ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
пытаются использовать как орудие в конкурентной борьбе страны с развитым аграрным сектором, используя методы "коллективной дипломатии". Этому спо-собствует и то, что основная масса экспортно-импортных операций с продовольствием, ве-дется крупными транснациональными корпорациями, имеющими тесные связи с националь-ными правительствами и осуществляющими лоббирование своих интересов через нацио-нальные и международные органы власти. В Россию еще мало мощных вертикально интег-рированных структур, как международные ТНК, которые могут вести эффективную конку-рентную борьбу. В сельскохозяйственном производстве скорее идет пассивное приспособле-ние крестьян к меняющимся условиям, часто выражающееся в свертывании производства. Развитым странам, основным экспортерам продовольствия, сейчас выгоднее продавать с убытком излишки продукции, так как это минимизирует их издержки. Институциональные преобразования в аграрной сфере России пока не получили доста-точного динамизма. Далеко не завершена земельная реформа. Пока в России нет объектив-ных условий, которые могут обеспечить это, в первую очередь, общая убыточность сельско-хозяйственного производства, как источника земельной ренты в аграрном производстве, без чего невозможно обеспечить нормальное функционирование земельного рынка. Выявлено, что для эффективного действия конкурентного механизма в аграрном секторе России недос-таточно институциональных преобразований только в сфере собственности, необходимо создание соответствующей институциональной среды, выраженное в единстве действия эко-номических, правовых, социальных институтов рыночного хозяйства. Негативное давление внешних условий тормозит проведение структурной перестройки сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова:
аграрный сектор, институты рыночного хозяйства, конкурентный рынок, сельскохозяйственные производители, факторы производства, фермерские хозяйства, хозяйства населения, экспорт продовольствия.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На современном этапе в России сложились особые условия, обуславливающие специфи-ку конкуренции в аграрном секторе России. Это деятельность в условиях кризиса, причиной которого явилось несоответствие институциональных основ российского государства ры-ночному порядку. Выявлено, что действие всех факторов производства пока не способствует развитию эффективной конкуренции. Во-первых, действие технико-экономических факто-ров. Сейчас в аграрном производстве нет резерва финансовых и материально-технических
средств. В отличие от развитых стран, не отлажен инвестиционный механизм. Слабо развита производственная инфраструктура. Большая степень износа (физического и морального) ос-новных средств производства, снижающаяся фондовооруженность отрасли, деградация и выбытие из оборота больших площадей сельскохозяйственных угодий. Во-вторых, незавер-шенность правовых аспектов деятельности. В целом отсутствует строгая система законов, регулирующих конкурентную борьбу на продовольственных рынках. В-третьих, несовер-шенство организационно - управленческих условий. Это несовершенная структура сельско-хозяйственного производства. Несоответствие форм и методов управления требованиям ры-ночного порядка, недостаточное использование в управлении мотивационных факторов. Слабое информационное обеспечение управления производством, слабое развитие интегра-ционных связей в рамках агробизнеса. В-четвертых, несоответствие социально-психологических факторов деятельности аграрного сектора рыночной экономике. Это пси-хологическая и техническая неподготовленность большинства крестьян к самостоятельной деятельности в условиях рынка, отсутствие традиций рыночной этики поведения, навыков конкурентной борьбы.
Выявлено, что в последние годы произошли значительные изменения в практике функ-ционирования мирового продовольственного рынка. Обострение конкурентной борьбы при-вело к созданию международной организации, регулирующей конкуренцию на этом рынке. Но положение дел таково, что иногда ВТО пытаются использовать как орудие в конкурент-ной борьбе страны с развитым аграрным сектором, используя методы «коллективной дипло-матии». Этому способствует и то, что основная масса экспортно-импортных операций с про-довольствием, ведется крупными транснациональными корпорациями, имеющими тесные связи с национальными правительствами и осуществляющими лоббирование своих интере-сов через национальные и международные органы власти. В Россию еще мало мощных вер-тикально интегрированных структур, как международные ТНК, которые могут вести эффек-тивную конкурентную борьбу. В сельскохозяйственном производстве скорее идет пассивное приспособление крестьян к меняющимся условиям, часто выражающееся в свертывании производства. Развитым странам, основным экспортерам продовольствия, сейчас выгоднее продавать с убытком излишки продукции, так как это минимизирует их издержки. России же, на данном этапе, выгоднее купить подороже продукты на внутреннем рынке, так как это максимизирует доходы общества и государства в целом. Тем более, что конкурентные цены, складывающиеся на мировом рынке, не всегда отражают истинное положение рыночной конъюнктуры. Дешевый импорт может носить черты монополистического характера, быть мнимым или временным [5].
