ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация. Развитие моногородов в современных условиях играет важную роль, так как они обеспечивают развитие промышленности страны и задают ее темп развития. Инвестиционная и инновационная деятельность служит залогом обновления основных производственных фондов, создания новых рабочих мест и роста конкурентоспособности отечественных предприятий. В статье рассмотрено текущее положение Свердловской области по объему валового регионального продукта, проведен анализ ведущих отраслей промышленности региона. Исследованы проекты федеральной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Показан объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности по Свердловской области. Представлена методика по применению проекта «Цифровые технологии» для улучшения инвестиционной привлекательности рассматриваемого субъекта страны. Цель исследования – анализ развития цифровой экономики и ее влияние на моногорода Свердловской области. Методы. В качестве основного был использован системный подход, применялись методы сравнительного анализа, сопоставления, аналогии и обобщения. Результаты исследования. Основным результатом данного теоретико-методического исследования является анализ программ по цифровизации регионов на примере Свердловской области. Авторы предлагают конкретные мероприятия по внедрению цифровых проектов на территории моногородов, обосновывая их необходимость. Потребность предложенных мероприятий обусловлена важностью повышения инвестиционной привлекательности территорий. Выводы. Авторами проанализированы основные экономические показатели Свердловской области, в т. ч. объем инвестиций в основной капитал, определены ключевые возможности реализации программ цифровой трансформации на территории моногородов, предложены основные мероприятия по улучшению инвестиционного климата в регионе, которые могут быть использованы и в других регионах как модель для тиражирования.

Ключевые слова:
промышленный комплекс, валовый региональный продукт, моногорода, цифровая экономика, цифровизация, цифровые технологии, инвестиции, инновации.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Постановка проблемы (Introduction)

Свердловская область вносит огромный вклад в развитие экономики страны, поскольку обладает диверсифицированным промышленным комплексом, научным и кадровым потенциалом, а также богата природными ресурсами. Стабильно данный регион сохраняет лидерское положение по макропоказателям социально-экономического развития среди других регионов РФ. Основной объем валового регионального продукта Свердловской области традиционно формируется в промышленном секторе экономики – 30,5 %, на втором месте оптовая и розничная торговля – 18,8 %. В секторе операции с недвижимым имуществом формируется 11,6 % общего объема ВРП, в секторе транспорта и связи – 8,7 % [1].

Область устойчиво входит в первую десятку регионов (6 место), на долю которых приходится 53 % суммарного объема отгруженной промышленной продукции Российской Федерации (доля Свердловской области – 3 %). Объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций Свердловской области в 2018 году составил 2 331,5 млрд рублей (113,4 % к уровню 2017 года в действующих ценах), в том числе по видам деятельности:

  1. обрабатывающие производства – 1 956,7 млрд рублей (114,8 % к уровню 2017 года);
  2. обеспечение электрической энергией, газом и паром – 232,9 млрд рублей (106,7 % к уровню 2017 года);
  3. добыча полезных ископаемых – 76,2 млрд рублей (114,9 % к уровню 2017 года) [1].

Значительный рост физических объемов производства отмечен в отдельных подотраслях машиностроительного комплекса: в производстве машин и оборудования – в 1,4 раза к уровню 2017 года; автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов – в 1,3 раза; транспортных средств и оборудования – на 11,6 % [1].

Кроме того, высокие темпы роста производственных показателей наблюдаются в производстве прочей неметаллической минеральной продукции – 105,5 % к уровню 2017 года, пищевых продуктов – 105,3 %, деревообработке – 103,8 %, производстве напитков – 103,1 % [1].

В металлургическом производстве объемы производства продукции выросли на 2,5 % к уровню января – ноября 2017 года [1].

На основании приведенных выше статистических данных можно сделать вывод о развитии Свердловской области [6]. В основном это обеспечивается за счет показателей в отрасли обрабатывающего производства, к которой относятся машиностроительная, металлургическая, деревообрабатывающая промышленности.

Методология и методы исследования (Methods)

Цель исследования – анализ развития цифровой экономики и ее влияние на моногорода Свердловской области.

В качестве основного был использован системный подход, применялись методы сравнительного анализа, сопоставления, аналогии и обобщения.

