PECULIARITIES OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORIES OF THE SOUTHERN MACROREGION IN THE CONDITIONS OF SPATIAL COMPETITION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Abstract. The aim. The asymmetric separation of factors of production and uneven development of territories complicates the process of urbanization. In turn, these phenomena can, revitalize competition. For this reason, it is necessary to determine the boundaries of eventual differences in the social and economic levels of development and possible principles of alignment. Along with this, it is necessary to analyze and evaluate the economy of the territory as a whole, as well as pay attention to the types of economic activity that characterize its specialization. In addition, identify priority areas and tools that will help overcome the disproportionate of the territory. The article discusses the features of the spatial of the economy and the territories of the southern macroregion of Russia on the basis of the analysis of the sectoral structure, their asymmetric formation is revealed, the typology of territories is presented, development directions in the conditions of spatial imbalances are proposed. To increase resistance to the processes of the economic crisis, the territories of the southern macroregion with asymmetric development, one should adhere to the stipulated level of diversification and specialization in the developed and profitable segments of the economy. It is especially important to preserve those areas of economic activity in which the region is a leader or participant in local markets. The object of research is the processes of spatial differentiation in the socio-economic development of the territories of the southern macroregion in the conditions of spatial competition. The theoretical base is the fundamental research of Russian and foreign scientists on the problems of the regional economy. Methods. The study used the expert method, the method of situational and comparative analysis, the method of typological groupings. The information and empirical basis are the actual reports of the Federal State Statistics Service and territorial bodies; research in the development of regional economic systems; analytical reviews and materials of scientific conferences. The results of the study can be used to develop a strategy for economic activation of territories. Scientific novelty. The following new scientific results were obtained in the work: a typology of regions was developed according to the degree of proportionality and the dynamics of their socio-economic development; measures are proposed to implement the investment priorities of the southern macro-region for the purpose of managing the processes of economic activation of territories using the opportunities of inter-regional interaction.

Keywords:
region, spatial competition, socio-economic development, territory, asymmetric development, investment priorities, typologization of subjects.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Постановка проблемы (Introduction)

Проблема неравномерного регионального развития в условиях пространственной конкуренции вызывает научные дискуссии, в которых имеют место полярно противоположные точки зрения решения данного вопроса. Некоторые экономисты считают, что необходимо проводить политику выравнивания территорий, другие – освободить регионы от нерентабельных предприятий и помогать населению мигрировать в более благополучные регионы.

Анализ развития территорий южного макрорегиона в условиях пространственной конкуренции позволил представить обобщенную характеристику основных результатов исследования.

Методология и методы исследования (Methods)

Целью исследования является формирование предложений и практических рекомендаций по совершенствованию механизмов сглаживания пространственных социально-экономических диспропорций в условиях пространственной конкуренции.

Теоретико-методологическая основа исследования данной статьи – фундаментальное и прикладное исследование отечественных и зарубежных ученых в области пространственной экономики, тематические публикации в периодических изданиях, посвященные проблеме социально-экономического развития региона. В ходе исследования использовались методы общего научного и специального характера: анализ, синтез, абстракция, индукция и дедукция.

Практическая значимость статьи заключается в востребованности ее отдельных положений при совершенствовании регионального механизма управления.

Результаты (Results)

Экономический кризис привел к спаду экономики регионов, в разной степени коснулся тех или иных ее сфер. С учетом отличительных особенностей социального экономического развития территорий негативным эффектом кризиса являются спад оборотов торговли, производство продукции обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

На социально-экономическое развитие региона влияют такие виды экономической деятельности, которые имеют наибольший удельный вес в структуре валового регионального продукта (ВРП). В таблице 1 представлена отраслевая структура распределения ВРП Южного макрорегиона [1, с. 226; 2].

