Россия
ГРНТИ 12.01 Общие вопросы науковедения
Для успешного внедрения системы управления охраной труда в организации следует придерживаться практических рекомендаций, содержащихся в стандарте, на основе которого строится система управления охраной труда. Система управления охраной труда (СУОТ) – это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
система менеджмента, охрана труда, комплекс, безопасность труда, стандарт, СУОТ.
Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано правительством, работодателями и работниками.
Основными задачами СУОТ являются:
• гарантия безопасной эксплуатации производственного оборудования, технологических процессов, зданий и сооружений;
• обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
• выбор оптимального режима труда и отдыха и лечебно-профилактического обслуживания персонала;
• информирование о безопасности труда;
• улучшение условий труда работников;
• профессиональный отбор;
• обучение и инструктаж работников по охране труда.
В настоящее время действует национальные стандарты на систему управления охраной труда в организации [1, 2].
Типовое положение о СУОТ утверждается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Действующее в настоящее время Типовое положение о СУОТ утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н.
На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации.
Применение СУОТ способствует выполнению этих требований. Поэтому указанные стандарты являются практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.
Организующим звеном при внедрении и функционировании СУОТ является служба охраны труда или специалист по охране труда. Успешная деятельность СУОТ в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области охраны труда [5, 6].
Внедряя СУОТ в организации, необходимо помнить:
• все запланированные мероприятия и цели, на достижение которых они направлены, методы и средства, с помощью которых планируется достижение поставленных целей, должны быть отражены в соответствующих документах организации;
• все ответственные за разработку и/или внедрение каждого элемента СУОТ, а также их полномочия и компетенции также должны быть закреплены документально и утверждены руководителем организации;
• заранее должны быть подготовлены механизмы контроля и аудита выполняемых мероприятий: определены проверяющие, разграничены их функции и сферы ответственности, подготовлены формы отчетности и прочие;
• важнейшим элементом СУОТ является участие в ее функционировании и осведомленность каждого работника организации на основе социального диалога;
• результаты всех мероприятий, а также результаты контроля и аудита должны быть задокументированы и проанализированы, на основе чего должны делаться выводы о необходимости совершенствования отдельных элементов СУОТ;
• вместе с тем необходимо учитывать, что на разработку и внедрение СУОТ оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда. Поэтому СУОТ одной организации может отличаться от СУОТ организации.
Внедрение СУОТ в организации содержит в себе следующие этапы:
• предварительный анализ состояния охраны труда и изучение нормативной правовой базы;
• планирование политики и мероприятий по организации и функционированию СУОТ;
• разработка и применение СУОТ;
• контроль функционирования СУОТ;
• анализ функционирования СУОТ.
Подробно разберём каждый из этапов для понимания процедуры внедрения СУОТ.
Предварительный анализ состояния охраны труда в организации включает в себя:
• выбор видов производственной деятельности, оценка (идентификация) рисков и отнесение предприятия к классу профессионального риска;
• подбор безопасного производственного процесса (при проектировании предприятия), изучение и анализ условий труда на действующих рабочих местах;
• подбор безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при
проектировании предприятия), изучение и анализ травмоопасности действующих рабочих мест;
• одбор территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности;
• подбор здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда, с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности;
• подбор административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям строительных норм и правил, организация лечебно-профилактического обслуживания;
• определение штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда;
• комплектование нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности проектируемого предприятия, проверка применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего предприятия;
• приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверка приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях;
• подбор средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности, проверка эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности;
• определение гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверка правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии в соответствии с результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда);
• организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра.
Планирование системы управления охраны труда.
Концепция (политика) охраны труда содержит следующее:
• работодатель должен сформулировать и документировать основные (стратегические) направления охраны труда, а также обязательства выполнения законодательных требований и осуществления постоянного совершенствования СУОТ [7].
Цели и задачи в области охраны труда:
1. Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать документально оформленные, согласованные с концепцией охраны труда цели в области охраны труда. Для
эффективного контроля достижения поставленных целей и задач они должны быть количественно выражены, по мере возможности.
