РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В контексте реформы социальной сферы разработка и применение маркетинга направлена на более полное и эффективное обеспечение потребностей граждан территории в образова- нии, социальном и пенсионном обеспечении, трудоустройстве, управлении конкретным му- ниципальным образованием, обеспечении личной безопасности и защиты личных имущест- венных и неимущественных прав.

Ключевые слова:
социальная сфера, рынок труда, маркетинговые технологии
Текст

Потребность в изменении методов и форм работы по оказанию социально значимых услуг населению, включая профессиональное обучение и трудоустройство, объясняет обращение к маркетинговым технологиям в условиях общественных трансформаций в современной Рос- сии. В контексте реформы социальной сферы разработка и применение маркетинга направле- ны на более полное и эффективное обеспечение потребностей граждан территории в образо- вании, социальном и пенсионном обеспечении, трудоустройстве, управлении конкретным муниципальным образованием, обеспечении личной безопасности и защиты личных имуще- ственных и неимущественных прав, реализации и развитии гражданских прав и свобод, на- учном знании, сохранении и укреплении здоровья, саморазвитии и других ценностях, имеющих общественное значение. Важнейшим сегментом общего муниципального рынка выступает рынок труда. Рынок труда рассматривается как система отношений, складывающихся между работодателем и на- емным работником по поводу спроса и предложения рабочей силы и ее воспроизводства, обеспечивающих процесс непрерывного общественного развития. На муниципальном уровне роль маркетинга в системе управления рынком труда заключается в поддержании соответст- вия спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях территории (муниципально- го образования), то есть в решении следующих задач: 1) оперативное изучение и анализ конъюнктуры спроса на рабочую силу и предложение рабочих мест для формирования тру- дового потенциала, соответствующего по своим количественным и качественным характери- стикам требованиям муниципального хозяйства, региона с учетом менталитета населения; 2) обеспечение территории необходимыми кадрами из различных источников, в том числе и за счет межмуниципального (межрегионального) перераспределения; 3) выявление ориентации населения при выборе сферы занятости и места работы; 4) обеспечение муниципальных об- разований эффективной и динамичной занятостью населения (обучение, переобучение, тру- доустройство высвобождаемых работников и незанятых граждан, нуждающихся в трудоуст- ройстве). Важно отметить, что регулирование занятости в направлении сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы предполагает два достаточно самостоятельных направления деятельности местных органов власти: воздейст- вие на спрос рабочей силы и ее предложение. Таким образом, исходным условием регулиро- вания занятости является организация и проведение маркетинга муниципального рынка тру- да, поскольку именно в этом направлении формируются основные комплексы мер по улуч- шению общей ситуации в сфере обеспечения занятости населения конкретного муниципаль- ного образования, и как следствие, укрепление трудовых основ формирования доходов насе- ления. Важным фактором занятости также должна стать способность городской (муници- пальной) службы занятости населения формировать структуру учебной сети, которая в со- стоянии обработать имеющиеся трудовые потоки. Для этого требуется создание системы профессиональной подготовки и переподготовки незанятых граждан, как в учебных заведе- ниях, так и на предприятиях, в учреждениях и организациях. Для реализации положений политики властей на муниципальном уровне необходимо проведение следующих маркетинговых мероприятий: 1) изучение тенденций развития от- раслей, представленных в муниципальном образовании своими хозяйствующими субъекта- ми; 2) формирование условий для развития инфраструктуры цивилизованного муниципаль- ного рынка труда, включая наличие следующих необходимых субъектов: продавцов и поку- пателей рабочей силы, посредников (муниципальные центры занятости, агентства по найму персонала, миграционные службы, профессиональные учебные заведения и т.д.); 3) проведе- ние мониторинга трудовых ресурсов на соотношение спроса и предложения рабочей силы; 4) выявление и формирование условий для поддержания соответствия спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях муниципальных образований; 5) формирование усло- вий для притока квалифицированной рабочей силы в соответствии с имеющимся на нее спросом; 6) разрабатывать маркетинговые планы и программы по развитию рынка труда и т.