Таблица 1

Структура распределения валового регионального продукта Южного макрорегиона [3]

Наименование субъекта

Период

Всего

Сельское и лесное хозяйство

Рыболовство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство электроэнергии

Строительство

Оптовая и розничная торговля

Гостиницы

Транспорт и связь

Финансовая деятельность

Операции с недвижимостью

Государственное управление

Образование

Здравоохранение

Коммунальные

услуги

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

2007

100

16,9

0,0

1,9

13,0

2,0

9,9

20,0

1,0

4,0

0,1

4,9

10,9

6,0

7,0

1,0

2010

100

14,1

0,1

1,3

13,5

3,1

5,4

19,7

0,6

10,1

0,0

6,4

11,1

6,3

7,1

1,4

2018

100

15,8

0,1

1,3

12,9

3,3

6,3

18,2

0,5

9,2

0,1

7,2

10,1

6,6

6,9

1,5

Краснодарский край

2007

100

14,1

0,1

0,7

12,3

2,4

10,2

17,8

2,6

18,1

0,1

7,2

5,1

2,8

4,7

1,5

2010

100

14,7

0,1

1,7

12,2

2,7

8,7

17,5

2,3

20,2

0,0

6,8

3,9

2,8

4,6

1,4

2018

100

15,7

0,1

1,9

13,0

3,3

9,4

14,3

2,4

19,3

0,0

7,1

3,7

3,3

4,9

1,6

Астраханская область

2007

100

7,6

0,8

3,1

20,2

3,3

16,4

9,3

1,6

14,2

0,0

8,1

6,7

3,5

4,8

0,4

2010

100

7,1

0,6

3,2

23,6

3,2

11,5

9,4

1,4

15,4

0,1

8,8

5,3

3,4

4,7

1,2

2018

100

7,7

0,7

2,7

27,7

3,5

12,0

8,8

1,2

14,5

0,1

6,9

4,8

3,5

4,8

1,1

Волгоградская область

2007

100

9,9

0,1

4,9

25,9

3,0

4,9

15,9

1,0

8,0

0,3

9,9

4,9

3,0

4,0

1,0

2010

100

9,3

0,1

7,2

27,7

4,6

3,5

15,2

0,6

8,3

0,1

10,3

4,4

2,6

3,8

1,1

2018

100

9,5

0,1

6,8

26,6

6,2

5,9

16,2

0,8

8,4

0,1

8,1

3,7

2,5

3,6

1,0

Ростовская область

2007

100

11,1

0,1

1,2

20,5

4,1

8,5

21,2

1,3

9,3

0,5

7,9

5,3

3,4

3,8

1,3

2010

100

11,4

0,1

1,2

18,7

4,6

7,7

22,4

1,2

10,1

0,6

7,8

4,5

3,4

4,1

1,3

2018

100

12,8

0,1

1,1

18,6

5,4

6,4

23,2

1,1

10,2

0,7

7,9

3,8

3,8

3,6

1,3

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика

Дагестан

2007

100

17,5

0,0

1,1

4,2

1,4

17,3

23,8

2,6

12,3

0,0

2,8

6,1

5,1

3,5

1,6

2010

100

20,8

0,1

1,0

5,2

1,8

13,1

22,7

1,7

14,0

0,0

2,7

4,8

5,7

3,6

1,8

2018

100

23,5

0,1

1,9

5,8

2,1

12,6

19,8

1,6

14,2

0,0

2,6

4,1

5,7

3,6

2,4

Республика

Ингушетия

2007

100

10,2

0,0

3,2

1,7

0,8

11,6

10,7

0,1

12,8

0,0

1,1

31,5

8,1

6,6

1,2

2010

100

20,3

0,0

7,3

2,8

1,5

8,1

19,6

0,0

5,7

0,0

0,5

13,7

9,2

8,4

1,2

2018

100

22,6

0,0

10,2

2,1

1,3

7,9

15,6

0,0

5,1

0,0

2,6

14,0

9,6

7,1

1,8

Кабардино-Балкарская Республика

 