Институциональные преобразования в аграрной сфере России пока не получили доста-точного динамизма. Далеко не завершена земельная реформа. Пока в России нет объектив-ных условий, которые могут обеспечить это, в первую очередь, общая убыточность сельско-хозяйственного производства, как источника земельной ренты в аграрном производстве, без чего невозможно обеспечить нормальное функционирование земельного рынка. Выявлено, что для эффективного действия конкурентного механизма в аграрном секторе России недос-таточно институциональных преобразований только в сфере собственности, необходимо создание соответствующей институциональной среды, выраженное в единстве действия эко-номических, правовых, социальных институтов рыночного хозяйства. Негативное давление внешних условий тормозит проведение структурной перестройки сельскохозяйственного производства. Пока не удается переломить тенденцию к свертыванию и натурализации сель-скохозяйственного производства. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, других рыночных институтов, обуславливают высокие трансакционные издержки в экономике Рос-сии. Это сдерживает развитие эффективных производственных структур в аграрном секторе. Ведет к тому, что пока на аграрном рынке России преобладают нетипичные субъекты конку-рентной борьбы, такие как крупные коллективные хозяйства, а так же подсобные хозяйства населения [5].
Негативное давление внешних условий не дает возможности фермерским хозяйствам реализовать все потенциальные преимущества, которые заложены в них. Поэтому их роль на продовольственном рынке России пока очень мала. В этих условиях, по нашему мнению, це-лесообразно развитие различных форм кооперации и интеграции в аграрном производстве, в том числе небольших коллективных форм хозяйствования. Мировой опыт хозяйствования доказал эффективность и жизнеспособность такой формы организации производства в сель-ском хозяйстве. Мы считаем, что и в России есть объективные условия для появления и функционирования таких хозяйств. Одновременно необходима вертикальная интеграция производства на основе использования потенциала существующих коллективных хозяйств, агрокомбинатов, образования новых кооперативных форм хозяйствования. Надо ориентиро-ваться на создание таких структур, которые могут вести конкуренцию не только в производ-стве, но и в сфере сбыта продукции. В связи с этим необходимо ускоренное развитие произ-водственной инфраструктуры аграрного производства. Именно она способствует минимиза-ции трансакционных издержек, усиливает конкуренцию на рынке и конкурентоспособность участников этой борьбы. В первую очередь, это развитие финансово-кредитной сферы, раз-витие коммуникаций, информационное обеспечение аграрного производства. Это поможет быстрее реализовать потенциальные возможности российского агропромышленного ком-плекса. Специфика формирования конкурентной среды в аграрной сфере России может быть
раскрыта как: создание соответствующих институциональных условий, адекватных совре-менному рыночному порядку, дающих возможность более полной реализации потенциаль-ных конкурентных преимуществ аграрного сектора России [3].
В реализации этих возможностей важное место занимает участие государства. Рынок аг-рарной продукции подразумевает активное участие государства в формировании конкурент-ной среды в этой отрасли.
Конкуренция в аграрном секторе является результатом действия единства противоречи-вых факторов: максимальной свободы деятельности рыночных сил и значительного воздей-ствия государства на идущие в отрасли процессы, что обеспечивает в целом эффективность общественного производства. Регулирование конкуренции на аграрном рынке в развитых странах представляет собой развитую и дорогостоящую систему. В настоящее время в Рос-сии невозможно обеспечить такую же мощную поддержку аграрной сферы, но можно учесть принципы и методы, используемые для этого. Обобщение теоретических основ и практики государственного регулирования конкурентных отношений в аграрном секторе за рубежом и в России позволяют нам сформулировать следующие направления государственной под-держки формирования конкурентной среды на современном этапе переходного периода. Свои усилия правительство может сконцентрировать для создания благоприятных условий в аграрном производстве и создания системы сбыта для отечественных продуктов питания, в том числе и с привлечением иностранного капитала. Это введение льготного налогового ре-жима для аграрного сектора, ограничение деятельности естественных монополий на аграр-ном рынке, всемерное содействие в становлении и развитии производственной инфраструк-туры, применение протекционистской политики по отношению к внутреннему продовольст-венному рынку. Реализация данных мероприятий предполагает целый комплекс программ и мероприятий. В первую очередь завершение создания законодательной базы, разграничение функций различных государственных органов, что в конечном счете должно привести к по-степенному становлению и укреплению действия конкурентного механизма в аграрном сек-торе экономики России [4].
