regiona. 2017. T. 13. № 4. S. 985-1004.

16. Budazhanaeva M. C. Upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem sel'skih territoriy v sub'ektah Rossiyskoy Federacii // Strategicheskoe planirovanie i novaya industrializaciya: materialy nauchno-prakticheskoy konferencii. Ulan-Ude, 2015. S. 25-31.

Login or Create
* Forgot password?