2007

100

23,5

0,0

0,1

12,2

2,6

8,2

19,4

1,1

7,2

0,0

3,4

9,1

6,6

4,8

1,1

2010

100

25,1

0,0

0,1

13,2

2,6

6,3

19,6

1,0

8,1

0,0

5,5

5,7

6,5

4,4

1,1

2018

100

26,6

0,0

0,2

11,5

3,2

7,7

19,0

0,8

8,3

0,0

5,8

5,1

6,8

3,9

0,9

Карачаево-Черкесская Республика

2007

100

23,2

0,0

1,8

13,4

5,0

8,2

13,8

1,2

4,7

0,0

6,1

9,7

4,8

6,2

1,2

2010

100

22,7

0,0

2,1

12,4

3,7

8,1

16,4

0,9

5,3

0,0

8,1

7,5

5,1

6,1

1,2

2018

100

23,9

0,0

2,0

11,4

4,6

7,8

16,3

0,6

6,0

0,0

6,8

7,1

5,5

6,7

1,3

Республика

Северная Осетия

2007

100

15,4

0,0

0,2

15,6

3,1

9,7

19,3

0,4

7,6

0,0

4,2

12,3

5,1

5,1

1,1

2010

100

15,2

0,0

0,1

22,3

2,8

6,4

18,7

0,4

8,1

0,0

7,0

8,1

4,4

4,3

1,1

2018

100

18,3

0,0

0,1

15,2

3,5

5,9

19,6

0,6

9,8

0,0

7,0

6,6

5,8

5,6

2,0

Чеченская Республика

2007

100

9,1

0,0

8,3

1,8

1,1

19,8

11,7

0,1

7,3

0,0

2,1

26,1

7,1

4,4

0,7

2010

100

10,1

0,0

9,7

0,4

5,6

13,8

12,1

0,0

8,1

0,0

1,4

22,6

8,6

4,7

1,7

2018

100

6,7

0,0

10,1

0,5

7,3

16,3

15,1

0,0

4,5

0,0

0,9

23,6

8,5

5,1

1,4

Ставропольский край

2007

100

16,7

0,0

1,1

14,2

5,1

7,1

19,2

1,5

10,5

0,0

5,7

6,8

4,1

6,3

1,2

2010

100

14,1

0,0

2,7

15,1

6,1

7,1

17,7

1,5

13,4

0,2

5,6

5,1

4,1

5,8

1,1

2018

100

15,2

0,1

2,1

14,6

6,9

5,4

17,1

1,5

14,9

0,3

6,1

4,4

4,3

6,0

1,1

 

Table 1

Distribution structure of the gross regional product of the Southern macroregion [3]