Результаты (Results)

При изучении темпов развития рассматриваемого региона Российской Федерации необходимо учитывать большую концентрацию в нем моногородов. Они образовались по причине создания промышленных предприятий, от которых зависят благополучие и занятость населения, поскольку они являются градообразующими. Прослеживается неразрывность населенного пункта и градообразующего предприятия, которое не только осуществляет предпринимательскую деятельность, но и зачастую выполняет социальные функции, обеспечивает жизнедеятельность моногородов [2].

В настоящее время в Свердловской области насчитывается 17 моногородов [3]. В них проживает треть населения региона.

Моногорода имеют большое значение для области в целом, так как они обеспечивают ее экономический рост, развитие промышленности, также на территории Свердловской области расположены предприятия-монополисты, которые обеспечивают для страны мировое имя в цветной металлургии [10].

Для социально-экономического развития страны в целом утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Ее выполнение станет продвижением для страны по уровню информационных технологий, использованию искусственного интеллекта, накоплению информации во многих сферах деятельности.

В настоящее время эта программа успешно реализуется в ряде социально значимых сфер. Так, например, в медицине, образовании, в предоставлении государственных услуг и т. д.

Как правило, населенные пункты с градообразующими предприятиями в Свердловской области основаны в XVIIXVIII веках. Политика государства по отношению к этим промышленным организациям и действия их руководства определяют жизнеспособность городов и их социально-культурное развитие. Цифровизация может стать инструментом развития моногородов.

Согласно одобренному Государственной Думой бюджету на реализацию государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» расходы составят 1 634 904 млн руб. Данные представлены в таблице 1. Большая часть средств будет направлена на федеральные проекты «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», что показано на рис. 1.

 

Таблица 1

Финансирование реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [4]

Наименование федерального проекта

Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн руб.)

Всего 2019–2024 (млн руб.)

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1

Нормативное регулирование цифровой среды

297

297

307

265

265

266

1 697

2

Информационная инфраструктура

94 696

322 270

89 799

105 859

89 531

70 246

772 401

3

Кадры для цифровой экономики

10 864

14 886

24 956

30 420

31 853

30 109

143 088

4

Информационная безопасность

7 647

9 674

10 080

1 051

979

773

30 204

5

Цифровые технологии

41 663

77 162

139 313

67 342

65 991

60 338

451 809

6

Цифровое государственное управление

29 284

30 916

40 814

53 078

44 775

36 838

235 705

 

Всего по национальной программе

184 451

455 205

305 269

258 015

233 394

198 570

1 634 904

 

Table 1

Financing of the national program „Digital economy of the Russian Federation“ [4]

No.

Name of the federal project

The amount of financial support for the years of implementation (mln rub.)

20192024 total (mln rub.)

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1

Regulation of the digital environment

297

297

307

265

265

266

1 697

2

Information infrastructure

94 696

322 270

89 799

105 859

89 531

70 246

772 401

3

Human resources for the digital economy

10 864

14 886

24 956

30 420

31 853

30 109

143 088

4

Information security

7 647

9 674

10 080

1 051

979

773

30 204

5

Digital technology

41 663

77 162

139 313

67 342

65 991

60 338

451 809

6

Digital governance

29 284

30 916

40 814

53 078

44 775

36 838

235 705

 

Total national programme

184 451

455 205

305 269

258 015

233 394

198 570

1 634 904

 

 

 

 

 

Рис. 1. Распределение финансирования на федеральные программы в 2019–2024 гг.

Fig. 1. Allocation of funding to Federal programs in 2019–2024

 

Инвестиции занимают важное место в развитии экономики страны, поскольку они служат для обновления основных производственных фондов предприятий, модернизации и автоматизации технологических процессов, а также для создания инноваций.

На рис. 2 представлены инвестиции в основной капитал по субъектам РФ. В тройку лидеров входят следующие федеральные округа: Центральный, Уральский и Приволжский [5].

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал по субъектам РФ за период 2014–2017 гг.

 

 

Fig. 2. Investments in fixed capital by subjects of the Russian Federation for the period 2014–2017

 

Уральский федеральный округ является одним из лидеров по инвестициям в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения, что представлено на рис. 3 [5].