2. При планировании работ по охране труда действующая организация должна учитывать законодательные требования и иные требования, которые она обязуется выполнять, а также результаты предварительного анализа. Кроме того, она должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон.
Разрабатывая план (программу) по охране труда организация должна определять:
• ответственность и необходимые полномочия для соответствующих функций и уровней в организации;
• материальные ресурсы и сроки достижения целей и выполнения задач.
Планы (программы) должны пересматриваться на регулярной запланированной основе и корректироваться.
Разработка и применение системы управления охраной труда
1. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля над их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлениями Минтруда РФ [8, 9].
Документальным оформлением распределения обязанностей и полномочий могут быть: приказы, должностные инструкции, трудовые договоры и др.
2. Подготовка и обучение персонала
Вся деятельность предприятия должна осуществляться с учетом проведения обучения персонала. Подготовку и обучение персонала выполняют в соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.
В рамках контроля обучения на предприятии должны вестись протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и журналы регистрации инструктажа:
• вводного;
• первичного – на рабочем месте;
• повторного;
• целевого;
• внепланового.
Обучение следует проводить по программам, разработанным для соответствующих групп работников с учетом инструкций по охране труда.
3. Доступность информации
Работодатель обеспечивает систему информирования работников о режиме труда и отдыха работников, соблюдении дисциплины труда, об условиях и охране труда на рабочих местах работников.
Работодатель обеспечивает доступность информации и ознакомление работников с изданными приказами под роспись с размещением документов в доступном месте.
Работодатель организует поступление нормативного документа и периодики (журналов) в области охраны труда.
4. Документация системы управления охраной труда
Организация должна вести документы, включая записи, которые по решению организации необходимы для обеспечения эффективного планирования, функционирования и контроля за процессами, относящимися к менеджменту рисков, в соответствии с видом экономической деятельности.
Система управления охраной труда предусматривает:
• проектные решения с учетом вида деятельности предприятия;
• экспертные заключения по предприятию;
• акты ввода в эксплуатацию;
• документацию, связанную с концепций (политикой) в области охраны труда;
• документацию, связанную с положением о системе управления охраной труда;
• определение целей в области охраны труда (составление планов по улучшению условий труда);
• приказы о введении в действие системы управления охраной труда;
• должностные инструкции;
• приказы о назначении лиц, ответственных за функционирование системы управления охраной труда;
• заключение коллективного договора;
• заключение соглашения по охране труда;
• разработку программы обучения персонала по охране труда (вводного и первичного инструктажа);
• инструкции по охране труда по профессии и видам работ;
• ведение протоколов заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников;
• журналы, в которых ведутся: регистрации инструктажей, учет инструкций по охране труда для работников, учет выдачи инструкций по охране труда для работников, регистрации несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда;
• карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
• акты проведения медицинского обследования работников;
• учет данных о состоянии здоровья работников;
• разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск);
• акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента;
• результаты специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда);
• результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством;
• работодатель обязан организовать ведение и хранение вышеперечисленной документации надлежащим образом.
5. Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма
Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма осуществляется созданием безопасных условий труда путем:
• организации функционирования системы управления охраной труда в соответствии с требованиями нормативных актов;
• проведения специальной оценки условий труда;
• устранения (уменьшения) опасных и вредных производственных факторов;
• обеспечения надлежащей безопасности производственного оборудования, безопасности производственного процесса в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности;
• обеспечения выполнения требований к территории, зданиям, сооружениям, помещениям в соответствии с нормативным правовым актом в области охраны труда с учетом вида деятельности;
• организации предсменного (внутрисменного) контроля состояния здоровья на алкоголь и наркотическое опьянение;
• обозначения опасных зон, разработки маршрутов передвижения работников и транспорта;
• применения знаков безопасности и цветов безопасности по ГОСТ 12.4.026;
• использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
• проведения в установленные сроки надлежащих испытаний (оборудования, средств защиты, средств сигнализации, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования, транспорта, грузоподъемных устройств, вышек, лифтов);
• контроля исходного сырья, комплектующих, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования на соответствие требованиям безопасности;
• соблюдения режимов труда и отдыха;
• информирования работников о состоянии условий и охраны труда;
• выполнения текущего контроля состояния условий и охраны труда;
• своевременного информирования работников о состоянии условий труда по результатам специальной оценки условий труда;
• надлежащего финансирования мероприятий охраны труда в объеме не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции;
• подготовки персонала по охране труда.