Name of subject

Period

Total

Agriculture and forestry

Fishing

Mining

Manufacturing

Power generation

Construction

Wholesale and retail trade

Hotels

Transport and communications

Financial activities

Real estate operations

Public administration

Education

Здравоохранение

Utilities services

Southern Federal District

Republic of Adygea

2007

100

16.9

0.0

1.9

13.0

2.0

9.9

20.0

1.0

4.0

0.1

4.9

10.9

6.0

7.0

1.0

2010

100

14.1

0.1

1.3

13.5

3.1

5.4

19.7

0.6

10.1

0.0

6.4

11.1

6.3

7.1

1.4

2018

100

15.8

0.1

1.3

12.9

3.3

6.3

18.2

0.5

9.2

0.1

7.2

10.1

6.6

6.9

1.5

Krasnodar region

2007

100

14.1

0.1

0.7

12.3

2.4

10.2

17.8

2.6

18.1

0.1

7.2

5.1

2.8

4.7

1.5

2010

100

14.7

0.1

1.7

12.2

2.7

8.7

17.5

2.3

20.2

0.0

6.8

3.9

2.8

4.6

1.4

2018

100

15.7

0.1

1.9

13.0

3.3

9.4

14.3

2.4

19.3

0.0

7.1

3.7

3.3

4.9

1.6

Astrakhan region

2007

100

7.6

0.8

3.1

20.2

3.3

16.4

9.3

1.6

14.2

0.0

8.1

6.7

3.5

4.8

0.4

2010

100

7.1

0.6

3.2

23.6

3.2

11.5

9.4

1.4

15.4

0.1

8.8

5.3

3.4

4.7

1.2

2018

100

7.7

0.7

2.7

27.7

3.5

12.0

8.8

1.2

14.5

0.1

6.9

4.8

3.5

4.8

1.1

Volgograd region

2007

100

9.9

0.1

4.9

25.9

3.0

4.9

15.9

1.0

8.0

0.3

9.9

4.9

3.0

4.0

1.0

2010

100

9.3

0.1

7.2

27.7

4.6

3.5

15.2

0.6

8.3

0.1

10.3

4.4

2.6

3.8

1.1

2018

100

9.5

0.1

6.8

26.6

6.2

5.9

16.2

0.8

8.4

0.1

8.1

3.7

2.5

3.6

1.0

Rostov region

2007

100

11.1

0.1

1.2

20.5

4.1

8.5

21.2

1.3

9.3

0.5

7.9

5.3

3.4

3.8

1.3

2010

100

11.4

0.1

1.2

18.7

4.6

7.7

22.4

1.2

10.1

0.6

7.8

4.5

3.4

4.1

1.3

2018

100

12.8

0.1

1.1

18.6

5.4

6.4

23,2

1.1

10.2

0.7

7.9

3.8

3.8

3.6

1.3

North Caucasus Federal District

Republic of Dagestan

2007

100

17.5

0.0

1.1

4.2

1.4

17.3

23.8

2.6

12.3

0.0

2.8

6.1

5.1

3.5

1.6

2010

100

20.8

0.1

1.0

5.2

1.8

13.1

22.7

1.7

14.0

0.0

2.7

4.8

5.7

3.6

1.8

2018

100

23.5

0.1

1.9

5.8

2.1

12.6

19.8

1.6

14.2

0.0

2.6

4.1

5.7

3.6

2.4

Republic of Ingushetia

2007

100

10.2

0.0

3.2

1.7

0.8

11.6

10.7

0.1

12.8

0.0

1.1

31.5

8.1

6.6

1.2

2010

100

20.3

0,0

7.3

2.8

1.5

8.1

19.6

0.0

5.7

0.0

0.5

13.7

9.2

8.4

1.2

2018

100

22.6

0.0

10.2

2.1

1.3

7.9

15.6

0.0

5.1

0.0

2.6

14.0

9.6

7.1

1.8

Kabardino-Balkarian Republic

2007

100

23.5

0.0

0.1

12.2

2.6

8.2

19.4

1.1

7.2

0.0

3.4

9.1

6.6

4.8

1.1

2010

100

25.1

0.0

0.1

13.2

2.6

6.3

19.6

1.0

8.1

0.0

5.5

5.7

6.5

4.4

1.1

2018

100

26.6

0.0

0.2

11.5

3.2

7.7

19.0

0.8

8.3

0.0

5.8

5.1

6.8

3.9

0.9

Karachay-Cherkessia Republic

2007

100

23.2

0.0

1.8

13.4

5.0

8.2

13.8

1.2

4.7

0.0

6.1

9.7

4.8

6.2

1.2

2010

100

22.7

0.0

2.1

12.4

3.7

8.1

16.4

0.9

5.3

0.0

8.1

7.5

5.1

6.1

1.2

2018

100

23.9

0.0

2.0

11.4

4.6

7.8

16.3

0.6

6.0

0.0

6.8

7.1

5.5

6.7

1.3

Republic of North Ossetia-Alania

2007

100

15.4

0.0

0.2

15.6

3.1

9.7

19.3

0.4

7.6

0.0

4.2

12.3

5.1

5.1

1.1

2010

100

15.2

0.0

0.1

22.3

2.8

6.4

18.7

0.4

8.1

0.0

7.0

8.1

4.4

4.3

1.1

2018

100

18.3

0.0

0.1

15.2

3.5

5.9

19.6

0.6

9.8

0.0

7.0

6.6

5.8

5.6

2.0

Chechen Republic

2007

100

9.1

0.0

8.3

1.8

1.1

19.8

11.7

0.1

7.3

0.0

2.1

26.1

7.1

4.4

0.7

2010

100

10.1

0.0

9.7

0.4

5.6

13.8

12.1

0.0

8.1

0.0

1.4

22.6

8.6

4.7

1.7

2018

100

6.7

0.0

10.1

0.5

7.3

16.3

15.1

0.0

4.5

0.0

0.9

23.6

8.5

5.1

1.4

Stavropol region

2007

100

16.7

0.0

1.1

14.2

5.1

7.1

19.2

1.5

10.5

0.0

5.7

6.8

4.1

6.3

1.2

2010

100

14.1

0.0

2.7

15.1

6.1

7.1

17.7

1.5

13.4

0.2

5.6

5.1

4.1

5.8

1.1

2018

100

15.2

0.1

2.1

14.6

6.9

5.4

17.1

1.5

14.9

0.3

6.1

4.4

4.3

6.0

1.1

 

В рассматриваемом временном отрезке отмечена положительная динамика в сфере сельского хозяйства в республиках Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Калмыкиия. Увеличение удельного веса в валовом региональном продукте добывающих отраслей наблюдается в Чечне и Волгоградской области.

В Ставропольском крае отмечен рост производства и распределения электроэнергии, газа и воды. В Карачаево-Черкесской Республике удельный вес в структуре ВРП существенно уменьшился.

Оптовая и розничная торговля имеет наибольшую долю в валовом региональном продукте, однако и ее доля весьма снизилась, что может являться следствием динамичного развития сетевых структур, а также потери позиций малого бизнеса. Довольно стабильно растет удельный вес транспорта и связи в Краснодарском крае.