Рис. 3. Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения за период 2014–2017 гг. [5]

Fig. 3. Investments in fixed assets (without budget funds) per capita for the period 2014–2017 [5]

 

При этом прирост инвестиций в основной капитал по стране нестабилен, что отмечено на рис. 4 [5]. Явное снижение прослеживается в 2015 году по всем округам, за исключением Дальневосточного. В 2016 году положение улучшилось практически на всей территории РФ, за исключением Южного федерального округа. При этом лидерами в приросте инвестиций стали Северо-Западный и Уральский федеральные округа. К 2017 году положение изменилось, и лидером стал Дальневосточный федеральный округ, в рассматриваемом Уральском федеральном округе прирост значительно снизился по сравнению с 2016 годом, что может быть связано с риском инвестиционных вложений и ухудшении инвестиционного климата региона.

Рис. 4. Прирост инвестиций в основной капитал (без учета бюджетных средств) за период 2014–2017 гг.

Fig. 4. Growth of investments in fixed assets (excluding budget funds) for the period 2014–2017

 

Также активно осуществляется процесс инвестирования по различным видам экономической деятельности в Свердловской области, что показано на рис. 5. На период 2014–2017 гг. наибольший объем приходится на инвестирование в обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществам, деятельность в области информации и связи [5, 6].

Рис. 5. Объем инвестиций в основной капитал в Свердловской области 2014–2017 гг.

 

Fig. 5. Volume of investments in fixed capital in Sverdlovsk region 2014–2017

 

Таким образом, на основании рис. 5 можно сделать вывод о том, что большая часть средств при инвестировании идет на развитие промышленности в Свердловской области.

Посредством использования цифровизации развитие промышленности и моногородов в рассматриваемом субъекте РФ может протекать гораздо эффективнее для экономики государства.

Поскольку Свердловская область относится к регионам с высокой инвестиционной привлекательностью, но уровень риска оценивается экспертами как средний, необходимо создать условия для инвестиционного и инновационного развития региона. Инструментом этого может стать государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», проект «Цифровые технологии». Средства, направляемые на его реализацию в пределах страны, составляют 451 809 млн руб.

Методика применения проекта «Цифровые технологии» для улучшения инвестиционной привлекательности региона основана на использовании материалов промышленных предприятий отрасли.

На территории Свердловской области располагаются крупные предприятия обрабатывающей промышленности. Многие из них нуждаются в инвестициях для дальнейшего развития, а также для обеспечения инновационной деятельности [9]. В целях привлечения отечественных и иностранных инвесторов необходимо оцифровать продукцию и цели возможных инновационных разработок. Также целесообразно для развития промышленного комплекса моногородов создать обзорные экскурсии по предприятиям в электронном виде.

Меры, перечисленные в таблице 2, позволят привлечь внимание инвесторов и ученых, обеспечат почву для научных разработок в области машиностроения, металлургии, деревообрабатывающей промышленности.

Таблица 2

Методика привлечения инвесторов в промышленные предприятия моногородов Свердловской области и ее ожидаемый результат

Мероприятие

Результат

1

Создание единого сайта по крупным промышленным предприятиям Свердловской области

Единый информационный реестр для инвесторов и государства

2

Создание оцифрованных обзорных экскурсий по промышленным предприятиям

Широкий круг информации для инвесторов по деятельности каждого предприятия

3

Создание оцифрованной номенклатуры продукции промышленных предприятий

Привлечение заказчиков и ученых с целью создания инноваций и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

4

Создание информационного раздела на едином для крупных промышленных предприятий сайте по инвестиционной деятельности и опубликование запатентованных разработок

Привлечение инвесторов и заказчиков

5

Разработка программ государственно-частного партнерства в области подготовки кадров и образовательной деятельности

Высокая квалификация персонала на промышленных предприятиях, что обеспечит рост эффективности производственного процесса

6

Взаимодействие промышленных предприятий и вузов в целях разработки инновационных продуктов и их внедрения, а также подготовки кадров по востребованным специальностям

Разработка и внедрение инноваций, высокая квалификация персонала, обеспечение занятости населения моногородов

 

Table 2

Methods of attracting investors to industrial enterprises of single-industry towns of Sverdlovsk region and its expected result

No.

Event

Result

1

Creation of a single site for large industrial enterprises of the Sverdlovsk region

Unified information register for investors and the state

2

Creating the digitized the excursions on industrial enterprises

A wide range of information for investors on the activities of each enterprise

3

Creation of a digitized product range of industrial enterprises

Attraction of customers and scientists for the purpose of creation of innovations and research and development works.