Необходимость в проведении корректирующих действий возникает при выявлении несоответствий в функционировании системы управления охраной труда, проявившихся в момент проведения текущего и реагирующего контроля, аудита, инцидентах, авариях и несчастных случаях.
Корректирующие действия заключаются в устранении причин выявленных (проявившихся) недостатков для чего осуществляют:
• внесение изменений в документацию системы управления охраной труда;
• выход с инициативой о внесении изменений в требования нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности;
• перераспределение ответственности и полномочий в области охраны труда;
• перераспределение ресурсов.
Проверка системы управления охраной труда
1. Текущий контроль.
Текущий контроль достижения целей представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и охраны труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.
Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя:
• контроль достижения целей;
• систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
• контроль производственной среды, включая организацию труда.
• контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер.
• оценку соответствия нормативным правовым актам, коллективным договорам (соглашениям) и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя предприятием.
Малые предприятия с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль:
• I ступень – ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест;
• II ступень – ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов предприятия, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива;
По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.
Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда.
2. Реагирующий контроль.
Реагирующий контроль становится необходимым в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда.
Реагирующий контроль возлагается на высшее руководство, специалистов по охране труда и непосредственных руководителей работ.
Реагирующий контроль заключается в учете и анализе проявившихся опасностей.
Реагирующий контроль необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.
3. Проверка (аудит) функционирования системы управления охраной труда.
Проверка (аудит) системы управления охраной труда – это обследование с целью установить, соответствует ли деятельность и связанные с ней результаты запланированным, и являются ли принимаемые меры эффективными.
Проверка (аудит) позволяет контролировать эффективность всех элементов системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов.
Проверка (аудит) системы управления охраной труда проводится для:
• определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда;
• определения соответствия системы управления охраной труда требованиям стандарта, положениям политики в области охраны труда;
• определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки.
• рассмотрения и учета результатов предыдущих проверок (аудитов) системы управления охраной труда;
• представления информации по результатам проверок (аудитов) системы управления охраной труда руководству организации.
Для обеспечения систематической проверки (аудита) системы управления охраной труда составляют планы проверок и контролируют их результаты. План проведения проверок (аудитов) системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда. Результаты проверки (аудита) необходимо оформлять документально.
Анализ функционирования системы управления охраной труда
Работодатель должен проводить анализы системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечивать ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализ должен включать в себя оценки возможностей для улучшения и потребность внесения в систему управления охраной труда изменений, включая изменения политики и целей в области охраны труда. Необходимо сохранять записи по результатам анализа со стороны руководства.
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя:
• результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять;
• соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы;
• показатели работы организации в области охраны труда;
• степень выполнения целей;
• результаты расследований произошедших в организации инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий;
• результаты предыдущих анализов со стороны руководства;
• меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда;
• рекомендации для улучшения.
Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
1. Лиц, которые ответственны за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер.
2. Комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.
В заключении хотелось бы отметить, что результаты анализа со стороны руководства должны соответствовать обязательствам организации по постоянному улучшению системы управления охраной труда и включать любые решения и действия, связанные с возможными изменениями в параметрах, политике, целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда.
1. РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»
2. ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»,
3. ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»
4. ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».
5. Бершадский В. Я. Управление безопасностью труда: курс лекций / В. Я. Бершадский, Б. А. Воронин; Уральский ГАУ. - Екатеринбург, 2016. - 253 с.
6. Электронная система нормативно-технической информации «Техэксперт». - Режим доступа: http://www.cntd.ru.
7. МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001 Руководство по системам управления охраной труда. - Режим доступа: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/control_sys_osh.pdf
8. Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации: Постановление Минтруда РФ № 14 от 8 февраля 2000 г. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-mintruda-rf-ot-08022000-n-14/
9. Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда: Постановление Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-mintruda-rf-ot-17012001-n-7/