Здравоохранение и образование – это сферы, которые инвестируются из федерального и регионального бюджетов, поэтому имеют достаточно высокий удельный вес в структуре валового регионального продукта. В частности, это актуально для республик Ингушетия и Чечня.

Территориальное расположение регионов обуславливает отраслевое распределение инвестиций. В Краснодарском крае и Республике Адыгея в анализируемый период отмечается повышение финансирования инвесторами.

Консолидированные бюджеты территорий южного макрорегиона исполняются с дефицитом. Тенденцией становится рост налоговой задолженности перед бюджетом. Транспортная сфера, топливно-энергетический комплекс и виноделие являются аутсайдерами в части уплаты налогов.

Экономические проблемы негативно сказались на социальной стороне жизни в регионах. Статистика показывает, что в южных регионах уровень безработицы в анализируемом периоде составляет 10 % от экономически активного населения. Причинами являются экономический спад, заставляющий работодателей уменьшать спрос на рабочую силу; внедрение новых технологий и оборудования, снижающее потребность в трудовых ресурсах; сезонные изменения в отдельных секторах экономики.

Органы власти реализуют комплекс мероприятий, направленных на реализацию инвестиционных приоритетов и снижение негативных процессов в регионах (рис. 1).

 

 

Развитие приоритетных отраслей экономики и территориальных кластеров

 

Развитие сельскохозяйственной сырьевой базы, обеспечивающей предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности всеми видами продукции растениеводства и животноводства

Внебюджетное финансирование (средства инвесторов), государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

Создание новых тепличных комплексов, обеспечивающих круглогодичное производство сельскохозяйственной продукции в промышленных масштабах

Создание производственных предприятий, специализирующихся на переработке сельскохозяйственной продукции и производстве продуктов питания

Источник финансирования

 

Наименование мероприятия

 

Внебюджетное финансирование (средства инвесторов)

 

Инвестиционное развитие санаторно-курортного и туристического комплекса

Строительство. Реконструкция и обновление материально-технической базы санаторно-курортных предприятий и учреждений

Внебюджетное финансирование (средства инвесторов)

Развитие производственной инфраструктуры

Организация и обеспечение земельных участков, предназначенных для создания промышленных и агропромышленных парков

Внебюджетное финансирование (средства инвесторов)

Развитие транспортной и логистической инфраструктуры

Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения

Государственная программа «Развитие сети автомобильных дорог»

Развитие механизмов поддержки субъектов инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности

Государственная программа «Социально-экономическое и инновационное развитие»

Поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, обеспечивающего развитие кадрового потенциала инновационной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Мероприятия по реализации инвестиционных приоритетов южного макрорегиона

 

Development of priority sectors of the economy and territorial clusters

 

The development of the agricultural raw material base, providing food and processing enterprises with all types of crop and livestock products

Extra-budgetary financing (investor funds), state program “Development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets”

Source of financing

Name of event

Creation of new greenhouse complexes providing year-round agricultural production on an industrial scale

Creation of manufacturing enterprises specializing in the processing of agricultural products and food production

Extrabudgetary financing

(investor funds)

Investment development of a spa and tourist complex

Construction. Reconstruction and updating of the material and technical base of sanatorium enterprises and institutions

Extrabudgetary financing

(investor funds)

Industrial infrastructure development

Organization and maintenance of land intended for the creation of industrial and agricultural parks

Extrabudgetary financing

(investor funds)

Development of transport and logistics infrastructure

Construction and reconstruction of public roads of regional importance

State program “Development of the road network”

The development of support mechanisms for the subjects of investment, business and innovation

State program “Socio-economic and innovative development”

Support for educational programs of the system of basic and additional education, ensuring the development of the personnel potential of innovation

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fig. 1. Activities for the implementation of investment priorities of the southern macroregion

 

Анализ экономической ситуации территорий южного макрорегиона позволили выявить последствия экономического спада, в том числе снижение объемов производства выпускаемой продукции. Например, в Ростовской области количество убыточных организаций выросло на 10 % в сравнении с 2008 г. Количество производственных предприятий имеющие убытки увеличилось на 12 %.

В обозримом будущем территории южного макрорегиона будут отличаться диверсифицированным сельским хозяйством, пищевой, химической и легкой промышленностью, а также курортно-рекреационным комплексом. Для развития производственной деятельности немаловажно применение особенностей, характерных только для отдельного региона, а также учитывать  приоритетные направления развития, которые невозможны на других территориях [4, с. 5; 5].