4

Creation of an information section on a single site for large industrial enterprises on investment activities and publication of patented developments

Attracting investors and customers

5

Development of public-private partnership programs in the field of training and educational activities

Highly qualified personnel at industrial enterprises, which will ensure the growth of the efficiency of the production process

6

Interaction of industrial enterprises and universities in order to develop innovative products and their implementation, as well as training in popular specialties

Development and implementation of innovations, highly qualified personnel, employment of single-industry towns

 

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

Перечисленные выше мероприятия позволят улучшить инвестиционный климат в регионе, что положительно отразится на занятости населения, развитии моногородов, росте макроэкономических показателей экономики страны.

Также для населенных пунктов с градообразующими предприятиями наиболее остро стоит проблема обеспечения культурного развития [7, 8, 11, 12, 13, 14, 15]. Данная проблема может быть решена с помощью цифровой экономики. Оцифровывание произведений искусства и культуры ведущих музеев страны позволит обеспечить удаленный доступ к ним населения, проживающего в моногородах.

Таким образом, Свердловская область является одним из регионов-лидеров и входит в первую десятку субъектов по общему объему отгруженной промышленной продукции страны. Помимо высокой инвестиционной привлекательности, имеются проблемы, связанные со средним риском инвестиционных вложений. Поскольку в рассматриваемом регионе сконцентрировано 17 моногородов, которые составляют почти шестую часть от моногородов страны, необходимо совместить меры по реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и развитию этих населенных пунктов, а также обеспечить улучшение инвестиционного климата Свердловской области, что станет своеобразным вектором для инновационного развития территории.

Список литературы

1. Информационный паспорт Свердловской области за 2018 год [Электронный ресурс]: Портал внешнеэкономической деятельности Свердловской области. URL: https://made-in-ural.ru/analitika/informatsionnyy-pasport-sverdlovskoy-oblasti-za-2018-god (дата обращения^ 14.06.19).

2. Князева Г. А. Устойчивое развитие моногородов: ключевые проблемы и механизмы развития // Устойчивое развитие регионов: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов международной научно-практической конференции. Казань, 2017. С. 49-52.

3. О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (с изменениями на 18 марта 2019 года): распоряжение Правительства РФ [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420210942 (дата обращения: 14.06.19).

4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://digital.ac.gov.ru (дата обращения: 15.06.19).

5. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской и Курганской области [Электронный ресурс]. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/enterprises/investment (дата обращения: 15.06.19).

6. Инвестиционная стратегия по Свердловской области на период до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: http://fondbogd.ru/upload/iblock/58b/58b8e0aa3d78c13e0c24b190ce058461.pdf (дата обращения: 18.06.19).

7. Масленникова А. Ю. Развитие инновационного предпринимательства в Свердловской области // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 7. С. 47-51.

8. Масленникова А. Ю. Культурная среда города как фактор повышения инвестиционной привлекательности территории // Вопросы управления. 2016. № 4 (41). С. 196-199.

9. Лапаева М. Г. Кадровое обеспечение научно-инновационной деятельности в условиях импортозамещения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 8. С. 86-90.

10. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы [Электронный ресурс]: Министерство экономики Свердловской области. URL: http://zsso.ru/upload/site1/document_file/POIuqtTKRT.pdf (дата обращения: 15.06.2019).

11. Стрековцова Е. А. Занятость молодежи как условие развития моногорода: социально-философский аспект // Исследования молодых ученых: экономическая теория, социология, отраслевая и региональная экономика: сборник статей. Новосибирск, 2017. С. 124-131.

12. Бердников В. А., Вахтина М. А. Моногорода: за и против // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: политические, социологические и экономические науки. 2017. № 4. С. 23-28.

13. Языкова А. Е. Моногорода как направление стратегического развития России // Студенчество - инновации - экономика современной России: сборник материалов межрегиональной студенческой научной конференции по итогам НИР за 2016 год. Йошкар-Ола, 2017. С. 176-179.

14. Меерович М. Г. Советские моногорода: история возникновения и специфика // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1 (73). С. 53-65.

15. Прусова В. И., Коваленко Н. В., Безновская В. В., Кириллова В. О. Моногорода России: проблемы и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 11. С. 187-193.

Войти или Создать
* Забыли пароль?