д. Следует учитывать, что рынок труда напрямую связан с рынком образовательных услуг, т.к. любое образовательное учреждение так или иначе выходит на рынок рабочей силы. Од- нако влияние рынка труда на профессиональное образование не структурировано; пока не сложились механизмы трансформации ситуации на рынке труда в формирование образова- тельных программ, что связано с переходным состоянием данного рынка. Это приводит к появлению диспропорций между структурой подготовки кадров и структурой спроса на них. Поэтому одним из условий устойчивого состояния развития рынка труда являются исследо- вания возможного спроса на содержание, процесс и результаты деятельности образователь- ных учреждений, т.е. маркетинговые исследования. Наряду с этим чрезмерная коммерциализация профессионального образования способна привести к зависимости всей системы высшего образования от платежеспособного спроса населения, что ограничивает его доступность, дестабилизирует развитие. Сейчас спрос на образовательные услуги отражает в основном интересы платежеспособного населения, одна- ко он не способен учитывать необходимую избыточность системы образования по отноше- нию к сиюминутным запросам рынка. Рынок в принципе не способен формировать будущий спрос на профессиональное образование вследствие ограниченности занимаемого им эконо- мического пространства и решаемых им задач. Устойчивый интерес к услугам учреждений высшего профессионального образования без учета предложений на рынке труда объясняет- ся, на наш взгляд тем, что у россиян сложился социальный стереотип ценности высшего об- разования как залога стабильного социального положения гражданина в обществе. С другой стороны, проблема инвестирования в человеческий капитал напрямую связана с нечетким определением результатов при получении образовательной услуги, а также вре- менной задержкой между вложением средств и получением отдачи. Все это создает инвести- ционный риск, т.к. профессиональная подготовка слабо ориентирована на структуру спроса на рынке труда. Низкий уровень информированности абитуриентов, студентов и выпускни- ков о состоянии и динамике рынка труда, о спросе на конкретные специальности, а также воздействие мотива «престижности», сиюминутных предпочтений при выборе специально- сти и возможностей трудоустройства приводят к негативным последствиям. Потребителю предлагаются профессии, но отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить их будущую востребованность. Основными задачами использования маркетинговых технологий являются: организация работы по формированию, выявлению мотиваций, стимулированию и прогнозированию раз- вития целевых муниципальных рынков трудовых ресурсов; сегментирование данного рынка; разработка процедур и технологий эффективного контроля и мониторинга формирования и функционирования рынка труда; осуществление кратко-, средне- и долгосрочного прогнози- рования потребностей, объемов и структуры рынка трудовых ресурсов конкретного муниципального образования, а также формирование системы эффективного оперативного управле- ния этими ресурсами и контроля за их использованием; создание комплекса маркетинга тру- довых ресурсов и формирование системы управления им; разработка интегрированных мар- кетинговых коммуникаций для различных категорий работодателей; обоснование целесооб- разности и результативности формирования службы маркетинга трудовых ресурсов, ее встраивание в существующие структуры действующих органов исполнительной и предста- вительной власти МО; создание информационного обеспечения и анализ функционирования рынка профессионального образования и рынка труда; разработка правил и процедур, мето- дов и подходов стратегического планирования, а также составление и реализация маркетин- говых программ по развитию рынка трудовых ресурсов.

Список литературы

1. Куликова, Е. С. Территориальный маркетинг как элемент равновесия экономических интересов региона [Текст] / Е.С. Куликова // Аграрный вестник Урала. 2015. № 2. С. 84-88.

2. Рущицкая О.А., Куликова Е.С. Маркетинговая концепция стратегии развития территорий. // Аграрный вестник Урала. 2015. № 10 (140). С. 90-92.

3. Рущицкая О.А. Стожко К.П., Кружкова Т.И. Евразийская интеграция: настоящее и будущее. // Аграрный вестник Урала. 2016. № 03 (145). С. 102-108

Войти или Создать
* Забыли пароль?