ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСТРУЗИОННЫХ ДОБАВОК С КОМПЛЕКСОМ ВЫСОКОДИСПЕРСНЫХ МЕТАЛЛОВ В КОРМЛЕНИИ МЯСНЫХ БЫЧКОВ
Рубрики: БИОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводятся результаты исследований по влиянию скармливания молодняку крупного рогатого скота в составе рационов экструдированных кормов с высокодисперсными частицами металлов на потребление кормов и питательных веществ рационов, а также на рост и развитие животных. Как следует из полученных нами результатов, наибольшей поедаемостью кормов характеризовались бычки II опытной группы, получавшие в составе своего рациона экструдат с высокодисперсными частицами металлов, за период опыта они потребили больше силоса кукурузного по сравнению со сверстниками из контрольной и I опытной групп на 5,4 и 2,3 %, сена суданки – на 3,06 и 1,6 %. Бычки опытных групп превосходили контрольную по потреблению основных питательных веществ рационов, за исключением сырого жира. Коэффициенты переваримости питательных веществ рационов были наибольшими у бычков II опытной группы. По среднесуточному приросту живой массы бычки II опытной группы опережали контроль на 10,1 %. Согласно данным, полученным в ходе проведения эксперимента, применение в составе рациона молодняка крупного рогатого скота экструдированного продукта с высокодисперсными частицами способствует лучшему потреблению и переваримости питательных веществ корма, а также положительно влияет на динамику живой массы и интенсивность их роста. Таким образом, выявленный нами факт значительного увеличения прироста бычков II опытной группы, получавших экструдированный корм с добавками высокодисперсных частиц металлов, доказывает огромную роль полноценности кормления животных и её влияния на рост и развитие живого организма, что делает актуальным применение данных кормовых добавок при выращивании молодняка крупного рогатого скота.

Ключевые слова:
мясное скотоводство, бычки, высокодисперсные частицы металлов, экструдирование, весовой рост, переваримость, потребление кормов.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

 

Введение

Полноценное обеспечение животных необходимым количеством питательных веществ в первую очередь обуславливается производством полнорационных комбикормов, которые содержат в своём составе высокоусвояемые питательных вещества. Примером таких веществ являются биологически активные добавки в виде высокодисперсных частиц металлов [1–4].

Эффективность использования высокодисперсных частиц металлов в кормлении сельскохозяйственных животных подтверждается многочисленными исследованиями [5–7]. Введение в рационы животных кормов, содержащих экструдированные продукты с высокодисперсными порошками металлов, способствует улучшению полноценности их питания, продуктивности и качественных показателей получаемой продукции [1, 8, 9].

Таким образом, перспективным представляются исследования оценки эффективности применения в составе рациона экструдированных добавок с высокодисперсными частицами металлов в кормлении сельскохозяйственных животных.

Цель и методика исследований

Целью данного исследования являлось изучение влияния экструдированных кормовых добавок с высокодисперсными порошками эссенциальных металлов на продуктивные качества молодняка крупного рогатого скота.

Для приготовления опытных кормовых добавок использовались: отруби пшеничные, высокодисперсный кальцийсодержащий препарат и высокодисперсные частицы металлов (железо, медь, цинк). Процесс экструдированния производился при помощи универсального одношнекового пресс-экструдера ПШ-30/1 при влажности смеси 30 %.

Исследования были выполнены на модели бычков казахской белоголовой породы. Возраст – 13 месяцев. Живая масса – 320330 кг. По принципу пар-аналогов были сформированы три группы животных (n = 15). За период эксперимента рацион молодняка в среднем состоял из 13,7 кг силоса кукурузного, 3,3 кг сена суданки и 3,6 кг комбикорма. Комбикорма включали в свой состав 40 % дроблёного ячменя, 30 % пшеничных отрубей, 20 % подсолнечного жмыха, 10 % пшеницы. В рационах I и II опытных групп пшеничные отруби заменяли экструдированным продуктом. Экструдированный продукт I опытной группы состоял из пшеничных отрубей, а II опытной группы включал в свой состав 79,9 % пшеничных отрубей 20 % высокодисперсного карбоната кальция и 0,1 % премикса с высокодисперсными порошками металлов (на 1 кг экструдата 0,1 г Cu, 0,1 г Zn, 2 г Fe). Основному периоду, который длился 152 суток, предшествовал 30-дневный подготовительный.