В условиях южного макрорегиона значительно увеличивается роль сельскохозяйственного и курортно-рекреационного комплексов, а также транспорта и связи (рис. 2).

Приоритетные направления развития территорий южного макрорегиона

 

Агропромышленный

комплекс

Курортно-рекреационный комплекс

Транспорт и связь

Ускоренное строительство хранилищ, холодильников, перерабатывающих предприятий

Благоустройство существующих центров общероссийского назначения. Перераспределение потоков отдыхающих, как по территории, так и по сезонам. Дифференцированность тарифов на услуги по сезонам

Модернизация инфраструктуры, развитие единой сети электросвязи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Приоритетные направления развития

Рациональное применение привилегий положения помогает динамично развиваться и совершенствоваться даже тем приграничным регионам, которые считаются не подающими перспектив. Типологизация регионов должна стать основой для разработки и проведения мероприятий по государственному регулированию экономики. Необходимо точно выявить однородные группы регионов и сформировать типологические классификации территорий по различным признакам.

Priority areas for the development of the territories of the southern macroregion

 

Agro-industrial

complex

Resort and recreation complex

Transport and communications

Accelerated construction of storage facilities, refrigerators, processing plants

Improvement of existing centers of national purpose. Redistribution of flows of tourists, both in territory and in seasons. Seasonal tariff differentiation

Infrastructure modernization, development of a unified telecommunication network

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fig. 2. Priority areas of development

Для целей исследования типы регионов определены в зависимости от степени пространственных асимметрий в экономике (рис. 3).

Признаки

Типы регионов

Развивающиеся

пропорционально

Равномерная положительная динамика показателей по большинству видов деятельности

Регионы со слабо выраженными диспропорциями развития

Умеренные темпы развития. Незначительные различия показателей по видам деятельности

Диспропорционально развивающиеся регионы

Регионы, где показатели развития по большинству видов деятельности резко различаются. Неустойчивая динамика развития

Регионы приоритетные со слабо выраженными диспропорциями

«Любимчики», регионы-доноры, постоянная положительная динамика

Будущее не определено, потенциал существует

Вновь образованные регионы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Типологизация регионов в зависимости от степени пространственных асимметрий

Signs

Types of regions

Developing

proportionally

Uniform positive dynamics of indicators for most activities

Regions with mild developmental imbalances

Moderate pace of development. slight differences in indicators by type of activity

Disproportionately developing regions

Regions where development indicators for most types of activities vary dramatically. Unstable development dynamics

Priority regions with slightly pronounced imbalances

“Pets”, donor regions, constant positive dynamics

The future is uncertain, the potential exists

Newly formed regions

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fig. 3. Typology of regions depending on the degree of spatial asymmetries

 

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

В исследовании выявлено, насколько ассиметрично развиваются территории южного макрорегиона, что дало возможность структурировать их по степени пропорциональности в отдельные типы [7, с. 46; 8, с. 92] (рис. 4).

Обнаруженные диспропорции в развитии отдельных видов экономической деятельности территорий позволили сделать вывод, что во многих регионах получило развитие один или два вида экономической деятельности, за исключением торговли. Отметим, что агропромышленный комплекс при наличии достаточного количества сервисных предприятий имеет потенциал увеличить объемы собственной продукции.

Мониторинг проекционных направлений социально-экономического развития территорий показывает, что экономически неблагополучные территории в макрорегионе является следствием неравномерной адаптации территорий к рынку в новых рыночных условиях.

 

Регионы со слабо выраженной диспропорцией

 

Диспропорционально развивающиеся регионы

Регионы Юга России по степени пропорциональности их развития

Регионы с отрицательной динамикой показателей, требующие специальных программ развития

Ростовская область

Краснодарский край

Волгоградская область

 

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Ставропольский край

Астраханская область

Республика Ингушетия

Республика Дагестан

Республика Кабардино-Балкария

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Типологизация субъектов южного макрорегиона

 

 

Regions with a mild imbalance

 

Regions of the South of Russia in the degree of proportionality of their development

Disproportionately developing Regions

Regions with negative dynamics of indicators requiring special development programs

Rostov region

Krasnodar region

Volgograd region

Republic of Adygea

Republic of Kalmykia

Stavropol region

Astrakhan region

Republic of Ingushetia

Republic of Dagestan

Republic of Kabardino-Balkaria

Karachay-Cherkessia Republic

Republic of North Ossetia-Alania

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fig. 4. Typologization of the subjects of the southern macroregion

 

Для повышения устойчивости к последствиям экономического кризиса территориям с диспропорциональным развитием необходимо диверсифицировать и специализировать деятельность в наиболее развитых и доходных отраслях экономики, но сохранить виды деятельности, в которых регион занимает лидирующие позиции.