Функционирование в условиях конкурентного рынка предполагает использование про-изводителями всех методов конкурентной борьбы. Это и ведение ценовой конкуренции и не-ценовая конкуренция. Как мы выяснили, одной из причин медленной адаптации сельскохо-зяйственного производства к рыночному порядку, является отсутствие опыта ведения конку-рентной борьбы субъектами производства. Для обеспечения конкурентоспособности, рос-сийскому аграрному сектору необходимо резко увеличить производительность труда, улуч-шить качество продукции, увеличить глубину переработки продовольственных товаров, расширить ассортимент предлагаемой продукции. Для этого необходима оптимизация струк-
туры производства, улучшение стада животных, оптимизация структуры выпускаемой про-дукции. А так же расширение подсобного производства на селе, широкое использование маркетинга, рекламы. При осуществлении рекламной кампании необходима консолидация усилий частных российских фирм, государственных и негосударственных организаций в пропаганде отечественных продуктов. В основе конкурентоспособности наших продуктов, по нашему мнению, должна быть экологическая чистота российских продовольственных то-варов, на основе производства экологически чистого сырья. Для этого необходимо привле-чение в производство достижений науки в области селекции, биотехнологии и других сфер. Все это может позволить в будущем обеспечить конкурентоспособность российских произ-водителей на мировом и отечественном аграрном рынке [1].
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует система мониторинга со-стояния конкурентной среды, показатели и критерии ее оценки. Ощущается серьезный де-фицит глубоких научных исследований состояния конкурентной среды. Немногочисленные исследования, проведенные в последнее десятилетие, основываются на качественных пока-зателях, полученных в результате опросов предпринимателей. Такие исследования не позво-ляют получить количественные оценки уровня конкуренции, однако они дают возможность качественного анализа состояния дел, также необходимого для разработки Программы раз-вития конкуренции.
Свидетельством невысокой интенсивности конкуренции являются низкие показатели мобильности российских компаний – как входа на рынок, так и выхода с рынка. Эти показа-тели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве стран с развитой и раз-вивающейся экономикой [2].
Кроме того, вследствие высоких административных барьеров, необоснованных префе-ренций со стороны государства, высоких транспортных издержек в большей части отраслей и рынков, а также несовершенства антимонопольного регулирования, имеют место искаже-ния конкурентной среды. На сегодняшний день около 20% участников российских рынков не ощущают конкуренции как важного фактора принятия бизнес-решений, и при этом лишь около 37% ощущают острую конкуренцию как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных конкурентов.
Малое развитие конкуренции на рынках Российской Федерации далеко не всегда явля-ется реализацией угроз, связанных со структурой рынка и институциональной средой дея-тельности компаний. В том числе, ответственность лежит и на проводимой конкурентной политике. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использова-лись защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольно-го законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ог-
раничено довольно узким инструментарием, направленным, прежде всего, на устранение правонарушений, а не развитие конкуренции. Более того, чрезмерное ужесточение антимо-нопольного регулирования наоборот может оказать отрицательное воздействие на состояние конкурентной среды, снижая стимулы для предпринимательской деятельности и ограничи-вая эффективные для экономического развития деловые практики.
Перечисленные выше опросы предприятий и аналитические исследования показывают, что препятствиями развития конкуренции являются:
- негативное воздействие государства на состояние конкурентной среды: чрезмерное ко-личество и необоснованность административных барьеров, излишнее государственное регу-лирование, избыточное присутствие государства в экономике, систематическое нарушение органами государственной власти антимонопольного законодательства;
- несоответствие уровня, темпов развития и размещения транспортной и энергетической инфраструктуры потребностям бизнеса;
- недостаток информационного обеспечения рыночных процессов: отсутствие механизмов прозрачного ценообразования и общепризнанных индикаторов цены на рынках однородных товаров.
Недостаточная защита прав собственности снижает стимулы входа на рынки новых участников, искажает стимулы предпринимателей в сторону краткосрочных целей, и не спо-собствует привлечению долгосрочных инвестиций в новые активы, которые должны слу-жить главной движущей силой конкуренции.
В процессе проведения административной реформы снято либо снижено значительное количество административных барьеров, в том числе существенно сокращен перечень ли-цензируемых видов деятельности, часть из них планируется заменить обязательным страхо-ванием, упрощен порядок регистрации организаций и предпринимателей, сокращен перечень товаров подлежащих обязательной сертификации, для отдельных видов деятельности разра-ботан уведомительный порядок начала их осуществления.