Рационы бычков составлялись с учётом химического состава кормов и периодически корректировались в зависимости от возраста и живой массы согласно нормам кормления. Минеральные вещества вводили в рацион за счёт специально подобранного премикса, входящего в состав концентрированной части рациона.

В подготовительный период была установлена поедаемость кормов, животные были приучены к оборудованию для проведения балансовых опытов. В учётный период был проведен строгий индивидуальный учёт съеденных кормов и их остатков, общее количество выделенных за сутки кала и мочи.

Контроль весового роста бычков осуществлялся посредством индивидуального ежемесячного взвешивания утром перед процессом кормления и поения. На основании полученных данных были рассчитаны абсолютный и среднесуточный приросты.

Статистическая обработка проведенных исследований была осуществлена с использованием программ Excel, Stаtisticа 10,0. Обработка цифровых данных производилась методом вариационной статистики.

Результаты исследований

Результаты исследований показали, что поедаемость компонентов рационов за период опыта была различной. В I опытной группе поедаемость составляла: для сена суданского – 96,8 %, для силоса кукурузного – 90,1 %, во II опытной группе – соответственно 97,7 и 92,2 %, в контрольной группе – 95,2 и 87,5 %. Поедаемость комбикорма во всех группах составила 100 %. По потреблению кукурузного силоса за период опыта бычки II опытной группы превосходили сверстников из контрольной и I опытной на 5,4 и 2,3 %, а сена суданки –  на 3,06 и 1,6 %.

В результате неодинаковой поедаемости рационов наблюдались различия и в потреблении питательных веществ (табл. 1). Так, бычки контрольной группы уступали опытным в потреблении кормовых единиц на 0,8 и 1,7 %, обменной энергии – на 1,2 и 2,4 %, переваримого протеина – на 4,9 и 7,3 %, органического вещества – на 1,9 и 2,1 %, сухого вещества – на 2,0 и 2,2 %, сырой клетчатки – на 2,0 и 3,0 %, сырого протеина – на 3,1 и 7,0 %, безазотистых экстрактивных веществ – на 3,2 и 2,6 % соответственно. По потреблению сырого жира опытные группы уступали контрольной на 26,0 и 28,0 %.

Таблица 1

Фактическое потребление кормов подопытными животными, кг

Table 1

Actual feed consumption of experimental animals, kg

Показатель

Indicator

Группа

Group

Контрольная

Control

I опытная

I experimental

II опытная

II experimental

Силос кукурузный, кг

Corn silage, kg

1783

1837

1879

Сено суданки, кг

Sudangrass hay, kg

490

497

505

Комбикорм

Mixed fodder

547

Комбикорм + экструдат, I опытная

Mixed fodder + extrudate, I experimental

547

Комбикорм + экструдат, II опытная

Mixed fodder + extrudate, II experimental

547

В рационе содержится

The ration contains

Кормовых единиц

Feed unit

1188

1197

1209

Обменной энергии, МДж

Exchange energy, MJ

12 870

13 021

13 188

Переваримого протеина

Digestible protein

105

110

113

Сырого протеина

Crude protein

164

172

176

         

 

Нами выявлены различия по переваримости питательных веществ рационов между группами. У бычков опытных групп коэффициенты переваримости были выше показателей контрольной группы: по сухому веществу на 1 и 2,7 %, органическому веществу – на 1 и 2,5 % (P ≤ 0,05), сырому протеину – на 1,5 и 2,8 % (P ≤ 0,05), сырому жиру – на 2 и 2,4 %, сырой клетчатке – на 0,1 и 1,0 %, безазотистым экстрактивным веществам – на 1 и 3 % соответственно.

В ходе анализа развития ростовых показателей бычков видно, что превосходство опытных групп живой массы относительно контрольной в возрасте 15 месяцев составило 1,2–1,9 %. В 18 месячном возрасте данное превосходство достигло 1,2–2,7 % (P ≤ 0,05) соответственно (рис. 1).

Рис. 1. Динамика живой массы бычков, кг

Fig. 1. Dynamics of live weight of bulls, kg

Более наглядно результаты интенсивности роста массы тела молодняка можно проследить по их среднесуточном приростам.