References

1. Zubarevich N. V. Strategiya prostranstvennogo razvitiya posle krizisa. Ot bol'shih proektov k industrial'noy modernizacii // Zhurnal novoy ekonomicheskoy associacii. 2015. № 2. S. 226-230.

2. Starodubskaya I. Neformal'nye instituty i radikal'nye ideologii v usloviyah institucional'noy transformacii [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheskaya politika. 2015. T. 10. № 3. S. 68-88. DOI:https://doi.org/10.18288/1994-5124-2015-3-04. URL: http://kniga.lib-i.ru/26ekonomika/289889-1-ekonomika-regiona-neformalnie-instituti-neformalnie-instituti-radikalnie-ideologii.php (data obrascheniya: 28.10.2019).

3. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli: statisticheskiy sbornik [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (data obrascheniya: 28.10.2019).

4. Ermolenko A. A. Sub'ektnaya celostnost' rossiyskoy ekonomiki: vzglyad cherez prizmu teorii integrirovannyh sub'ektov // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Ekonomika. 2018. T. 20. № 2. S. 5-15. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2018.2.1.

5. Kirguev A. T. Social'no-ekonomicheskaya politika sub'ekta Rossiyskoy Federacii v usloviyah dezintegracii hozyaystvennogo prostranstva. Rostov-na-Donu: SKNC VSh, 2016. 174 s.

6. Turkina O. V. Metody ocenki i mehanizmy sglazhivaniya prostranstvennyh disproporciy v social'no-ekonomicheskom razvitii regionov (na primere regionov yuga Rossii): avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. SPb., 2014. 26 s.

7. Hanin G. I. Ekonomicheskiy krizis 2010-h gg.: social'no-politicheskie istoki i posledstviya // Terra economicus. 2015. № 2. S. 46-56.

8. Uskova T. V. Razvitie regional'nyh klasternyh sistem // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2018. № 1 (1). S. 92-104.

9. Guseynov A. G. Osnovnye napravleniya razvitiya i podhody v teorii regional'noy ekonomiki v razvityh zapadnyh stranah // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 8-1. S. 124-132.

10. Latysheva L. A., Gurnovich T. G. Optimizaciya sistemy upravleniya finansovymi riskami v strukturah agrarnogo predprinimatel'stva: territorial'no-zonal'nyy podhod // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2014. № 12-3 (53). S. 384-389.

11. Ermolenko A. A., Adamenko A. A. Harakteristika virtual'nogo komponenta infrastrukturnoy platformy yuzhnogo makroregiona, generiruyuschey predprinimatel'skiy potencial // Social'no-ekonomicheskiy ezhegodnik: sbornik nauchnyh statey. Krasnodar, 2016. S. 15-20.

12. Lisichkina N. V., Goloktionova Yu. G. Sinergetika kak sposob resheniya problemy prognozirovaniya dinamiki razvitiya slozhnyh social'no-ekonomicheskih sistem [Elektronnyy resurs] // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 7-2. S. 413-417. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38710 (data obrascheniya: 28.10.2019).

13. Milovanova E., Morozova I., Molodyh V., Ostapenko E. Strategic supply chain planning of regional development in increased external instability conditions // International Journal of Supply Chain Management. 2018. T. 7. No. 4. Rr. 330-336.

14. Milovanova E., Morozova I., Molodykh V., Ostapenko E. Strategic planning features of regional development in increased exogenous volatility conditions // Journal of Social Sciences Research. 2018. 4 (12), Rr. 515-520. DOI:https://doi.org/10.32861/jssr.412.515.520.

15. Berezhnoy V. I. Berezhnaya E. V., Berezhnaya O. V., Ostapenko E. A., Shatalova O. I. Methodology of application of the systematic and derivative analysis of the conditions of the local raw materials market development // Life Science Journal. 2018. 11 (8), Rr. 600-602.

Login or Create
* Forgot password?