Однако на данный момент работа по снижению административных барьеров не завер-шена – значительное количество обязательных процедур и требований подлежат отмене, со-кращению и изменению. Кроме того, подлежат разработке механизмы, препятствующие по-явлению новых административных барьеров.
Опросы предпринимателей показывают, что административные барьеры являются су-щественным, а для некоторых новых и малых предприятий, а также предприятий в сферах деятельности с относительно небольшой нормой рентабельности, запретительно высокими.
В отношениях органов исполнительной власти, с одной стороны, и бизнеса, с другой, остаются нерегламентированные области, создающие риск коррупции. Во многих сферах со-
храняются ограничения входа новых участников на рынки в виде необоснованных разреше-ний, избыточного количества лицензий или мер таможенно-тарифного регулирования. Не полностью разграничены функции по контролю (функции по проведению испытаний, изме-рений, экспертиз) и надзору (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разреше-ний, приостановление деятельности).
Значимой проблемой является нелегальное вмешательство органов власти и их должно-стных лиц в экономические отношения. На региональном и муниципальном уровнях исполь-зуется практика неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискрими-национный подход к оказанию услуг, организация давления посредством использования ад-министративного ресурса и пр. Это подтверждается данными ФАС России, которые свиде-тельствуют о пренебрежении органов власти к антимонопольному законодательству. Так, за последние 2,5 года доля нарушений антимонопольного законодательства органами власти остается чрезвычайно и устойчиво высокой. Почти половина всех дел о нарушении антимо-нопольного законодательства по статистике приходится на долю неконкурентных действий органов власти: 46,2% в 2007 году. При этом количество таких дел по сравнению с преды-дущим годом возросло на 17%, а доля повторных нарушений органами власти составила 22% (2007 г.) в общем количестве выявленных нарушений. При этом очевидно, что значительная часть правонарушений, совершаемых органами власти, остается латентной и не фиксируется статистикой ФАС России.
Нестабильность базовой инфраструктуры может стать серьезным фактором ослабле-ния конкурентоспособности российских предприятий. Центральной причиной этого является незавершенность реформ в сфере электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, а также отсутствие экономических агентов, обладающих необходимыми стимулами и возмож-ностями для того, чтобы поддерживать инфраструктурные сети в рабочем состоянии.
В некоторых отраслях угрозой конкуренции являются структурные диспропорции, как унаследованные от советской системы размещения ресурсов, так и созданные в ходе эконо-мического развития последних лет. В структуре отраслей сохраняется преобладание крупных и сверхкрупных предприятий, при незначительной доле малого и среднего бизнеса. В тече-ние последних десяти лет концентрация производства в ряде отраслей резко повысилась бла-годаря слияниям, а в системе торговли – благодаря конкуренции между крупными сетевыми торговыми организациями.
При этом степень негативного влияния относительно высокой концентрации произ-водства в российской экономике, как правило, преувеличивается. Сам факт высокой концен-трации на рынке не означает заниженного уровня конкуренции. Согласно опросам предпри-ятий малого бизнеса только 22% представителей малых предприятий считают «монополиза-
цию рынка крупными компаниями» угрозой для малого бизнеса. Крупный бизнес может служить фактором развития малого и среднего бизнеса в процессе расширения практики субконтрактации и аутсорсинга.
Система мер по развитию конкуренции должна быть направлена на расширение пред-ложения товаров и услуг на внутреннем рынке за счет снижения обозначенных выше барье-ров, препятствующих увеличению производства и входа новых участников рынка.

Список литературы

1. Рысьмятов А.З., Следева Е.А. Мониторинг эффективности предпринимательской деятель-ности // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. № 5. С.98 - 103.

2. Серков, А.Ф. Производительность труда и конкурентоспособность продукции сельского хозяйства в России и в других странах // Экономика сельскохозяйственных и перерабаты-вающих предприятий. 2012. № 4. С. 7-9.

3. Соколова Л.В. Адаптация предприятий к условиям рынка. Харьков: Изд-во: ФОРТ. 2016. 246 с.

4. Таранов П. М. Российская агропродовольственная система в контексте конкурентоспособ-ности и продовольственной безопасности // Экономика сельскохозяйственных и перерабаты-вающих предприятий. 2011. № 10. С. 20 -23.

5. Чупина И. П. Развитие региональной системы агропродовольственной самообеспеченно-сти в условиях конкурентной среды на продовольственном рынке. Екатеринбург. Изд-во Ур-ГАУ. 2010. 190 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?