Установлено, что на протяжении всего учётного периода среднесуточный прирост живой массы бычков опытных групп был выше, чем у сверстников контрольной группы (рис. 2).

Рис. 2. Динамика среднесуточных приростов бычков, г/гол/сут

Fig. 2. Dynamics of average daily gains of bulls, g/head/day

 

Так, в возрасте 15–16 месяцев их среднесуточный прирост превышал контрольную на 1,8 и 7,7 % (P ≤ 0,05), в 17–18 месяцев – на 0,3 и 4,8 % (P ≤ 0,05). За весь период опыта среднесуточный прирост живой массы бычков опытных групп был выше контрольной на 4,5 и 10,1 % (P ≤ 0,05) соответственно.

Выводы. Рекомендации

Согласно данным, полученным в ходе проведения эксперимента, применение в составе рациона молодняка крупного рогатого скота экструдированного продукта с высокодисперсными частицами способствует лучшему потреблению и переваримости питательных веществ корма, а также положительно влияет на динамику живой массы и интенсивность их роста.

Выявленный нами факт значительного увеличения прироста бычков II опытной группы, получавших экструдированный корм с добавками высокодисперсных частиц металлов, доказывает огромную роль полноценности кормления животных и её влияния на рост и развитие живого организма, чем подтверждает целесообразность использования наших кормовых средств при выращивании молодняка крупного рогатого скота.

 

Список литературы

1. Атландерова К. Н., Дускаев Г. К., М Курилкина. Я., Муслюмова Д. М. О возможностях использования наночастиц металлов совместно с веществами anti-quorum // Инновационные направления и разработки для эффективного сельскохозяйственного производства: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти чл.-корр. РАН В. И. Левахина. 2016. С. 154-156.

2. Miroshnikov S. A., Yausheva E. V., Sizova E. A., Miroshnikova E. P., Levakhin V. I. Comparative assessment of effect of copper nano- and microparticles in chicken // Oriental Journal of Chemistry. 2015. Т. 31. No. 4. Pp. 2327-2336.

3. Курилкина М. Я., Холодилина Т. Н., Муслюмова Д. М., Завьялов О. А., Атландерова К. Н. Баланс азота, обмен кальция и фосфора в организме бычков при использовании рационов, содержащих высокодисперсные частицы металлов // Животноводство и кормопроизводство. 2018. № 1 (101). С. 116-122.

4. Мирошников С. А., Завьялов О. А., Фролов А. Н., Харламов А. В., Дускаев Г. К., Курилкина М. Я. Разработка метода выявления элементозов крупного рогатого скота // Вестник мясного скотоводства. 2016. № 4 (96). С. 73-78.

5. Мирошников С. А., Гарипова Н. В., Холодилина Т. Н., Курилкина М. Я., Дускаев Г. К. Продуктивное действие и переваримость кормов при использовании в кормлении птицы микрочастиц железа // Животноводство и кормопроизводство. 2018. № 2 (101). С. 7-16.

6. Курилкина М. Я., Холодилина Т. Н., Муслюмова Д. М., Завьялов О. А., Гарипова Н. В., Макаева А. М. Морфобиохимические показатели крови бычков, содержащихся на рационах с включением комплекса высокодисперсных металлов // Животноводство и кормопроизводство. 2018. № 2 (101). С. 131-136.

7. Мирошников С. А., Гарипова Н. В., Холодилина Т. Н., Курилкина М. Я., Дускаев Г. К. Продуктивное действие и переваримость кормов при использовании в кормлении птицы микрочастиц железа // Животноводство и кормопроизводство. 2018. № 2 (101). С. 7-16.

8. The Reference Intervals of Hair Trace Element Content in Hereford Cows and Heifers (Bos taurus) / Miroshnikov S. A., Zavyalov O. A., Frolov A. N. [et al.] // Biological Trace Element Research. 2017. V. 180. Issue 1. Pp. 56-62.

9. Bhupinder Singh Sekhon. Nanotechnology in agri-food production: an overview // Nanotechnol Sci Appl. 2014. No. 7. Pp. 31-53.

Войти или Создать
* Забыли пароль?